Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика изучения исторических представлений, понятий, терминовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятия. Исторические понятия необходимы для объяснения и Систематизации фактов, осмысления других понятий. Методисты Л. А. Вагин, В.Г. Карцов, А.И. Стражев обращали внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме. Понятия могут усваиваться только в определенной последовательности: от наглядных представлений — к первоначальным понятиям, от менее сложных — к более сложным; от понятий, Таким образом, в качестве первоначального определения учитель дает признаки определяемого понятия или называет его составные части. Разъясняя сложное понятие «культура», учитель говорит о письменности, живописи, научных знаниях, не давая вначале определения этого понятия, поскольку оно требует теоретического осмысления, связи с обществоведческими знаниями и посильно лишь старшеклассникам. (Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.) Понятия, усваиваемые в начале обучения истории, являются первичными и находятся в тесной связи с представлениями. При воспроизведении этих понятий необходима опора на образы. Для определения понятия важно отобрать существенные признаки, иначе предмет перестанет быть самим собой. Важно из множества признаков изучаемого понятия выделять наиболее существенные. В.О. Пунский рекомендует ученикам следующую памятку по определению понятия: 1. Найди более общее (родовое) понятие. 2. Установи отличительный (видовой) признак. 3. Составь из этих элементов формулировку определения. В старших классах Е.И. Пометун и Ж.В. Кириази предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических понятий с привыкания к ним учеников. Учитель вводит понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запоминания. Оперируя понятием в изложении материала, преподаватель передает его содержание, конкретизирует, давая учащийся возможность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Термины. Формируемые понятия находят выражение в словах-терминах. Термин — это то, что означает данное слово (его первоначальный смысл). Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Требуется специально продуманная система работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в активный. Термины объясняются по-разному. Так, если они обозначают предметы, то учитель просто демонстрирует их изображение. Или же, демонстрируя рисунки, дает пояснение происхождения названий предметов, вооружения. Пример: Часто учитель дает разъяснение этимологии слова. Так, русское слово деревня возникло от слов деру, драть. Прежде чем строить дом, хозяйственные постройки, подготавливали участок земли, выдирая кусты и деревья. Слово горожанин произошло от слова город, церковно-славянское гражданин — от слова град. Географические названия, термины можно объяснять, переводя их на русский язык. Некоторые термины объясняются местом происхождения предметов. Возможно также объяснение слов с помощью синонимов: турнир — состязание. Иногда учитель обращается к фонетическим изменениям слова. Через слова-термины, свойственные данной эпохе, передаются ее эпические особенности. Рассказывая о битвах периода Древней Руси, учитель так характеризует вооружение русских воинов. Сначала учитель знакомит учеников с происхождением слова-термина и лишь затем с его понятием. Рассказав о структуре исторического материала и способах познания, остановимся на применении устного метода обучения при изложении фактического и теоретического материала.
67. Роль исторического краеведения. В 20-е годы ХХ в. Стало активно развиваться историческое краевед., но особенно интерес к краеведению возник после того, как Р,Б. стала независимой. Существует историческое краеведение, а также и биографическое. Историческое краеведенье предназначено для того чтобы познакомить молодое поколение с историей своего края, посетить в своей местности знаменательные места, прикоснуться руками к сохранившейся материальной истории своего края. Краеведение изучается на кружках и факультативах по истории. Существует экспедиция «Наш край». На Витебщ. Работает множество учителей-новаторов. В Орше есть такой курс, как Оршеведение. В Чашниках – «Чашниковедение». В Витебском районе есть курс по изучению Вит. Рай. Пивовар Николай Васильевич из Лужеснянской гимназии. Выходцева Ирина Николаевна из Мазоловской школы.
68 Умения учащихся и приемы учебной работы. Умения и методика их формирования Классификация умений и навыков в психолого-педагогической литературе. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Так, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лер-нер, Н.А. Лошкарева считают, что умение — это сознательное владениек аким-либо прием ом деятельности. УмеггиеГдоведенное до автоматизма, — это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умение, надо знать способ деятельности, надо упражняться. Другая точка зрения принадлежит психологу Е.Н. Кабановой-Меллер. Умением она считает владение знанием о способе деятельности, начальную ступень формирования навыка. Таким образом, различие в определениях ученых будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. Н.И. Запорожец считает, что умение — это подготовленность к сознательным, точным действиям или способность сознательно достигать поставленной цели в изменяющейся обстановке. Общие умения можно разделить на четыре группы. учебно -организацио нные (планирование деятельности, рацйо-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.77 (0.008 с.) |