Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связан со средневековой эстетикой. Но важно, что Т. Перестает быть призираем.Стр 1 из 14Следующая ⇒
Связан со средневековой эстетикой. Но важно, что Т. перестает быть призираем. ************************************** Пётр I. По смерти Алексея Михайловича (1676) Т. закрыли. Появляются домашние театры. В начале 18 в., в основном обосновались иностранные придворные театры. Петр I Т. не держал, так как ему нужны были агитационные Т.. Анна любила театры заграничные. Новая форма общественной жизни в России – публичность (торжест. процессии – встречи и проводы войск, спуск кораблей, публич. свадьбы и похороны, ассамблеи, балы, маскарады, фейерверки, иллюминации). Новая столица – Петербург. Новое летоисчисление (1700 – с 1янв., а не с 1 сент.). Дворцы, дома с расчетом на многолюдность. Парки, сады для времяпрепровождения и т.д. И обяз. публ. Т. К 1702 И. Куст привез из Польши труппу (9 чел.), решено построить «Комедиальные хоромы» за стеной Кремля, но к приезду Петра не успевали и временно оборудовали Т. в доме Лефорта в Немец. слободе (весь 1703). Была немец. труппа, но играли на нем. яз. Набрали рус. труппу из 19 чел., но к 1-му сп-лю их осталось 12 и состав сохран. до 1706 г. 1-я пьеса «О крепости Грубетона» (на взятие Петром г. Орешек) играли нем. и рус. поочередно 8 и 15 декабря 1702 г. (сцены сражений, осад, приступов, воен. советов чередов. с площад. фарсовыми эпизодами (шут Тразо). К святкам всегда ставилась новая «триумфальная комедия», посвящ. победам Петра. В репертуар входили переделки Мольера, Кальдерона, Грифиуса и Лоэнштейна. «Комедиальную хоромину» постр. к кон. 1703 г. (сцена, партер, ложи, балкон. Мишенерия). Умер Куст, а нов. руков. иноземец не радел за дело, Т. пустовал. С подходом шведов к Москве разбирали дерев. постройки и уже сняли крышу Т., окрик Петра остановил их, но играть уже было не возможно. Все имущество Т. перевезли в с. Преображенское (придворный «домашний Т.») мл. сестры Петра, Натальи Алекс. В 1708 г. она переехала в Петербург (и Т. с ней), сама писала пьесы. Т. просущ. до 1716 г. (ее смерти). В 1723 г. соорудили нов. дерев. комед. дом на Мойке, играли до 1725 г. (до смерти Петра). ************************************** Анна Иоанновна. К 1730 – тетр. жизнь насыщена, приезжает много иностр. трупп. Пьески в духе комедии дель арте имевшие литер. текст, муз. сопров., вокал, цирк. трюки, акроб., механ. чудеса (бол. куклы-автоматы), фейерверки, иллюминации – доступно (без чуж. яз.), зрелищно. Иностр. труппы сыграли огромную роль в становлении проф. Т. России (кукол. Т., Т. живых актеров, цирк).
С 1731 в Рос. – постоян. дейст. придвор. Т. с европ. труппами. В 1722 Т. здание Петра разобрали, на этом месте (Красная площадь) построили новое (Растрелли), но оно сгорело в пожаре 1937 г., в нем не было сыграно ни одного сп-ля. Ит. труппа (1731) – «Счастливый обман». Анне Иоанновне нравится, просит перевод на рус. яз. Комедии идут постоянно, зрители уже понимают игру и интригу. К ит. труппе присоед-ся нем. музыканты и вокалисты, что вызывает необыч-й взрыв увлечения Т. В 1736 «Итальянской компанией» были постав. первые оперы с балетными сценами, муз. Ф. Арайя, балет ставил Ланде, исполнители – кадеты, позже он набрал группу из 6 мальч. и 6 девоч. Анна Ионановна собирала по всей Руси людей с хорошими голосами. Постановки шли с 1732 г. И это уже явл. делом государст. важности. 1740 г. умирает Анна Иоанновна. ************************************** Елизавета Петровна. 40-е гг. Огромное влияние на создание будущего проф. Т. оказал профес-зм з/европ. трупп. 40-е годы Т. жизнь более интенсивна, насыщена и разнообразно-плодотворна, все больше зрителей и исполнителей. Т. становится неотъемлемой частью официального придворного церемониала. «Ит. компания», но без ком. дель арте, а великолепные оперы с балетами (ученики Ланде уже профес-лы) с церковными хорами из которых начали выделять опер. солистов (1-й М.Ф.Полторацкий), уже есть национальные исполнители. 1742, Москва, постр. Оперный дом, ит. интермедии → фр. комедии (фр. познаком. публику с фр. классицистским Т. – Корнель, Расин, Мольер – 20 л. фр. оставал. на рус. сцене) → немец. труппа (Зигмунд), строят Т. в Риге, Москве (44г.) и Петербурге (45г.). Нем. постановки в стиле ком. дель арте + цирк, акробат., фокусы, машинерия, муз., танцы, соло, дрес. звери, куклы, и т.д. Еще до литературный Т. Умирает (47) Зигмунд → возлавляет П. Гильфердинг – меняет репертуар, убирает зрелищность и ориентируется на драм. ис-во. На сп-ли допус. все, даже крепостные, и нем. «вольная» труппа – огром. популяр. широкой публики. «Нем. комед.» – огром. влияние на люб-е труппы «охотников», кот. преобраз-ся в п/проф труппы, вступают с ними в тесный контакт, даже арендуют помещение их Т.
