Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение фил-ии, ее предмет и проблемное поле. Структура фил-ского знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фил-ия (Ф.) – любовь к мудрости, совокупность общих взглядов чела на мир и свое место в нем - возникла в 7-6 вв. до н.э. в Средиземноморском регионе, в Древней Греции. Среди причин, стимулирующих зарождение Ф., можно назвать установление демократического социального строя, предполагавшего участие в общественных делах, расширение культурных и хозяйственно-экономических контактов, что стимулировало выработку новых средств осмысления челом своего существования и окружающей его среды, сомнение в мировоззренческой состоятельности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Концепции происхожденияФ.: 1. мифогенная (Ф. произошла из мифов) 2.гносеогенная (Ф. возникла как систематизация научного знания). Предпосылки происхождения: мифология (поставила мировоззренческие вопросы о происхождении и структуре мироздания), обыденное сознание (в рамках которого развивались зачатки мировоззренческих представлений), зарождающаяся наука (накапливала сведения о мире). Предмет Ф. – наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании чела и роль в выборе его жизненной позиции. Ф. изучает проблемы мировоззрения. Структура фил-ского знания: 1. историко-фил-ский раздел (трактовка возникновения и развития фил-ии, история формирования ее предмета на материале конкретных школ и течений). 2. онтология (учение о бытии) 3. фил-ская антропология (учение о человеческом бытии) 3. гносеология (учение о познании) 4. социальная фил-ия (функционирование и развитие общества как целостной саморазвивающейся системы). Основные вопросы Ф.: 1. что первично, материя или сознание? 2. познаваем ли мир? В зависимости от ответа на первый вопрос определяется принадлежность к материализму (первична материя, а сознание является свойством высокоорганизованной материи) или идеализму (первично сознание). Утвердительный ответ на второй вопрос объединяет фил-ов, признающих познаваемость мира (гносеологические оптимисты или рационалисты) и фил-ов, отрицающих познаваемость мира (агностицизм) Функции Ф. 1. мировоззренческая (выработка представлений ч-ка о реальности) 2.методологическая (выработка представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации) 3.гносеологическая (о путях познания, его формах и критериях истинности знаний) 4. аксиологическая (выработка критериев оценки значимости явлений реальности для чела) 5. идеологическая (обоснование идеологии как теоретической системы) 6.праксиологическая (выявление смыслов, целей, средств человеческой деятельности) 7.прогностическая (выявление тенденций развития событий в различных сферах). 3. Специфика фил-ской традиции в культуре древних цивилизаций Востока. Проблема бытия и небытия. Учение об обществе и челе. Становление восточного фил-ствования происходит в двух традициях – китайской и индийской. Восточная Ф-я во многом сходит с античной, но для восточной мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции, не отвергает истин, отраженных в мифе; развивает, усложняет, легализует их. Индийская фил-ия- начинается с Вед(2 тыс. до.н.э.)-комплекс литературных памятников, излагает фил-ие мысли, представления о мире, о челе и его нравственной жизни. Самхиты( сборник гимнов в честь богов ), Брахманы( объяснения к Самхитам ), Араньяки( поучения для лесных отшельников), Упанишады( собственные фил-ские тексты нацеленные на поиск нового знания- фил-ская часть вед ), Веданги( сов-ть текстов фанетики,этимологии, астрономии ) Ф-я развивалась в рамках опред систем и школ: ортодоксальные( признание авторитета вед: школы веданта,миманса, санкхья,йога,вайшешика ) и неортодоксальные( не признавали авторитет вед:джайнизм, буддизм, чарваков-локоятиков ). Веданта идеалистическое учение, 2различных аспекта:душа и Бог принципиально различимы душа и Бог в сущности едины. Ученик покорно следует за учителем, доктрина основывается на толковании Упанишад:гл книга «Брахма Сутра»по его мнению знание о мире должно быть во всех смыслах единообразным. Все сущее в итоге явл. Брахманом(верховное божество, причина и начало всего),он стоит за всеми явлениями, освобождение из круга перерождений достигается высшим знанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений – цель изучающего веданту. Миманса школа, примыкающая к веданте, ее проблема – познание и описание истинного ритуала, необходимого для достижения спасения. Основа темы – исследование дхармы(жизненного долга чела), отличит. черта: внимание на теорию познания и логику. Ньяйя- изуч механизм познания и правила ведения дискуссии, ньяйя рассматривает знание как раскрытие реальности, их задача: ответить на? Как достичь правильного познания. Базовый текст «Ньяйя Сутры». Вайшешика система родственная ньяйя. Тема школы – классификация и характеристика рассматриваемы объектов, согласно им мир состоит из различных частиц- ану, они вечны и неделимы. вайшешика разделяет предмет на категории подробно характеризует каждую из них, познание объектов необх для истинного освобождения и путь освобождения состоит в освобождении от практики. Джайнизм (599-527до н.э.) развивает ряд идей Упанишад, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего. Джива – отдельные души, способные к совершенству, аджива(пространство, материя)-основные составные части мира. Цель системы – образ поведения при котором достигается освобождение души от подчинения страстям, источник мудрости не Бог, а особые святые. Джайнизм опирается на систему знаний о бытии. Буддизм- ( 6-5 в до н.