Фактические ошибки и их влияние на оценивание развернутых ответов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактические ошибки и их влияние на оценивание развернутых ответов



Залог успешного выполнения заданий ЕГЭ по литературе всех типов – знание текстов литературных произведений, включенных в кодификатор, и «фонового» литературного материала, который выпускники могут использовать при выполнении заданий 9 и 16, ориентированных на проблемно-тематическое сопоставление текстов. Поэтому такой критерий качества выполнения заданий с развернутым ответом, как фактологическая точность, считается обязательным при оценивании заданий всех типов. В этом проявляется системный характер требований, предъявляемых к участнику экзамена по литературе, с одной стороны, и особое внимание к знанию и пониманию им текстов художественных произведений (текстоцентричность экзамена) – с другой.

В работах выпускников встречаются фактические ошибки разного типа.

 

Типы фактических ошибок Примеры
Искажение имен, фамилий, инициалов писателей Николай Степанович Лесков (нужно: Николай Семенович Лесков); Иван Сергеевич Тургеньев (нужно: Иван Сергеевич Тургенев); драматург А.И. Островский (нужно: А. Н. Островский).
Искажение названий произведений «Станционарный смотритель» (нужно: «Станционный смотритель»); «Очаровательный странник» (нужно: «Очарованный странник»); в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Благодарю» (нужно: «Благодарю!»); цикл стихов о «Прекрасной Даме» (нужно: цикл «Стихи о Прекрасной Даме»).
Искажение имен, фамилий литературных героев Бела (нужно: Бэла); Мэри (нужно: Мери); Печёрин (нужно: Печорин)4 Чадский (нужно: Чацкий); Екатерина Кабанова (нужно: Катерина Кабанова); Чичкин (нужно: Чичиков).
Искажение дат В первой половине двадцатых годов XX века в творчестве А. С. Пушкина важное место занимала тема свободы (нужно: XIX века). Комедия «Ревизор» была напечатана в 1835 году, но ее до сих пор ставят русские театры. (Нужно: в 1836 году, потому что осенью 1835 года Гоголь только начал работу над комедией.)
Ошибки в названии мест событий В Белгородской крепости (нужно: в Белогорской крепости). Действие романа «Преступление и наказание» происходит в Москве (нужно: в Петербурге).
Искажение жизненной и художественной правды Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву» призывает к революции; стихотворение «Бородино» посвящено Великой Отечественной войне; в стихотворении Б. Окуджавы «Прощай. Позабудь…» (нужно: в стихотворении И. А. Бродского «Прощай. Позабудь…»).
Искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении После трагической дуэли с Ленским Онегин едет в Петербург, где вновь встречает Татьяну (нужно: отправляется в путешествие). Вначале Чичиков посещает Коробочку, потом едет к Плюшкину (последовательность визитов иная).
Искажения в указании литературного жанра В романе «Мертвые души» (нужно: в поэме); трагедия «Гроза» (нужно: драма «Гроза»); в поэме В.А. Жуковского «Светлана» (нужно: в балладе).
Ошибки в использовании литературоведческих терминов Стихотворение Лермонтова «Утес», несомненно, проникнуто той же темой, но здесь автор использует синтаксический параллелизм, людей, их отношения представляет тучкой и утесом (нужно: здесь автор использует прием олицетворения).
Неточности в цитировании «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» (нужно: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Плюшкин – «прореха на теле человечества» (нужно: «прореха на человечестве»). «Черный ветер, белый снег» (нужно: «Черный вечер./ Белый снег»).

В таблице приведены наиболее распространенные случаи нарушения фактологической точности, характерные для развернутых ответов ограниченного (задания 8,9,15,16) и большого (задание 17) объёма. Умение различать фактические ошибки разных типов очень важно для эксперта, поскольку способствует большей объективности их оценивания.

В соответствии с критериями, на оценку ответа влияет количество фактических ошибок, допущенных экзаменуемым.

В то же время важно отличать отдельные фактические ошибки от случаев принципиального искажения авторской позиции. Например, утверждение экзаменуемого, что «у Беликова не было никакой цели, и ни к чему он в своей жизни не стремился», не соответствует авторскому замыслу, воплощённому в рассказе «Человек в футляре» А.П. Чехова. Позиция выпускника неверна, так как Беликов хотел жениться, ходил в гости к коллегам по работе и, по словам рассказчика, «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!», что не смог бы сделать человек, который не имел жизненной цели и ни к чему не стремился.

