ТОП 10:

ОРГАНИЗАЦИЯ КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ



Рекомендации

по подготовке к экзамену

по дисциплине «Рисунок»

Специальность 0311

«Изобразительное искусство и черчение»

Курс, 5 семестр

 

Преподаватель Ахтареева Р.А.

 

 

2004 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

 

Рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Рисунок» 3 курс, 5 семестр соответствуют требованиям ГОС СПО, составлены на основании Рабочей программы дисциплины «Рисунок» и примерной: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800- Изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. М.: Флинта. Наука. 2000.

Рисунок.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию.

Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно – педагогического образования и эстетического воспитания будущих учителей изобразительного искусства в школе. Рисунок как самостоятельный учебный предмет развивает творческие способности студентов, формирует эстетический вкус, специальные умения и навыки реалистического отображения действительности. В результате изученного курса студенты овладеют:

Знаниями:

· научно-теоретических и методических основ рисунка;

· технологии и техники рисунка;

· графических материалов.

Умениями:

· выразительно и грамотно изображать предметы и явления с натуры, по памяти, по представлению; правильно передавать в рисунке пропорции, форму, объём предметов, пространственное положение, материальность, светотень.

· Грамотно использовать различные графические материалы (уголь, соус, сангина, карандаш, тушь).

В содержание рекомендаций входит:

· Вопросы к экзамену по дисциплине «Рисунок» 3 курс, 5 семестр;

· Содержание теоретического материала вопросов;

· Литература

 

Вопросы к экзамену "Рисунок" 5 семестр

По специальности

0311 Изобразительное искусство и черчение

преп. Ахтареева Р.А.

  1. Форма изобразительной грамотности, пропорции, перспектива, тон; последовательность выполнения рисунка,
  2. Моделировка формы и объема с помощью тона.
  3. Технические приемы в рисунке.
  4. Виды графических работ: наброски, зарисовки.
  5. Виды графических работ: конструктивный и тональный рисунок, станковый рисунок.
  6. Изобразительные средства рисунка: линия, штрих, тональное пятно;
  7. Рисование с натуры прямоугольных предметов по правилам прямой перспективы;
  8. Виды перспективы: линейная, воздушная;
  9. Рисунок простых геометрических форм (куба, пирамиды) в разных положениях.
  10. Рисунок простых геометрических форм ( шестигранной призмы, шара, конуса) в разных положениях.
  11. Последовательность выполнения зарисовок растений.
  12. Рисование круга в перспективе.
  13. Рисунок бытовых предметов комбинированной формы,
  14. Последовательность рисования натюрморта из предметов быта.
  15. Последовательность рисования гипсового орнамента.
  16. Последовательность рисования черепа.
  17. Последовательность рисования классической гипсовой головы.
  18. Последовательность портретного изображения человека.
  19. Последовательность рисования фигуры человека.
  20. Выполнение архитектурных зарисовок.
  21. Последовательность выполнения зарисовки птиц.
  22. Последовательность выполнения зарисовок животных.
  23. Рисунок на пленэре.
  24. Использование в работе различных графических материалов (карандаш, уголь, соус, сангина).
  25. Организация рабочего места при рисовании. Постановка корпуса и рук.
  26. Начальные сведения о рисунке.
  27. Рисунок интерьера в угловой и фронтальной перспективе.
  28. Художественный образ. Условности в искусстве.
  29. Светотень геометрических тел.
  30. Рисование цилиндра в вертикальном и горизонтальном положении.
  31. Линия и штрих в наброске и тональном рисунке.
  32. Выполнение пейзажных зарисовок.
  33. Проецирующий аппарат.
  34. Рисунок носа, глаза, рта, уха.
  35. Общие правила при рисовании с натуры.

 

Рекомендации по подготовке к экзамену

Форма изобразительной грамотности.Виды рисунка. В основе всех видов изобразительного искусства, в том чис­ле и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на сме­ну старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание об­раза с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые пере­даются во всех видах искусства.

Рисунок выполняют от руки, на глаз, запечатлевая предмет не только как он есть, но и как кажется. Рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение, выражает внут­реннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства. По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линиями создается худо­жественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске.

Рисунки тоном дают более полную характеристику предмета и среды передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют све­тотеневыми, тоновыми или тональными.

В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выража­ется характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изо­бражения избирают иногда простейший вид тонового рисунка — силуэт — контурный рисунок, заполненный одним ровным то­ном.

По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и пе­чатные. Оригинальные рисунки выполняются художни­ком от руки в одном экземпляре. Печатные делают с кли­ше оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует несколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве — ксилография, на линолеуме — линогравюра, на металле — офорт) и литографию (оттиск с литографского кам­ня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и трав­лением кислотами).

