Последний период драматургического пути Виктора Розова засвидетельствовал крушение гражданской ясностии иллюзий поколения 60-ков, утратившего лидерство в ис-ве и реальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последний период драматургического пути Виктора Розова засвидетельствовал крушение гражданской ясностии иллюзий поколения 60-ков, утратившего лидерство в ис-ве и реальности.



Доронинский Т. и «Содружество актеров на Таганке» (Губенко) до сих пор ставит пьесы Розова.

56г. – его пьесы ставились везде, до съезда 2 пьесы. Лучшая пьеса «Вечно живые».

«В поисках радости», 1957, Современнике, Ефремов, перспективные мол. актеры (Табаков).

«В день свадьбы», Эфрос ставит – пробует труппу.

«Вечно живые» – Ефремов 1-я пост. – дипл. сп-ль – оригинален.

«Гнездо глухаря», 1980, 1996, Плучек,Т. Сатиры.

Сначала в репертуаре было 2 сп-ля по Розову. Ефремов считал, что Розов для них, как Чехов для прежнего МХАТа. За 14 лет Еф-в поставил 35 спектаклей, из них 6 по Розову.

Пьесы Розова ставятся во многих советских театрах, а также в Болгарии, Венгрии, ГДР, Корее, Китае, Польше, Румынии, Чехословакии, Японии, Англии, Италии, ФРГ и других странах. Розов написал ряд статей о театре и драматургии.

1962 Роз. на основе своего сценария «А, Б, В, Г, Д» написал пьесу под названием «В дороге», пост. в Т. Лен. ком., Т. им. Моссовета (1962) и др.. Среди др. работ: «Традиционный сбор» (1967), «Кабанчик» (1987); статьи о театре. А/биографическая проза «Путешествие в разные стороны» (1987). Гос. премия СССР (1967).

В советской драматургии на всех этапах ее развития требовалось, чтобы герой менялся, мужал, перебарывал душевные порывы, учился, повышал произ-ть труда.

50-е гг. Постсталинский период – надежда на лучшее, светлое, свободу личности в творчестве и самоопределении. 60-е (серед.) – иссякли надежды, связанные с эпохой оттепели (жизнь складывалась по законам номеклатурного принципа устройства совет. жизни, ленивый общес. морализм, утративший силу, деловые интриги, тесные квартиры, скудность нормативного бытия, и гражданский гнев выплескивался в формах парадаксальной условности. А затем разочарованные авторы возвращ. к классике, а позже, 67г. (нач. брежн. правл.), симптомы дух. кризиса совет. общества («Традиционный сбор» Розова, «Две стрелы» Володина, «Варшавская мелодия» Зорина). Период датских пьес и сп-лей, как дань за возможность сделать что-то настоящее. После 68г. (Чехословакия, танки), снова система репрессий, страна разделилась пополам: одна официально-ретуальная, другая приваиная – ценизм советс. режима, превратившегося в носителя мертвой идеологии. Во власть пришли люди усредненные, со стертой индивидуальностью и плохим вкусом, что наложило отпечаток на всю худож. жизнь страны.

Володин Алесандр Моисеевич (Лифшиц) (1919-2001) Рус. даматург, поэт. Фронтовик. (1949) сценар. фак. Гос. инс. кинемотографии. (1954) начал литер. деятельность.

«Фабричная девчонка» – 1956 Ставропольский Т., 1957 ЦТСА. Вызвала в печати острую дискуссию.

Цепочка этюдов из жинни 4-х дев. из одной бригады ткацкой фабрики проживающих в одной комнате общежития. О их вроде бы внешнем равнозначном образе, и совершенно разнохарактером внут. мире, о нравственном и скрытом ложном, компромиссах и общест. интересах, любви и предательстве каждой героини.

«5 вечеров », 1959, БДТ, Товстоногов; Современник, Ефремов. Пьесу назвали бытовой-буржуазной, где нет идей коммунизма и только авторитет Товстоного удержал ее. Гл. р. – Е. Капелян. Возвращение героев, сначала замкнутых в панцирь четкого социального типажа, к самим себе.