В ряде случаев нарушения могут быть отнесены экспертом или к фактической ошибке, или к искажению авторской позиции. При этом важно помнить, что оценка за него может быть снижена лишь один раз – по одному из критериев.

Подробнее о различении фактических ошибок и искажений авторской позиции см. Модуль 3.

Похожая ситуация возникает, если экзаменуемый допускает ошибку в использовании литературоведческих понятий (подробнее см. Модуль 3). Принципиально важно при этом, чтобы оценка была снижена только по одному из критериев.

 

Примеры заданий, требующих написания развернутого ответа ограниченного объёма

Задания 8 и 9

 

Вариант 1.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

– Да вот пошёл семнадцатый годок, – отвечала матушка. – Петруша родился в тот самый год, как окривела тётушка Настасья Гарасимовна,
и когда ещё...

«Добро, – прервал батюшка, – пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – К какой стати стану
я писать к князю Б.?

– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

– Ну, а там что?

– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан
в Семёновский полк.

– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе
с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол
и начал своё письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

8. О каких чертах характера Гринева-старшего позволяет судить данный эпизод?

9. В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?

 

Вариант 2.

Позвольте полюбопытствовать: вы давно с моим Евгением знакомы?

– С нынешней зимы.

–Так-с. И позвольте вас ещё спросить, – но не присесть ли нам? – позвольте вас спросить, как отцу, со всею откровенностью: какого вы мнения о моём Евгении?

– Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий.

Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щёки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.

– Итак, вы полагаете… – начал он.

– Я уверен, – подхватил Аркадий, – что сына вашего ждёт великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.

– Как… как это было? – едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них.

– Вы хотите знать, как мы встретились?

– Да… и вообще…

Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове ещё с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку
с Одинцовой.

Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы – и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.

– Вы меня совершенно осчастливили, – промолвил он, не переставая улыбаться: – я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! Но я не смею при нём высказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твёрдость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли, он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!

– Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий.

– Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им, и всё моё честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…»

Голос старика перервался.

(И. С. Тургенев,«Отцы и дети»)

8. Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?

9. В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

 

Вариант 3.

На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.

Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потёмках.

Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу.

– Что же тут удивительного! – сказал Буркин. – Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был ещё общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера – кто знает? Я не естественник и не моё дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление нередкое. Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

(А.П. Чехов, «Человек в футляре»)

8.Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?

9. Герои каких произведений русской классики ведут «футлярный» образ жизни и в чем они различны или схожи с чеховским Беликовым?

 

Задания 15 и 16

 

Вариант 1.

* * *

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

 

Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное моё, мой нежный, не

Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

 

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, –

За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами!

(М.И. Цветаева, 1915)

15. В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному?

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой?

 

Вариант 2.

РУСЬ

Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

 

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.

 

Помирился я с мыслями слабыми,

Хоть бы стать мне кустом у воды.

Я хочу верить в лучшее с бабами,

Тепля свечку вечерней звезды.

 

Разгадал я их думы несметные,

Не спугнёт их ни гром и ни тьма.

За сохою под песни заветные

Не причудится смерть и тюрьма.

 

Они верили в эти каракули,

Выводимые с тяжким трудом,

И от счастья и радости плакали,

Как в засуху над первым дождём.

 

А за думой разлуки с родимыми

В мягких травах, под бусами рос,

Им мерещился в далях за дымами

Над лугами весёлый покос.

 

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

(С.А. Есенин, 1914)

15. Почему в стихотворении С.А. Есенина родина названа «кроткой»?

16. В каких произведениях русских поэтов тема любви к родной земле занимает центральное место и чем эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина «Русь»?

 

Вариант 3.

ЖЕЛАНИЕ

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя!

(А.С. Пушкин, 1816)

 

15. Что даёт основание отнести стихотворение А.С. Пушкина «Желание»
к жанру элегии?

16. Какие произведения русских поэтов содержат размышления о «горестях несчастливой любви» и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. С. Пушкина «Желание»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.97 (0.072 с.)