Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи методики обучения истории.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреч — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конк-ной задачи. Методика обучения истории — это пед-кая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. методика призвана совершенствовать процесс бучения, его организацию и основные факторы. Методист К.А. Иванов отмечал, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения. Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить? Основные факторы обучения истории связаны с ответами на эти вопросы: цели, определяемые государством и обществом; содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках; научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения); познавательные возможности учащихся; результаты обучения. 1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усвоение демократических ценностей и институтов; знакомство с прошлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских навыков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; развитие интереса к истории как к науке и к предмету обучения. В наше время тоже определены цели исторического образования: овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма; развитие интереса и уважения к истории и культуре народов. Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести: воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений; формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование; способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру; отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности; выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализировать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию. Основные факторы обучения истории в учебном процессе проявляются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факторов обучения ведет к возникновению новых качеств, положительно влияющих на процесс обучения.
Приемы изучения хронологии. Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют время. учитель проводит беседу, выясняя, какие события ученики помнят из прошедшего года, что изменилось в жизни их семьи за:)то время. Затем он подводит их к пониманию продолжительности их жизни — 10—12 лет: что помните самое первое в жизни, что самое важное произошло за эти годы? На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. На этой линии отмечается средняя продолжительность жизни учеников класса. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях. Затем учитель переходит к беседе о продолжительности жизни родителей ученика: что они знают о возрасте своих родителей, кто из них старше, насколько бабушка старше мамы. Средний возраст родителей также отмечается на линии времени. Дома ученики должны узнать, в какие годы произошли самые памятные события в жизни родителей. Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Историческая давность этого периода измеряется количеством сменившихся за это время поколений. Учитель рассказывает, как надо определять век. Отрабатывая первичные хронологические умения, следует идти не только от года к веку (1540 год — XVI век), но и от века к году. Учитель выясняет с учениками, какие события произошли в начале, первой половине, второй половине, в конце какого-либо века. Каждая новая дата увязывается с предшествующей. Для этого учитель спрашивает: «сколько лет прошло 6...», «когда это было». Назвав год, ученик разъясняет, к какому веку он относится. В процессе объяснения нового основные и опорные даты фиксируются на доске. Основные записываются более крупно и заключаются в рамку. Вертикальной колонкой размещаются последовательные даты, а синхронные записывают на одном горизонтальном уровне. Ученики записывают даты в хронологические карточки или составляют хронологические таблицы. Иллюстрированную ленту времени предложила И.В. Гиттис. Она имеет вид широкой полосы, разделенной на отрезки (века), а внутри каждого из них — на пятилетия. На ленте времени делаются прорези, куда в хронологической последовательности вставляются аппликации с наиболее яркими фактами века или названиями событий и их датами. Там, где есть компьютеры, возможно применение компьютерных программ по хронологии. Осознанию длительности исторических периодов и выделению общего помогают синхронистические таблицы. Они отражают одновременность (синхронность) событий или явлений общественной жизни из истории древних цивилизаций.Учитель ведет объяснение, а ученики слушают и заполняют таблицу, то есть работают на преобразующем уровне. Приемы запоминания хронологии (главных фактов и связанных с ними исторических дат). Запоминание основано на смысловых связях (по существу) и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Хорошо зная главные факты и причинно-следственные связи, ученики легко могут разместить во времени события, не датированные в курсах истории. Для лучшего запоминания устанавливается связь между историческими событиями и возрастом правителей, в них участвовавших. Применяется прием сопоставления дат событий. Другой прием запоминания — установление длительности событий. Возможно также сопоставление событий, имеющих внутреннюю связь. Запоминанию помогает стихотворная форма изложения исторических событий, данных в четкой хронологической последовательности. Все эти приемы помогают ученикам овладевать знаниями хронологии. На первом этапе обучения устанавливается последовательность и длительность исторических событий на основе их дат. Затем ученики знакомятся с римскими цифрами, соотносят год с веком, узнают о событиях нашей эры и проходивших до нашей эры, соотносят век с тысячелетием. В 6—7 классах они учатся устанавливать длительность и синхронность событий. В старших классах они соотносят исторические процессы с периодом, эпохой на основе знаний периодизации курсов истории. Выработке умений хронологического характера способствуют специально подобранные задания и игры. На знание исторических дат проводят игры, конкурсы: в виде эстафеты по датам
Картографические игры При работе с историческими картами возможно применение игр. Так, во время игры в «молчанку» один ученик молча показывает объект на карте, другой молча поднимает руку, выходит к доске и пишет название объекта. Если кто-то скажет слово, то выбывает из игры. Выработке картографических знаний содействуют чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждого слова должна быть одинаковой с начальной буквой следующего за ним слова.
Компьютерные программы. Большими возможностями по имитированию исторической реальности обладает компьютер и компьютерные программы, воспроизводящие наиболее существенные черты исторических эпох, социокультурных комплексов. Компьютер предоставляет огромные возможности для моделирования исторических процессов, а также для работы с базой данных — огромным количеством информации, хранящейся в пригодном для автоматической обработки виде. Ученику легко вести поиск, систематизацию и обработку исторических сведений. В процессе работы легко запоминаются события, а также историко-географические названия, имена, даты. Кабинет истории. Специализированное помещение в школе, которое д.б. обеспеченно: учеб. вспомогательной литературой, тсо. В кабинете проводятся занятия по предмету, факультативы, внеклассная работа и методическая работа с учениками. Задачи кабинета: *Организация основной и дополнительной деятельности учащихся. *Методич. И дидактическое обеспеч. Учебного процесса.*Создание необходимых условий для качественного преподавания предмета. *Повышение пед.мастерства учителя истории. Кабинет работает в соответствии с перспективным планом и планом на текущий год. В кабинете должны быть:Символика,Учебные программы и тематические планы, учебно-метод. комплексы (учебники, хрестоматии), методическая рекомендация Министерства Обр. РБ., метод. рекомендации для проведения политинформации., дидактический материал, ТСО, наглядность, карты, методические разработки урока, периодические журналы (БГЧ, Гист. Прабл. Выкладання), книжный фонд (словари, старые учебники), материал о той местности, где находиться школа, картотека методич. И дидактической литературы., разработки внеклассных мероприятий, недели Истории. Требования к кабинету:Документация кабинета (план работы каб., расписание, инвентарная книга(перечень оборудования кааб.), паспорт кааб., памятка по технике безопасности.Оформление кааб.(соответствие санитарным нормам, внешний вид (стены долж. Быть в холодных тонах – где окна, а на северной стороне использ. Жёлтый, розовый., укомплектованность дидакт., работы учащихся, дополнительная и справочная литература).Совет кабинета (учителя-предметники, ученики). Он работает по неск. Направл: консультации, «умелые руки», созд. Музея, пресс-отдел. Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреч — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конк-ной задачи. Методика обучения истории — это пед-кая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. методика призвана совершенствовать процесс бучения, его организацию и основные факторы. Методист К.А. Иванов отмечал, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения. Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить? Основные факторы обучения истории связаны с ответами на эти вопросы: цели, определяемые государством и обществом; содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках; научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения); познавательные возможности учащихся; результаты обучения. 1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усвоение демократических ценностей и институтов; знакомство с прошлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских навыков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; развитие интереса к истории как к науке и к предмету обучения. В наше время тоже определены цели исторического образования: овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма; развитие интереса и уважения к истории и культуре народов. Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести: воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений; формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование; способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру; отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности; выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализировать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию. Основные факторы обучения истории в учебном процессе проявляются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факторов обучения ведет к возникновению новых качеств, положительно влияющих на процесс обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 7132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.013 с.) |