Практикум: оценка выполнения заданий 8, 9, 15, 16 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум: оценка выполнения заданий 8, 9, 15, 16



В данном разделе используется сквозная нумерация заданий.

 

Оценка выполнения задания 8.

Задание 1.

Познакомьтесь с работой выпускника, отвечавшего на вопрос: «Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?» и, ответив на предложенные вопросы, оцените его по критериям проверки:

Можно ли утверждать, что в своём ответе экзаменуемый опирается на авторскую позицию?

Можно ли оценить данный ответ по критерию «Следование нормам речи» одним баллом?

«Героя рассказа А.П.Чехова можно охарактеризовать, как человека, боящегося жизни, замкнутого в своём «мирке», в «футляре». Внешний облик Беликова раскрывает его сущность: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле… и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Это был человек, который стремился окружить себя оболочкой, спрятаться от окружающего мира. Беликов боялся действительности, испытывал некое отвращение к ней. Даже то, чем он занимался, даёт герою исчерпывающую характеристику: он учитель греческого языка, практически неупотребляемого в настоящее время. «Древние языки были для него, в сущности, те же те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Герой замкнулся, застрял в пучине своих страхов и неприятия внешнего мира. Испуг Беликова явно читается в его любимой фразе: «Как бы чего не вышло», перед читателем предстаёт герой, боящийся перемен, находящийся, «в постоянной тревоге», защищающий себя «футляром».

Задание 2.

Познакомьтесь с работой выпускника и выполните задания:

Отвечает ли данная работа формату экзамена? Можно ли ответ на вопрос: «Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?» оценить как положительный? Приведите аргументы.

«Как бы чего не вышло» - эту фразу можно назвать девизом Беликова и его взглядом на окружающий мир. Как это, наверное, хорошо жить в своём узком, однообразном мирке без тревог и печалей! Однако наша жизнь тем и замечательна, что каждому действию в ней есть равное противодействие, не бывает в нашем мире абсолютно чёрного или абсолютно белого.

Жаль, что главный герой рассказа А.П.Чехова этого не понимал, закрывшись в своём чехле подальше от мирской сцены. Оградившись от забот и переживаний, человек лишает себя и способности чувствовать: любить, заботиться, беспокоиться. Этот «навык» есть в каждом с рождения, однако у человека в дальнейшем его не использующего, он теряется, как и любой неприменяемый…

Я считаю, что вечно, из года в год, сидеть в футляре глупо, ведь жизнь коротка, чтобы тратить её на плетение своего «кокона»…».

Задание 3.

Оцените ответ выпускника на вопрос: «О каких чертах характера Гринёва-старшего позволяет судить данный эпизод?» по основному критерию, ответив на вопросы:

Можно ли на основании анализируемого текста утверждать, как это сделал выпускник, что Гринёв-старший «патриот»?

Экзаменуемый утверждает, что чтение Придворного календаря отцом Петра Гринёва может характеризовать его как «заинтересованного», очевидно, чтением человека. На какие детали текста ученик не обратил внимания («волнение желчи», «швырнул календарь» и др.)? О чём на самом деле говорят эти детали? Напишите свой ответ.

«Данный эпизод позволяет судить характер Гринёва-старшего по таким чертам, как строгость, ответственность, патриотизм. Он был патриотом, никогда не забывал службу, для него это было святое. Строгость помогала ему менять решение близких, воспитывать и учить младшее поколение. Ответственность Гринёва иногда переходила границы, например: он мог читать свой Придворный календарь «по целым часам не выпуская из своих рук». В этом случае можно даже сказать, что не ответственный, а заинтересованный».

Задание 4.

Сравните ответы выпускников, отвечавших на вопрос:«О каких чертах характера Гринёва-старшего позволяет судить данный эпизод?».

В чём вы видите достоинства первой работы? Оцените её по основному критерию. Найдите и исправьте речевые ошибки. Можно ли оценить ответ по критерию «Следование нормам речи»?

