Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образует «Внутренне связанное неразрывное целое», натурал. произведения.

Поиск

Й период: исторические и историко-легендарные драмы.

Й период: философско-символические драмы «Бранд», «Пер Гюнт» «Кесарь и Галилеянин».

Й период: цикл из 12 реалистических пьес о соврем. жизни, из них – «Кукольный домик» и «Приведения» – образцы «новой драмы» (интеллектуально-аналитической), т.е выявляющей глубоко скрытые противоречия современной цивилизации.

Пьесы Иб. строятся как постепенное раскрытие тайн прошлого героев. (обнажается разрыв между мнимым внеш. благополучием соврем. действительности и ее внут. трагизмом, чреватым катастрофой.

Требовал от постановщиков своих пьес отказа от декламации, театр. торжественности, утрированных жестов, эффектной игры на публику ради аплодисментов. Настаивал на характерной индивидуализации всех образов, четко определенного места каждого героя пьесы в целом, на освещении создающем особое настроение, верности действительности, иллюзии, что все неподдельно, а реально.

Ставит вопросы: 1-й возможна ли жизнь по правде в соврем. обществе? – отвечает отрицательно. Чтобы жить по правде, цельная личность должна стать вне семьи, общества, сословных и полит. партий. Произведения Иб. сосредоточены на проблеме духовных ценностей.

Й Возможно ли при современных условиях жизни счастье, удовлетворенное чувство жизнерадости? Ответ и тут отрицателен.

Его психолог. драмы, в худ. отношении стоят несрав. выше комедий.. Он принес в европ. драму психологическую глубину и общественное значение, недостаток кот., Т. испытывал со времен Шекспира. Иб. дал Т. художественные качества, кот. были присущи древнегреческим трагедиям.

По настроению и основной идее пьесы Иб. делятся на 2 катег.: тенденциозно обличительные комедии и психологические драмы. В своих ком. Иб. явл. фанатическим защитником цельной, самодовлеющей личности и яростным врагом тех форм жизни, кот. обезличивают соврем. людей – семьи, основ. на роман. лжи, общества, государства, демократии – тирании большинства.

Фабула: цельная личность, герой или героиня, вступает в борьбу с обществом из-за идеала правды. Чем эта личность самобытнее и сильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственным ничтожеством людей. В конце концов, личность остается одинокой, покинутой, поруганной, но не побежденной.

Cпециф. оттенок, это чувство потерянности и трагизм человека, «просто так» прожившего жизнь. Альтернатива этому – утопическая свобода, правда и любовь – счастливая жизнь. Гл. герои стремятся к цели, но их борьба приводит только к холоду и одиночеству. И все же, чел. может выбрать и другой путь – путь к чел. теплу и любви. Проблема гл. героя – выбор.

Гл. тема – чел., преследующий свои цели и не обращающий внимания на окружающих. В психологических анализах, автор показывает негативные силы, наз. их «демонами» и «троллями», таящиеся в сознании этих людей. Последние драмы объединяет то, что дух. портрет чел. в них сложен. За это Иб. иногда наз. «театральным Фрейдом».

Россия, руб. XIX и ХХ вв.. Театральный ренессанс совпадает с пришествием нов. лит. направ. – символизма. Но его адепты слишком юны. Взоры публики обращаются к Западу. На русской сцене безраздельно царят немец Гауптманн («Перед восходом солнца», «Потонувший колокол»), бельгиец Метерлинк («Слепые», «Смерть Тентажиля»), норвежец Ибсен («Пер Гюнт», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес»). Это еще не символизм, лишь предисловие к нему, но привыкнуть-то надо…

Сильные люди, обнаженные страсти, афористическая ницшеанская стилистика пьес Иб. действовали на рус. людей, как наркотик. Самого писателя мифологизировали – он казался не просто драматургом, но мудрым вещуном-провидцем, его почтен. возраст доводил почтительность до почитания.

1848 тираноборческая психологическая драма «Катилина» и ист. драма «Богатырский курган» помогли Иб. в 1852 получить место драматурга, режиссера и худрука «Норвежского театра» в Бергене. (1857–1862) – Христиания, худрук, «Норвежский театр».

Из 6 пьес, после «Катилины», успех имела только «Пир в Сульхауге» (1856), остальные – «Богатырский курган»,«Иванова ночь» (1853), «Фру Ингер из Эстрота» (1855), «Улаф Лильекранс» (1857), «Воители в Хельгеланде» (1858) – стали худ. неудачей драматурга. В целом 1850-е годы были чередой неудач. Пьесы проваливались, волна критики.

1864 → Италия, прожил 27л. Поэма «Бранд» (1866). Пастор Бранд – герой фантаст. драм. поэмы в стихах, и фанатик, требующий от своей паствы быть христ. всегда, а не только по воскресеньям или отправляя необременительные ритуалы. Ставит целью жизни достижение внут. совершенства, полной умственной свобод ы. Ради этой цели он жертвует лич. счастьем, сыном, женой. Но его не знающий компромиссов идеализм («все или ничего») сталкивается с трус. лицемерием дух. и светс. властей; покинутый всеми, герой в сознании своей правоты погибает среди вечных льдов норвежских гор. «Бранд» – нравст. урод и при этом истинный подвижник; публика, восприняла пьесу как моральное откровение.

