Предмет и метод исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод исторической науки



Предмет и метод исторической науки

1. Предмет истории. История

2. Функции истории. Факты

3. Исторический процесс

4. Принципы исторической науки

5. Методы исторической науки

6. Вспомогательные исторические дисциплины

7. Историография

8. Источниковедение

9. Основные теории исторических закономерностей

 

Предмет истории. Историянаука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить при­чины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Изучение прошлого возможно по трём направлениям: история собы­тий, история людей иистория идей.

Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Предмет истории подразделяется по ряду параметров: -по времени изучения: древняя, средних веков, новая и новейшая история;

-по изучаемым регионам и территориям: например, история Ев­ропы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

-по тематическим признакам: история политическая, экономиче­ская, во­енная, культуры, науки, история какой-либо научной про­блемы (например, история интеллигенции, Великой Отечественной войны).

История лишена возможности эксперимента. Прошлое не знает сослагательного накло­нения. Можно спорить о судьбе России в случае выбора князем Владимиром другой религии, отсутствия на престоле Петра I, поражения большевиков в 1917 г., устранения В. И. Ленина или И. В. Сталина, но невозможно вернуться назад и изменить историю.

Функции истории.

1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция истории состоит в изучении исторического пути России, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

2. Практически-политическая функция состоит в том, что история как наука помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений политического характера.

3. Мировоззренческая функция формирует научное мировоззрение.

4. Воспитательная функция. Изучение истории воспитывает нравственные и гражданские качества, такие как патриотизм.

Факты. История делится на факты и их интерпретацию (объясне­ние). Фактустановлен­ное событие. Факты делятся на 3 группы:

-общепризнанные, абсолютные факты;

-предполагаемые, гипотетические факты;

- ложные, не существовавшие факты.

Историк обязан осторожно ин­терпретировать факты. Одни и те же факты разные люди оценивают по-разному.

Исторический процессрезультат слож­ного, противоречивого взаимо­действия, взаимовлияния различных политических и экономиче­ских сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также от­дельных исторических личностей.

Принципы исторической науки.

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность в целом, в её многогранности и противоречивости, независимо от желаний и пристрастий субъекта.

2. Принцип историзма. Необ­хо­димо оцени­вать факты в их совокупности, опреде­лять степень их подлинно­сти. Учёный не имеет права отбрасывать факты, противо­речащие его кон­цепции. Это назы­вается историзмом мыш­ления. Историческое иссле­дование отличается от исторического романа. Писатель имеет право на художест­венный вымысел по принципу «не было, но могло быть». Исто­рик же обязан использовать только достоверные факты.

3. Принцип социального подхода предполагает изучение всей суммы социально-классовых отношений и интересов: в политической борьбе, в экономике, в противоречиях социальной и классовой психологии, в межклассовых противоречиях. Этот принцип особенно необходим при изучении программ и реальных дел политических партий и их лидеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость полноты и достоверности информации.

Методы исторической наукиспособы изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты. В истории используются следующие методы:

1. Хронологический — факты излагаются в хронологическом порядке;

2. Проблемно-хронологический — историю рассматривают по отдельным проблемам (темам);

3. Синхронический метод — устанавливает взаимосвязи между процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России.

Вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука располагает кругом вспомогательных дисцип­лин:

- археология – изучение ис­тории по предметам и сооружениям про­шлого путём раскопок;

- архео­графия – изучение древних документаль­ных памятни­ков;

- генеалогия – изучение родственных связей отдель­ных лиц, семей;

- геральдика – изуче­ние гербов, правил их составле­ния и описания;

- краеве­дение – изучение истории населённого пункта или региона;

- нумизматика – изучение монет и бумажных денежных знаков;

- униформоведение – изучение истории форменной одежды;

- эпиграфика – изучение надписей (граффити) на камнях и изделиях;

- сфрагистика – изучение печатей.

Более подробно остановимся на исто­риографии и источни­кове­дении.

Историографияисторическая дисциплина, изу­чающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. В Древней Руси изучение прошлого началось с составления лето­писейлето» – год) – повременных записей о происходив­ших со­бытиях.

Процесс превращения исторического знания в науку начался в Рос­сии с кон. XVII – нач. XVIII в. Василий Никитич Татищев (1686–1750)в «Истории Российской» опи­сал события с древности до Петра I. К сожалению, иногда Татищев занимался «конструированием» истории, домысливая ситуации с целью стройного изложения материала.