Работа 1: «Данный эпизод из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает такие черты характера Гринёва-старшего, как строгость, решительность, непоколебимость: «Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение».

Андрей Петрович – яркий представитель мужчин того века: в то время семьи были патриархальные, то есть во главе стоял отец. Гринёв-старший настоящий хозяин дома, глава семьи, чьё слово имеет большое значение. Он - «стена», опора, а главное бесприкословный авторитет для жены и детей.

Но у такого волевого человека была маленькая слабость – Придворный календарь: «Эта книга имела всегда сильное на него влияние». Он мог читать её часами, и это «производило в нём всегда удивительное волнение», хотя он был человеком, который со стороны кажется абсолютно непоколебим.

Таким образом, Андрей Петрович Гринёв является настоящим эталоном мужчины того времени, смелым, решительным, уверенным в себе, авторитетом и главой семьи».

Работа 2: «Данный эпизод позволяет судить характер Гринёва-старшего по таким чертам, как строгость, ответственность, патриотизм. Он был патриотом, никогда не забывал службу, для него это было святое. Строгость помогала ему менять решение близких, воспитывать и учить младшее поколение. Ответственность Гринёва иногда переходила границы, например: он мог читать свой Придворный календарь «по целым часам не выпуская из своих рук». В этом случае можно даже сказать, что не ответственный, а заинтересованный».

Задание 5.

Определите, насколько глубоки и убедительны аргументы выпускника в ответе на вопрос «Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?».

Ориентирован ли выпускник на авторскую позицию?

Убедительно ли обосновывает свои мысли, подтверждая их текстом?

Можно ли оценить работу по критерию «Следование нормам речи?

 

«И.С.Тургенев, автор известного в России и за её пределами романа «Отцы и дети», сказал о главном герое этого произведения Евгении Базарове так: «Я не знаю – люблю ли я его или ненавижу». Чего нельзя сказать об отце Евгения – «простом штаб-лекаре» - Василии Ивановиче, чьи чувства однозначны. В любви к сыну проявляется характер героя. Василию Ивановичу присущи такие качества, как доброта, самоотверженность, нежность. Естественное любопытство, вызванное приездом друга Евгения, говорит только о трепетной заботе, а положительные отзывы о сыне приводят героя в искренний восторг («щёки вспыхнули», «сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы»). Василий Иванович, действительно, не жалел ничего для воспитания и образования Евгения. Проявление неподдельной радости и естественной гордости за сына в гениальности которого Базаровы-старшие и не думали сомневаться, показывает характер Василия Ивановича – мягкий и любящий».

Задание 6.

Прочитайте работу выпускника, отвечавшего на вопрос: «Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?» и сравните её с работой, приведённой в предыдущем задании.

Укажите, в какой из работ приведены более удачные примеры-аргументы, характеризующие черты характера старшего Базарова. Обоснуйте свою позицию.

Исправьте речевые ошибки, допущенные в работах.

«Василий Иванович, отец Евгения Базарова, добрый, честный, заботливый, мягок к своему сыну. Он не является главным героем романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», но тем не менее, благодаря этому герою, читатель может узнать как прошло детство главного героя, кто его воспитывал и как? Прочитав данный эпизод, можно узнать каков характер данного героя и каково его отношение к сыну? «Я… боготворю моего сына…»: это очень важная реплика, в ней раскрывается отношение «отцов» к «детям». Василий Иванович любит сына больше своей жизни, он готов отдать всё ради счастья своего сына. Хороший отзыв Аркадия о Базарове очень сильно произвёл впечатление на отца: «наконец он не вытерпел и поцеловал его в плечо». Неизмеримое чувство гордости за сына, всеобъемлемая любовь к нему видна не только в репликах героя, но и в следующих деталях: «глаза раскрылись, щёки вспыхнули». Выражение лица Василия Ивановича подтверждает то, что счастье для отца – это когда его сын жив и здоров, что он многого добился, что реализовался в жизни. Для него знания о своём сыне, любовь к нему – это и есть весь смысл его жизни».

