Деятельность древнерусских князей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность древнерусских князей.



Направления внешней политики киевских князей.

-южное – отношения с Византией;

-восточное – отношения с Хазарией и кочевниками-печенегами;

-западное – отношения со странами Западной Европы;

-северное – отношения с варягами Скандинавии.

Рюрик. По­сле смерти в 860 г. старейшины Гостомысла князем новгород­ским 17 лет являлся кóнунг Рюрик (862879 гг.). Он построил резиденцию – город-замок Лá­догу. Внук Гостомысла Вадим Храбрый восстал против Рюрика и был убит в 864 г.

Олег (879–912 гг.) После смерти Рюрика новгородским князем стал варяг Олег (Хельг, † 912). В 882 г. он обманом захватил Киев, убив киевских князей Аскольда и Дира. Олег сказал о Киеве: «Да будет это мать горо­дам русским». Таким образом, произошло объе­динение славянских племён в единое Древнерусское госу­дарство со столицей в Киеве. Окружение Олега, судя по именам, состояло из варягов: Инегельд, Фарлоф, Карлы, Веремуд, Рудав и др. В нач. Х в. в Древнерусское государство входили славянские пле­мен­ные союзы: словене, кривичи, поляне, севе­ряне, радимичи, древ­ляне, вя­тичи, белые хорваты, дулебы, тиверцы, а также угро-фин­ские племена меря, весь и чудь. Они участвовали в походе Олега на Визан­тию в 907 г. Греки замк­нули цепью бухту Золотой Рог – гавань Констан­тинополя (Царьграда). Согласно летописи, русичи поставили ладьи на колёса, подняли паруса и подкатили корабли к крепостным стенам. Греки уплатили дань и заключили с Олегом торговый договор – первый памятник русской письмен­ности. Текст договора сохра­нился в ПВЛ. Русские купцы получили право в Константинополе торговать беспошлинно. Империя обязыва­лась содер­жать их за счёт казны. В 911 г. условия договора были до­полнены обязательствами сторон оказывать помощь при кораблекруше­ниях, выдавать беглых. Допускалась воз­можность найма русских воинов на службу в Византию. Договор подписали Олег и император Лев VI. В знак заключения мира Олег повесил свой щит на воротах Константинополя. Олег, прозванный «Ве­щим», по легенде, погиб от укуса змеи, выползшей из черепа его умершего коня.

Игорь (912–945 гг.) Предположительно Игорь († 945) являлся сыном Рюрика. В древнерусских текстах его называют Старым (то есть ранним, самым первым из князей с таким же именем). В 941 и 944 гг. совершил по­ходы на Византию. В первом походе русский флот был сожжён визан­тийцами с помощью «греческого огня» (горючей смеси из смолы, нефти и серы). Вто­рой поход был более удачен. По новому договору византийцы заплатили контрибуцию, но беспошлинная торговля была отменена.

Древляне отказались от участия в походе. Игорь решил наказать их сбором большой дани. (Размер дани ещё не был фиксированным). Князю показалась недостаточной собранная дань, и он вернулся для её по­вторного сбора. Возмущённые древ­ляне на вече решили: «Когда пова­дится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его». В 945 г. древляне во главе с правителем Мáлом († 946) убили Игоря изувер­ским ритуальным спо­собом: привязали князя к верхушкам согнутых к земле деревь­ев. Стволы, распрямившись, разорвали Игоря.

Ольга (945–969 гг.). В период малолет­ства Свя­тослава – сына Игоря и Ольги – Русью правила вдова Игоря княгиня Ольга († 969). По легенде Ольга была родом из Пскова. В 946 г. она жестоко отом­стила древ­лянам за смерть мужа. Она уничтожила две делегации древлян­ских послов (одну закопала в землю, вторую сожгла). Ольга с воеводами-варягами Свенельдом и Асмудом совершила кара­тельный поход в Древлянскую землю. Летопись расска­зывает, что бой ритуально начал трёхлетний сын Ольги Святослав, метнув копьё в сторону врага. Древляне были разбиты и укрылись в г. Ис­кóростень. Ольга сожгла Ис­кóростень при помощи птиц, казнила древлян­скую знать, а народ обложила тяжкой данью. Ольга ус­тановила «уроки» (фиксированный раз­мер дани) и «погосты» (места сбора дани). Погост – языческое святилище и место торга, «гость» – купец. Таким образом, дань-полюдье стала фиксирован­ным налогом. Она собиралась теперь не путём объезда, а путём повоза – самостоятель­ного привоза данни­ками на погосты.

В 954 955 г. «архонтисса» (княгиня) Ольга посетила Константинополь и в Софийском соборе приняла крещение под именем Елена. Крёстным отцом княгини стал сам император Константин Багрянородный (905–959), а крестил её патриарх. Став первой христиан­кой своего госу­дарства, Ольга на Руси христианство не ввела, так как её сын Святослав, поклонявшийся дружинному богу Перуну, отка­зался от крещения.

Святослав (945–972 гг.). Святослав (ок. 943–972) стал полновластным князем в 957 г. Он прославился как князь-завоеватель. По словам летописца, Святослав «легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же… не имел он шатра, но спал с седлом в головах... и посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» («Иду на вы»). Его внешность описал византийский историк: бритая голова с прядью волос, золотая серьга с крупным рубином, мрачный взгляд, скромная, но чистая одежда, высокое чувство собственного достоинства. Святослав был редким гостем в Киеве. Киевляне его упрекали: «Ты, княже, чужие земли ищешь, а своей пренебрегаешь».

