При разночинной гимназии откр. «классы художеств» – создание проф. актер. труппы. Руков. препод. универа, драм. и поэт М. Херасков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При разночинной гимназии откр. «классы художеств» – создание проф. актер. труппы. Руков. препод. универа, драм. и поэт М. Херасков.



В Москве нач. сп-ли итал. ком. оперы Дж. –Б. Локателли. Он строит свой Оперный дом. Аншлаги, но пересмотрев весь репертуар зал опустел и Локателли отдает сцену универ. труппе. Они в 59г. игр. ком. Леграна «Новоприезжие». Локателли отбирает гимназистов из универа для обучения Т. мастерству.

1760 весной универ. труппа офицеально именуется «Российским Т.» (ставят траг. Сусарокова, ком. Мольера, пьесы Хераскова).

Умирает импер-ца Е.П. (год траура, не игр.), свергнут Петр III, на прест. Екат. II. Во время коронации Ф.Волков в янв. 63г. сыграл послед. роль Оскольда в траг. «Семира», а в апр. 63г. он умер от простуды после Т. маскарада, в кот. организ. и режиссировал тысяч. толпу.

Государ. Т. в 1832г. получил название Александринский (в честь супруги царя).

2 «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Сценическая история.

А.С. Грибоедов род. в Москве 1795, получ. прекрас. образов., владел фран., англ.,нем. и итал. яз.. Позже латынь, греч., перс. С 8л. в Моск. благородный пансион. В 11л. студ. универа, 17л. доктор права., прош. курс – словесного, юридического и физико-математического фак. Увлекался Т.: в 14л. напис. трагиком. по случаю ссоры рус. с нем. профес. из-за зала, в кот. и те и другие хотели иметь кафедру. В 18л. запис. в гусар. полк, для битв с Наполеоном, оказался в Польше. Знак. со Степ. Бегичевым, кот. оказ. огром. влиян. на всю посл. жизнь Г. 1815 – отставка, служба в коллегии иност. дел. Знаком. с Пушкиным, кот. как и он здесь чиновник. 1818 – секретарь персидской дипломатической миссии в Тегеране. 1821 – «ВО СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ». Пьеса была продиктована свыше. Приснилась. Пьеса-загадка. Кавказ. Нач. писать «Горе от ума»., чит. Кюхельбекеру.

1823 – Москва. Привез 2 пер. акта «Горя от ума». Знаком. с Веневитиновым, Погодиным, Хомяковым, Вяземским – любомудры. Г. оказался в гуще жизни. Читает переписанную пьесу (1-й акт сжег, после замечаний. Бегичева, 3 и 4 дейс. пишет 1823, в Тульском имении Бегичева). В сент. Г. опять в Москве. Читает друзьям ком. и наслаждается успехом. Теперь он уже уверен: ком. надо печатать, ставить на сцене. Опасаясь, что моск. цензура пьесу не пропустит, Г. едет в Петербург. Селится в гостинице. Он упивается восторгами: «Голова вихрем идет». Проигранная вслух, комедия становится живой. Г. выверяет диалоги, меняет стихи, переделывает, дописывает. Его без конца просили читать, и он ездил по Петербургу со своим манускриптом, не в силах отказаться хотя бы от устной публикации ком. B гостинице Г. прожил недолго. Его беспокоило бесконечное кол-во посетителей, вторгавшихся в его комнаты. Слава оказалась достаточно беспокойной гостьей.

Г. переезжает к Одоевскому. Ему казалось, что стоит немного смягчить резкость отдельных сцен, выражений – и ком. может быть напечатана. Однако дело затягивалось на неопределенное время.

До сих пор Г. был известен как начинающий драматург, довольно способный автор остроумных водевилей в стихах и в прозе. «Горе от ума» потрясло общество. Живой, свободный разговор. язык, стихи, кот. на лету превращались в пословицы. Судьба ком. тревожила не только автора. «Г. хлопочет о пропуске своей прекрасной ком., кот. вряд ли будет пропущена», – сообщал актер Каратыгин.

Мечта увидеть ком. на сцене оказалась неосуществимой. Даже на сцене Т. школы ее не разрешили поставить. И долго еще комедия не будет опубликована – ни в печати, ни на сцене при жизни автора это произведение полностью не появится. Видимо, не только москов. барство задел Г. – всю старую Россию вывел на сцену, и ему этого не простили. Так кончилась попытка автора напеч. «Горе от ума», и ком. стала рукописной. Современники вспом.: «Списанные экз. распространялись по России, и ныне нет ни одного малого города, нет дома, где б не было списка сей комедии».