«Охотники». (1720-е–1770-е гг.) К сер. 50 г. интерес к нем. ком. падает, а возрастает к национ. Т. трупп «охотников». В труп. люди разных профессий, социальных групп, возраста – их объед. страсть к Т. Они появ. еще в 20-е г. Для простого народа они играли (конюхи играли на сеновале), игрища. Но обрели большой опыт в елиз-ую эпоху. 2 эт. развития – Ранний (20-40-е гг.) и Зрелый (с 49 г.).1-й – бессистемный, эпизодичный, случайный во всех моментах деятельности. У просвещенных современников отношение неуважительное, а у властей – подозрительное. 2-й – 2 труппы подали прошение на игру в нем. Т., → еще две, а в 50 г. взрыв активности по всей России. → новая фаза профессионализации и новые формы существования на официальной основе → от эпизодичности (во время святок) к сезонности (50-м) играют весь год (кроме постов). Арендуют постоянные помещения. За здание «Нем. ком.» идет конкурентная борьба. Тщательно готовятся к спектаклям. Но еще п/проф-е Т., – профессии участников не театральные, но благодаря подготовлены буд. актеры для проф. рус. Т. и масс. зрителя. Кадеты. 50-51 гг. –люб. Т.– с 36г. опер. и балет сп-ли, 40-е – фр. траг. 1-й набор (32) – Сумароков (не играл, зритель, заразился Т.) → 47г. напис. 1-ю рус. трагедию «Хореев», напечатал в типографии, 48г. напеч. траг. «Гамлет» + 2 эпистолы (одна – «О стихотворстве» – теорит-е основы рус. класс-ма литер. и худ. стиля). Класс-зм (образцовый) род. во Фр. в 17 в., поэт Буало (влияние Декарта, дуализм – дух и материя управ-ся «мировым разумом). Образцы – античность – гармония и вечные законы разума). Класс-м – рационализм и нормативность (возвышенное и низменное, чувства и долг (страсти) – побеждались разумом). Нормативность – пьесы делились на жанры (высшие – трагедии, низшие – комедии), три единства – место, время, действие. Рус класс-м ок. 40гг. (18в.) – просветител. характер (темы, сюжеты, герои – из древнерусской истории (патриотизм), не из античности). Сумароков – траг. – школа добродетели (9 траг-й), ком. – издёвкой править нрав (12 ком.) осмеивали, обличали чел. пороки и низмен. страсти. 1-е представ-е кадетов – 8/02/50г. в покоях дворца у императрицы «Хореев» → в Опер. доме → траг. «Тресотиниус». Летом – траг. «Синав и Трувор» → ком. «Чудовищи» = награда 2тыс. руб. Сумарокову и 4 тыс. кадетам. В сент. 50г. импер-ца Е.П. велела Треджиаковскому и Ломоносову соч. по трагедии и 1 декабря кадеты играли траг. (о Мамае) «Тамира и Селим» Ломоносова. Кадеты играли до конца года – послед. «Семира» Сумарокова – завершение 2-летнего единения актеров-любител-й и проф. рус. драм-гов. 2-линии – придворная (кадетский Т. – придворный любит-й опыт (инициатива исход. от двора) + партикулярная, демократическая (тр. «охотников») = в нач. 50гг. дало плодотвор. результат. Кадет. Т. – связующее звено между придвор. Т. и партикулярным, демократическим – долитературным и литературным – любительским и профессиональным, что дало понимание о своевременности организации рус. проф. Т. ****************************************** Наконец появ. рус. драм-я, дело стало за актёрами. 52г. – импер-ца Е.П. вызывает к себе Ф.Волкова с братьями (они в Ярославле держали свой Т.). Позже они выписали ещё несколько своих актеров и вскоре состоялся дебют на сцене «Нем Т.» с траг. Сумарокова «Хореев», «Синав и Трувор» и «Гамлет». Оставили 4-х самых талант., остальных отдали на акт. обучение.
