Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция по оцениванию заданий 9 и 16

Поиск

· Сколько произведений для сопоставления называет в работе выпускник (более двух, два, одно, ни одного)?

· Указаны ли авторы всех этих произведений?

· Обоснован ли выбор каждого из произведений для сопоставления с исходным текстом (обоснован выбор двух произведений, одного произведения, выбор произведений не обоснован)?

· Убедительно ли сопоставлено каждое из выбранных произведений с предложенным текстом (убедительно сопоставлены два произведения, одно произведение, оба произведения не сопоставлены с предложенным тестом)?

· Выдержан ли в процессе сопоставления тот аспект анализа, который указан в вопросах 9 и 16? Соотносится ли ответ экзаменуемого с ключевыми словами в формулировке заданий 9 и 16? (Аспект анализа, заданный в вопросе, выдержан в процессе сопоставления обоих произведений, одного произведения, не выдержан при сопоставлении обоих произведений.)

· Найдите в работе фактические ошибки и определите их типы.

 

Примеры оценивания развёрнутых ответов ограниченного объёма (задания 8, 9, 15, 16)

 

Здесь и далее в работах выпускников сохранена авторская орфография и пунктуация.

Задания взяты их вариантов КИМ, частично представленных в параграфе 2 данной главы, и опираются на соответствующие литературные произведения и фрагменты.

В разделе принята сквозная нумерация работ экзменуемых.

Примеры оценивания ответов на задание 8

Работа 1.

Задание 8. Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?

«Черты характера Василия Ивановича соответствуют чертам людей того времени, спокойно ведущих свою жизнь, тихо и мирно доживающих свой век в поместье.

Василий Иванович – герой весьма сентиментальный, но тщательно скрывающий свои чувства от сына, Евгения, которые он испытывает, и поэтому слушая мнение друга Евгения, Аркадия, «глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щёки его слабо вспыхнули». Он с огромной чувствительностью, эмоциональностью и открытостью рассказывает Аркадию о сыне и трепетно слушает лестные комментарии по поводу качеств Базарова. В словах отца нет лести, фальши и лицемерия: всё, что Василий Иванович говорит, идёт от чистого сердца; он искренне радуется, когда Аркадий Кирсанов хвалит Евгения: Он бескорыстный, честный человек. В его сердце бушует пламя огромной бескорыстной любви к своей семье, гордости за сына уважения к жене: «я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно мать!»

Таким образом, И.С.Тургеневу, великому русскому писателю-реалисту, удалось создать героя, который вызывает только положительные эмоции у читателя; героя того времени, прекрасного мужа и отца, обладающего самыми лучшими человеческими качествами».

Комментарий эксперта.

В целом ответ нацелен на проблему, сформулированную в вопросе: выпускник отмечает «открытость и эмоциональность» Василия Ивановича Базарова, его «гордость за сына и уважение к жене». О свойственной этому герою мягкости характера, чувствительности сказано: «весьма сентиментальный, но тщательно скрывающий свои чувства от сына». Подмечена и искренность героя («искренне радуется»).

Вместе с тем, автор работы не обратил внимания на то, что отец Базарова понимает: его сын – человек необыкновенный («подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином»). А это позволяет говорить о нём не только как о сердечном и чувствительном родителе, но и о мыслящем, прозорливом человеке. О себе он говорит: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...».

Отметим ещё один недочёт работы– некоторую размытость вступительного тезиса. Василий Иванович отнесён к типичным героям эмохи («Черты характера… соответствуют чертам людей того времени…»). Акцент на типичности героя повторяется в итоговом выводе («… удалось создать героя… героя того времени…»). В этом случае следовало указать на время, в которое жил герой, и назвать эти типичные черты.

Речевые ошибки в работе отсутствуют.

Оценка: 2 балла + 1 балл за речевое оформление.

Работа 2.

Задание 8. Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?