По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. Академический рисунок — это дли­тельный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения и изучения различных форм и при­знаков. Творческий рисунок — это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание худож­ника.

В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз.

Способы рисования.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится пе­ред рисующим. Такой способ рисования называют также рисо­ванием с натуры.

Способ рисования по оригиналам (с образцов) имеет место в практике обучения учителей не только как наглядное средство освоения технических приемов изображения и решения учебных задач, но и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карто­чек, необходимых для проведения занятий с детьми.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или вообра­жению. Рисование по представлению развивает зрительную память, на­сыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.

Основные стороны процесса рисования— восприятие (на­блюдение) натуры и ее изображение.

Основные принципы рисования.Анализируя процесс изобра­жения, можно заметить, что в его основе лежат два основных организующих принципа. Первый принцип — от общего к частному. Второй принцип — от частного к общему.

Учебные задачи рисования.Процесс создания учебного ри­сунка, представленный двумя его сторонами — наблюдением и изображением, определяется последовательным решением сле­дующих задач: техника рисунка; композиция рисунка; последо­вательность рисования; изображение предмета; изображение про­странства.

Система средств и приемов, с помощью которой реализует­ся зрительный образ на плоском листе бумаги, называется техникой рисунка. Ее основными сторонами являются организация рабочего места, самоорганизация, выбор нужных приемов работы простым или цветными карандашами, краской, кистью и резинкой, приемов рисования различных линий, деле­ния их на равные части, штриховки, тушевки, окраски и пр.

К материально-техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлеж­ности, с помощью которых осуществляется изобразительная де­ятельность.

Окраска— этот прием нанесения тона осуществляется за­ливкой, отмывкой и «сухой кистью».

Заливкаприменяется для нанесения ровного красочного то­на или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом.

«Сухая кисть»как прием используется для окраски изобра­жений предметов, поверхность которых обладает неровной свет­лотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью сколь­зящими движениями или тычком кисти.

ЭЛЕМЕНТЫ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ

ПЕРСПЕКТИВЫ

Как видно из приведенного рисунка (рис. 1), размеры и видимая форма предметов меняются в зависимости от расстояния и положения их относительно точки зрения. Но в повседневной жизни мы мало обра­щаем внимание на эти изменения. Это происходит потому, что зри­тельное восприятие и представление основаны не только на ощущениях, которые непосредственно вызывают­ся на сетчатке глаз при виде предме­та в данный момент, но и на про­шлом опыте человека, на его про­шлой практике. Восприятие формы предмета зависит больше от ранее известного строения предмета, чем от видимой перспективной формы. Поэтому, хотя мы и видим, что уда­ляющиеся параллельные линии схо­дятся, мы твердо знаем, что перед нами линии параллельные, которые не должны сходиться, т. е. мы видим одно, а разумом воспринимаем другое. Когда неопытный рисовальщик рассматривает стены комнаты, пол, потолок, окна, висящие на стенах картины, он уверен, что все эти предметы прямоугольные, и поэтому воспринимает их без перспективных искажений. На самом же деле глаз видит параллельные линии, ограни­чивающие эти прямоугольники, сходящимися при удалении, а пря­моугольники — трапециями и четы­рехугольниками самых различных типов.

Особенность зрительного вос­приятия формы предмета (ее разме­ров) независимо от перспективных изменений называется психолога­ми константностью.

Константностью нашего зритель­ного восприятия объясняется боль­шое количество ошибок, которые начинающие художники допускают в построении формы предметов при рисовании с натуры. Они изобража­ют, например, предметы дальних планов недостаточно перспективно уменьшенными и не замечают дру­гих перспективных изменений. Зная по опыту, что у домов углы прямые, они при рисовании с натуры изобра­жают их прямыми.

Чтобы наглядно продемонстриро­вать перспективные искажения фор­мы видимых предметов, поставим вертикально перед собой на неко­тором расстоянии прямоугольный кусок стекла и начнем через него рассматривать предмет или группу предметов. Лучи, идущие от предме­та, прежде чем попасть в наш глаз, должны будут в определенных точ­ках пересечь плоскость стекла, на­ходящуюся между зрителем и види­мым предметом. Не меняя положе­ния головы, обведем по стеклу тушью или чернилами контуры ви­димого предмета. На стекле полу­чится правильное перспективное изображение.

Проследим внимательно харак­тер перспективных изменений на полученном таким образом рисунке. В зависимости от того, где находят­ся предметы, выше или ниже уров­ня глаз, дальше или ближе от нас, в зависимости от их поворота види­мая форма предметов значительно изменяется:

1) при удалении от нашего гла­за размеры предметов постепенно уменьшаются;

2) горизонтальные линии (гори­зонтальные стороны крыш, края тротуаров, рельсы трамвайного пути и т. п.), удаляясь, направляются к условной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя. Те из них, которые находятся выше уровня глаз, при удалении идут сверху вниз, а находящиеся ниже направ­ляются снизу вверх. Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но и на уров­не глаз сходятся в одну точку;

3) все, что в натуре имеет верти­кальное направление (телеграфные столбы, вертикальные стены домов и т. п.), на рисунке выглядит вер­тикальным;

4) перспективный вид предметов цилиндрической формы зависит от изменения их круглых оснований.