30.08.56г. импер-ца подписала указ об учреждении рус. Т. траг. и ком., дирек. Сумароков. Набрали труппу (к костяку) 6ч. из Ярославля + 3 актрисы (сестры М. и О. Ананьины и Агроф. Мусина-Пушкина). Началась борьба за выживание, масса не твор. проблем (для Сумарокова), обретение зрителя (для Ф.Волкова актера). Здание Т. – дом графа Головкина – «Российский комедиантский дом», (игр. и в Оперном доме). По нач. учредили как «государственный» (из госуд. казны), но «вольный» (не придворный), за деньги, иногда оплач. Придор. контора – по билетам бесплатно. Но средств не хватало и в 59г. рус. Т. вкл. в число придворных, т.е. денег хватало, но общедоступности не было, зависело от чиновников. В 61г. Сумароков устав, уходит, ставят Ф.Волкова. В Петербурге проф. Т. состоял из любит. сп-лей Кадет. корпуса, а в Москве чтобы открыть Т. нужны актеры. 55г. – основ. «Императорский университет», при нем 2 гимазии – дворянская и разночинная → создаются любит. Т. труппы. Играли в «больших парадных сенях» универа. В Москве нач. сп-ли итал. ком. оперы Дж. –Б. Локателли. Он строит свой Оперный дом. Аншлаги, но пересмотрев весь репертуар зал опустел и Локателли отдает сцену универ. труппе. Они в 59г. игр. ком. Леграна «Новоприезжие». Локателли отбирает гимназистов из универа для обучения Т. мастерству. 1760 весной универ. труппа офицеально именуется «Российским Т.» (ставят траг. Сусарокова, ком. Мольера, пьесы Хераскова). Умирает импер-ца Е.П. (год траура, не игр.), свергнут Петр III, на прест. Екат. II. Во время коронации Ф.Волков в янв. 63г. сыграл послед. роль Оскольда в траг. «Семира», а в апр. 63г. он умер от простуды после Т. маскарада, в кот. организ. и режиссировал тысяч. толпу. Первая редакция – «Горе уму». Сначала образ злого умника, потом образ меняется – герой пылкий, умный, влюбленный. Происходит расшатывание стар. амплуа. Выс. ум противопоставляется закостенелой эпохе. Пушкин «нахватавший умник», было время, когда его казнили. Было время, когда Достоевский его возвысил. Гончаров – Мильон Терзаний. Чацкого воспринимали как героя резонера, так же как героя романтика. Мачалов (Шумский) углубился в психоанализацию. Ленский сыграл романтично приподнятого. Это было время актерских удач. Только в эпоху режиссеров. 1825 Питер, отрывки выпуск. училища. 1827 Ереван – отрывки. 1831 Бол. камен. Т. – разрешен.
1832 премьера Чацкий (Каратыгин). 1832 ноябрь, Москва. 1906 МХАТ Чацкий (Качалов) (интимный, влюбленный, ранимый). Фамусов (Станиславский). Декорации строго передав. эпоху. Конфликт переводится на внутренне семейный, бытовой конфликт. Ничего грозного у Фамусова нет. Хлебосольный хозяин, добропорядочный семьянин. А впоследствии магически он превращается в жесткого крепостника. В последствии восстанавливается. Ставит Немерович. 1928 Мейерхольд – «Горе уму». Время. Отказывается от конструктивизма, возвращается к классике. Люди остались прежними. Есть материалисты, а есть идеалисты. Чацкий романтик, чувственный человек. За роялем Чацкий (Гарин), погружен в романтическую стихию музыки, поэзии. Будущий декабрист. Чацкий и сытое общество не примеримы.Метафора – съели Чацкого. Ставит мир автора. Разрушает канонический текст и ставит свой собственный. Насыщает стихами декабристов, с доп. сценами дворян. быта. 1962 БДТ Товстоногов. Переломный момент в истории пьесы. Считается единственно адекватно выдержан жанр в истории постановки пьесы. Чацкий (Юрский). Существование абсолютно бытовое по Станиславскому. Монолог из того времени как бы обращается к зрителю. «Я к вам обращаюсь за правдой». Брехтовский прием – от имени себя Юрский обращается в зал. Все конфронтации и монологи публицистический диспут. Изгнанным, но внутренне не сломанным. Софья (Доронина) – Чацкий в юбке, которая разочаровывалась в Чацком. 1975 Т. Сатиры. Плучек. Чацкий (Андрей Миронов) сразу же понимает, что ему не совладать с обществом. Фамусов (Папанов). Софья (Т. Васильева). Малый театр С. Женовач. Фамусов (Соломин). Молодые противопоставлены. Чацкий (Г. Подгородинский). Меньшиков – антрепризный спектакль. 3 Пушкин А. С. и Т: драм-я и Т. теория. «Борис Годунов». Сценич. история. В основу Пушкинского метода положен принцип объективности – свободы (полифоническое мышление без догманизма, схематизма, идиализации, нравоучения, морализации и дидактики, а свобода мышления адекватная объективности и всеохватности). Он не ставит точку, а дает открытые финалы, для свободомыслия читателя и зрителя. Постоянно обращается к творч. Шекспира: «подражал в его вольном и широком изображении харак., в небрежном и простом составлении планов». Осмыс. ист. события и проблемы этики, как религ-й чел. Драм. наследие не велико: «Б. Годунов» (25г.), «Маленькие трагедии» (30г.), незакон. «Русалочка» (26-32гг.), «Сцены из рыцарских времен» (35г.). Но и это было целостное явление. Его мысли реализованы в пьесах А. Толстого. 