«В данном эпизоде Василий Иванович предстаёт перед нами как настоящий отец, любящий своего сына, имеющий мягкое, чуткое и доброе сердце. Положительная характеристика Евгения Аркадием пробуждает в старшем Базарове искреннюю радость. В отличии от твердохарактерного сына отец обладает очень чувствительной и впечатлительной натурой, которая не может прятаться внутри героя. Она отражается в его мимике, эмоциональных жестах и высказываниях. Василия Ивановича, без сомнения, можно назвать истинным отцом. В своей душе он лелеет мечту об успешном будущем своего любимого сына. А Аркадий даёт ему возможность окончательно убедиться в реальности осуществления его желания».

Комментарий эксперта.

Экзаменуемый дает ответ на вопрос, учитывает авторскую позицию: («настоящий отец, любящий своего сына, имеющий мягкое, чуткое и доброе сердце», искренне радующийся словам Аркадия о сыне, чувствительный и впечатлительный, мечтает «об успешном будущем… сына»). Вместе с тем, не все тезисы автора работы находят убедительное обоснование (например, вывод о том, что характер героя «отражается в его мимике, эмоциональных жестах и высказываниях», не подкреплен ссылкой на текст).

Оценка: 2 балла +1 балл за речевое оформление ответа.

Работа 3.

Задание 8. Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?

«Как бы чего не вышло» - фраза, являющаяся жизненным девизом для Беликова, героя рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». Беликов на протяжении всей жизни старался разными способами отгородить себя от внешнего мира. На примере портрета героя А.П.Чехов мастерски показывает его «футлярность». Особое внимание автор уделяет деталям: «Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…», которые помогали Беликову обезопасить себя от всего вокруг. Автор указывает на то, что все предметы героя были в чехлах, и даже его лицо было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Беликов преподаёт греческий, мёртвый язык. Это дело помогает герою отстраниться от мира, создать вокруг себя спасительную «оболочку». Таким образом, мы видим, что внешний облик и образ жизни Беликова прямо соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло».

Комментарий эксперта.

Экзаменуемый дает прямой ответ на вопрос, следуя логике, заложенной в формулировке задания: выделяет те черты внешнего и внутреннего облика героя, которые соответствуют его жизненному кредо. Тезисы выпускника подкреплены текстом фрагмента и отражают отношение писателя к герою.

Речевое оформление текста соответствует предъявляемым требованиям.

Оценка: 3 балла+1 балл за речевое оформление ответа.

Примеры оценивания ответов на задание 9

Работа 4.

Задание 9.В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?

«В нашей литературе насчитывается большое количество произведений, связанных с военной тематикой. Рассмотрим тему государственной службы на примере двух произведений: Л. Н. Толстого «Война и мир» и М. А. Шолохова «Тихий Дон».

В романе-эпопее «Война и мир» военной службе отведена значительная часть. Главные герои Андрей Болконский и Пьер Безухов посвятили себя служению государству по разным причинам: Андрей хотел подвигов и славы, Пьер просто хотел себя чем-то занять. Однако служба очень сильно повлияла на их мировоззрение: главные герои переосмыслили и поняли всю важность и серьезность служения Отчизне. Так например, к Андрею Болконскому осознание приходит во время Аустерлицкого сражения, когда он, лежа на земле, смотрит в «бесконечное» небо над собой.

В романе «Тихий Дон» повествуется о казаках, для которых служба государству была обязательным долгом, и она не прошла бесследно для главного героя Григория Мелехова: он стал угрюм, задумчив, но пережитые им войны не сломили, а закалили его характер.

Данные произведения и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» схожи тем, что, пройдя через все трудности службы, главные герои приобретают что-тоновое в характере, в мировоззрении. Служба является для них физическим и душевным испытанием».

Комментарий эксперта.

Отвечая на вопрос, выпускник указывает два произведения, которые могут быть сопоставлены с романом «Капитанская дочка» по наличию темы государственной службы, и называет их авторов. Экзаменуемый обосновывает выбор названных им произведений, хотя делает это не во всем убедительно. Так, в первых двух предложениях нарушена логика рассуждения, так как в первом предложении говорится о «военной тематике», а во втором – о «государственной службе», и получается, что эти понятия отождествляются.