Оценка выполнения задания 9.

Задание 7.

Сопоставьте две работы выпускников, отвечавших на вопрос: «В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?». Сколько произведений для сопоставления называют в работах выпускники, соответствует ли их выбор «Критериям оценки заданий 9 и 16», указаны ли авторы названных произведений?

Работа 1: «Проблеме отцов и детей из покон веков уделяют внимание как русские, так и зарубежные писатели. В произведениях А. С. Пушкина, М. А. Шолохова, М. А. Булгакова и многих других особое место отводится семье, домашнему очагу. Так в романе-эпопее «Война и мир» и в романе «Отцы и дети» любовь родителей самоотверженна. В семьях Ростовых и Базаровых к детям прислушиваются, их уважают, ими гордятся: Наташа Ростова уговорила родителей отдать подводы раненым, граф и графиня Ростовы ничего не жалели для воспитания детей, как и родители Евгения Базарова. В повести В. Г. Распутина «Последний срок» умирающая Анна, мать четырех детей, не замечает их неблагодарности и безнравственности: сыновья «поминают» еще живую мать, дочери делят платье, в котором собираются пойти на похороны. И у Распутина, и у Тургенева любящие родители не замечают недостатков, не чувствуют равнодушии».

Работа 2: « Во многих произведениях русской литературы писатели отражают взаимоотношения родителей и детей. Например, в романе «Отцы и дети» Николай Петрович с невероятным трепетом заботится о своем сыне, Аркадии, заботится о его здоровье, учебе и личной жизни. Также, несмотря на то, что он и его сын из разных поколений, Николай Петрович старается не отставать от увлечений и интересов своего сына; например, он начинает читать книгу, которая отражает интересы его Аркадия и вероятно весьма интересную для молодого поколения.

В последствии, Аркадий становится прекрасным семьянином, свое счастье он находит в браке, также, как и Николай Петрович и следит тщательно за поместьем.

С произведением «Отцы и дети» сопоставимо творение Д. И. Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка, который является тем самым недорослем вобрал в себя черты характера, отношение к жизни и приобрел ценности, те качества, которые есть у его матери – госпожи Простаковой, алчной, невежественной и примитивной хозяйки. Вследствие этого, Митрофанушку стали интересовать вещи материальные, поэтому он забросил учебу и понял, что хочет жениться. Его отношение к окружающим его людям нянечке, слугам – ничем не отличается от материнского. В его речи при обращении к людям преобладают оскорбления, которые в большинстве случаев безосновательны.

Таким образом, русские писатели, отражающие в своих произведениях отношения родителей и детей, как в романе «Отцы и дети» и в драматическом произведении «Недоросль» показывают, что в становлении личности человека огромную роль играет воспитание, данное родителями, ведь именно в семье у ребенка формируются человеческие качества».

Задание 8.

Прочитайте ответ выпускника на вопрос: «В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?». Докажите, убедительно ли обоснован выбор каждого произведения для сопоставления с исходным текстом.

«Раскрывая проблему взаимоотношений родителей и детей, возникает вопрос о споре двух разных поколений: «младшего» и «старшего». В произведении Грибоедова «Горе от ума» прослеживается спор разных поколений, непонимание друг друга. Чацкий, как и Евгений Базаров, одинок по своим взглядам, пониманием мира, позициям. Оба главных героя активно отстаивают свои позиции и не отступают от них. Поэтому у героев других взглядов возникают противостояния. В комедии «Горе от ума» главный герой вступает в конфликт с так называемым «фамусовским обществом», а в романе «Отцы и дети» – с представителем аристократии Павлом Петровичем Кирсановым.

Если повернуть вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «детей» с иной стороны, то в романе «Отцы и дети» помимо ярких споров Евгения и Павла Петровича можно вспомнить взаимоотношения Евгения и его отца. В самом конце романа их отношения построены на доверии, теплоте друг к другу, мягкости. Прослеживается огромная любовь Василия Ивановича к Базарову. Это взаимоотношение можно сопоставить с произведением Шолохова «Судьба человека». Взаимоотношения Андрея Соколова и Ванюшки строятся на взаимопонимании, огромной любви, заботе, даже не смотря на то, что Ванюшка не родной по крови, но он родной по душе».