1830-е гг. Болдинская осень. «Опыт драмат. изучений» – продол., развитие твор. опыта. Формир-ся истин. миропонимание, приходит к постиж. скрытого смысла бытия, ключевых категорий жизни история, дом, семья, счастье. Соз. разножан-е произ. и заверш. «Евгения Онегина». Гл. тема – «преступление и наказание» (ключ. пробл. всей рус. литер.) – «вертикальный хронотоп» – отношение героев к жизни и смерти, тема черного чел., тема пира. В «Мал. траг.» П. обращ. не к «судьбе народной» («Б.Г.»), а к «судьбе челов-й» (в рамках общечел. проблем, обобщенно, вне конкрет. времени и нац. пространства). Камерный – без огр. об. персонажей, простран. и истор. временного объема. Эссе Ахматовой – Головокружительный лаконизм. «Камен. гость» 4 сц., «Скупой рыцарь» –3, «Моц. и Сал.» – 2, «Пир во время чумы» – 1. Стилист. отличия от «Б.Г.» – > монологов, усил. психологизации и дейс. в целом.
Станиславский берет у Пушкина эстетику Т. переживания, правдоподобие чувств. Мейерхольд теорию условного театра.П. не сценичен. Он лаконичен. Не поддается переводу на Т. сцену. Более 80 персонажей. Финал – «Народ безмолвствует» – толковать можно по-разному – растерянность и полное молчание, обреченность морал. протеста, неприятие преступления, начало праведного наказания убийцы, пробуждение совести. Дм. Благой представил пьесу в форме 3-х концентрических кругов: 1-й – внешний, большой – круг народа и бояр. оппозиции – 3 первые и 3 послед. сцены. 2-й – средний – круг Бориса –он появ. в 4-й сцене и исчезнет (Борис умирает) в 4-й от финала. 3-й – внутренний, меньший – круг Самозванца – появ. в 5-й сцене и в 5-й от финала засыпает в лесу. Итак, Б. и С-ц внутри народного океана и зависят от «мнения народного». Актеры брали для бенефисов. Мусоргский писал оперу. Шаляпин исполнил позже. 1907 МХАТ Немерович, Станис-й не имеет отношения. Неудачно. Через чеховское психолого-бытовое прочтение. Удалась массовая сцена. Народ безмолвствует – не разделяет грехи царей. Мейерхольд открывает – герой не может быть вне народа, но не дали осуществить. Борис появ. в нач. и в кон. Народ выплескивает самозванца. Гл. – народ – борьба страстей на фоне бурлящего моря. Все через призму народа. Нет помпезных одежд. Напряж. ритм времени. Акцент на выразительное средство – язык. Считал важным – передачу эпохи, сохранение стилистики автора. Музыкальный фон отражал толпы народа, кот. на сцене не было. Было 8 чел. Нет ни одной проходной сцены. Действие по спирали. Герои – страстные, ненавистные, ярост. темперамент. Народ ищет правду, но так и не найдет ее. Пимен – чел. опричник-свидетель ужасов тирании (не желал делать из него благообразного Нестера). 1982 Любимов повлияли репетиции. Ставит перед иммиграцией. Народ достоин своей власти. Золотухин в тельняшке. Обвинили в намеке на Андропова. Играли в ватниках. Народ все время на сцене, как мощное хоровое действие. Играли артисты драмы и Т. Покровского – поют рус. народные песни. Народ уличная, рыночная толпа – не героическая, а страшная. С молчаливого согласия происходят все преступления. Боровский сценография. Пустая сцена. Столп верстовой – Европа-Азия. Борис-татарин (зять Малюты). Телогрейки, бушлаты, фуфайки, и т.д. Прием двойников. Один актер играет несколько героев. Борис Годунов и Самозванец – уравнены. Губенко. Самозванец (Золотухин). Мария Мнишек (А. Демидова). Бортник Пимен (Трофимов). Народ безмолвствует – потому что сам виновен в преступлениях. Потому что допускает таких героев. БДТ и сейчас есть. МХАТ при Ефремове. Антреприза Самозванц (Е. Миронов). Б. Годунов (Ефремов). 50-60 Брук ставил муз. версию. Лик Христа на заднике. Через всю сцену летал маятник. 