Законы – прежде всего, полемизирует с классицистами. Отказывается от монолог. принципа построения пьес. Использует открытый финал. Нет точки. Открытая композиция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы – прежде всего, полемизирует с классицистами. Отказывается от монолог. принципа построения пьес. Использует открытый финал. Нет точки. Открытая композиция.



Отказывается от сюжета основанного на судьбе одного героя. То есть полифония. «Борис Годунов»несколько линий – Бориса Годунова, Гришки, народа, истории. Каждый эпизод – законч. драм. произ-е. Пушкин анализирует историю судьбы народа.

Мейерхольд открывает музык. принцип построения сюжета в Пушкине. Многоголосье.

Отказывается от субъективизма романтиков. П. показ. характер сложный, противоречивый, в разных ипостасях (объемный возрожденческий характер).

Для какого народа пишет П.? Ориентируется на дворян, круг своих друзей, а так же декабристов. То есть те, кто могут пережить катарсис во время представления. Высокий гражданский уровень. Характерная для П. черта – смесь жанров. Маленькие трагедии – трагедия и юмор. «Борис Годунов» – трагедия и площадной фарс и т.д.

1825 Михайловское. Историческая, философ., народная траг. «Б. Годунов» (посвящена Н.М. Карамзину). Опальная пьеса. 6л. не издавалась.

«Б.Г.» – реформа рус. драмат-ии и рус. Т. Запрещен цензурой. Опубл. в 1830, не востреб. Т. 19в.

1870 От Александринки, (не удач. постан., т.к. написан собст. сценарий, приспос. к своему языку) повелось, что пьеса не сценическая. П. понял, что «Б.Г.» анахронизм – надо отказ. от множества традиций, предрассудков, обычаев, нравов, понятий многих столетий. «Б.Г.» намного опередил свое время, предсказ. новый вид Т. 20в. Он противостоит актерскому Т. – требует единой воли, целостного решения на всех сценических уровнях.

Эстет-я система пьесы противится обывательскому, зрелищному Т., построенному на примитивном правдоподобии, копировке истор. дейст-ти, постановочных эффектах. П. созд. картину истор. бытия, а не быта (правдопод-е костюмов и обстановки). Гл. – судьба чел-ая, судьба народная, истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах. Интересно сравнение 2-х эстет. систем 20в. Т. Станис. и Т. Мейерх..

1. В центре пьесы вопросы о природе власти, об отношении власти и топы, личности и общества, о значении личности в истории. Власть, построенная на преступлении, кровопролитии порочна в своей основе, такая власть ввергает страну в ситуацию хаоса, бунта, граждан. войны. Именно Б., как 1-й самозванец, порож. эпоху смуты (совершён-й грех – божье наказание – гибель).

2. В пьесе есть движение «горизонтальное» – т.е. развитие реального сюжетного действия и «вертикальное» – к божественному абсолюту (философско-этический, бытийный масштаб траг.), т.е. вопросы несовместимости блага и греха, преступ-я и наказания, добра зла, свободы и совести.

3. Связь – тень младенца Димитрия (смысл. стержнь – совершён. грех) – все событ. вокруг этого.

Пушкин разрушает классический канон.

4. Свободно формир. сюжет (нет единства, времени, пространства).

Времядейст. длится, не одни сутоки – 7 лет;

МестоМосква, литов. граница, Польша, царские палаты, монастыр. келья, площадь, лес. Единство действия(отказ. от монологического мышления предшес. эпохи) главное не кто герой, а что развивается в трагедии, какова ее цель. Гл. герой меняется – Борис, Самозванец, Пимен, юродивый, бояр. оппозиция, народ. Пьеса наз. Б. Годунов (вроде бы гл. гер. – он, но с его смертью дейст. не заканч., а продолжается. Также и Самозванец – бол. сцен. времени, ярче описан, затмевает самого Бориса, но и он (ремарка) «засыпает»). Гл. герой – сама история, эпоха самозванства, Смутн. время, судьба госуд., смысл рождается из столкновения всех дейст. лиц трагедии.

5. Драма-исследование – заставляет мыслить, анализировать явления жизни, истории. Не страсть, а мысль пружина, узел траг.. В трагедии должен говорить не автор, а люди минувших дней, не его дело оправдывать и обвинять, подсказывать речи, его дело воскресить минув. век во всей его истине. Без субъективности (только авторский взгляд), т.к. это пораждает односторонность искус.

6. Полифоническая структура.Нет жесткой интриги, логики событийного ряда, а есть объем ист. проц. Дейс. расслаив-ся на самост-е линии, а, пересекаясь, созд. единство, целостность эпохи. П. мешает обыденную простоту с поэзией, объединяет «низких» (народ) и «высоких» (царствующие особы) героев (самостоятельные сцены «низкие» персонажи – сцена в корчме на литов. границе или народ. сцена на Красной площади).

