В целом с М. связанна тема человека потерянного поколения, тема лишнего человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В целом с М. связанна тема человека потерянного поколения, тема лишнего человека.



Белинский назвал Мочалова – плебеем, а Каратыгина – аристократом. Этих 2-х актеров часто сравнивали, т.к. они жили и играли в одно время, но они были крайне противоположны во всем, и в жизни и в игре (М. – романтик, К. – неоклассик, гармоничен, идеалистичен.)

М. – субъективен, страстен к герою, с мощным трагич. темпераментом. Над ролью раб. в процессе игры. Образ рождался во время предст-й, и все время менялся в зависимости от явлений и обстоятельств публики, социал. явление, личное внут. ощущение, на все образы налагал печать душев. внут. трагизма. Был гениал. импровизатором (романт-е явление, постоянно в движении, развитии – от статики к бешен. динамике, от от покоя к взрыву страстей, от крика раздирающего душу к шепоту). Никогда не повторялся, не закреплял рисунок, каждый раз проживал заново. Но из-за этого игра была не ровная. И часто разочаровывал публику, которая видела его впервые. Исповедальность, искренность, экспрессивность, насыщенность эмоциями. Лирический актер, живущий внут. миром героя. Луч. роли – Гамлет, Ричар III, Мейнау, Бидерман (Н.Полевой) «Смерть и честь».

Личность талантливая, гениальная, незаурядная. В нем воплотился собирательный образ Романтизма. Лич. жизнь его очень тесно связанна с персонажами. Трагичен, занимался саморазрушением. Ощутив внут. надрыв и слом начал пить, в Т. его долго терпели, но вынуж. были отпр. «на пансион». В послед. годы редко появ. на импер-й сцене Малого Т., гастрол-т по России. Взлеты и падения. Актер с обнаженными нервами и детской душой. Не умел договариваться с властью и идти на компромиссы. Реализм не принял и вынужден был скитаться в провинц. театрах. Львиные крики и переход на шепот, падание в обморок. Актер с обнаженными нервами и детс. душой. Что в последствии станов. актер. штампами др. актеров. Умер (трагически) в Москве от сильной простуды.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лермонтов. (1814-1841) 28г. – недовоплощенный гений. В 100-летие его рождения (1914) нач. 1-й мир. войны, а в 100-летие смерти (1941) – нач. 2-й мир. войны. В драматургию приходит рано. Создал в искусстве портрет современника написанный субъективным лириком. Он смотрел на свое поколение печально: «зараженное скептицизмом, духовной апатией и социальным пессимизмом, скрывающее свое лицо за маской иронии, опустошенное, утратившее свое жизненное предназначение.

Ранние произведения Лермонтова – это подступы, кристаллизация метода. В 1-х пьесах не только личные, семейные драмы, но и влияние Шекспира, Шиллера, Байрона, Гюго, инга Мочалова («Испанцы» 30г., «Люди страсти» 30г., «Странный человек» 31г., «Два брата» 34-36гг.. Герои этих пьес погибали, проигрывали, были слабее толпы и не способны на реализацию жажды мщения, порожденного несправедливостью судьбы и общества, уходили со сцены, унося с собой в смерть неразрешимое чувство протеста – они не достигали объема подлинно романтического трагического героя. Но главное это Маскарад 36-36гг. (при жизни не была поставлена). Мочалов мечтал сыграть Арбенина, но не смог, так как при его жизни был запрещен Маскарад. Но они выражали одни мысли, одну философию. И Мочалов вдохновлял Лермонтова. В «Маскар.» драм-е напряжение, разрушительный пафос романтиков, конфликт доходит до предела. Герой (по замыслу автора) справедливый мститель, восставший против зла и одновременно преступник.

«Маскарад» Лермонтова чрезвычайно важная пьеса в истории рус. филос. и искус.: здесь отчетливо слышны отзвуки Пушкин. тем и мотивов, грибоедовского «Горе от ума», проблематика гоголевских произ-й. От него тянутся нити в будущее – к Достоевскому, Сухово-Кобылину, к символистам.

Запрещена к публикации и постановке (пасквиль на светское общество). Впервые 1852 в Алекс. Т., Арбенин (Каратыгин), закалывает себя (желание цензуры превратить пьесу в мелодраму, где обязательна победа добра над злом и восстановление справедливости). Ее театральная судьба сложится уже в 20в.

Маскарадсимвол взаимоотн-й в соврем. обществе. Все маски. Мир постоянный маскарад, игра, интриги, зависти, предательство, обман, злое, темное порочное пространство. Нина единственно чистый, искренний человек (олицетворение божест-й гармонии, в ней единое целое небо и земля, дух и материя, истинно лирич. душа, мечтательна, покорна, нежна, печальна, бледна, в глазах часто блестят слезы. Для нее любовь – земное чувство, для Арбенина – сакральное, поэтому для нее история с браслетом пустяк, случайность, для него – судьба, честь, счастье).