4 Русский театр эпохи романтизма: драматургия и актерское искусство (М. Ю. Лермонтов. П. С. Мочалов). «Маскарад». Сценическая история. Романтизм. Окончательно закреп-ся в эпоху декабристов (после их восстания атмосфера апатии, страха, пессимизма, безверия, разочарований, рефлексии). Два враждебных склада: Народ. массы – громадная необразов-я масса; Интеллигенты – оторванность от реал., живой действит-ти, социально-психолог-е одиночество. Напряжённые дискуссии в журналистике, эстетике, философии: споры архаистов и новаторов, почвенников и европейцев, консерваторов и радикалов, плебеев и аристократов – все стремились опред. свой индивид-й путь в меняющемся мире (ненависть к деспотизму, развитие общественного сознания, пробуждение внут. свободы и чувства чел. достоинства – идеи укоренившееся в предыд. эпоху – почва для отеч. культ. нов. времени. Мысль ушла извне вовнутрь (внут. мир чел. станов. не менее важным, чем общественно-государственный). Востребована идея нацонал. единства. Но Россия – тюрьма. Давление власти на деятелей культуры. Создание 3-го отделения царской канцелярии для контроля за каждым мыслящим человеком. Уныние и застой среди образов. общества. Жесткая цензура всего искус. и Т. в частности (контроль власти за Т. репертуаром и Т. политикой, запрещались даже острые куплеты водевилей, подбором труппы, распределением ролей). В 1824 созд. Малый Т. в Москве, на рубеже 20-х гг. появ. актеры нов. поколения (Мочалов, Каратыгин, Щепкин). Яркие представ-и Лермонтов и Мочалов. В критике Полевой и журнал «Московский телеграф». Чистоты стиля никогда не наблюдалось. Параллельно в 30-е гг. возникает реализм (изучение причинно-следственных связей, анализ – объединение подробностей и отдельных деталей в целое, принцип историзма, детерминизм – взаимосвязь, обусловленность событий). Романтизм начал расшатывать нормативность классицизма. В этот период чел. приходил в Т. чувствовать, а не мыслить, волноваться и сострадать, а не рассуждать. Репертуар – водевиль, мелодрама, историч. драматургия (неистовые страсти, подвиги, предательства, убийства, тайны, измены, отравления), но всегда добро побеждало зло. Т. гармонизировал жизнь, но одновр. был отчужден от реальной действительности и потому был утопичен, создавая иллюзию правды (сказка про жизнь, деформированные характеры, утрированные чувства и т.д.). Популярны пьесы Кукольника и Полевого. Характеристика Романтизма. Разрушает нормативное мышление (классицизм) → новое отношение к жизни → свобода → вседозволенность. Зап. Европа кон. 18в. Идеалистическая филос в основе. Братья Шлегели, Ф. Шеллинг, Новалис. Оказала влияние фр. револ. В России зарож. в нач. 19в. Краткий период сущест-я в сфере театра. Драматург Озеров. Актер Яковлев (трагик). Сила свободы ведет к хаосу, вседозволенности (к «сверхчеловеку»). Романтический герой – бесперспективность расколотого сознания, безысходность эгоистического бунта, пессимизм. Принципы романтической эстетики: 1. Принцип свободы – Пушкин – поэзия выше нравственности или совсем иное дело. Поэзия порывает с догматическим стилем, в кот. искус. должно давать опр. урок. Нет морализаторства. Искусство рассмат. как самовыражение худож., предназначено для наслаждения. Мочалов яркий пример романтического жизнетворчества – в жизни совершает те поступки, которые могли бы прожить герои. Мир отражается не в реализме, а в символах, в мистических явлениях и т.д. 2. Свойства расколотого романт. мышления: «фрагментальный мир», интуиция, алогизм, деструкция, крайний субъективизм, рождает «потусторонний» мир духов, двойников, кошмаров, видений. 3. Романтики воспринимают мир в движении. Постоянный непрерывный процесс. Они погружаются в эпохи. Наслоения стилей и направлений друг на друга, их взаимопроникновение (античность, Возрождение, средневековье, классицизм, барокко). Расширяют контекст. Дом – вся вселенная (народность и национ. искусство – фольклор, традиции, обычаи, народ. язык). 4. Прием игры, подмены, перевертыши. 5. Не существует идеи разумного мироустройства. Миром правит хаос. 6. Не существует гармонии, а с другой стороны тоска по идеалу и в этом конфликт. 7. Все строится на дуализме (двуемирие). Бог и дьявол, добро и зло, дух и материя, свет и тьма, реальность и иллюзия, жизнь и смерть. Они одновременно идеалисты и богоборцы. Полярный конфликт. Все борется. Человек это воплощение добра и зла, воли и бессилия, страсти и рефлексии. 8. Гл. субъект– герой, личность, кот. нах. в конфликте с миром и с собой. Бежит от трагической реальности в мир иллюзий (от надежд к разбитым мечтам). Как правило два героя – один изгой, странный, лишний чел., кончает сумасшествием, бегством, смертью. Второй тип – сверхчеловек – встает над обществом, миром, наруш. морал. нормы, и кончает трагически (от скуки, разочарования, обреченности к ненависти и преступлению). (все персон. Мочалова – Арбенин). 9. Искусство романтизма – элитарно. Для определенного круга. Призирают толпу и чернь.