В третьем и четвертом предложениях работы («В романе-эпопее «Война и мир» военной службе отведена значительная часть. Главные герои Андрей Болконский и Пьер Безухов посвятили себя служению государству по разным причинам: Андрей хотел подвигов и славы, Пьер просто хотел себя чем-то занять») искажено искажена позиция автора «Войны и мира». В первом из этих предложений говорится о военной службе, во втором – о служении государству. По логике текста эти словосочетания можно считать контекстуальными синонимами. Но в этом контексте упоминается Пьер Безухов, который вовсе не посвятил себя служению государству, потому что «хотел себя чем-то занять», и никогда не был на военной службе, хотя и оказался в плену.

Попытка сопоставить эти произведения наблюдается только в последнем предложении, но высказанная в нем верная мысль о влиянии службы на характеры героев не аргументирована, примерами из сопоставляемых произведений не подкреплена.

Оценка: 1 балл.

 

Работа 5.

Задание 9.В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?

«Тема военной службы, отраженная в романе «Капитанская дочка», присутствует в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого и романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохова. В романе-эпопее «Война и мир» представлены военные действия, в которых присутствуют исторические личности, такие как Кутузов и Наполеон. В повести Пушкина А. С. исторической личностью является Емельян Пугачев, поднявший бунт и назвавший себя Петром III. Оба произведения показывают роль исторических личностей в судьбе России и в судьбе народа. В романе-эпопее «Тихий Дон» главного героя Григория Мелехова можно сопоставить с Петром Гриневым. Григорий, как и Петр старался служить по чести, совести и справедливости, именно этой справедливости Григорий искал, переходя от белых к красным».

 

Комментарий эксперта.

В ответе на вопрос указаны названия двух произведений и их авторов, где присутствует тема государственной службы, но не обоснован выбор этих произведений.

Сопоставление «Капитанской дочки» с «Войной и миром» выпускник производит без учета заданного направления анализа: пишет не об отражении «темы государственной службы, военной или штатской», как требуется в вопросе, а сопоставляет эти произведения по наличию в них исторических личностей.

Сопоставление Петра Гринева с Григорием Мелеховым («Григорий, как и Петр старался служить по чести, совести и справедливости») более корректно. В качестве доказательства выпускник говорит только о том, что Мелехов искал справедливости, переходя «от белых к красным».

Оценка: 2 балла.

Работа 6.

Задание 9.В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?

«В произведениях русской классики, в которых звучит тема государственной службы, военной, штатской. Например: «Война и мир», «Тихий Дон», «Петр I», «Сашка», «Встречный бой» и др. В этих произведениях так же, как и у произведения Пушкина «Капитанская дочка», ясно выражено и описано несение военной службы и государственной. В каждом из этих произведений хорошо проявляется героизм и честь, доброта и нравственность, патриотизм и любовь. Герой в значении не персонажа, а его качества становится в пример читателям. Чтобы люди читали и ставили этого человека, как идеал».

Комментарий эксперта.

Хотя в ответе на вопрос указано 5 произведений, в которых, по мнению выпускника, звучит тема государственной службы, работа не может быть оценена как удовлетворительная по следующим причинам:

· не названы авторы указанных произведений;

· обоснование их выбора недостаточно убедительно, так как в рассуждениях нет аргументов, подтверждающих высказанные мысли, но много общих слов;

· сопоставление хотя бы одного из названных произведений с романом «Капитанская дочка» в заданном аспекте анализа в работе отсутствует.

Несовершенство речевого оформления затрудняет понимание смысла написанного.

Таким образом, в работе обнаруживается неумение экзаменуемого соотнести свой ответ с поставленной в вопросе задачей.

Оценка: 0 баллов.

Работа 7.

Задание 9.В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?