Задание 9.

Прочитайте ответ выпускника на вопрос: «В каких произведениях русских писателей рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?». Найдите в нем фактические ошибки, определите их тип и отредактируйте работу, исправив фактические недочеты. (В случае затруднения проверьте точность формулировок литературоведческих понятий, названий перечисленных в работе произведений и адекватность передачи авторской позиции.)

«Людей робких и постоянно пытающихся уйти от реальности называют «маленькими людьми». Первым эту тему поставил А. А. Пушкин в произведении «Станционарный смотритель», продолжил же его Н. В. Гоголь в своем рассказе «Шинель». Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин во многом схож с Чеховским Беликовым. Он как и Башмачкин был черезчур робок и странен, он так же жил прошлым и не хотел никаких перемен. Единственное, что отличает их, это цель. У Беликова не было почти никакой цели и ни кчему он больше в своей жизни не стремился а вот Башмачкин, стремился заполучить свою заветную шинель. Оба их судьбы нам известны тем самым авторы пытались нам показать, какой жизнью не стоит жить».

Задание 10.

Прочитайте работу выпускника, отвечавшего на вопрос: «В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?». Убедительно ли выпускник сопоставляет образы Андрея Болконского и Петра Гринева? Аргументируйте свою оценку. Можно ли считать, что в данной работе экзаменуемый даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей? Обоснуйте свое мнение.

«Примером служит роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир». Один из главных героев – Андрей Болконский, оставив жену, поехал служить, но служба эта была не ради того, чтобы воспитать в себе человека (как Петруша Гринев), а лишь с целью заполучить славу и гордость за самого себя».

Задание 11.

Прочитайте работу выпускника, отвечавшего на вопрос: «Герои каких произведений русской классики ведут «футлярный» образ жизни и в чём они различны или схожи с чеховским Беликовым?».

Убедительно ли сопоставлено каждое из выбранных произведений с исходным текстом? Обоснуйте свое мнение.

«Как мне кажется, понятие «футлярный» образ жизни очень многогранный. Этот образ включает в себя не только характер человека, который пытается отстранить себя от воздействия реального мира, но и такие люди, которые зациклены на своей точке зрения н все отрасли нашей жизни, тем самым и ограничивая себя от реального мира. Главный герой романа «Отцы и дети» считает себя нигилистом ничего не принимает на веру и все отрицает. Своим мировоззрением Базаров отталкивает от себя многих людей, потому что в понимании людей, живших в то время, человек не может жить ни во что не веря. Как и Беликов, Базаров был для окружающих людей не таким как все. Но у Базарова были шансы и желание измениться, в то время как в Беликове не появилось никаких надежд на изменение. Другой пример из романа Гончарова «Обломов», где главный герой был также ограниченным человеком, с Беликовым они схожи тем, что прошлое казалось для них лучшим временем. Илья Ильич был по своей натуре очень ленив и пассивен, любые попытки изменить его образа жизни заканчивался провалом. Как и Беликов, Илья Ильич Обломов умер, та и не исправив недостатков своего характера и боясь жить по-настоящему».

Задание 12.

Прочитайте ответ выпускника на вопрос: «Герои каких произведений русской классики ведут «футлярный» образ жизни и в чем они различны или схожи с чеховским Беликовым?». Убедительно ли обоснован выбор произведения для сопоставления с исходным текстом. Аргументируйте свою позицию. Отредактируйте работу, дополнив ее обоснованием выбора еще одного произведения для сопоставления.

«Беликов до жути боялся каких-то неожиданных событий, хороших или плохих, которые привели бы его к абсолютной растерянности. По этой причине он создал себе некий кокон, дабы избежать подобных неприятностей. Иными словами, его портрет является образом человека не умеющего и поэтому боящегося жить. Вспоминается главный герой из произведения Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Он, подобно Беликову весь свой жизненный срок просуществовал в страхе, лишив себя счастья, семьи и полноценной жизни.