В XIX в. 12-томная «История государства Российского» Нико­лая Михайловича Карамзина (1766–1826) вызвала интерес к истории в обществе. Сергей Михай­лович Соловьёв (1820–1879) в 29-томной «Истории России» рассмотрел факторы истори­ческого развития, опреде­лявшие своеобра­зие истории России: при­родно-гео­графические усло­вия, свойства национального характера и др. Ва­силий Осипович Ключев­ский (1841–1911) в «Курсе русской ис­тории» выделил факторы, определяющие ход исторического про­цесса: географи­ческие, экономиче­ские, социаль­ные, политические, этнографические и лично­стные.

После 1917 г. утвер­дилось марксистское направления в исто­рической науке «как единст­венно верное». «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938 г.) являлся универ­сальным учебником истории и был объявлен «энциклопедией знаний в области марксизма-ленинизма», «гениальным трудом И. В. Сталина». Ослабление идеологических тисков наступило в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. Историки России получили возмож­ность изу­чать ранее закрытые архивные источники, знакомиться с зарубежными трудами, высказывать независимые суждения.

Источниковедение – дисциплина, разраба­тывающая теорию, ме­тодику и технику изучения истори­ческих источников. Историче­ские источни­ки – объекты, отра­жающие историче­ский про­цесс и свиде­тельствующие о прошлом чело­веческого общества. Источники подразделяются на вещественные, лин­гвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Источники хранятся в архивах. Работа с источни­ком начинается с атрибýции – установле­ния его авторства, вре­мени и места возникновения. Но и в случае установ­ления подлинности текста его содержание подлежит критическому анализу. Доку­мент обычно отра­жает позицию отдель­ного человека или поли­тической структуры. Поэтому он может содержать приписки, фальсификацию. Работа историка сродни труду следова­теля, пы­тающегося установить истину.

Восточные славяне. Происхождение, расселение,

Соседи восточных славян.

-на северо-западе соседями славян являлись скандинавы – варяги (викинги, или норманны – «северные люди») – предки современных шведов, датчан и норвежцев. Отважные мореходы и воины, они бороздили на ладьях- драккарах («драконьих» кораблях) моря Европы, наводя ужас на её жителей. Скудость природных ресурсов заставлял мужчин отправляться в грабительские походы. Слово «викинг» (от vik – «бухта») означало участника таких походов, определяя не национальную принадлежность, а профессию.

-вдоль Балтики находились балтий­ские племена (ливы, эсты, жмудь, аукшайты, ятвяги);

-на севере и северо-востоке: угро-финны (весь, чудь, сумь, емь, корела, меря, муромá, мещера);

-на юге: полукочевые народы (печенеги, хазары) и скифы.

В IV в. на территорию славян вторглись германские племена готов во главе с вождём Германарихом. Они потерпели поражение, но преемник Германариха Амал Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старей­шин во главе с Бусом (Божем) и распял их. В славянском языке остались готские слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем».

В IV–V вв. в ходе Вели­кого пе­реселения народов из Азии в Европу через славянские земли прошли тюркские племена гуннов.

В VI в. славяне воевали с тюркским кочевым Аварским каганатом. Авары во время переговоров вероломно убили славянского посла Мезамира. Авары под­чинили прикарпатских славян дулебов. ПВЛ сообщает о жесто­кости аваров. «Обры», как называет их летописец, впрягали в те­леги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом ве­лики и умом горды», но «исчезли бесследно». Аварский каганат в VII в. был уничтожен Византией.

В VI в. в Причерноморье возникло тюркское Болгарское царство. Часть болгарво главе с ханом Аспарухом откоче­вали на Дунай, где ославянились. Другие осели на средней Волге и Каме, создав Волжскую Болгарию (Булгарию) с центром в г. Бýлгар.

К VII в. на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и При­чер­номорье возник Хазарский каганат. Хазары заимст­вовали у еврейского населения Крыма иу­даизм и устано­вили господство над восточными славянами, кото­рые платили им дань до IX–X вв.

С VI в. славяне совершают походы на Византию – наследницу древней Римской империи, жители которой называли себя «ромеями». Из ви­зан­тийских ис­точников известно о славянах и антах, которые, по словам Маврикия Стратега, автора сочинения VI в. «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе»; «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчине­нию». Византийцы характеризовали росов как «скифский народ, жестокий и варварский», «дикий и грубый». Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский писал, что «славянские племена не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демокра­тии), и поэтому у них счастье и несча­стье в жизни считается делом об­щим, жизнь и узаконения были одинаковы». В 830-х годах в г. Константинополе при дворе императора Феофила появилось первое посольство русов.