«Война, это именно то, что предшествует миру. И именно о войне писатели стараются рассказать как можно больше. Запечатлеть подвиги и навсегда оставить их в памяти поколений. В произведении Твардовского «Василий Теркин», в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», насколько большую роль авторы уделяют теме войны. Однако, несмотря на то, что везде истории разные, их объединяет тема любви. Именно любовь спасала людей не раз. Возможно это была бы единственная тема, если не учесть тот факт, что: «Наш народ, он не так прост как кажется». В нас всегда присутствовала, та самая, великая сила духа, из-за которой многие решались на безумные поступки, из-за которой люди никогда не сдавались».

 

Комментарий эксперта.

Хотя выпускник называет два произведения, которые могли бы быть использованы для сопоставления с «Капитанской дочкой», в работе дан ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей.

Экзаменуемый подменяет ответ на заданную в вопросе тему государственной службы общими рассуждениями о войне вообще и безосновательно обращается к теме любви. Между тем, от автора работы требовалось показать, как тема государственной службы отразилась в указанных им произведениях, и сопоставить «Капитанскую дочку» с «Войной и миром» и «Василием Теркиным» именно в этом аспекте.

В работе не обоснован выбор названных произведений и отсутствует сопоставление их с заданным текстом по указанному в вопросе основанию.

Оценка: 0 баллов.

Работа 8.

Задание 9. В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

«Раскрывая проблему взаимоотношений родителей и детей, возникает вопрос о споре двух разных поколений: «младшего» и «старшего». В произведении Грибоедова «Горе от ума» прослеживается спор разных поколений, непонимание друг друга. Чацкий, как и Евгений Базаров, одинок по своим взглядам, пониманием мира, позициям. Оба главных героя активно отстаивают свои позиции и не отступают от них. Поэтому у героев других взглядов возникают противостояния. В комедии «Горе от ума» главный герой вступает в конфликт с так называемым «фамусовским обществом», а в романе «Отцы и дети» – с представителем аристократии Павлом Петровичем Кирсановым.

Если повернуть вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «детей» с иной стороны, то в романе «Отцы и дети» помимо ярких споров Евгения и Павла Петровича можно вспомнить взаимоотношения Евгения и его отца. В самом конце романа их отношения построены на доверии, теплоте друг к другу, мягкости. Прослеживается огромная любовь Василия Ивановича к Базарову. Это взаимоотношение можно сопоставить с произведением Шолохова «Судьба человека». Взаимоотношения Андрея Соколова и Ванюшки строятся на взаимопонимании, огромной любви, заботе, даже не смотря на то, что Ванюшка не родной по крови, но он родной по душе».

Комментарий эксперта.

Отвечая на вопрос, требующий привлечения контекста, выпускник называет два произведения – комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» и рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

Сопоставляя роман И.С.Тургенева и комедию А.С.Грибоедова, экзаменуемый пишет о споре двух поколений («непонимание друг друга»), одиночестве героев (Чацкого и Базарова), связанном с их жизненной позицией («активно отстаивают свои позиции и не отступают от них» в спорах с «фамусовским обществом» и «представителем аристократии П.П.Кирсановым»). В данном случае обоснование выбора материала для сопоставления и сам сопоставительный анализ оказываются в тесном взаимодействии, что не снижает качества ответа.

Выбор рассказа «Судьба человека» для сопоставления с исходным текстом обоснован, но само сопоставление в полной мере не реализовано.

Оценка: 3 балла.

Работа 9.

Задание 9. В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

«Во многих произведениях русской литературы писатели отражали взаимоотношения родителей и детей. Например, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович с невероятным трепетом заботится о своём сыне, Аркадии, беспокоится о его здоровье, учёбе и личной жизни. Также, несмотря на то, что он и его сын из разных поколений, Николай Петрович старается не отставать от увлечений и интересов своего сына; например, он начинает читать книгу, которая отражает интересы его Аркадия и вероятно весьма интересную для молодого поколения.