Далле саркастический «Пер Гюнт» (67), рифм. двустишия. «Бранд» нравственная, непоколебимая личность. Изменчивый, безответственный стяжатель Пер Гюнт – его антипод.

Известность Иб. держится на современных «проблемных» пьесах. Диптих «Бранд» и «Пер Гюнт» послужил источником, из кот. Иб. черпал чел. материал для своих «проблемных» пьес.

«Кукольный дом» (79), – социально-анал.. пьеса, тема скандала. Убедившись, что семья основана на том, что муж любит в жене только крас. куклу, а неравноправного чел., Нора бросает не только мужа, но и любимых детей, обрекает себя на полное одиночество, отвергнутой обществом, муж живет идеализированным миром, а жена интуицией и равенства между ними быть не может. В России – Станис., «Нора» (революционерка, партийка); Хейфиц, Т. Маяковского.

«Призраки» (81), – натур., скандальная, эпатажная, иллюзорная тема; невозможно счастье и потому, что никто не может быть самим собою, никто не в силах отстоять свою индивидуальность, так как над нами тяготеет закон наследственности, и среди нас встают привидения как пороков, так и добродетелей наших отцов, Путы долга, обязанности, завещанные нам прошлыми веками, мешают нашей жизнерадости, кот. ища тайного выхода, становится развратом. Последствия нарождающегося лицемерия и ханжества, протесты публики по поводу инцеста и общест. неблагополучия в пьесе побудили Иб. ответить на критику следующей комедией.

«Враг народа» (82), – социл.-анал. пьеса, противостояние общества и личности, авт. пишет с себя, чувствовал загнанность в жизни; в обстановке более реальной подобная же участь выпадает на долю докт. Штокмана. Убеждается в том, что демократия родного города, служа на словах принципам свободы и справедливости, на деле подчиняется мотивам мелким и бесчестным. Доктор Штокман в курортном городе берет пробу воды и нах. в ней палочки, требует закрыть курорт, все против. Восхищаясь идеализмом докт. Штокмана («истина любой ценой»), поклонники Иб. были удивлены, когда в «Дикой утке», знание «истины» погубило семью. «Самый сильный чел. в этом мире тот, кто остается одиноким».

«Дикая утка» (84), – приближение к символизму; счастливая семья в кот. приезжает чел. и вносит горе, считая, что через правду, кот. он говорит, он совершает благородный поступок. Счастье невозможно, потому что счастье неразлучно с ложью, а совр. чел. заражен микробом правды, лихорадкой правдолюбия, чем губит себя и ближних.

«Росмерсхолм» (1886), – наконец, счастье невозможно и потому, что с развитием культуры, становясь утонченнее умственно и нравственно, человечество теряет стремление к жизни, разучивается смеяться и плакать.

«Гедда Габлер» (1890), – декаданс (красота смерти, отсутствие морали) когда внешняя красота заслонила вопросы добра и зла, чувство чести заменено боязнью скандала, а любовь – бесплодными муками ревности. Красивый поступок, даже если смерть, но должно быть красиво – выстрел в весок, но когда Геда узнает, что получился несчастный случай, а не самоубийство, то решает совершить этот поступок сама, т.к. > некому и стреляет в себя (все через призму идеала отца). Единственная его живая пьеса, без общественных или моральных схем, в кот. герои действуют и живут для себя, а не правят барщину ради авт. идеи. Иб. ближе всего подошел к классической трагедии. 1899, «Гедда Габлер», МХТ, Станис.

«Строитель Сольнес» (1892), Источником вдохновения стал продолжительный роман Иб. с Эмилией Бардах. Рисует в символическом образе ход мир. прогресса, кот. нач. с наивной веры, продолжается наукой, а в будущем приведет чел-во к нов. разумно мистическому пониманию жизни, к воздуш. замку, построенному на каменном основании. Иб. изобр. чел., жизнь кот. во многом отражает его собственную.

«Когда мы мертвые пробуждаемся» – признанный миром скульптор, профессор Рубек, вернулся в Норвегию после долгих лет, проведенных за границей. Но несмотря на свой успех и славу, он не чувствует себя счастливым. Гл. герой вынужден признать, что он выкинул из жизни, наслаждение. Рубек, ради ис-ва отказывается от всего – в том числе и от любви. Это открывает гл. герою, его бывшая любовь Ирен, натурщица, позировавшая ему во времена его молодости. В решающий момент его жизни, она идет к нему и говорит правду: мы должны умереть, прежде чем мы осознаем, что и не жили по-настоящему.

В апогее небывалого творческого расцвета летом 1891 Ибсен вернулся в Норвегию. Вскоре после 70-летия он перенес несколько ударов. В пьесе «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899), последней из его 26 драм, он с беспрецедентной строгостью подверг суду свой твор. путь и оценил его как трагический провал. Умер Ибсен в Христиании 23 мая 1906.

2. Метерлинк М. Символизм во франузской драм-и. Театрально-эстетические взгляды.

МЕТЕРЛИНК Морис (1862–1949) БЕЛЬГИЯ. Символизм. Представитель «Новой драмы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.54.138 (0.008 с.)