Путешественники из Арабского халифата, следуя заветам пророка Мухаммеда «ищите науку хотя бы в Китае», совершали многочисленные научные экспедиции. В описаниях арабов VIII–IX вв. упо­минаются три протогосударства – объединения пле­менных союзов русов – Куяба,или Куявия (со столицей в Киеве), Слаба, или Славия (с центром в Новго­роде) и Артаб (Арсаб), или Арта­ния. Местопо­ло­жение Артании неизвестно, возможно, Рязань, Ростов Великий или Белоозеро.

Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, ры­боловство и др.

Земледелие основное за­нятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земле­делия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито» («жизнь»). В южной лесо­степной полосе господствовала зáлежная сис­тема земледе­лия, или перелог – после снятия несколь­ких урожаев землю не засевали для вос­становления плодо­родия. В се­верных лесных рай­онах существо­вала подсечная (подсечно-огневая) система земледелия, или подсека: деревья ру­били и сжигали, расчищая участок земли («лядину»).

Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерус­ском языке слово «скот» озна­чало также деньги.

Бóртниче­ствоборть» – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл.

Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обмени­вали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Ос­новным являлся водно-сухо­путный путь «из Варяг в Греки». Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торго­вый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм.

Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци» – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство. Формы верований:

-фетишизмпоклонение предметам и явлениям (камням, деревьям);

-анимизм – вера в духов, культ предков. Славяне верили, что духи – души предков, роди­чей, живут рядом. Дух (демон) оказывает положи­тельное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и бере­гини, в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики, в жилище – домовой, в бане – банник;

-тотемизмвера в происхождение человече­ского рода от животных. Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотни­чество. Так, в былинах бога­тырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;

-политеизмвера во многих богов.

Основные славянские боги:

- Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины;

- Сварóг – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников;

-Сварожичи – сыновья Сварога;

- Род – божество Вселенной и плодородия;

- Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца;

- Хорс, или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь;

- Купала бог лета;

- Стрúбог – божество ветра и бурь;

- Велéс – бог скота, покровитель пастухов и богатства;

- Мóкошь (Ма­кошь) – супруга Перуна, богиня плодородия, покрови­тельница жен­ского рукоделия и девичьей судьбы;

- Семаргл – единственный зоо­морфный славянский бог, крылатый пёс, воплоще­ние священного числа семь (иранского происхождения).

Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом.

При раскопках обнаружены языческие идолы, святилища – кáпища и места захоронений – трéбища. Священные обряды совершали жрецы – волхв ы. Спо­соб захороне­ния – трупосожжение. В по­гребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Византийский писатель IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных сла­вян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование го­судар­ства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физиче­ского труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) – коллектив людей, связанных кровным род­ством и единством хозяй­ства. В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совме­стно вели хозяйство, обрабатывали землю общими ору­диями труда, урожай потребляли также совместно.

Совершенствование производительных сил (развитие зем­леделия, ското­водства, орудий труда) создавало излишки уро­жая. Родовая община распалась на семьи, на смену ей пришла соседская (территори­альная) об­щинапоселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю. В сосед­ской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основ­ной хозяйственной единицей являлась семья. Сохра­нялась общинная собственность на леса, сенокос­ы, па­стбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собст­венно­стью семьи являлся собранный ею уро­жай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущест­венное неравенство.

Военная демократия (вóждество)форма племенной организации в эпоху разложе­ния первобытнообщинного строя в VI–VIII вв.; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управле­ния продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастает роль воена­чальника – князя. Князь вначале вы­бирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится на­следственной. Князь опирался на дружину,которая могла принудить народ к повиновению.

Список литературы для более углублённого изучения темы

 

Алексеев С. В. Славянская Европа V–VIII веков. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/305313/read; URL: http://lib.rus.ec/b/319724/read

Алексеев С. В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/241517/read

Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/381634/read

Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/324448/read

Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/273855/read

Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. URL: http://lib.rus.ec/b/109406/read

Вельмезова Е. Чех, Лех и Рус: В поисках мифических первопред­ков // Ро­дина. 2001. № 1/2. С. 26–28.

Вернадский Г. В. История России: Древняя Русь. М., 1996. ИвГУ: 63.3(2)/В35. ИОНБ:1.257.024; URL: http://lib.rus.ec/b/165398/read

Восточные славяне. URL: http://ru.wikipedia.org/

Горский А. Ветви славянского древа // Родина. 2001. № 9.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). Курс лекций. М., 1998. URL: http://lib.rus.ec/b/385856/read

Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/202386/read

Иордан. Getica. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1997. URL: http://lib.rus.ec/b/141710/read

Ишутин А. А. Восточнославянские боги и их имена. URL: http://magiaworld.org.ru/library/book-138.html

Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/191048/read

Киселёва М. С. Мера и вера(знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопр. философии. 1995. № 8.