Мочалов. (1800-1848) 30 л. на сцене. 1817 дебют в Москве. Наследник Петербургской шк. Яковлева, утверждает один из осн. законов рус. акт. школы – сценическое переживание. «Актер нутра», актер страсти и страдания, переживания, актер-лирик, стихийно, интуитивно постигающий роль проникал в истину. Колоссальный представитель романтизма на сцене и в жизни. Не ровен его актерский путь и не знал он гармонии в жизни. Переходя в мир воображаемого лица, играл все-таки свою душу – т.е. романтическое веяние эпохи. Белинский назвал Мочалова – плебеем, а Каратыгина – аристократом. Этих 2-х актеров часто сравнивали, т.к. они жили и играли в одно время, но они были крайне противоположны во всем, и в жизни и в игре (М. – романтик, К. – неоклассик, гармоничен, идеалистичен.) М. – субъективен, страстен к герою, с мощным трагич. темпераментом. Над ролью раб. в процессе игры. Образ рождался во время предст-й, и все время менялся в зависимости от явлений и обстоятельств публики, социал. явление, личное внут. ощущение, на все образы налагал печать душев. внут. трагизма. Был гениал. импровизатором (романт-е явление, постоянно в движении, развитии – от статики к бешен. динамике, от от покоя к взрыву страстей, от крика раздирающего душу к шепоту). Никогда не повторялся, не закреплял рисунок, каждый раз проживал заново. Но из-за этого игра была не ровная. И часто разочаровывал публику, которая видела его впервые. Исповедальность, искренность, экспрессивность, насыщенность эмоциями. Лирический актер, живущий внут. миром героя. Луч. роли – Гамлет, Ричар III, Мейнау, Бидерман (Н.Полевой) «Смерть и честь». Личность талантливая, гениальная, незаурядная. В нем воплотился собирательный образ Романтизма. Лич. жизнь его очень тесно связанна с персонажами. Трагичен, занимался саморазрушением. Ощутив внут. надрыв и слом начал пить, в Т. его долго терпели, но вынуж. были отпр. «на пансион». В послед. годы редко появ. на импер-й сцене Малого Т., гастрол-т по России. Взлеты и падения. Актер с обнаженными нервами и детской душой. Не умел договариваться с властью и идти на компромиссы. Реализм не принял и вынужден был скитаться в провинц. театрах. Львиные крики и переход на шепот, падание в обморок. Актер с обнаженными нервами и детс. душой. Что в последствии станов. актер. штампами др. актеров. Умер (трагически) в Москве от сильной простуды. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Лермонтов. (1814-1841) 28г. – недовоплощенный гений. В 100-летие его рождения (1914) нач. 1-й мир. войны, а в 100-летие смерти (1941) – нач. 2-й мир. войны. В драматургию приходит рано. Создал в искусстве портрет современника написанный субъективным лириком. Он смотрел на свое поколение печально: «зараженное скептицизмом, духовной апатией и социальным пессимизмом, скрывающее свое лицо за маской иронии, опустошенное, утратившее свое жизненное предназначение. Ранние произведения Лермонтова – это подступы, кристаллизация метода. В 1-х пьесах не только личные, семейные драмы, но и влияние Шекспира, Шиллера, Байрона, Гюго, инга Мочалова («Испанцы» 30г., «Люди страсти» 30г., «Странный человек» 31г., «Два брата» 34-36гг.. Герои этих пьес погибали, проигрывали, были слабее толпы и не способны на реализацию жажды мщения, порожденного несправедливостью судьбы и общества, уходили со сцены, унося с собой в смерть неразрешимое чувство протеста – они не достигали объема подлинно романтического трагического героя. Но главное это Маскарад 36-36гг. (при жизни не была поставлена). Мочалов мечтал сыграть Арбенина, но не смог, так как при его жизни был запрещен Маскарад. Но они выражали одни мысли, одну философию. И Мочалов вдохновлял Лермонтова. В «Маскар.» драм-е напряжение, разрушительный пафос романтиков, конфликт доходит до предела. Герой (по замыслу автора) справедливый мститель, восставший против зла и одновременно преступник. «Маскарад» Лермонтова чрезвычайно важная пьеса в истории рус. филос. и искус.: здесь отчетливо слышны отзвуки Пушкин. тем и мотивов, грибоедовского «Горе от ума», проблематика гоголевских произ-й. От него тянутся нити в будущее – к Достоевскому, Сухово-Кобылину, к символистам. Запрещена к публикации и постановке (пасквиль на светское общество). Впервые 1852 