«В гостях и дома» – 1960, Т. Ермоловой, Москва.

«Моя старшая сестра», на Доронину. «Старшая сестра » 1961, ставит Фокин.

Тема: верность собственной челов. природе.

«Ящерица», 1982, Т. им. Маяковского, Москва. «Блондинка», 1984.

«5 вечеров », 1997,Женовач,Т. на М. Бр.

Сцен. фильмов: 1965, «Звонят, откройте дверь!»; 1979, «Осенний марафон».

******************************************************************************************

Вампилов Александр Валентинович (1937-1972) Рус. драматург. Род. в сиб. селе Кутулик в учит. семье. Отца репрессировали, расстреляли. Окон. истфилфак Иркутского универа.

В пьесах «Старший сын»,«Утиная охота» (обе 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972), одноактых комедиях «Двадцать минут с ангелом» (1970) и «История с метранпажем» (1971; в 1974 поставлена под общим названием «Провинциальные анекдоты») отразил некоторые симптомы болезни общества – душевную усталость молодежи, цинизм и др., синтезировал приемы буффонады, лирической комедии, психологической бытовой драмы. Утонул в Байкале.

«Провинциальные анекдоты» 1971, (в тоже время идет и в БДТ, но у Современ. лучше?) в сп-ле есть фокинский стиль, его тяготение к мистике, большие словесные зарисовки. Он считал, что в вампил. Анекдоты нужно внести мистику, например: открывается занавес, еще никого нет (актеры лежат под покрывалом, но их не видно), скрипнула дверь, хлопнули окна – несколько минут затаенной и говорящей тишины и потом только начинается бытовая игра. Зритель как бы подготавливается к обстановке необычайности, в кот. могли произойти такие события. Играли Щераков, Даль.

«Провинциальные анекдоты», 1973,В. Фокин,

«Прошлым летом в Чулимске», 1987, В. Фокин, Т. Хаюдза, Токио, Япония.

Пьесой «Прошлым летом в Чулимске», ее гл. героиней Валентиной, Вампилов окончательно разрушил традиционную назидательную модель оптимистической советской пьесы, кот. на протяжении нескольких десятилетий культивировали власти.

«поствампиловская драматургия» → «Новая волна»

Пьеса «Утиная охота» дала толчок «новой волне» драматургии 70-х гг. ее назвали «поствампиловская драматургия» Трагический образ Зилова, «лишнего человека» эпохи социализма, «безвременно сгоревшего на работе», запутавшегося в историях с женщинами и мечтающего о вольной охоте там, где восход солнца – «это как в церкви и даже почище, чем в церкви…», был предъявлен обществу.

23. Любимов Ю. П. и Театр драмы и комедии на Таганке.

Юрий Любимов род. 1917 Ученик Мейерхольда, закончил театр. училище при Т. Вахт. в 40-м г., служил в ансамбле песни и пляски НКВД, работал на фронте 6л. – всю ВОВ. На фронте познакомился с Дм. Шостаковичем, драматургом Эрдманом, кот. время дружил с Есениным и Маяковским.

46г. Демобилизовался, работал в Т. Вахт. на гл. ролях: Олег Кошевой, Ромео, «Много шума из ничего» и др. Снимался в к/ф «Кубанские казаки» и еще более 20л. Женился на Целиковской, хороший брак.

Но его тянуло в реж., пошел к Кедрову, преподавал в Щукинском уч.

60-е годы – выпускает курс и дипл. сп-ль по Брехту «Добрый ч-к из Сезуана». Брехта никто не брал, боялись, а Люб. сумел убедить Захаву, что это чисто студ. сп-ль – мало затрат, Брехт не требует особых декораций. Захава не читал Брехта и поддался на уловку Люб. На прогоне Захава понимает, что получается вызывающее и несоответствующее времени, запрещает. Люб. приглашает Симонова, тот пишет положительную статью в Правду и Захава сдается. Аншлаги сплошные.