В последствии, Аркадий становится прекрасным семьянином, своё счастье он находит в браке, также, как и Николай Петрович и следит тщательно за поместьем.

С произведением «Отцы и дети» сопоставим творение Д.И.Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка, который является тем самым недорослем вобрал в себя черты характера, отношение к жизни и приобрёл ценности, те качества, которые есть у его матери – госпожи Простаковой, сильной, целеустремлённой и примитивной хозяйки. Вследствие этого, Митрофанушку стали интересовать вещи материальные, поэтому он забросил учёбу и понял, что хочет жениться. Его отношение к окружающим его людям нянечке, слугам – ничем не отличается от материнского. В его речи при обращении к людям преобладают оскорбления, которые в большинстве случаев безосновательны.

Таким образом, русские писатели, отражающие в своих произведениях взаимоотношения родителей и детей, как в романе «Отцы и дети» и драматическом произведении «Недоросль» показывают, что в становлении личности человека огромную роль играет воспитание, данное родителями, ведь именно в семье у ребёнка формируются человеческие качества».

Комментарий эксперта.

В ответе выпускника указана только одна позиция сопоставления (пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»). При этом аргументы для выбора произведения приведены, но полноценное сопоставление текстов отсутствует.

Экзаменуемый характеризует взаимоотношения Аркадия Кирсанова с его отцом (Николай Петрович заботится о сыне, стремится понять его интересы и увлечения), а затем рассказывает о том, каким становится Митрофан под влиянием госпожи Простаковой («забросил учёбу и понял, что хочет жениться», грубит окружающим).

Всё это свидетельствует о непонимании выпускником специфики задания и о неумении сопоставлять литературные факты в рамках заданной проблемы. Отсюда – неточность вывода: «в становлении личности человека огромную роль играет воспитание, данное родителями…».

Оценка: 1 балл.

Работа 10.

Задание 9. Герои каких произведений русской классики ведут «футлярный» образ жизни и в чём они различны или схожи с чеховским Беликовым?

«Многие русские писатели в своих произведениях изображали героев, ведущих «футлярный» образ жизни. Например, герой сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» ведёт «дрожащий» образ жизни, который является схожим с образом жизни Беликова. И пискарь, и Беликов пытаются оградить себя от внешнего мира своей «футлярной» оболочкой. Герои обоих произведений в конце умирают. Это доказывает, что «футлярность» не оберегает, а наоборот ведёт к неминуемой смерти. Ещё одним героем, ведущим «футлярный образ жизни» является Плюшкин из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Плюшкин – «прореха на теле человечества». Он скупой, ведёт затворнический образ жизни, нелюдимый. Всё это делает его похожим на героя чеховского рассказа. Таким образом, мы видим, что А.П.Чехов в рассказе «Человек в футляре» изобразил образ, ранее существовавший в произведениях авторов XIX века».

Комментарий эксперта.

Отвечая на контекстный вопрос, выпускник обращается к двум произведениям, герои которых могут быть отнесены к типу «футлярных» людей: премудрый пискарь из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина («пискарь и Беликов пытаются оградить себя от внешнего мира») и Плюшкин из гоголевских «Мёртвых душ» («ведёт затворнический образ жизни, нелюдимый»).

Вместе с тем, развернутого сопоставления этих персонажей с Беликовым в работе нет: намечены лишь самые общие аспекты сравнения.

В работе допущены фактические ошибки:

- цитатная («прореха не теле человечества»);

- содержательные («футлярность…ведет к неминуемой смерти»; «образ, ранее существовавший в произведенияхавторов XIX века»).

Оценка: 1 балл.

Примеры оценивания ответов на задание 15

Работа 11.

Задание 15. Почему в стихотворении С.А. Есенина родина названа «кроткой»?