Клейн Л. С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества. М., 2004. URL: http://lib.rus.ec/b/328309/read

Климов Е. В. Монотеизм восточных славян // Вопр. истории. 2007. № 12. С. 168–169.

Ключевский В. О. Курс русской истории / Соч. в 9 т. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/67092/read

Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995. ИОНБ:1.250.086.

Кучкин В. А. Формирование и развитие государственной террито­рии вос­точ­ных славян в IX–XIII веках // Отечеств. история. 2003. № 3.

Кучкин В. А. Формирование государственной террито­рии Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. URL: http://www.tuad.nsk.ru/.

Мадлевская Е. Л., Эриашвили Н. Д., Павловский В. П. Русская мифология. Энциклопедия. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/183510/read

Мордовцева Т. В. Культ мёртвых в древней Руси // Человек. 2004. №1.

Нидерле Л. Славянские древности. Пер. с чеш. М., 2000.URL: http://magiaworld.org.ru/library/download.html

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. ИОНБ:1.073.967; URL: http://lib.rus.ec/a/19974/read

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. ИОНБ:890.823; URL:http://lib.rus.ec/a/19974/read

Седов В. В. От истоков Вистулы: Откуда есть-пошли славяне // Ро­дина. 2001. № 1/2. С. 20–25.

Седов В. В. Соседи Рима, кельтов и германцев // Родина. 2006. № 4.

Седов В. В. Этногенез ранних славян. URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. URL: http://lib.rus.ec/b/191761/read

Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/200386/read

Семёнова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2001. ИОНБ:1.291.332.

Семёнова М. В. Мы – славяне! М., 2009. URL:http://lib.rus.ec/b/141428/read

Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ: 63.3(2) /С458. URL: http://lib.rus.ec/b/80072/read

Славяне и Русь. М., 1999. ИвГУ: 63.3(2)/С471.

Словарь славянской мифологии. URL: http://magiaworld.org.ru/library/

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: http://lib.rus.ec/b/80000/read

Таевский Д. А. Краткая история славян. URL: http://lib.rus.ec/b/166931/read

Токунь А. А. О проблемах методологии исследования язычества Древней Руси // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 160–163.

Травкин П. Н. Язычество древнерусской провинции: Малый город. Иваново, 2007. ИОНБ:1.339.041.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/350911/read

Интернет-ресурсы: URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

URL: http://www.world-history.ru/countries/81.html

Предмет и метод исторической науки

1. Предмет истории. История

2. Функции истории. Факты

3. Исторический процесс

4. Принципы исторической науки

5. Методы исторической науки

6. Вспомогательные исторические дисциплины

7. Историография

8. Источниковедение

9. Основные теории исторических закономерностей

 

Предмет истории. Историянаука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить при­чины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Изучение прошлого возможно по трём направлениям: история собы­тий, история людей иистория идей.

Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Предмет истории подразделяется по ряду параметров: -по времени изучения: древняя, средних веков, новая и новейшая история;

-по изучаемым регионам и территориям: например, история Ев­ропы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

-по тематическим признакам: история политическая, экономиче­ская, во­енная, культуры, науки, история какой-либо научной про­блемы (например, история интеллигенции, Великой Отечественной войны).

История лишена возможности эксперимента. Прошлое не знает сослагательного накло­нения. Можно спорить о судьбе России в случае выбора князем Владимиром другой религии, отсутствия на престоле Петра I, поражения большевиков в 1917 г., устранения В. И. Ленина или И. В. Сталина, но невозможно вернуться назад и изменить историю.

Функции истории.

1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция истории состоит в изучении исторического пути России, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

2. Практически-политическая функция состоит в том, что история как наука помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений политического характера.

3. Мировоззренческая функция формирует научное мировоззрение.

4. Воспитательная функция. Изучение истории воспитывает нравственные и гражданские качества, такие как патриотизм.

Факты. История делится на факты и их интерпретацию (объясне­ние). Фактустановлен­ное событие. Факты делятся на 3 группы:

-общепризнанные, абсолютные факты;

-предполагаемые, гипотетические факты;

- ложные, не существовавшие факты.

Историк обязан осторожно ин­терпретировать факты. Одни и те же факты разные люди оценивают по-разному.

Исторический процессрезультат слож­ного, противоречивого взаимо­действия, взаимовлияния различных политических и экономиче­ских сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также от­дельных исторических личностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 5678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.200.128 (0.088 с.)