Читая эти произведения, я вдруг задалась вопросом: а стоит ли дрожать всю жизнь ради долгого, серого спокойствия, ради бесконечно тянущегося, как жвачка, существования и ограждать себя от целого мира с его чудесами, загадками и возможностями?..»

Задание 13.

Сравните две работы выпускников, выполнявших «контекстное» задание: «Герои каких произведений русской классики ведут «футлярный» образ жизни и в чем они различны или схожи с чеховским Беликовым?».

Укажите, в какой из работ в процессе сопоставления произведений с заданным текстом более четко выдержан тот аспект анализа, который указан в вопросе. Обоснуйте свою позицию

Работа 1: «Многие русские писатели в своих произведениях изображали героев, ведущих «футлярный» образ жизни. Например, герой сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» ведет «дрожащий» образ жизни, который является схожим с образом жизни Беликова. И пискарь, и Беликов пытаются оградить себя от внешнего мира своей «футлярной» оболочкой. Герои обоих произведений в конце умирают. Это доказывает, что «футлярность» не оберегает, а наоборот, ведет к неминуемой смерти. Еще одним героем, ведущим «футлярный образ жизни», является Плюшкин из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Плюшкин -- «прореха на теле человечества». Он скупой, ведет затворнический образ жизни, нелюдимый. Это делает его похожим на героя чеховского рассказа. Таким образом, мы видим, что А. П. Чехов в рассказе «Человек в футляре» изобразил образ, ранее существовавший в произведениях авторов XIX века».

Работа 2: «Если вспомнить, кто из героев русской классики, как и Беликов, ведет «футлярный» образ жизни, сразу возникает образ Акакия Акакиевича из произведения Гоголя «Шинель». Это герой, который как и чеховский персонаж, замкнут в своем мире, впоследствии претерпевает поражение судьбой и его наказывает жизнь. Для данного героя сначала нет ничего важнее, чем «буковки», которые он переписывал днями и ночами, ходил в старом, не интересовался женщинами и был доволен малым, обитая в своем маленьком мире, а затем он становится зависим от вещи, у него возникают новые желания, мысли о другом он способен к некоторым переменам. И в этом его основное отличие от Беликова, который закрывает себя полностью от внешнего мира. Здесь можно отметить также Плюшкина из произведения Гоголя «Мертвые души», героя, живущего в своем мире, где ему комфортно, окружающего себя «всякой всячиной», что также может служить каким-то образом «футляром», оберегающим его от внешнего мира».

Задание 14.

В ответе на вопрос: «Герои каких произведений русской классики ведут «футлярный» образ жизни и в чём они различны или схожи с чеховским Беликовым?» выпускник утверждает, что гоголевский герой «способен к некоторым переменам», тогда как герой Чехова «закрывает себя полностью от внешнего мира».

Можно ли согласиться с таким выводом?

Какие аргументы, касающиеся сходства и различия героев, экзаменуемый не привёл (например, возраст героев, желание обзавестись «подругой жизни» и т.д.)?

Насколько удачно сопоставлен чеховский герой с Плюшкиным?

«Если вспомнить, кто из героев русской классики, как и Беликов, ведёт «футлярный» образ жизни, сразу возникает образ Акакия Акакиевича из произведения Гоголя «Шинель». Это герой, который, как и чеховский персонаж, замкнут в своём мире, впоследствии претерпевает поражение судьбой и его наказывает жизнь. Для данного героя сначала нет ничего важнее, чем «буковки», которые он переписывал днями и ночами, ходил в старом, не интересовался женщинами и был доволен малым, обитая в своём маленьком мире, а затем он становится зависим от вещи, у него возникают новые желания, мысли о другом, он способен к некоторым переменам. И в этом его основное отличие от Беликова, который закрывает себя полностью от внешнего мира. Здесь можно отметить также Плюшкина из произведения Гоголя «Мёртвые души», героя, живущего в своём мире, где ему комфортно, окружающего себя «всякой всячиной», что такое может служить каким-то образом «футляром», оберегающим его от внешнего мира».