П. объед. (по шекспировски) в пространстве траг. – ком-е и драмат-е, страшное и смешное.

Нет 5-ти акт. стих-й струк. – 23 сцены-фрагмен. (без трад. логики – след. не объяс. предыд.)

П. созд. нов. тип сюжета – разнообр-е эпиз. (как бы выхв-е из потока жизни) образ. целое.

Сцены не равноценны по кол-ву участ. и репликам (одно слово, несколько, на страницу).

Цельность – от Кремля до границы, от царя до юродивого – все вовлеч. в простр-о смуты.

Более 80 персонажей.

Толпа не декорация – реальная движущая сила.

14. Проза + белый стих + рифмованный стих.

Отказывается от традиционного списка действующих лиц.

Финал – «Народ безмолвствует» – толковать можно по-разному – растерянность и полное молчание, обреченность морал. протеста, неприятие преступления, начало праведного наказания убийцы, пробуждение совести.

Дм. Благой представил пьесу в форме 3-х концентрических кругов:

1-й – внешний, большойкруг народа и бояр. оппозиции – 3 первые и 3 послед. сцены.

2-й – среднийкруг Бориса –он появ. в 4-й сцене и исчезнет (Борис умирает) в 4-й от финала.

3-й – внутренний, меньшийкруг Самозванца – появ. в 5-й сцене и в 5-й от финала засыпает в лесу.

Итак, Б. и С-ц внутри народного океана и зависят от «мнения народного».

Актеры брали для бенефисов. Мусоргский писал оперу. Шаляпин исполнил позже.

1907 МХАТ Немерович, Станис-й не имеет отношения. Неудачно. Через чеховское психолого-бытовое прочтение. Удалась массовая сцена. Народ безмолвствует – не разделяет грехи царей.

Мейерхольд открывает – герой не может быть вне народа, но не дали осуществить. Борис появ. в нач. и в кон. Народ выплескивает самозванца. Гл. – народ – борьба страстей на фоне бурлящего моря. Все через призму народа. Нет помпезных одежд. Напряж. ритм времени. Акцент на выразительное средство – язык. Считал важным – передачу эпохи, сохранение стилистики автора. Музыкальный фон отражал толпы народа, кот. на сцене не было. Было 8 чел. Нет ни одной проходной сцены. Действие по спирали. Герои – страстные, ненавистные, ярост. темперамент. Народ ищет правду, но так и не найдет ее. Пимен – чел. опричник-свидетель ужасов тирании (не желал делать из него благообразного Нестера).

1982 Любимов повлияли репетиции. Ставит перед иммиграцией. Народ достоин своей власти. Золотухин в тельняшке. Обвинили в намеке на Андропова. Играли в ватниках. Народ все время на сцене, как мощное хоровое действие. Играли артисты драмы и Т. Покровского – поют рус. народные песни. Народ уличная, рыночная толпа – не героическая, а страшная. С молчаливого согласия происходят все преступления. Боровский сценография. Пустая сцена. Столп верстовой – Европа-Азия. Борис-татарин (зять Малюты). Телогрейки, бушлаты, фуфайки, и т.д. Прием двойников. Один актер играет несколько героев. Борис Годунов и Самозванец – уравнены.

Губенко. Самозванец (Золотухин). Мария Мнишек (А. Демидова). Бортник Пимен (Трофимов). Народ безмолвствует – потому что сам виновен в преступлениях. Потому что допускает таких героев.

БДТ и сейчас есть.

МХАТ при Ефремове. Антреприза Самозванц (Е. Миронов). Б. Годунов (Ефремов).

50-60 Брук ставил муз. версию. Лик Христа на заднике. Через всю сцену летал маятник.

4 Русский театр эпохи романтизма: драматургия и актерское искусство (М. Ю. Лермонтов. П. С. Мочалов). «Маскарад». Сценическая история.

Романтизм. Окончательно закреп-ся в эпоху декабристов (после их восстания атмосфера апатии, страха, пессимизма, безверия, разочарований, рефлексии). Два враждебных склада: Народ. массы – громадная необразов-я масса; Интеллигенты – оторванность от реал., живой действит-ти, социально-психолог-е одиночество. Напряжённые дискуссии в журналистике, эстетике, философии: споры архаистов и новаторов, почвенников и европейцев, консерваторов и радикалов, плебеев и аристократов – все стремились опред. свой индивид-й путь в меняющемся мире (ненависть к деспотизму, развитие общественного сознания, пробуждение внут. свободы и чувства чел. достоинства – идеи укоренившееся в предыд. эпоху – почва для отеч. культ. нов. времени. Мысль ушла извне вовнутрь (внут. мир чел. станов. не менее важным, чем общественно-государственный). Востребована идея нацонал. единства. Но Россия – тюрьма. Давление власти на деятелей культуры. Создание 3-го отделения царской канцелярии для контроля за каждым мыслящим человеком. Уныние и застой среди образов. общества.