в Алекс. Т., Арбенин (Каратыгин), закалывает себя (желание цензуры превратить пьесу в мелодраму, где обязательна победа добра над злом и восстановление справедливости). Ее театральная судьба сложится уже в 20в. Маскарад – символ взаимоотн-й в соврем. обществе. Все маски. Мир постоянный маскарад, игра, интриги, зависти, предательство, обман, злое, темное порочное пространство. Нина единственно чистый, искренний человек (олицетворение божест-й гармонии, в ней единое целое небо и земля, дух и материя, истинно лирич. душа, мечтательна, покорна, нежна, печальна, бледна, в глазах часто блестят слезы. Для нее любовь – земное чувство, для Арбенина – сакральное, поэтому для нее история с браслетом пустяк, случайность, для него – судьба, честь, счастье). Есть герои снимающие свои маски: баронесса Штраль (призналась, что вела интригу, покидает общество), Звездич – неопытный игрок – жертва (чел. мелкий, никчемный, уязвимый, слабый, но имеющий чел. качества – честь, оскорбленное самолюбие – совершает реал. поступок, уезжает на Кавказ). Арбенин умеет существовать в этом мире (титанический, гордый чел., кот. силой своего характера и масштабом мышления возвышается над толпой, он способен на поступок и ему дано право этого поступка. Но срывается в истину страданий и правду чувств. Очень важен принцип игры. Игра в 19в. – не только форма развлечения, но и выражение страсти. Арбенин игрок, который все познал. Профессион-е шулеры – Казарин, Шприх (без чести и чувства – лицо толпы, меняют маски приспосабливаясь к требованиям общества превращаясь в тени). Арбенин др. тип, постиг. филос. игры. Герой должен стать сверхчеловеком, призирать толпу. Через него выражается теория «низкого» (зло толпы) и «высокого» зла (Арбенин). Шеллинговский принцип – добро и зло – явление одного порядка. Арбенин мстит обществу и для примирения с небом он разрывает с ним, но ему трудно это сделать, так как он очень сильно связан. Прием двойного сострадания – жертве Нине и Арбенину (исповедальный пафос драматурга-романтика). В здравом рассудке выдержать натиск «низкого зла» невозможно. Очень важен в романтизме элемент случайности. На случайности основана вся интрига. Но складывается ощущение, что случаем, правит некая враждебная сила и случай формирует судьбу. Финал Арбенина трактуется как наказание за бунт. Есть еще версия, что любовь приравнивала его к низкому уровню и что он подсознательно уничтожил ее, чтобы остаться сверхчеловеком. Любовь демонического существа – всегда влечет за собой катастрофу – смерть возлюбленной и моральную гибель героя. Ключ к пониманию пьесы – маскарад рифмуется карточной игрой (символ двор. жизни 19в., игра- страсть – как явление светской жизни, близка дуэли = ситуации конфликта, борьбе, поединку – романтика – упоение в бою, смелость, азарт, фатализм, поединок случая и закономерности). Сценическая история.Под запретом 11л. после смерти. Впервые 1852 в Алекс. Т – бенефис актрисы Арбельхивой. Арбенин (Каратыгин) закалывал себя (желание цензуры). С 1864 исполняют в полноценном варианте. В столице была мало популярна, так как уже не популярен романтизм. Н. Рыбаков – Арбенин, Писарев играл в 1-м частном Т. Москвы. Он 1-й кто приблизился к герою-изгою. Мейерхольд в Алекс. Т. 1917, Петроград. Впервые полностью воплотил всю философию. Панихида по старому миру (через два дня отречение Николая). Дорогой, роскошный спектакль. Символистские и традиционалистские взгляды М. соединяются в этом спектакле. Опера без музыки. Основной мотив – предчувствие катастрофы. Головин создает архитектуру Карла Росси. Зал отражается на сцене зеркально. Стиль спектакля искали 5 лет от Лермонтова к Байрону, от Петербурга к Венеции. Три главных символа – Маска, Зеркало, Свеча. Принцип бесконечного движения. Ничто не стоит на месте. Все меняется. Головин придумывает динамическую декорацию. Пять занавесов. Занавес дробит сцену. М. создает свой авт. текст. Использует 3 версии. И создает 10 эпизодов. 1-й акт – завязка интриги до первой ссоры Нины с Арбениным. Центральная сцена Маскарад. 2-й акт – кульминация – процесс раскручивания интриги, заканчивающая оскорблением Звездичу – страшно игральная (Мейр). 