Оценка выполнения задания 15.

Задание 15.

Оцените, насколько убедительны аргументы экзаменуемого, отвечавшего на вопрос: «Почему в стихотворении С.А. Есенина родина названа «кроткой»?». Прокомментирована ли им авторская позиция? Исправьте речевые ошибки, допущенные в работе.

«Есенин – поэт, чья лирика основана на любви к родине. У этого классика пейзажная лирика неразрывно связана с патриотической. В стихотворении «Русь» родина «кроткая» и «милая», она не просит внимания, не настаивает на любви. Родина спокойно трудится («Мир вам, грабли, коса и соха!»). Есенин любит лишь Россию, печальную и несгибаемую, весёлую. Нелёгкая судьба родной страны вызывает у поэта веру в лучшее будущее («Я хочу верить в лучшее с бабами»), спокойствие («За сохою … Не причудится смерть и тюрьма»). «Кроткая» у Есенина Русь и нежная, и сильная, но всегда родная и любимая».

Задание 16.

Оцените в ответе глубину приводимых суждений и убедительность аргументации.Найдите и исправьте фактические и речевые ошибки.

«В лирике великого русского поэта С.А.Есенина огромную роль играет тема Родины. В начале своего творческого пути он сближается с поэтами-имажинистами, в произведениях которых главной темой является деревенская жизнь, жизнь обычных русских людей. Поэтому и в творчестве С.А.Есенина деревня и есть – Русь.

В стихотворении «Русь» выражается огромная любовь автора к родной земле. Описывая всё то, что дорого сердцу, С.А.Есенин пробуждает в читателе тёплые чувства и трепетное отношение к родному краю («Я люблю эти хижины хилые»; «Припаду к лапоточкам берестяным»). Используя такой троп, как эпитет автор, называя Русь «родиной кроткой» отражает, что его родная земля имеет чистую душу, скромный нрав, необычайное спокойствие – всё это и порождает огромную любовь, которую автор бережёт.

Таким образом, кротость Руси, по мнению поэта выражается в её необычайном нраве, который греет душу не только автору строк, но читателю данного творения».

Задание 17.

Оцените, есть ли в работе прямой и, главное, связный ответ на вопрос: «В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному?» Удалось ли выпускнику разобраться в чувствах лирической героини? О чём, по-вашему, говорит «частичка «увы»: о «мнимом счастье», как пишет автор работы или о чём-то другом? Найдите речевые ошибки, исправьте их. Какого балла заслуживает работа?

«Сложность и противоречивость отношения героини стихотворения к возлюбленному заключается в отсутствии сильной привязанности. Их любовь очень далека от «книжного» идеала, её сложно назвать любовью. Поэтому героиня испытывает весьма смешанные чувства: вначале она заявляет: «Мне нравится, что вы больны не мной», а уже в конце добавляет маленькую частичку «увы», которая доказывает, что их счастье мнимо. Автор неспроста написала данное стихотворение в виде послания, что помогает ей раскрыть всю сложность и противоречивость чувств от лица самой героини.

Таким образом, чувства, описанные в стихотворении М.И.Цветаевой, остаются загадкой не только для читателей, но и для самих героев, в чём и заключается их сложность».

Задание 18.

Каким баллом вы бы оценили ответ на вопрос: «В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному?»? Удалось ли выпускнику раскрыть исходный тезис (1-ое предложение)? Удачно ли он ввёл цитаты? Найдите речевые ошибки, исправьте их.

«Лирическая героиня запуталась в своих чувствах. Ей нравится, что можно вести себя спокойно, не смущаясь, не стесняясь собственных чувств:

«Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами».

