Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация картинной плоскости↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Рисунок» Специальность 0311 «Изобразительное искусство и черчение» Курс, 5 семестр
Преподаватель Ахтареева Р.А.
2004 г.
Пояснительная записка.
Рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Рисунок» 3 курс, 5 семестр соответствуют требованиям ГОС СПО, составлены на основании Рабочей программы дисциплины «Рисунок» и примерной: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800- Изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. М.: Флинта. Наука. 2000. Рисунок. Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию. Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно – педагогического образования и эстетического воспитания будущих учителей изобразительного искусства в школе. Рисунок как самостоятельный учебный предмет развивает творческие способности студентов, формирует эстетический вкус, специальные умения и навыки реалистического отображения действительности. В результате изученного курса студенты овладеют: Знаниями: · научно-теоретических и методических основ рисунка; · технологии и техники рисунка; · графических материалов. Умениями: · выразительно и грамотно изображать предметы и явления с натуры, по памяти, по представлению; правильно передавать в рисунке пропорции, форму, объём предметов, пространственное положение, материальность, светотень. · Грамотно использовать различные графические материалы (уголь, соус, сангина, карандаш, тушь). В содержание рекомендаций входит: · Вопросы к экзамену по дисциплине «Рисунок» 3 курс, 5 семестр; · Содержание теоретического материала вопросов; · Литература
Вопросы к экзамену "Рисунок" 5 семестр По специальности 0311 Изобразительное искусство и черчение преп. Ахтареева Р.А.
Рекомендации по подготовке к экзамену Форма изобразительной грамотности.Виды рисунка. В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства. Рисунок выполняют от руки, на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется. Рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение, выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства. По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линиями создается художественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске. Рисунки тоном дают более полную характеристику предмета и среды передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют светотеневыми, тоновыми или тональными. В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка — силуэт — контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном. По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные делают с клише оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует несколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве — ксилография, на линолеуме — линогравюра, на металле — офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами). По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. Академический рисунок — это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Творческий рисунок — это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника. В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Способы рисования. Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Способ рисования по оригиналам (с образцов) имеет место в практике обучения учителей не только как наглядное средство освоения технических приемов изображения и решения учебных задач, но и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карточек, необходимых для проведения занятий с детьми. Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения. Основные стороны процесса рисования — восприятие (наблюдение) натуры и ее изображение. Основные принципы рисования. Анализируя процесс изображения, можно заметить, что в его основе лежат два основных организующих принципа. Первый принцип — от общего к частному. Второй принцип — от частного к общему. Учебные задачи рисования. Процесс создания учебного рисунка, представленный двумя его сторонами — наблюдением и изображением, определяется последовательным решением следующих задач: техника рисунка; композиция рисунка; последовательность рисования; изображение предмета; изображение пространства. Система средств и приемов, с помощью которой реализуется зрительный образ на плоском листе бумаги, называется техникой рисунка. Ее основными сторонами являются организация рабочего места, самоорганизация, выбор нужных приемов работы простым или цветными карандашами, краской, кистью и резинкой, приемов рисования различных линий, деления их на равные части, штриховки, тушевки, окраски и пр. К материально-техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность. Окраска — этот прием нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью». Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. «Сухая кисть» как прием используется для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает неровной светлотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью скользящими движениями или тычком кисти. ЭЛЕМЕНТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Как видно из приведенного рисунка (рис. 1), размеры и видимая форма предметов меняются в зависимости от расстояния и положения их относительно точки зрения. Но в повседневной жизни мы мало обращаем внимание на эти изменения. Это происходит потому, что зрительное восприятие и представление основаны не только на ощущениях, которые непосредственно вызываются на сетчатке глаз при виде предмета в данный момент, но и на прошлом опыте человека, на его прошлой практике. Восприятие формы предмета зависит больше от ранее известного строения предмета, чем от видимой перспективной формы. Поэтому, хотя мы и видим, что удаляющиеся параллельные линии сходятся, мы твердо знаем, что перед нами линии параллельные, которые не должны сходиться, т. е. мы видим одно, а разумом воспринимаем другое. Когда неопытный рисовальщик рассматривает стены комнаты, пол, потолок, окна, висящие на стенах картины, он уверен, что все эти предметы прямоугольные, и поэтому воспринимает их без перспективных искажений. На самом же деле глаз видит параллельные линии, ограничивающие эти прямоугольники, сходящимися при удалении, а прямоугольники — трапециями и четырехугольниками самых различных типов. Особенность зрительного восприятия формы предмета (ее размеров) независимо от перспективных изменений называется психологами константностью. Константностью нашего зрительного восприятия объясняется большое количество ошибок, которые начинающие художники допускают в построении формы предметов при рисовании с натуры. Они изображают, например, предметы дальних планов недостаточно перспективно уменьшенными и не замечают других перспективных изменений. Зная по опыту, что у домов углы прямые, они при рисовании с натуры изображают их прямыми. Чтобы наглядно продемонстрировать перспективные искажения формы видимых предметов, поставим вертикально перед собой на некотором расстоянии прямоугольный кусок стекла и начнем через него рассматривать предмет или группу предметов. Лучи, идущие от предмета, прежде чем попасть в наш глаз, должны будут в определенных точках пересечь плоскость стекла, находящуюся между зрителем и видимым предметом. Не меняя положения головы, обведем по стеклу тушью или чернилами контуры видимого предмета. На стекле получится правильное перспективное изображение. Проследим внимательно характер перспективных изменений на полученном таким образом рисунке. В зависимости от того, где находятся предметы, выше или ниже уровня глаз, дальше или ближе от нас, в зависимости от их поворота видимая форма предметов значительно изменяется: 1) при удалении от нашего глаза размеры предметов постепенно уменьшаются; 2) горизонтальные линии (горизонтальные стороны крыш, края тротуаров, рельсы трамвайного пути и т. п.), удаляясь, направляются к условной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя. Те из них, которые находятся выше уровня глаз, при удалении идут сверху вниз, а находящиеся ниже направляются снизу вверх. Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но и на уровне глаз сходятся в одну точку; 3) все, что в натуре имеет вертикальное направление (телеграфные столбы, вертикальные стены домов и т. п.), на рисунке выглядит вертикальным; 4) перспективный вид предметов цилиндрической формы зависит от изменения их круглых оснований. Все эти перспективные изменения, наблюдающиеся на стекле, должны быть переданы на бумаге при изображении с натуры. Глаз человека настолько привык к подобным изменениям формы предметов, что он откажется воспринимать на рисунке объем, пространство, если не будут переданы перспективные изменения. Перспективное построение предметов лучше всего изучать на простейших геометрических фигурах и телах: плоский прямоугольник, куб, цилиндр. Чтобы хорошо уяснить себе основные перспективные изменения и научиться свободно видеть их при изображении с натуры, следует прежде всего познакомиться с понятием линии горизонта, имеющей большое значение при рисовании с натуры. Линия горизонта. Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении - или на улице, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он на уровне, выше или ниже линии горизонта. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости, проходящей на уровне глаз. Если мы поднимаемся вверх или опускаемся вниз, то в соответствии с изменением уровня глаз меняется и положение линии горизонта. В зависимости от того, где находится предмет, выше уровня глаз или ниже, видимая его форма выглядит по-разному. У предметов, которые расположены выше линии горизонта, видны их нижние стороны, а у находящихся ниже — верхние. При этом значительно изменяется перспективное направление горизонтальных линий (ребра куба, грани плоскостей), удаляющихся от нас в какую-либо сторону. Так как форма многих предметов ограничена плоскостями, пересекающимися между собой по прямым линиям, занимающим нередко горизонтальное положение, для успешного построения их в перспективе необходимо хорошо разобраться в перспективе горизонтальных линий. Перспектива горизонтальных линий. Любую горизонтальную прямую, будь то гребень крыши, край карниза, не расположенную фронтально перед нами, наш глаз воспринимает удаляющейся от нас в направлении к линии горизонта. При этом, чем выше (по вертикали) от линии горизонта находится горизонтальная линия, тем больший угол наклона мы видим. Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией горизонта и изображается на рисунке горизонтально. Если смотреть вдоль улицы из окна второго или третьего этажа, то ясно видно, как основания домов и линии окон нижних этажей, расположенных ниже уровня глаз, удаляясь, как бы повышаются. Горизонтальные же линии, находящиеся на уровне глаз, так и остаются горизонтальными. Если мысленно продолжить все уходящие в одном направлении параллельные линии, то окажется, что все они сойдутся на горизонте в одной точке, хотя в действительности такой точки не существует. Угол наклона горизонтальных линий. При рисовании с натуры недостаточно передавать только приблизительные наклоны горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Необходимо точно определить этот угол наклона в натуре и изобразить его на рисунке. Для примера положим на стол, находящийся ниже уровня глаз, книгу так, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из ее боковых граней. Горизонтальные ребра книги мы будем воспринимать идущими снизу вверх к линии горизонта. Это можно хорошо заметить, если на столе у угла книги положить линейку или карандаш перпендикулярно направлению взгляда. Видимые углы наклона горизонтальных ребер можно определить и на расстоянии. Это делается следующим способом. Подведем на вытянутой руке карандаш (расположив его горизонтально, перпендикулярно лучу зрения) так, чтобы он приходился на уровне нижней точки ближайшего трехгранного угла книги. Посмотрев одним глазом, мы увидим углы наклона горизонтальных ребер книги. Эти углы надо построить в рисунке, проведя вместо карандаша горизонтальную линию АВ, а вместо ребер книги — соответствующие наклонные прямые из точки К. ЛИНИЯ И ШТРИХ В НАБРОСКЕ И ТОНАЛЬНОМ РИСУНКЕ Линия и штрих играют важную роль в передаче объемной формы предметов, их материальности и пространственного расположения. В зависимости от конструктивного строения предметов, их материала, расположения в пространстве, светотени и тональных отношений меняется в рисунке характер линий и штриха. Анализ набросков и тональных рисунков художников-реалистов позволяет выделить следующий ряд общих закономерностей, присущих линии и штриховке: 1. Линия, обрисовывая в наброске края уходящей в глубину формы предмета, теряет свою толщину и активность (черноту). Наиболее акцентируется начало формы, наименее — ее конец. 2. Линии, изображающие вертикальные и наклонные края или грани предметов (например: ребра куба, пирамиды и т. д.), теряют свою активность по мере удаления в глубину рисунка. 3. Контуры освещенных поверхностей намечаются легкой (светлой) линией, а границы затененных — более четкой (темной) линией с учетом характера касаний форм к окружающей среде. Наиболее активно подчеркивается ближайший к переднему плану край собственной или падающей тени. 4. Степень активности линий соответствует тональным отношениям: темный предмет имеет более четкий силуэт и поэтому может быть намечен более активным контуром, чем светлый. 5. Качество линий изменяется сообразно с различными качествами 6. вертикальные и горизонтальные линии "сопротивляются" трехмерному прочтению изображения, подчеркивают его плоскостность.
фигура, ограниченная более активным контуром (более толстым и темным), воспринимается выдвинутой вперед. При этом исчезает двузначность изображения, наблюдаемая во втором случае (внизу). изображение квадрата и круга, где линия способствует восприятию их пространственного расположения на плоскости. За счет изменения активности наклонных линий передается их движение вдаль. Рисунок геометрических тел, в котором линии помогают передать объем и пространство. Слева — чертежная линия, безразличная к пространству. Справа — обратноактивная линия, противоречащая пространству.