Жесткая цензура всего искус. и Т. в частности (контроль власти за Т. репертуаром и Т. политикой, запрещались даже острые куплеты водевилей, подбором труппы, распределением ролей). В 1824 созд. Малый Т. в Москве, на рубеже 20-х гг. появ. актеры нов. поколения (Мочалов, Каратыгин, Щепкин). Яркие представ-и Лермонтов и Мочалов. В критике Полевой и журнал «Московский телеграф». Чистоты стиля никогда не наблюдалось.

Параллельно в 30-е гг. возникает реализм (изучение причинно-следственных связей, анализ – объединение подробностей и отдельных деталей в целое, принцип историзма, детерминизм – взаимосвязь, обусловленность событий). Романтизм начал расшатывать нормативность классицизма. В этот период чел. приходил в Т. чувствовать, а не мыслить, волноваться и сострадать, а не рассуждать. Репертуар – водевиль, мелодрама, историч. драматургия (неистовые страсти, подвиги, предательства, убийства, тайны, измены, отравления), но всегда добро побеждало зло. Т. гармонизировал жизнь, но одновр. был отчужден от реальной действительности и потому был утопичен, создавая иллюзию правды (сказка про жизнь, деформированные характеры, утрированные чувства и т.д.). Популярны пьесы Кукольника и Полевого.

Характеристика Романтизма. Разрушает нормативное мышление (классицизм) → новое отношение к жизни → свобода → вседозволенность. Зап. Европа кон. 18в. Идеалистическая филос в основе. Братья Шлегели, Ф. Шеллинг, Новалис. Оказала влияние фр. револ. В России зарож. в нач. 19в. Краткий период сущест-я в сфере театра. Драматург Озеров. Актер Яковлев (трагик). Сила свободы ведет к хаосу, вседозволенности (к «сверхчеловеку»). Романтический герой – бесперспективность расколотого сознания, безысходность эгоистического бунта, пессимизм.

Принципы романтической эстетики:

1. Принцип свободы – Пушкин – поэзия выше нравственности или совсем иное дело. Поэзия порывает с догматическим стилем, в кот. искус. должно давать опр. урок. Нет морализаторства. Искусство рассмат. как самовыражение худож., предназначено для наслаждения. Мочалов яркий пример романтического жизнетворчества – в жизни совершает те поступки, которые могли бы прожить герои. Мир отражается не в реализме, а в символах, в мистических явлениях и т.д.

2. Свойства расколотого романт. мышления: «фрагментальный мир», интуиция, алогизм, деструкция, крайний субъективизм, рождает «потусторонний» мир духов, двойников, кошмаров, видений.

3. Романтики воспринимают мир в движении. Постоянный непрерывный процесс. Они погружаются в эпохи. Наслоения стилей и направлений друг на друга, их взаимопроникновение (античность, Возрождение, средневековье, классицизм, барокко). Расширяют контекст. Дом – вся вселенная (народность и национ. искусство – фольклор, традиции, обычаи, народ. язык).

4. Прием игры, подмены, перевертыши.

5. Не существует идеи разумного мироустройства. Миром правит хаос.

6. Не существует гармонии, а с другой стороны тоска по идеалу и в этом конфликт.

7. Все строится на дуализме (двуемирие). Бог и дьявол, добро и зло, дух и материя, свет и тьма, реальность и иллюзия, жизнь и смерть. Они одновременно идеалисты и богоборцы. Полярный конфликт. Все борется. Человек это воплощение добра и зла, воли и бессилия, страсти и рефлексии.

8. Гл. субъект– герой, личность, кот. нах. в конфликте с миром и с собой. Бежит от трагической реальности в мир иллюзий (от надежд к разбитым мечтам). Как правило два героя – один изгой, странный, лишний чел., кончает сумасшествием, бегством, смертью. Второй тип – сверхчеловеквстает над обществом, миром, наруш. морал. нормы, и кончает трагически (от скуки, разочарования, обреченности к ненависти и преступлению). (все персон. Мочалова – Арбенин).

9. Искусство романтизма – элитарно. Для определенного круга. Призирают толпу и чернь.

 

Мочалов. (1800-1848) 30 л. на сцене. 1817 дебют в Москве. Наследник Петербургской шк. Яковлева, утверждает один из осн. законов рус. акт. школы – сценическое переживание. «Актер нутра», актер страсти и страдания, переживания, актер-лирик, стихийно, интуитивно постигающий роль проникал в истину. Колоссальный представитель романтизма на сцене и в жизни. Не ровен его актерский путь и не знал он гармонии в жизни. Переходя в мир воображаемого лица, играл все-таки свою душу – т.е. романтическое веяние эпохи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.013 с.)