Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теории исторических закономерностей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В средние века господствовала христианская интерпретация истории: смысл истории и жизнь человечества виделись в воле Бога.
1. Теория общественно-экономических формаций Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Согласно этой теории, история человечества есть история развития и смены общественно-экономических формаций. Ведущим фактором исторического развития является экономика, совершенствование орудий труда. Каждой ступени развития производительных сил (люди труда, предметы труда и орудия труда) соответствуют определённые производственные отношения (совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства), формирующие социальную структуру общества. К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) делят историю человечества на пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной формации к другой происходит путём революций. К. Маркс утверждал, что «революция – это локомотив истории», «насилие – повивальная бабка истории». При советской власти эта теория была объявлена непогрешимой, хотя К. Маркс признавал, что некоторые страны, в том числе и Россия, не укладываются в предложенную им модель.
2. Теория цивилизаций. Её создатели – русский учёный Николай Данилевский (1822–1885), английский историк и социолог Арнольд Тóйнби (1889–1975), немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) и др. Цивилизация – сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре. Такой подход ставит в центр исторического процесса человека с особенностями его менталитета, взаимосвязями с обществом, и общество как саморазвивающуюся систему. Менталитет (ментальность) (от лат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Каждая цивилизация проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Продолжительность существования цивилизации – от 1 до 1,5 тыс. лет. Существуют три типа цивилизаций: природные (первобытные) сообщества, восточный и западный типы цивилизаций. а) природные сообщества – первобытные народы, живущие так же, как жили их далёкие предки (племена Африки, бассейна р. Амазонки и др.). Этот тип цивилизации характеризуется отсутствием прогресса, гармонией человека и природы, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу). Он очень хрупок и почти исчез. б) восточный тип цивилизации (Древний Египет, Китай, Вавилон) характеризуется подчинением личных интересов общинным, государственным. Люди делятся на группы с чётко закрепленными социальными ролями, переход из одной группы в другую невозможен (касты в Индии). Черты восточного типа цивилизации: принцип коллективизма, авторитарное государство, являющееся верховным собственником. Тип государства – деспотúя, т.е. ничем не ограниченная власть правителя, опирающаяся на вооружённую силу. Перед лицом владыки одинаково бесправны все. Это компенсируется широким развитием духовной жизни. Вера в предопределённость судьбы (фатализм) отражает отсутствие возможностей человека влиять на исторический процесс. в) западный тип цивилизации характеризуется идеей прогресса, прежде всего, в сфере материальной культуры. Это античные общества Древней Греции и Рима, современные общества Западной Европы, Северной Америки и т.д. Для него характерна идеология индивидуализма (приоритет личности, её интересов, право человека самому определять свою судьбу с ответственностью за себя и свою семью). Черты западного типа цивилизации: высокий нравственный престиж труда, рыночная экономика, частная собственность и классовая структура общества, зрелые формы классовой организации (профсоюзы, партии), формирование гражданского общества (системы добровольных объединений граждан, независимая от государства и противостоящая произволу его структур). Формой государства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполнительной, судебной), верховенстве закона и прав личности. Возникает вопрос о месте России в системе цивилизаций. К какому типу цивилизаций она относится? Россия – цивилизационно неоднородное общество, которое не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Отсюда для России всегда не просто стояла проблема выбора альтернатив развития. 3. Теория этносов Л. Н. Гумилёва. Развитием цивилизационного подхода стала теория этносов Льва Гумилёва (1912–1992), утверждающая, что исторический процесс есть рождение, сосуществование и исчезновение этносов. Этнос – динамическая система, включающая людей, элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями (французы, греки, великороссы и др.). Этносы делятся на субэтносы. Например, в великорусском этносе можно выделить казаков, сибиряков. Несколько этносов образуют суперэтносы (Западная Европа, Россия и др.). Развитие этносов определяется пассионарностью – стремлением к активной деятельности, переизбыток энергии. Гумилёв выделяет пассионариев – людей с высоким уровнем энергетики, сверхактивных, посвятивших себя достижению определённой цели. Рождение этноса учёный связывал с пассионарным толчком. Например, пассионарий Чингисхан в XIII в. объединил племена монголов и начал завоевание мира. Этнос переживает периоды подъёма, оскудения, инерции и умирания. Теория этносов популярна, но её критики указывают на нечёткость и противоречивость некоторых положений, на не всегда объективный подбор фактов ради создания определённой схемы.
*** История России, соединившая прошлое Древней Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза и посткоммунистической Российской Федерации с их эволюционной преемственностью и, вместе с тем, революционными переходами от одной общественной системы к другой, напоминает пёструю мозаику. Наша история разнообразна и противоречива. Здесь есть всё: созидание и разрушение, взлёты величия и катастрофы падения, блестящие достижения разума и трагические ошибки, благородство и жестокость государственных деятелей. Мы можем согласиться с высказыванием Николая Чернышевского, что «исторический путь – не тротуар Невского проспекта», но невозможно согласиться со словами Фёдора Тютчева, утверждавшего, что «русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело». Любить свою Родину и гордиться принадлежностью к ней – не значит мифологизировать её историю и оправдывать все ошибки и преступления, совершённые существовавшими на её территории режимами. Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использования опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скрупулезны при установлении подлинности фактов, вдумчивы при их сопоставлении, уважительны к нашей истории и людям, её творившим, и одновременно непримиримы к безнравственности и насилию. Пусть осознание уроков истории поможет совершенствованию нашего общества. Как гласит мудрость, «кто забывает историю, обрекает себя на повторение пройденных ошибок».
*** Список литературы для более углублённого изучения темы Биск И. И. Размышления о преподавании истории. Тамбов, 1999. ИвГУ:63.3 Б653. Блок М. Апология истории. М., 1986. URL: http://lib.rus.ec/b/7511/read Гумилёв Л. Н. От Руси к России. М., 2008. URL: http://lib.rus.ec/b/324418/read; ИОНБ:1.225.917. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1993. URL: http://lib.rus.ec/b/214294/read; ИОНБ:1.236.402. Ионов И. Н. Россия и современная цивилизация // Отечеств. история. 1992. № 4. С. 62–73. Ионов И. Н. Теория цивилизаций и неклассическое знание // Обществ. науки и современность. 2004. № 5. С. 141–156. Козлов В. Российская история. Обзор идей и концепций // Свободная мысль. 1995. № 3; 1996. №№ 3, 4. Ж961. Коломийцев В. Ф. Законы истории или социологические закономерности? // Отечеств. история. 1997. № 6. С. 91–98. Коломийцев В. Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001. ИОНБ:1.280.291. Лебедев В. «Подлинная» история (Можно ли написать историю «как она была на самом деле»?) // Вопр. философии. 1996. № 11. Ортега-и-Гассет Х. История как система // Вопр. философии. 1996. № 6. С. 78–103. Ж4611. Поляков А. Н. Цивилизация как социальная система: теория, типология и метод // Вопр. истории. 2007. № 11. С. 52–64. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. ИОНБ:1.257.621; URL: http://lib.rus.ec/b/78379/read Февр Л. Бои за историю. М., 1991. ИОНБ:1.202.013. Шпенглер О. Закат Европы: Образ и действительность. Т. 1: М., 1993. URL:http://lib.rus.ec/b/141740/read; Т. 2: М., 1997. URL: http://lib.rus.ec/b/141741/read Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. ИОНБ:1.241.982; URL: http://lib.rus.ec/b/329372/read
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.011 с.) |