Контуры освещенных поверхностей намечаются максимально легкой линией, а границы затененных — активной. Наиболее активной линией помечается передний край- собственной или падающей тени. 1. Светотеневой контраст усиливается по мере приближения предмета к источнику света и наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении активности штриховки по мере движения формы в глубину. 2. Вследствие воздушной перспективы предметы (или элементы формы) второго плана более обобщены, менее рельефны и контрастны по светотени. Поэтому для проработки дальних планов нужно применять более частую, спокойную по направлению и фактуре штриховку, независимый от рельефа штрих (и тем в большей степени, чем глубже расположен объект). На переднем плане для более полного рельефа применяется штрих «по форме». 3. Штрих, идущий по форме (т. е. из тени в свет, огибая округлость объема из глубины пространства), способствует объемному восприятию изображения. Причем за основное направление штриховки «по форме», способствующее наиболее убедительной передаче объема (для тел, имеющих внутреннюю ось), следует считать направление по линии сечения формы, т. е. перпендикулярное к ее оси или близкое к нему. 4. Пассивный штрих применяется на предметах дальнего плана и на фоне; активный штрих как по направлению, так и нажиму и факту ре — на форме ближайших предметов. 5. Перпендикулярное друг другу направление штрихов не способствует передаче движения поверхности формы или характера объема, как бы нейтрализует друг друга. 6. Фактура штриховки «по форме» должна быть остро пересеченной или круто пересеченной, но не поперечной, так как последняя составляется из нейтрализующих друг друга направлений и не выражает движение поверхности изображаемой формы. Она может быть использована лишь при изображении поверхностей, имеющих специфическую решетчатую структуру, или при подчеркивании плоскостности расположенных в глубине предметов и фона. РИСУНОК ПРОСТЫХ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА Принцип конструктивного рисунка, например гончарной кринки, основан на анализе элементов, образующих большую форму данного предмета (соотношение частей предмета в целом с простейшими геометрическими телами —цилиндром, шаром, конусом и т.д.). В данном случае особенность изображения предмета заключается в передаче не только формы, но и цвета материала, отличающегося от цвета гипса. Последовательность рисунка остается прежней. Композиционно разместив набросок кринки на плоскости, найдем ее основные пропорции. Вспомогательными линиями определим ось вращения (серединную линию) и перпендикулярно ей — оси нижнего и верхнего оснований. Уточним пропорциональные соотношения горловины и тулова кринки (на уровне горизонтальных линий отметим деление на узкую и широкую части) и по опорным точкам наметим общий контур. В соответствии с законом линейной перспективы построим эллипсы нижнего основания, затем в самом широком месте тулова, на уровне основания горловины (в месте сопряжения цилиндрической формы горловины с шаровидной формой тулова), и в верхнем основании горлышка. Выполнив предварительное построение, уточним мелкую форму (характер плоской ножки кринки) и еще раз обратимся к анализу основных частей, соединяющих цилиндр с шаром, — большой формы предмета (рис. 47). Переходя к передаче объема кринки светотенью, наметим границу освещенной и неосвещенной частей большой формы. Штрихи на поверхности кринки надо накладывать по форме предмета — прямые вдоль горловины и кривые на ее шарообразной части. Постепенно закрывая тоном тень на большой форме кринки, подчеркиваем линию светораздела. Все время сравнивая рисунок с натурой, добиваемся сходства с изображаемым предметом. Распределение светотени на поверхности кринки зависит от направления лучей света и угла их падения на плоскости предмета. Это поможет определить место и форму бликов (самого светлого места на кринке), собственных и падающих теней. Анологичным образом выполняется изображение другого предмета быта —бидона. Большая форма предмета может быть разложена на простейшие геометрические составляющие: соединение двух цилиндров (малого диаметра — горловина, большого диаметра — резервуар) с промежуточной верхней частью—усеченным конусом. Полезно выполнить рисунки простых предметов быта в разных поворотах и наклонах РИСУНОК ПРОСТОГО НАТЮРМОРТА ИЗ ПРЕДМЕТОВ БЫТА В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского nature morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт — это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, он может быть также составной частью станковой композиции (жанровая картина или портрет). Кроме неодушевленных предметов (например, домашнего обихода) в натюрморте изображаются объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, —рыба на столе, цветы в букете и т.п. Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца. Учебный натюрморт в отличие от творческого имеет строго направленную цель: дать учащимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей. Для первого натюрморта подбирают два-три предмета быта, разные по форме и размерам, простые по конструкции (без рельефов и орнаментов), которые ставят на фоне одноцветной, гладко расправленной ткани, например холста. Начинают работу над натюрмортом с выбора точки наблюдения, композиционного размещения предметов на листе бумаги. Чтобы хорошо справиться с композицией, рекомендуется сделать предварительный эскиз на небольшом листе бумаги. Перейдя на основной лист, определяют большое пятно, в котором вписываются предметы, если объединить их по крайним точкам (справа и слева, вверху и внизу). Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя им место на плоскости стола и наметив их общую форму. При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа: схематизация (начальный этап упрощенного изображения общей формы), типизация (выявление характерных признаков формы предметов путем построения конструкции с помощью вспомогательных линий), индивидуализация (выявление отличных особенностей предметов, включая детали) и обобщение рисунка (подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, собирание натюрморта в единое целое). Усложнение задачи в рисунке натюрморта связано с введением фона, который должен учитываться рисовальщиком как заранее предусмотренный элемент композиции. Фон поможет ему выразительнее передать связь предметов в пространстве через контрасты («светлое на темном» и «темное на светлом»). Рисунок натюрморта (группы предметов) значительно усложняется еще и потому, что надо передать форму не одного предмета, а нескольких, увязанных между собой, выдержать масштаб и тональную закономерность постановки в целом. От учащегося потребуется умение увидеть и передать не только отличия предметов по пропорциям, форме и размерам, но и разность в тоне, связанную с окраской и материальными особенностями предметов, освещенностью их поверхностей. Здесь нельзя ограничиться только линейно-конструктивным построением форм, а нужно стремиться передать тональные градации, сравнивая между собой теневые и освещенные поверхности предметов, силу собственных и падающих теней. При этом штрих должен быть легким, а тени прозрачными. Нужно избегать сильного нажима на карандаш, так как тени только кажутся черными. Глубину тона на теневых поверхностях нужно стремиться передать за счет правильно найденных тональных отношений. В течение всей работы над натюрмортом, выражая форму тоном, не следует забывать о необходимости проверки и сопоставления отдельных частей постановки друг с другом, уточнять общую форму предметов, выражая их пластику светотенью и штрихом по форме. В процессе рисования натюрморта рекомендуется несколько раз. отставлять мольберт с рисунком, чтобы издали оценить работу на отдельных стадиях. Для уточнения тональных отношений, достижения цельности и гармонии рисунка следует иногда смотреть на натуру и свою работу прищуренными глазами. Тогда легче почувствовать тональные контрасты, цельность светотеневых градаций, избежать наиболее распространенных ошибок (особенно на начальном этапе), пестроты рисунка, проявляющейся, в частности, в излишнем высветлении рефлексов (см. рис. И). РИСУНОК ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ГИПСОВОГО ОРНАМЕНТА Цель рисунка орнамента—ознакомление с изображением формы более плоской, чем геометрические тела, но со сложно развернутой в пространстве структурой. Слово «орнамент» происходит от латинского «украшение» и чаще всегр понимается как узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначается для украшения различных предметов: утвари, орудий и оружия, текстильных изделий, мебели и т.д.; архитектурных сооружений как извне, таки в интерьере; произведений прикладного и декоративного искусства. У первобытных народов орнамент в татуировке служил средством украшения тела. Орнамент связан с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени. Можно смело утверждать, что орнаменты периода русского барокко и стиля рококо—гордость русской архитектуры. Это орнаменты, созданные по эскизам архитектора Б.К. Растрелли (1674—1744) в Петербурге, Царском Селе, Петергофе, творения В.И. Баженова (1738—1799), М.Ф. Казакова (1738—1812), Дж. Кваренги (1744—1817), А.Н. Воронихина (1759—1819), А.Д. Захарова (1761—1811). Орнаменты, созданные руками резчиков по дереву, изделия из самоцветов народных умельцев, мастеров прославленного русского фарфора вошли в сокровищницу мирового искусства. В гипсовых слепках, которые нередко используются в качестве модели для учебного рисунка, орнаменты бывают растительного типа —стилизованные листья, цветы, плоды и т.