Люб. предлагают возгл. Ленком, долго думал, тогда предлагают на окраине Т. драмы и комедии. Боится, что в такую даль зритель не пойдет. Но соглашается, выговаривая себе права: уберет бывшую труппу, снимет весь репертуар, кроме 1 пьесы, реж. Фоменко и Бирмана по пьесе Пристли. И ставил в основу репертуара «Добрый ч-к из Сезуана», с ним в Т. идет почти весь его курс.

Высоц. придет поддержать Любшина, поет песни Люб. и тот за авторский талант сразу же возьмет его. А до этого Высоцкий уже 2г. играл в различных Т. Люб., Высоцкий, как актер не восхитил, но, услышав его песни и узнав, что Выс-ий является их автором, Люб. сразу же пригласил его.

«Человек из Сезуана» – по бокам сцены станки-тротуары, по сцене расставлены надписи на растяжках с назв. мест действия, сп-ль решен через пластику – Бог. Хм. старик, хозяин лавки, без грима. Женщ. с хвостом перерождалась в муж. в котелке – Славина – игр. великолепно. Сп-ль на условностях, кружащиеся фигуры актеров. Люб. считал, что в Т. Брехта соединение условного и реальных вещей.

Провал. «Герой нашего времени», остальные сп-ли были потрясающи, ярки и знаменательны. В основ. сп-ли ставились на одного актера – Губенко, он уйдет, его роли перейдут к ВЫСОЦКОМУ.

«10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рид. Заявлен, как «народное представление». Люб. начинает увлекаться больш. формами и все чаще прибегает к переработке романов в некие поэт. формы.

32 картины, решенных в раз. ключе: пантомима – наковальня, огонь – актриса, Т. теней – борьба богатых и бедных, условные сцены. 4 портрета в фойе – Станис., Мейер., Брехт…(4?). Есть и поныне. Говорящие головы судей. Услов. моменты – смена времен. правительства – знаменитая сцена сыграна – на скамейке сидит врем. правит., входят матросы и по одному передвигая скамейку садятся, а с др. стороны член правит. падает, откидывая портфель. Актеры в револ. матрос. тужурках дежурили еще в фойе, а Золотухин с Высоцким распевали рев. частушки прямо на улице. Заняты были почти все актеры Т.

65г.поэтический Т. Любимова. 1 сп-ль по А. Вознесенскому, потом у него появилось название «Антимиры». В нем разыгрывались жанровые стихи, др. ложились на музыку, сп-ль шел очень долго.

«Павшие и живые» по стихам поэтов-фронтовиков: 1-е отд. – погибшие, 2-е отд. – по стихам выживших. Высоц. песню «Солдаты группы «Центр», много нападок. Претензии к сп-лю были очень тупы. Сп-ль шел в черном кабинете, у задней части сцены стояла чаша Вечного Огня, и от нее несколько дорог уходили за задник. Люб. понравилось продлевать сп-ли – либо в начале – частушки на улице, либо в конце. Здесь по окон. тушили свет, а лестница, на 2 этаж, уставлена свечами в бол. артиллер. гильзах – получалась тропа Вечного Огня – ощущение горя и славы многократно усиленное вослед финалу.

2 важ. сп-ля в сотрудн. с Эрдманом. «Пугачев» и «Послушайте» О Маяк-ом. Х-к Боровских воплотил идеи Люб.: цепи, войлок, струганные доски, наклонный дерев. настил, по кот. актеры скатывались в сцене подавления бунта, на авансцене стояла плаха, скатывались к ней. Знаменитый монолог Хлопуши: «Пропустите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!» Снова условности – цепь из тяжелых колец. Высоц. бился о цепи, раскачивая их, они отбрасывали его на задние цепи, но постепенно провисали, падали перед ним пропуская к следующему ряду цепей. Выс-ий после этого сп-ля был в синяках и не играл 2-3 – ему ставили выход. дни. Высоц. не хотел играть Хл-шу. Исчезал из Т., уходил в загул, жаловался на Люб., но услышал запись голоса Есенина в монологе Хлопуши. И в тот же день дал согласие.