1824 – в Петербурге было неспокойно «Дней александровых прекрасное начало» когда мечтали о близких переменах, о рабстве, падшем «по манию царя», давно прошло гроза 1812 г. на прак­тике проверила формулу «все люди – братья», когда бок о бок сражались офицер-барин и рядовой, бывший крепостным крестьянином. Солдаты, побывавшие за гра­ницей во время походов 1813–1814 гг., видели жизнь, не похожую на быт крепостной России. После победы над Наполеоном, отмена крепост­. права казалась неизбежной. Но... герои возвращ. «под палки господина», как писал Г. в наброске драмы «1812 год».

1820взбунтовался Семеновекий полк. Справедливые требования солдат, недовольных грубым командиром, были сочтены возмущением, полк расформирован, солдаты сосланы – кара не соответствовала поступку, справедливость наруше­на. В обществе нарастало недовольство.

1821дело по обвинению профессоров Педа­гог. инстит. в Петербурге. «в крамоле и безверье».

1823 – русским подданным запрещено обучаться в германских университетах.

1824 – из программ учебных заведений вычеркнуты «излишние» политические науки.

«Горе от ума» 1-е произ. с точ­ной и быстрой реакцией на текущие события. Характер Чацкого был им близок, его негодование понятно. Как и Чацкий, они «чаяли» перемен, мечтали, о них, готовы были бороться – и слово становились оружием. Важно было нарушить молчание, пробудить общес. мнение. Чацкий говорит о поведении порядочного человека. Он выступает разрушителем старого уклада жизни в самых его основах. Его независимость была опасна, потому что он отрицает всю привычную систему ценностей. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Г. подслушал мысли своих молодых соотечественников, сжав их в краткую, пол­ную горькой иронии реплику Чацкого: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

Эпиграф на списке комедии: «Судьба проказница-шалунья определила так сама: Всем глупым – счастье от безумья. Всем умным – горе от ума.»

1-е название «Горе уму». На языке Г., Пушкина и декабр. «ум» ­это свободомыслие, независимость суждений, «вольно­думство». Мир распадался на «ум­ных» и «дураков, Молчалин, по классификации Г., «дурак, хотя он совсем не глуп от природы. Молчалин – тип приспособленца, кот. Г. разглядел и указал на него обществу. 1860-х Молчалин был самой бранной кличкой.

Ирония Чацкого была горькой. Г. не случайно изменил название комедии. Горе умному человеку среди глупцов всех мастей. «…В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего чел.»

После ком. Г. возникло выражение «фамусовское общество, «фамусовская Москва». Современники пыта­лись угадать, кто был прототипом каждого героя, всех узнавали в соврем. обществе. Г. не отрицал портретность характеров, изображенных в комедии – материал из окружающей действительности.

1825 – альм. «Полярная звезда» отзыв Бесту­жева – один из 1-х откликов в печати: «Горе от ума» – феномен, какого не видели мы от времен «Недорос­ля. «Комедия ходила по рукам, наизусть повторялись едкие насмешки; слова Чацкого «все рас­проданы поодиночке» приводили в ярость.

1825 в продаже появ. альм-х «Русская Талия». В объявлении от издателей были обещаны отрыв­ки из комедии Г., уже ставшей знаменитой. Но – ком. была изуродована до­нельзя. Сцены напечатаны без связи, из 1-о акта опущены 1-е семь сцен, признанные безнравственными, 3-й акт полон изменений. Тогда и появ. мысль распространить ком. в списках. Осенью 1825 члены декабр. Север­. общ. захотели воспользоваться предстоящими отпусками офицеров для распространения рукописи по России. Собирались у Одоев­ского, чтобы в несколько рук списывать ком. под диктовку автора. Списки были точными. Ком. Г. становилась участницей револ. борьбы.

Срок отпуска подходил к концу. «Горе от ума» было пережито, в душе нарастала пустота. Его мучила необходимость служить в Персии, тягост­ные и опасные обязанности чрезвычайного посла. Поэт Г. стал дипломатом и все силы вынужден направлять, получить с нищей Персии высокую контрибу­цию. Ведет об этом уто­мительную переписку с Петербургом. Перед отъездом в Персию Г. имел стран­ные предчувствия. 30 янв. 1829 в Тегеране персы напали на рус. посольство. Горстка рус. сражалась отчаянно. Г. возглавил свой мал. отряд, но наступающих было слишком много. Обезображенный труп Г. привез­ли в Тифлис, где он был похоронен. До столицы страшная весть о трагической гибели Г. докатилась только через полтора месяца.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опыт высокой общественной комедии. Конфликт между героем и консервативным строем. Актуальна. При жизни автора не ставили, так как считалась крамольной. Позже ставилась оскопленной, с вырезанными текстами революционными. Гл. в пьесе разгадать характер Чацкого.