Есть герои снимающие свои маски: баронесса Штраль (призналась, что вела интригу, покидает общество), Звездич – неопытный игрок – жертва (чел. мелкий, никчемный, уязвимый, слабый, но имеющий чел. качества – честь, оскорбленное самолюбие – совершает реал. поступок, уезжает на Кавказ).

Арбенин умеет существовать в этом мире (титанический, гордый чел., кот. силой своего характера и масштабом мышления возвышается над толпой, он способен на поступок и ему дано право этого поступка. Но срывается в истину страданий и правду чувств. Очень важен принцип игры. Игра в 19в. – не только форма развлечения, но и выражение страсти. Арбенин игрок, который все познал.

Профессион-е шулеры – Казарин, Шприх (без чести и чувства – лицо толпы, меняют маски приспосабливаясь к требованиям общества превращаясь в тени). Арбенин др. тип, постиг. филос. игры. Герой должен стать сверхчеловеком, призирать толпу. Через него выражается теория «низкого» (зло толпы) и «высокого» зла (Арбенин). Шеллинговский принцип – добро и зло – явление одного порядка. Арбенин мстит обществу и для примирения с небом он разрывает с ним, но ему трудно это сделать, так как он очень сильно связан. Прием двойного сострадания – жертве Нине и Арбенину (исповедальный пафос драматурга-романтика). В здравом рассудке выдержать натиск «низкого зла» невозможно.

Очень важен в романтизме элемент случайности. На случайности основана вся интрига. Но складывается ощущение, что случаем, правит некая враждебная сила и случай формирует судьбу. Финал Арбенина трактуется как наказание за бунт. Есть еще версия, что любовь приравнивала его к низкому уровню и что он подсознательно уничтожил ее, чтобы остаться сверхчеловеком. Любовь демонического существа – всегда влечет за собой катастрофу – смерть возлюбленной и моральную гибель героя.

Ключ к пониманию пьесы – маскарад рифмуется карточной игрой (символ двор. жизни 19в., игра- страсть – как явление светской жизни, близка дуэли = ситуации конфликта, борьбе, поединку – романтика – упоение в бою, смелость, азарт, фатализм, поединок случая и закономерности).

Сценическая история.Под запретом 11л. после смерти. Впервые 1852 в Алекс. Т – бенефис актрисы Арбельхивой. Арбенин (Каратыгин) закалывал себя (желание цензуры). С 1864 исполняют в полноценном варианте. В столице была мало популярна, так как уже не популярен романтизм. Н. Рыбаков – Арбенин, Писарев играл в 1-м частном Т. Москвы. Он 1-й кто приблизился к герою-изгою.

Мейерхольд в Алекс. Т. 1917, Петроград. Впервые полностью воплотил всю философию. Панихида по старому миру (через два дня отречение Николая). Дорогой, роскошный спектакль. Символистские и традиционалистские взгляды М. соединяются в этом спектакле. Опера без музыки. Основной мотив – предчувствие катастрофы. Головин создает архитектуру Карла Росси. Зал отражается на сцене зеркально. Стиль спектакля искали 5 лет от Лермонтова к Байрону, от Петербурга к Венеции. Три главных символа – Маска, Зеркало, Свеча. Принцип бесконечного движения. Ничто не стоит на месте. Все меняется. Головин придумывает динамическую декорацию. Пять занавесов. Занавес дробит сцену. М. создает свой авт. текст. Использует 3 версии. И создает 10 эпизодов. 1-й акт – завязка интриги до первой ссоры Нины с Арбениным. Центральная сцена Маскарад. 2-й акт – кульминация – процесс раскручивания интриги, заканчивающая оскорблением Звездичу – страшно игральная (Мейр). 3-й акт – все подчинено гибели Нины и сумасшествию Арбенина.

Бутафория вся театр-я, ничего натурального, все крупнее, подчеркнуть театр-ть и придать условность. Партитура представляла хореограф-ю запись балетного сп-ля, стремился выработать авторство. Мизансцены фиксировали на ритмичной точке. Актеру предлагается своей внутр. энергетикой оживить жесткую партитуру. И в этом плане он считал, что актер свободнее системы Станиславского, в которой режиссер вторгался во внутренний мир актера. Здесь закладывается принцип биомиханики.

50-е гг. 20в., Госдрама Пушкина, Алекс. Т. – Кожич.

Моссовет – Завадский. Мордвинов играл. Потом в фильме Герасимова, он же.

На руб. веков 20-21, БДТ – Чхеидзе Толубеев в роли Арбенина. Скупой на эмоции, строгий спектакль, приближенный к внутреннему психологическому оправданию героев.

1962, Малый Т. Драпировка черным бархатом и красные костюмы. Арбенин (Царев), баронесса Штайн (Быстрицкая).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.007 с.)