э. ) основатель Сиддхарта Гаутама(Будда). Истина для него – мир устроен так, что чел в нем – страдающее существо., мир и чел связаны на страдании. Основа вероучения – 4истины – истина страдания(страдание – свойство жизни), причины(о происхождении страдания, корень в страсти и жажде наслаждения), освобождения(отказ от желаний), пути(путь к освобождению восьмеричен – правильная вера, решимость, речь, действие, образ жизни, усилие, направление мысли, сосредоточение)- все исполнимо лишь в отречении от мира. После смерти Будды направления школы – Хинаяна(путь спасения для немногих избранных) и Махаяна(к широким слоям верующих). Китайская фил-ия памятники китайской духовной к-ры «Пятикнижие»- Книги Песен, Истории(5 начал мира:вода, огонь, дерево, металл, земля), Перемен(явления мира в двоичной системе «янь» и «инь», противоположные начала), Обрядов, Летопись. Школа даосизма о правильном пути и добродетели, основная категория – дао- закономерность всего сущего, вселенная где все уравновешено; в дао все объединено и целое, задача школы-приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности. Конфуцианство основал Конфуций, проблемы: взаимоотношения людей и воспитание. Главный закон: Концепция челолюбия. Конфуцианская добродетель – следование указаниям природы, высшая идея – сыновнее почтение к родителям, идеальный субъект – благородный муж, он всесторонне развитая личность. Заповедь К-а забота о людях, порядок в обществе благодаря правильному отношению чела к природе и др людям. Прочное государство основано на прочной семье. Моизм основатель Мо-цзы. Ядро учения – идеи всеобщей любви, преуспеваемости и взаимной пользы. Школа легистов – стремление к укреплению государства путем развития земледелия, построения сильной армии, расширение границ страны и оглупление народа. Понимание соотношения бытия и небытия мир это динамическое единство бытия и небытия. Небытие источник, начало бытия, связывющеее бытие с тем что здесь и теперь и с тем что было и будет.
4. Фил-ия Античного мира, ее периодизация и тематическая эволюция. Этапы античной фил-ии и их тематическая эволюция: 1.Досократовский. К.7-6 вв. до н. э. Первая попытка создания рациональной картины мироздания. Проблема космоса. Метафоричность мысли. Главные проблемы онтологические: поиск единого первоначала мира и проблема движения. Милетская школа – для них первоначало заключается в чем-то определенном Фалес(вода), Анаксимандр(неопределенное и беспредельное первовещество - апейрон), Анаксимен(воздух).объявили природу свободной от вмешательства сверх сил и существ, высказали догадку о вечности материального первоначала, указали что все явления мира подчиняются закономерностям а не богам. Геракли( основа всего – огонь, огонь-логос-первооснова космоса, упорядоченного мира;все правится судьбой и необходимостью, все течет и изменяется; идея борьбы и единства противоположностей, все в мире состоит из противоположностей и борьба определяет их сущность. )Элейская( Парменид оснойвал, провел различие между мышлением и чувственностью, ввел понятие бытие; Зенон- знамениты его апории о затруднениях в мышлении «Ахилес», «Стрела»-в кот отрицается движение, исключается множественность вещей в бытии )Пифогорийцы( основа – учение о числе, число – принцип строения мира, внимание не на вещественность, а на математическую структуру )Демокрит( все состоит из атомов и пустоты, найвысшая доблесть – безмятежная мудрость, высшее благо – благосост духа) 2. Гуманистический. 5 в. до н.э. Софисты (наука о слове, все знания не абсолютны, разработали «софизмы» для доказательства относительности познания), Сократ (Заложил основы гипотетико-дедуктивного метода. Общее несводимо к единичному, может быть открыто только умом. Диалектический метод характеризуется этической целью (воспитание души), принципом «незнания» (человеческое познание ничтожно мало). Попытка определения сущности чел. 3. Классический. К. 5-4 вв. до н. э. Платон( диалектика обособилась от диалога, акцент не на обсуждение, а на рассуждение, познание вещей – это припоминание ранее известного т.к. душа бессмертна и попадает снова в земной мир, душа из 3 частей – разум-воля и желания-влечения.;идеально гос-во из правителей-фил-ов, воинов и земледельцев, за идеальное гос-во, за аристократич республику и монархию, против олигархии, демократии и тирании ), Аристотель( материя вечна, неуничтожима, движение всегда было и будет, переплетаются идеалистические и материалистические положения, в оснеове вещей-огонь, воздух, вода, земля; душа присуща всем и имеет 3уровня:вегетативный,чувственный и разумный; гос-во – развитое общество, за аристократию, монархию и политию, и против тирания, олигархия и демократия ). Синтез фил-ских идей. Формулировка основных проблем античной фил-ии. Большое внимание теории познания. Приоритет логико-понятийного познания над чувственным. 4.Эллинистический. К.4-2 вв. до н. э. Мистико-религиозный характер. Разработка антропологии и этики. Проблема смысла жизни и свободы. Интерес на отдельного чела Эпикур( первичен индивид, высшая цель жизни-блаженство и счастье,удовольствие;каноника-учение об истине и правилах )Стоики(Аврелий, Эпиктет проблемы души чела,считали что у чела нет свободы действий, надо жить сообразно природе ). 5.Римский. 1 в. до н.э. – 529 г. н.э. Преобладание антропологич. и этич. проблематики. ) Ф- я древних имеет большое значение для последующей фил-ской мысли, в ее многообразных формах содержались истоки почти всех последующих фил-х школ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.008 с.) |