Первая редакция – «Горе уму». Сначала образ злого умника, потом образ меняется – герой пылкий, умный, влюбленный. Происходит расшатывание стар. амплуа. Выс. ум противопоставляется закостенелой эпохе. Пушкин «нахватавший умник», было время, когда его казнили. Было время, когда Достоевский его возвысил. Гончаров – Мильон Терзаний.

Чацкого воспринимали как героя резонера, так же как героя романтика. Мачалов (Шумский) углубился в психоанализацию. Ленский сыграл романтично приподнятого. Это было время актерских удач. Только в эпоху режиссеров.

1825 Питер, отрывки выпуск. училища. 1827 Ереван – отрывки. 1831 Бол. камен. Т. – разрешен.

1832 премьера Чацкий (Каратыгин). 1832 ноябрь, Москва.

1906 МХАТ Чацкий (Качалов) (интимный, влюбленный, ранимый). Фамусов (Станиславский). Декорации строго передав. эпоху. Конфликт переводится на внутренне семейный, бытовой конфликт. Ничего грозного у Фамусова нет. Хлебосольный хозяин, добропорядочный семьянин. А впоследствии магически он превращается в жесткого крепостника. В последствии восстанавливается. Ставит Немерович.

1928 Мейерхольд«Горе уму». Время. Отказывается от конструктивизма, возвращается к классике. Люди остались прежними. Есть материалисты, а есть идеалисты. Чацкий романтик, чувственный человек. За роялем Чацкий (Гарин), погружен в романтическую стихию музыки, поэзии. Будущий декабрист. Чацкий и сытое общество не примеримы.Метафора – съели Чацкого. Ставит мир автора. Разрушает канонический текст и ставит свой собственный. Насыщает стихами декабристов, с доп. сценами дворян. быта.

1962 БДТ Товстоногов. Переломный момент в истории пьесы. Считается единственно адекватно выдержан жанр в истории постановки пьесы. Чацкий (Юрский). Существование абсолютно бытовое по Станиславскому. Монолог из того времени как бы обращается к зрителю. «Я к вам обращаюсь за правдой». Брехтовский прием – от имени себя Юрский обращается в зал. Все конфронтации и монологи публицистический диспут. Изгнанным, но внутренне не сломанным. Софья (Доронина) – Чацкий в юбке, которая разочаровывалась в Чацком.

1975 Т. Сатиры. Плучек. Чацкий (Андрей Миронов) сразу же понимает, что ему не совладать с обществом. Фамусов (Папанов). Софья (Т. Васильева).

Малый театр С. Женовач. Фамусов (Соломин). Молодые противопоставлены. Чацкий (Г. Подгородинский). Меньшиков – антрепризный спектакль.

3 Пушкин А. С. и Т: драм-я и Т. теория. «Борис Годунов». Сценич. история.

В основу Пушкинского метода положен принцип объективности – свободы (полифоническое мышление без догманизма, схематизма, идиализации, нравоучения, морализации и дидактики, а свобода мышления адекватная объективности и всеохватности). Он не ставит точку, а дает открытые финалы, для свободомыслия читателя и зрителя.

Постоянно обращается к творч. Шекспира: «подражал в его вольном и широком изображении харак., в небрежном и простом составлении планов». Осмыс. ист. события и проблемы этики, как религ-й чел.

Драм. наследие не велико: «Б. Годунов» (25г.), «Маленькие трагедии» (30г.), незакон. «Русалочка» (26-32гг.), «Сцены из рыцарских времен» (35г.). Но и это было целостное явление. Его мысли реализованы в пьесах А. Толстого.

1830-е гг. Болдинская осень. «Опыт драмат. изучений» – продол., развитие твор. опыта. Формир-ся истин. миропонимание, приходит к постиж. скрытого смысла бытия, ключевых категорий жизни история, дом, семья, счастье. Соз. разножан-е произ. и заверш. «Евгения Онегина». Гл. тема – «преступление и наказание» (ключ. пробл. всей рус. литер.) – «вертикальный хронотоп» – отношение героев к жизни и смерти, тема черного чел., тема пира. В «Мал. траг.» П. обращ. не к «судьбе народной» («Б.Г.»), а к «судьбе челов-й» (в рамках общечел. проблем, обобщенно, вне конкрет. времени и нац. пространства). Камерный – без огр. об. персонажей, простран. и истор. временного объема. Эссе Ахматовой – Головокружительный лаконизм. «Камен. гость» 4 сц., «Скупой рыцарь» –3, «Моц. и Сал.» – 2, «Пир во время чумы» – 1. Стилист. отличия от «Б.Г.» – > монологов, усил. психологизации и дейс. в целом.

Станиславский берет у Пушкина эстетику Т. переживания, правдоподобие чувств. Мейерхольд теорию условного театра.П. не сценичен. Он лаконичен. Не поддается переводу на Т. сцену.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.012 с.)