«Маяковский» – сп-ль также переживший идиотские придирки, пришлось его сдавать несколько раз. «Живой» Можаев, условный сп-ль. Свежесрезанные березы – запах клейких листочков, все условно, ангел в ушанке всех посыпает манной крупой. Чиновники обалдели. Запретили на 20л. Он вышел после возвращения из эмиграции Люб., но это уже было не то время и не те актеры, но тот их возраст.

70-е годы «Мать» по Горькому, реверанс в сторону власти. В эти годы – все сп-ли Люб. даются с боем, он уже в опале, его хотят снять, но он передает письмо Брежневу и его оставляют в покое.

«Мать» – также очень условен. Например, рабочие совещаются на темной сцене и только лица их подсвечены снизу. Стены Т. никогда не были отремонтированы, когда убирали занавесы, то обнажались голые кирпичи, рабочие стояли около них и по железкам точили напильниками – ощущение производ. цеха. Пели «Дубинушку» – раскачивались на штанкетах, толкая огромные бревна, шли на зрителя.

«А зори здесь тихие» Б. Васильев. Считали, что в условном Т. нельзя достичь масштаба трагедии. Из декораций были только щиты, подвешенные к штанкетам – полифункц. Борт машины – доска с №. Болото – над полом приподн. неустойчивая доска, и по ней трудно было пройти, сохранив равновесие. Сцена затемнялась, звучал вальс и доски чуть высвеченные, начинали кружиться, а за ними девушки, то их видно, то они исчезают и потом исчезают окончательно, а на переднем плане плачет Васильков.

Вызывают в министерство, спрашивают почему не ставит норм. разрешенные пьесы. Люб. бросает: «Ну хотите, я поставлю вам «Гамлета»!» Ловят на слове, выделяют деньги, обычно зажимали в средствах. Люб. в шоке – он и не думал ставить Гамлета, не представлял, как это можно и нужно сделать.

Выдвигает концепцию – Гамлет-поэт, пер. Пастернака комбинирует с др. авторами, «Мой Гамлет». М. Влади привозит из Фр. черный свитер и джинсы. На сцене – настоящая могила с крестом и живой землей, а вверху клетка с живым петухом. Важная деталь – знаменитый занавес – гл. действ. лицо. Подвешен за одну точку в центре и может крутиться во все стороны: огораживает замок, разделяет героев, сметает всех между картинами. «Быть или не быть» – занавес 3р. проход. в обе стороны через сцену.

70-е годы – лучшие для Таганки. «Деревянные кони» по Ф. Абрамову. Х-к – Боровских. По деревням собирали старинную утварь. Зрители проходили через сцену и могли потрогать эти предметы.

Перелом в отношении Таганки «Мастер и Маргарита». Люб. не верил, что разрешат поставить этот сп-ль, но при приемке не было ни 1 исправления. Сенсация!

Центральное место – бал у Воланда. Л-в собрал все лучшее из разных сп-лей – люки, станки. Условности – сцена полета Мар.: на середине сцены занавес из Гамлета, Мар. цепляется за него и нач. дикое вращение, с др. стороны висела служанка Мар.. Плавно занавес уходил в бок. На балу Мар. должна быть обнажена: на авансцене стояли кубы, на кот. сидела Мар. в покрывале и потом вдруг скидывала его и весь бал так и сидела обнаженной спиной к зрителям. Это 77г.!!!!! Шок!

После «М и М» к Люб. стали отн. по-другому – ему стали разрешать почти все, он был обласкан, его отпустили на гастроли в Париж, Люб. – 60 лет, его награждают орденом Красного Знамени. Он делает свой антиюбилей – сидит на ступеньках в джинсовом костюме (западный образ жизни) – ему прощают.

80г. – умирает Высоц., запрет на церемонию, Люб. идет напролом. На фасаде Т. вывешен портрет Высоц., этот портрет ломали на глазах у пришедших проститься с актером. Сп-ль памяти Высоцкого был поставлен через полгода и назывался строчкой его песни «Не пройдет и полгода». Сп-ль запрещен, Люб. позвонил Андропову и разрешили, но 1 раз и на 1 день, зрители шли без билетов, по приглашен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.021 с.)