3-й акт – все подчинено гибели Нины и сумасшествию Арбенина. Бутафория вся театр-я, ничего натурального, все крупнее, подчеркнуть театр-ть и придать условность. Партитура представляла хореограф-ю запись балетного сп-ля, стремился выработать авторство. Мизансцены фиксировали на ритмичной точке. Актеру предлагается своей внутр. энергетикой оживить жесткую партитуру. И в этом плане он считал, что актер свободнее системы Станиславского, в которой режиссер вторгался во внутренний мир актера. Здесь закладывается принцип биомиханики. 50-е гг. 20в., Госдрама Пушкина, Алекс. Т. – Кожич. Моссовет – Завадский. Мордвинов играл. Потом в фильме Герасимова, он же. На руб. веков 20-21, БДТ – Чхеидзе Толубеев в роли Арбенина. Скупой на эмоции, строгий спектакль, приближенный к внутреннему психологическому оправданию героев. 1962, Малый Т. Драпировка черным бархатом и красные костюмы. Арбенин (Царев), баронесса Штайн (Быстрицкая). В Сатириконе все поют. 2001, Александринка –Селин. Попытка создать – не выдержал больше 2-х спектаклей. 5. Гоголь Н. В. Драм-я и театр.-теоретические взгляды.«Ревизор» – сцен. ист. Гоголь. (1809-1852). Глава натуральной школы. Родоначальник абсурдистской драматургии. Литер. лидер целой эпохи. Приходит в рус. культуру вслед за Пушкиным (развитие пушкин. метода). Ставит перед зрителем новые задачи. Требует от зрителя самоанализа. Первым в нашей драматургии разрушает стену между искусством и реальностью. Зритель до этого ходил в Т. развлекаться. Розов называл его гением слова. Новый тип Т. – Т. не для развлечения, а осмысления и анализа. Актер – жрец. Гог. мир основан на общей идее – объединяющей различные судьбы и события – драматургия общей ситуации (женитьба или игра, или приезд ревизора, либо социальное явление – город в кот. отраж. вся система рос. власти, рос. менталитета). Истинная дух. миссия Гог. – разоблачение так назыв. добродетельного чел., беспощадный суд над ним с высоты христиан. абсолюта. Заменяет любовный механизм – социальным – выгодная женитьба, чинноискательство, карьерный рост, оскорбленное самолюбие. Мир однороден (однородного зла и посредственности). Прямой оппозиции пороку нет. У Гог. отсут. положит. герой. Полож. лицо комедий – смех сквозь слезы. Пошлость главное зло человека. Путь изменения видел не в революциях и насильственном изменении, выход видел только в нравств. самоусовершенствовании личности (начни с себя). В 20-м в. осознаются дух. символы «Ревизора» - город – наш внутр. дух. мир, чиновники – наши страсти, Ревизор – наказание, кот. нас ждет, Хлестаков – наша ветряная совесть. У Гоголя зло мелкое, посредственное, Хлестаков мелкий бес. Творчество Г. – это отражение борьбы с собств. комплексами, претензиями. «Лягушка, раздувающаяся в вола». Мир Гоголя – мир маленьких людей (мелкий униженный чиновник), но с другой стороны духовный мещанин. Это люди призирающие собственную личность. Самоуниженность происходит от потери цели. Подменна ценностей. Утеряны нравственные ориентиры, подлинные ценности. Все выражается в погоне за чинами и т.д. Подлинный Г. – подернутый пеплом больших раздумий задумавшийся о нравственности чел. (боль за челов.) – впервые раскрывается в режиссёрском Т. Подмена функций. Зачем Кочкарев желает сватать Подколесина? Подколесин – ехать на смотрины или нет (быть или не быть). Подглядывают, подслушивают – это связанно с уязвленностью самолюбия «маленького чел.» (Почтмейстер – читает чужие письма, Добчинский, Бобчинский подслушивают под дверью, Анна Андр. велит девке подсмотреть в щелку за приезжим, в «Игроках» компания игроков выпытывает у слуги Ихарева все о хозяине, и сам Ихарев спраш. их слугу о них – надо знать как себя вести с тем или иным чел., выше он или ниже). Чел. посредственному свойственно тяготение к социальному сценарию. Подражать кому-то (из городничего превратиться в генерала). Нет цели в жизни и готов принять роль, кот. навязывает среда (Хлестаков становится ревизором и другом Пушкина и сам верит в это). Центральная тема – обман, самый разный. Вскрывается в развязке. Как правило, все заканчивается побегом. Идея подложной жизни. Герои поднимаются до трагического пафоса. Это происходит практически со всеми героями. Герой называет это дьявольски
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.092 с.) |