«Сергей Есенин – поэт, посвятивший множество произведений Родине. В стихотворении «Русь» подчёркивается любовь автора к Руси, матушке-Родине, где человек чувствует себя свободным среди необъятных полей, звёздного неба… В данном стихотворении присутствует связь человека с природой, которая не требует ничего взамен, где нет места страху, власти, «не причудится смерть и тюрьма». Русь кроткая, потому что она проста, но эта простота употреблена в значении душевности, тепла, уюта, кротости, красоты – «Припаду к лапоточкам берестяным».

Это именно то, что нужно для счастья лирического героя, всё то, что он ценит в своей Родине. Возможность почувствовать себя свободным, ощутить радость жизни – всё это возможно на Родине, которую автор символически назвал «Русь». Фольклорные элементы: «лапоточки», «песня весной на лугу» ещё больше передают близость человека с природой, искреннюю любовь героя к Родине. Величие Руси заключается в её «кротости»».

Комментарий эксперта.

Экзаменуемый понимает смысл вопроса и дает на него лаконичный ответ, раскрывая значение есенинского эпитета. Текст стихотворения привлекается выпускником, но он по преимуществу не связан с основным тезисом, лежащим в основе ответа.

В работе допущены речевые ошибки: «…связь человека с природой, которая не требует ничего взамен» - (связь или родина?); «где нет места страху, власти» - (получается, что нет места власти!). Не вполне удачно названы фольклорными элементами «лапоточки» и «песня…».

Оценка 1 балл.

 


Работа 12.

Задание 15. Что даёт основание отнести стихотворение А.С. Пушкина «Желание» к жанру элегии?

«Стихотворение А.С.Пушкина «Желание» относится к жанру элегии. Элегия – один из основных жанров романтического направления в литературе. Этот жанр отражает в себе светлую грусть. Автор использует эпитеты: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», указывающие на пребывание героя в печальном настроении. То, что печаль в стихотворении является светлою, помогают понять следующие строки: «мне слёзы утешенье», «душа, пленённая тоской, В них горькое находит наслажденье», «Мне дорого любви моей мученье». Завершает стихотворение автор строкой: «Пускай умру, но пусть умру любя!» Лирического героя не пугает смерть, так как для него ничто не важно, кроме любви. «Несчастливая любовь» настолько овладела героем, что он получает наслаждение от неё. Всё это даёт основание отнести стихотворение А.С.Пушкина «Желание» к жанру элегии».

Комментарий эксперта.

Экзаменуемый правомерно относит элегию А.С. Пушкина к романтической лирике. В работе с опорой на текст доказывается принадлежность пушкинского стихотворения к жанру элегии, раскрывается мир чувств лирического героя («светлая грусть»).

В работе допущена одна речевая ошибка (« жанр отражает в себе светлую грусть»), которая не влияет на общую оценку речевого оформления ответа.

Оценка: 3 балла + 1 балл за речевое оформление.

 

Работа 13.

Задание 15. Что даёт основание отнести стихотворение А.С. Пушкина «Желание» к жанру элегии?

«Элегия, в моём представлении, это нечто трагичное и любовное. Большинство элегий не продолжительны и олицетворяют тоску по несчастной любви. Так, лирический герой произведения Александра Пушкина «Желание», полон тоски и трагичности. Так же отмечается тема несчастной любви, которая так характерна для жанра элегия. Понять это можно из следующего отрывка:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя!

Таким образом, стихотворение «Желание» является идеальным примером такого прекрасного жанра в лирике, как элегия».

Комментарий эксперта.

Экзаменуемый понимает суть вопроса, но раскрывает его крайне поверхностно, не обнаруживая знания особенностей жанра элегии (приведенная в тексте работы цитата прямо не соотносится со спецификой задания).

В ответе допущено значительное количество речевых ошибок («…это нечто трагичное и любовное», «Так же отмечается тема»,«Большинство элегий не продолжительны и олицетворяют тоску по несчастной любви», «полон тоски и трагичности»), не позволяющих выпускнику адекватно выразить свои мысли.

Оценка: 1 балл.

Работа 14.