В 964–965 гг. Святослав совершил «Волжский поход», присоединил земли вя­тичей, разгромил Волжскую Булгарию и Ха­зарский каганат, взял г. Итиль в дельте Волги, г. Тмутаракань в Керченском проливе и крепость Саркел (Белая Вéжа) на р. Дон.

Император Византии Ники­фор II Фóка пред­ложил Свято­славу покорить мятежную Дунайскую Болгарию. В 967 г. Святос­лав разбил войско болгарского царя Петра и за­хватил г. Переяславец на Дунае. Святослав перенёс сюда свою резиденцию и заявил: «Не любо мне си­деть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли мо­ей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки (дра­гоценные ткани), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кони, из Руси же – мех и воск, мёд и рабы». Русичи одержали победы над византийцами под г. Ар­кадиóполем и Преслáвом. В 971 г. в Византии произошёл дворцовый переворот. Супруга Никифора Фоки коварная императрица Феофано убила мужа с помощью любовника Иоанна Цимисхúя. (На надгробии Никифора Фоки высечены слова: «Ты покорил всё, кроме женщины»). Новый ви­зантийский импе­ратор Иоанн I Ци­мисхий нанёс удар по русичам. Святослав перед битвой сказал дружине: «Не по­сра­мим земли русской, но ляжем костьми, мёртвые сраму не имут. Если же побежим, будет нам срам». После ряда поражений Святослав был осаждён в крепости Доростол (Силистра). В 971г. он заключил мир и покинул Болгарию. В 972г., узнав от византийцев о возвращении князя «с малой дружиной», печенеги уст­роили засаду на днепровских порогах. Свя­тослав погиб в неравной битве. Печенежский хан Куря изготовил из его черепа чашу, окованную золотом. Считалось, что воин­ская доб­лесть вла­дельца черепа перейдёт к тому, кто пьёт из такой чаши.

Владимир (980 – 1015 гг.) Святослав разде­лил Русскую землю между своими сыновьями: старшего – Ярополка – посадил на престол в Киеве, второго – Олега – в Древлянской земле, а младшего – Владимира (ок. 960–1015) – в Новго­роде. Братья начали усобицы – войны за великокняжеский престол. Ярополк убил Олега и стал княжить в Киеве. Владимир был кня­зем- бастардом – незаконноро­жденным сыном рабыни-налож­ницы, ключницы княгини Ольги – Малуши (варяжское имя – Малфред) и считался ниже своих братьев. Он захватил г. Полоцк, убил княжившего там варяга Рогволода (Рогволда) и его сыновей, а дочь Рогнéду насильно взял в жёны. В 980 г., во время переговоров Ярополка и Владимира, Ярополк был «поднят на мечи» – вероломно убит дружинниками-варягами Владимира. Захватив киевский престол путём братоубийства, Влади­мир расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси. Он воевал с Польшей, присоединил «Червенскую Русь» (Закарпатье), покорил ятвягов и радимичей. Для защиты от конницы печенегов по пограничным рекам Сýле и Десне были по­строены засéки (загражде­ния из поваленных деревьев, валов и рвов).

Первая религиозная реформа. Первая религиоз­ная реформа 980 г. проявилась в попытке создать культ шести языческих бо­жеств (Перуна, Даждь-бога, Хорса, Стри­бога, Мо­коши, Семаргла). Главным являлся Пе­рун. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами. Другие идолы были уничтожены. Но реформа не имела успеха. Племена продолжали поклоняться прежним богам.

Принятие христианства в 988 г. Князь Владимир направил в разные страны по­слов для выбора новой веры. В Киев прибыли христианские, му­сульманские и иудейские миссионеры. Ислам был отвергнут из-за обряда обрезания и запрета на спиртное (Владимиру приписывают фразу: «Руси есть весе­лие пити: не можем без того быти»). Иудаизм был отвергнут, так как евреи не имели государства и рассея­лись по всей земле. Князь решил принять христианство византий­ского обряда.

Импе­раторы Византии Константин и Ва­силий II попросили у Руси помощи против мятежника Варды Фоки, обещая отдать Владимиру в жёны свою сестру – принцессу Анну. Однако после разгрома Фоки византийцы не спе­шили выполнять обеща­ние. Анна не хотела замуж за язычника-«робичича» (сына рабыни), тем более, у Владимира были языческие жёны и наложницы, а также 10 сыновей от них. В ответ Вла­димир осадил и захватил византийский г. Кóрсунь (Херсонéс) в Крыму. Анна стала женой Владимира. Князь и дружина крестились в Корсуне.

ПВЛ сообщает о насильственном характере крещения. Владимир приказал сокрушить идолов: «А Перуна повелел привязать к хвосту коня... Когда влекли Перуна к Днепру, люди оплакивали его... Владимир послал по городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нижего или раба, тот идёт против меня»... Владимир крестил народ в Киеве в заводи Днепра По­чáйне.

Народ сопротивлялся крещению. Епископ Иоаким Корсунянин и воеводы Добрыня и Путята жес­токо внедряли хри­стианство в Новгороде: «Добрыня крестил мечом, а Путята – огнём». На Северо-Востоке Руси христиан­изация заверши­лась лишь к концу XI в. Многие языческие верования во­шли в христианский канон, а языческие боги были отождеств­лены с хри­стианскими свя­тыми (Перун – с Ильёй-пророком, Велес – со св. Власием, Мокошь – с Параскевой-Пятницей). Праздник Купалы пре­вратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленич­ные блины напоми­нают о языческом поклоне­нии Солнцу. Долго сохра­нялось двоеверие как исто­рико-культурный феномен Руси.Народ продолжал верить в леших, домовых, русалок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.009 с.)