Она благодарна за то, что её возлюбленный дарит покой, не мучая своими встречами. С другой стороны, повторяя слово «увы», с помощью которого мы понимаем, как она хочет этих встреч, как ждёт. Любая женщина мечтает о ночных прогулках под луной вместе со своим возлюбленным.

«За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами!»

Она рассуждает о лёгкости в отношениях, но при этом жалеет, что возлюбленные не одержимы друг другом».

Задание 19.

Оцените работу по критериям. Достаточно ли для положительного ответа аргументов, приведённых в ответе выпускника? Исправьте фактическую ошибку.

«Стихотворение А.С.Пушкина «Желание» можно отнести в жанру элегии потому что оно относится к литературному направлению классицизма. А.С.Пушкин продолжал традицию В.А.Жуковского. И в его стихотворении можно найти черты элегии».

Задание 20.

Оцените ответ выпускницы на вопрос: «Что даёт основание отнести стихотворение А.С. Пушкина «Желание» к жанру элегии?». Насколько удачно, с вашей точки зрения, дано сопоставление пушкинских стихотворений в ответе, не требующем обращения к контексту?

«Стихотворение А.С.Пушкина «Желание» - типичный пример элегии - создано в 1816 году, относится к ранней лирике поэта.

Элегия - жанр лирического стихотворения, главными темами которого являются темы несчастной любви, разочарования лирического героя в жизни, размышлений о бренности человеческого существования. Всё это есть в пушкинском стихотворении, лирический герой которого живёт своим неразделённым чувством - «горестями несчастливой любви». Это чувство настолько захватило лирического героя, что ему не жаль и самой жизни:

«… О жизни час! лети, не жаль тебя…».

В отличие от стихотворения «На холмах Грузии…», в котором совмещается два чувства - грусть и надежда на её преодоление - в «Желании» всё мрачно:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя!

Если герой «На холмах…» преодолевает горести жизни («… и сердце вновь горит и любит…»), то в лирическом сюжете «Желания» и в его герое всё остаётся без изменений.

Поэтому «Желание» соответствует жанру элегии, тогда как в «На холмах…» Пушкин нарушает традицию написания жанра элегии».

Оценка выполнения задания 16.

Задание 21.

Прочитайте работу выпускника, отвечавшего на вопрос: «В каких

произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой?».

Найдите в ней фактические ошибки, определите их тип и отредактируйте работу, исправив фактические недочеты (в случае затруднения проверьте авторство указанных произведений, правильность их названий и точность использованных в работе цитат.)

«Тема неразделенной любви звучит в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Благодарю» и в стихотворении Б. Окуджавы «Прощай. Позабудь…». В стихотворении Б. Окуджавы лирический герой прощается с возлюбленной и желает, чтобы ее «путь был прям и прост». «Я буду рад за тех, кому может с тобой по пути», – этими строками поэт заканчивает стихотворение, и они звучат искренне, в надежде на счастье любимой. Стихотворение созвучно со стихотворением Цветаевой противоречивым настроем. Начало было твердым, что заставляло думать о счастье поэта, связанным с расставанием с любимой, но в конце настрой смягчается, ведь тот, кто желает счастья возлюбленным своим не может не любить больше».

Задание 22.

Прочитайте работу выпускника, отвечавшего на вопрос: «В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой?». Докажите, что на поставленный вопрос экзаменуемый даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей.

«Во многих произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви. Так у Толстого есть произведение, которое он написал в форме послания к своей возлюбленной, и в которых написал о своих безъответных чувствах, о своей любви. Пушкин написал стихотворение «Я вас люблю, чего же боле», в котором рассказывает о неразделенной любви к возлюбленной и о ее равнодушии. Произведения Толстого и Пушкина о неразделенной любви очень схожи со стихотворением Цветаевой. Все эти поэты в своих стихотворениях пишут о своих эмоциях, о своих чувствах, пытаясь выложить на строки все, что творится у него внутри».

 

Задание 23.