Задание 15. В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному? (По стихотворению М.И.Цветаевой)

«Сложность отношения героини к влюблённому заключается в равнодушии и безразличии её влюблённого к ней. Героиня когда-то очень сильно любила, но со временем всё пропадает, чувства гаснут, привязанности нет. Хотя где-то глубоко в душе есть любовь к этому человеку, но уже не хочется ворошить прошлое. Героиня чувствует спокойствие и свободу: «Мне нравится, что я больна не вами…». Она начинает ощущать безразличие к этому человеку, в которого была бес памяти влюблена, и ей нравится, что теперь их ничего не связывает, что пути их разошлись».

Комментарий эксперта.

Работа характеризуется неглубоким проникновением в текст произведения и непониманием чувств, владеющих лирической героиней. Экзаменуемый не справляется с ответом на вопрос.

Оценка: 0 баллов

Работа 15.

Задание 15. В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному? (По стихотворению М.И. Цветаевой)

«Противоречивость отношения героини к возлюбленному заключается в том, что она и благодарна за то, что они не вместе, и сожалеет об этом. Неразделённая любовь героини пробуждает в ней такое сложное отношение. Несмотря на благодарность лирической героини за то, что нет «гулянья под луной», она грустит о том, что ничего у возлюбленного не связано с ней. Прослеживаются мотивы обвинения возлюбленного. Все строки звучат и с сожалением, и с радостью».

Комментарий эксперта.

Экзаменуемый пытается дать прямой ответ на вопрос, поэтому можно сделать вывод о понимании им сути задания. Однако убедительно обосновать свои тезисы выпускнику не удалось. Необоснованно прозвучала мысль о том, что в стихотворении «прослеживаются мотивы обвинения возлюбленного». Работа содержит речевую ошибку: «пробуждает в ней такое сложное отношение» (очевидно, речь идёт о чувствах, а не об отношении).

Оценка: 1 балл.

 

Примеры оценивания ответов на задание 16

 

Работа 1 6 .

Задание 16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой?

«Любовь всегда являлась ключевой темой поэзии для любых авторов. Стихи посвящают любимым, людям оставившим глубокий след в жизни. Однако эти люди не всегда оставались в жизни поэтов надолго. И это увлечение, эту «мимолетную любовь», можно назвать «неразделенной». У Пушкина А. С. мы не раз встречам данную тему в стихотворениях. Например, краткое послание Анне Керн: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты», или огромный роман в стихах «Евгений Онегин», в котором от равнодушия Евгения, страдает Татьяна Ларина:

«Но вы к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня

Вы не оставите меня…»

Есенин также много пишет о неразделенной любви. Их всех объединяет душевное состояние лирического героя. Объединяет та боль, которую они скрывают в себе, представая перед всеми, людьми, умеющими «отпускать прошлое»».

 

Комментарий эксперта.

В ответе на вопрос указаны названия двух произведений А. С. Пушкина («Я помню чудное мгновенье…» и «Евгений Онегин»), а также упомянут С. А. Есенин без конкретного указания на его стихотворения. Но выбор этих произведений не обоснован. Вместо этого в начале работы выпускник углубляется в общие рассуждения о любовной лирике, что уводит от заданного в вопросе направления анализа.

При сопоставлении стихотворения М. И. Цветаевой с произведениями Пушкина убедительным представляется только краткое сопоставление с романом «Евгений Онегин». Имя Есенина только упомянуто, сопоставление с его стихами отсутствует. Мысли, высказанные выпускником в двух последних предложениях, не аргументированы.

В работе допущены 2 фактические ошибки:

1. В выражении «И это увлечение, эту “мимолетную любовь”, можно назвать “неразделенной”» искажена жизненная правда, так как «мимолетная любовь» и «неразделенная любовь» – это разные понятия.

2. Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» выпускник считает стихотворением о неразделенной любви, но это искажение авторской позиции, так как это стихотворение о связи любви и поэтического вдохновения, о пробуждении души, открытой для любви и творчества.

Оценка: 1 балл.