д. Чаще всего это лотос, папирус, пальметта—стилизованный веерообразный лист, акант (или аканф) —стилизованная форма травянистого растения. Рисунок орнамента с гипсового образца полезен еще и в том смысле, что приучает будущих рабочих-исполнителей к изображению элементов декоративного характера, что важно для их последующей профессиональной деятельности. Начинают рисовать орнамент с композиционного размещения на листе и ведут учебный рисунок в той же последовательности, что и рисунок геометрических тел. Рисуют от целого, общего вида орнамента, органически связанного с плинтом —основанием гипсовой доски, к которой прикреплен орнамент. Разобрав схематическое построение композиции орнамента по осям и линиям симметрии, намечают как бы общий каркас модели. В данном случае в качестве модели для рисования выбрана строго симметрическая, геометрически стилизованная форма трилистника (гипс) — повторяющийся элемент архитектурного фриза. В дальнейшем мы познакомимся с иным подходом стилизации растительных мотивов, например в рисунке стебля с листьями (гипс). Осветить орнамент надо так, чтобы подчеркнуть его структуру. Выполняя рисунок повторяющегося орнамента, учащийся впервые сталкивается с задачей передачи сложной формы с помощью светотени. В рисунке орнамента рекомендуется придерживаться определенной последовательности. Рис. 49. Построение элемента повторяющегося орнамента (гипс): а —I этап, б —II этап, в —III этап
/этап. Разместим композиционно изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных раз меров между крайними точками изображаемого предмета. Рисунок начинаем с пометки углов плиты орнамента (правого, левого, верхнего и нижнего). Центр композиции пометим крестиком. После этого определяем общую массу орнамента и основные элементы орнамента, вписывающиеся в треугольник. Получив таким образом общий характер модели и ведя построение орнамента по принципу «от общего к частному», уточним пропорциональные соотношения общей высоты и ширины орнамента, его крупных частей по вертикальным и горизонтальным осям. Идя от больших соотношений, наметим детали — от самых крупных к мелким. Легко прорисуем формы с учетом перспективных сокращений. II этап. Проанализируем объемные и линейные соотношения, конструктивное строение и уточним характер формы (особенно в тех ее местах, где образуются грани поворотов формы с передней на боковую поверхность —глубину рельефа). Чтобы лучше почувствовать пластику орнамента, рекомендуется провести вспомогательные линии, сечения или профильные линии глубины рельефа. После этого следует прорисовать более мелкие детали. Завершив в основном линейно-конструктивное построение орнамента, легко наметить собственные и падающие тени, выявить большие тональные отношения. Одновременно с этим продолжают уточнение построения формы. III этап. Более глубокая прорисовка светотеневых отношений, выявление линии собственной тени, полутонов, рефлексов. Проработка формы на освещенной поверхности орнамента. Обобщение рисунка, гармоничное соподчинение деталей крупной форме, целому (рис. 49). одновременно слегка прокладывать тени. Это будет способствовать более точной передаче пропорций предметов. При размещении группы предметов на плоскости очень важно построить их основания. Не определив место каждого предмета, нельзя передать пространство между ними. Отдельные предметы будут «повисать» в воздухе или «врезаться» один в другой. На данном этапе работы необходимо все время сравнивать величины отдельных предметов и их частей между собой с целым.? При этом надо смотреть на все одновременно и видеть целое, тогда легче будет определить пропорции предметов и их частей. Рисуя каждый предмет, надо воспринимать его как объем, как массу формы, а не как контур какого-то силуэта. В рисунке нужно стараться, передать характер объема движением граней в форме, выявить их широкими штрихами, причем ни одну из проведенных линий не следует считать окончательной и безошибочной. В процессе работы уточнение характера формы будет еще продолжаться. Когда нанесены границы падающих и собственных теней, переходим к более детальному светотеневому изображению каждого предмета, передаче его объема и материала. Этих необходимых качеств реалистического рисунка можно добиться только в том случае, если все тени, полутени и света на предметах, фоне и поверхности Стола мы будем наносить в пропорциональных натуре отношениях. " В данном натюрморте самое темное место — собственная тень на цилиндрической вазе, а самое светлое — основание горизонтально лежащего цилиндра, так как оно ближе всего к источнику света, и лучи света падают на него под прямым углом. Начинать штриховать надо с самой темной тени. В данный момент очень важно правильно найти общее тоновое состояние. Ведь отношения тонов можно взять в более светлой гамме или в более темной; отношения будут пропорциональными, но правдивого впечатления от натуры, с
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.013 с.) |