Прочитайте ответ на вопрос: «В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой?». Убедительно ли обоснован выбор каждого произведения для сопоставления с предложенным текстом? Приведены ли аргументы, которые показывают, по каким основаниям можно сопоставить указанное в задании произведение с текстами, выбранными выпускником? Обоснуйте свой ответ.

«Русские поэты в своих произведениях очень часто обращаются к теме любви. Но, к сожалению, иногда это великолепное чувство оказывается неразделенным, что приносит множество смешанных эмоций, а великих лириков подталкивает к новым шедеврам. Рассмотрим этот вопрос на примере произведений двух классиков: А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов, одиночка по жизни, очень болезнено относился к чувствам, посещавшим его. Он не раз был обманут женщинами и посвятил этому некоторые свои произведения. Так, стихотворение «Я не нижусь пред тобою…» показывает всю полноту переживаний и разочарований лирического героя, встретившего полное непонимание со стороны своей возлюбленной, и это пробуждает в нем ненависть, негодование, неприязнь к чувству, причинившему столько боли.

Такой любви ты знала ль цену?

Ты знала, я тебя не знал…

Немного отличным является стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил…»: герой также переживает неразделенную любовь, но при этом он не винит свою возлюбленную, а наоборот желает ей счастья в личной жизни:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Произведения всех трех авторов объединяет тема неразделенной любви, которая никому из героев не принесла счастья».

 

Задание 24.

Прочитайте две работы выпускников («В каких произведениях русских поэтов тема любви к родной земле занимает центральное место и чем эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина «Русь»?). В какой из работ более убедительно сопоставлено каждое из выбранных произведений с предложенным текстом? Обоснуйте свой ответ. Укажите и исправьте имеющиеся в работах фактические ошибки.

Работа 1: «А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. А. Фет, А. А. Ахматова, А. Н. Толстой – поэты, воспевавшие в своих стихотворениях Россию. Тема Родины занимает центральное место в творчестве А. А. Блока («Этой теме я окончательно посвящаю свою жизнь»,– из письма к Станиславскому) – стихотворение «Родина», цикл «На поле Куликовом» и другие. Есенинская вера в лучшее будущее созвучна строчкам А. А. Блока: «И невозможное возможно, дорога долгая легка…». И ними же А. А. Ахматова гордо заявляет: «Не с теми я, кто бросил землю…». Ахматова и Есенин любят Россию такой, какая она есть: с «хилыми» хижинами, со всеми гонениями на творческих деятелей, со всей несправедливостью. Истинные патриоты – русские поэты: пишут удивительно трепетные стихотворения, посвященные родине, несмотря ни на что».

Работа 2: «Тема любви к родной земле и природе занимает особое место в поэзии Тютчева. Лирический герой, как и автор очень внимателен к малейшим деталям природы, которые подчеркивают то, чтолирический герой очень ценит илюбит свою Родину и любая деталь немаловажна для него. В журчании воды, колыхании трав на лугу, в бесконечном небе лирический герой видит свою жизнь, свободу. Стихотворение Тютчева «Осенний вечер» созвучно стихотворению Сергея Есенина тем, что внутренний мир человека и природа неразделимы. Это слияние является оной из главных идей в данных стихотворениях. В качестве примера приведу еще одно стихотворение Тютчева «Silentium!». Молчание – сила матери-Родины. Гордость, любовь к ней, понимание составляет основу взаимоотношений человека и природы. И чтобы понять ее тайны иногда достаточно молчания. Уметь слушать природу, ценить ее, ощущать – это и есть любовь к родной земле».

 

Задание 25.

Сопоставьте уровень двух ответов, выполнявших задание: «Какие произведения русских поэтов содержат размышления о «горестях несчастливой любви» и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. С. Пушкина «Желание»?». В какой из работ в процессе сопоставления лирических текстов более четко выдержан тот аспект анализа, который обозначен в вопросе. Обоснуйте свое мнение. Разделите каждую из работ на смысловые фрагменты, обозначив абзацные отступы, и определите необходимость каждого абзаца для полноты ответа на вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.092 с.)