 

Работа 17.

Задание 16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой?

«Тема неразделенной любви прослеживается в стихотворении А. Блока «Предчувствую тебя». Это стихотворение входит в цикл стихов о «Прекрасной Даме». Автор предвкушает встречу со своей возлюбленной, лишь одно его настораживает. Он идеализировал ее и себя в голове и боится, что образ, который он создал, не будет схож с тем, что есть на самом деле: «Предчувствую тебя, года проходят мимо, Все в облике одном предчувствую тебя».

Он ждал этой встречи, хоть и боялся, как и героиня стихотворения М. Цветаевой».

 

Комментарий эксперта.

В работе выпускник привлекает для сопоставления только одно произведение – стихотворение А. А. Блока. Однако выбор этого стихотворения необоснован и неудачен, потому что в этом насквозь символистском стихотворении лирический герой ждет не реальной возлюбленной, а ожидает встречи с Вечной Женственностью. Это подтверждает эпиграф к стихотворению, взятый из поэзии теоретика младосимволистов, философа Вл. Соловьева:

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

На символистский смысл указывает и написание в стихотворении слов «Ты» и «Тебя» с прописной буквы: так было принято писать о Боге, о божестве.

Сопоставление стихотворения Блока со стихотворением Цветаевой фактически отсутствует, потому что указание в последнем предложении на то, что «он ждал этой встречи, хоть и боялся» нельзя считать сопоставительным анализом.

В работе искажено названия стихотворения А.А. Блока (нужно: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»), а также название одного из его первых поэтических сборников (нужно: цикл или сборник «Стихи о Прекрасной Даме»).

Оценка: 0 баллов.

 

Работа 18.

Задание 16. В каких произведениях русских поэтов тема любви к родной земле занимает центральное место и чем эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина «Русь»?

«В творчестве многих поэтов важное место занимает тема Родины и родного края. Это одна из тем, которая встречается у поэтов всех направлений и течений. Например, в лирике С. А. Есенина этим самым родным краем является та Русь, которая была еще несколько веков назад. И свое чуткое отношение к этому явлению выразил в стихотворении «Русь». Красотой родных краев некогда восхищался русский поэт-символист А. А. Блок. В стихотворении «Россия» он сравнивает избы и песни «нищей России» со «слезами первыми любви». Он считает ее настолько красивой, что «ее прекрасные черты» может «затуманить» лишь «забота». Стихотворение «Россия» пропитано необычайно нежной любовью автора строк к своему родному краю.

Также и в поэзии XX века эта тема является актуальной. М. И. Цветаева написала стихи «о Москве», в которых выразила свой восторг от «златоглавой столицы». Во многих письмах к друзьям, таких как А. А. Ахматовой и Б. Л. Пастернаку, что Москва это ее душа, город с которым гармонирует ее личность. В стихах «о Москве» огромную роль играют храмы, соборы, которые и стали олицетворением Москвы, как любимого края поэтессы.

Таким образом, для каждого поэта, как и для каждого человека существует тот заветный уголок – родные края, к которым у них лежит душа. И отражая это в своих творениях, они дарят эту частичку своей любви читателям, которые в свою очередь приближаются к своей малой родине, родному краю».

 

Комментарий эксперта.

В ответе на вопрос указаны названия двух произведений (А. А. Блока и М. И. Цветаевой), однако выбор этих стихотворений обоснован нечетко и недостаточно убедительно.

Выпускник знает содержание стихотворения А.А Блока «Россия», но при сопоставлении со стихотворением С.А.Есенина обращает внимание только на «нежную любовь к родному краю» и «красоту родных краев», которую трудно заметить в стихотворении А.А.Блока: «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «серые избы» и др.

Сопоставление стихотворения С.А.Есенина с цветаевскими «Стихами о Москве» достаточно поверхностно, не подкреплено нужными аргументами или цитатами.

В работе искажено название поэтического цикла М. И. Цветаевой – стихи «о Мо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.017 с.)