Все эти перспективные измене­ния, наблюдающиеся на стекле, должны быть переданы на бумаге при изображении с натуры. Глаз человека настолько привык к подоб­ным изменениям формы предметов, что он откажется воспринимать на рисунке объем, пространство, если не будут переданы перспективные изменения.

Перспективное построение пред­метов лучше всего изучать на про­стейших геометрических фигурах и телах: плоский прямоугольник, куб, цилиндр. Чтобы хорошо уяснить себе основные перспективные изме­нения и научиться свободно видеть их при изображении с натуры, сле­дует прежде всего познакомиться с понятием линии горизонта, имеющей большое значение при рисовании с натуры.

Линия горизонта.Где бы ни на­ходился изображаемый предмет, в закрытом помещении - или на улице, прежде чем рисовать с натуры, необ­ходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он на уровне, выше или ниже линии горизонта.

Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображае­мой горизонтальной плоскости, про­ходящей на уровне глаз.

Если мы поднимаемся вверх или опускаемся вниз, то в соответствии с изменением уровня глаз меняется и положение линии горизонта.

В зависимости от того, где нахо­дится предмет, выше уровня глаз или ниже, видимая его форма выгля­дит по-разному. У предметов, кото­рые расположены выше линии гори­зонта, видны их нижние стороны, а у находящихся ниже — верхние. При этом значительно изменяется перспективное направление гори­зонтальных линий (ребра куба, гра­ни плоскостей), удаляющихся от нас в какую-либо сторону. Так как форма многих предметов ограниче­на плоскостями, пересекающимися между собой по прямым линиям, занимающим нередко горизонталь­ное положение, для успешного по­строения их в перспективе необхо­димо хорошо разобраться в перспек­тиве горизонтальных линий.

Перспектива горизонтальных ли­ний.Любую горизонтальную пря­мую, будь то гребень крыши, край карниза, не расположенную фрон­тально перед нами, наш глаз воспри­нимает удаляющейся от нас в на­правлении к линии горизонта. При этом, чем выше (по вертикали) от линии горизонта находится горизон­тальная линия, тем больший угол наклона мы видим. Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией горизонта и изображается на рисунке горизон­тально.


Если смотреть вдоль улицы из окна второго или третьего этажа, то ясно видно, как основания домов и линии окон нижних этажей, распо­ложенных ниже уровня глаз, уда­ляясь, как бы повышаются. Гори­зонтальные же линии, находящиеся на уровне глаз, так и остаются горизонтальными. Если мысленно продолжить все уходящие в одном направлении параллельные линии, то окажется, что все они сойдутся на горизонте в одной точке, хотя в действительности такой точки не существует.

Угол наклона горизонтальныхлиний. При рисовании с натуры недостаточно передавать только приблизительные наклоны горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Необходимо точно определить этот угол наклона в на­туре и изобразить его на рисунке. Для примера положим на стол, на­ходящийся ниже уровня глаз, кни­гу так, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из ее боковых граней. Горизонтальные ребра книги мы будем воспринимать идущими снизу вверх к линии гори­зонта. Это можно хорошо заметить, если на столе у угла книги положить линейку или карандаш перпендику­лярно направлению взгляда.

Видимые углы наклона горизон­тальных ребер можно определить и на расстоянии. Это делается сле­дующим способом. Подведем на вы­тянутой руке карандаш (расположив его горизонтально, перпендикулярно лучу зрения) так, чтобы он прихо­дился на уровне нижней точки бли­жайшего трехгранного угла книги. Посмотрев одним глазом, мы увидим углы наклона горизонтальных ребер книги. Эти углы надо построить в рисунке, проведя вместо карандаша горизонтальную линию АВ, а вместо ребер книги — соот­ветствующие наклонные прямые из точки К.

ЛИНИЯ И ШТРИХ

В НАБРОСКЕ

И ТОНАЛЬНОМ РИСУНКЕ

Линия и штрих играют важную роль в передаче объемной формы предметов, их материальности и про­странственного расположения. В за­висимости от конструктивного строе­ния предметов, их материала, рас­положения в пространстве, светоте­ни и тональных отношений меняется в рисунке характер линий и штриха. Анализ набросков и тональных ри­сунков художников-реалистов позво­ляет выделить следующий ряд общих закономерностей, присущих линии и штриховке:

1. Линия, обрисовывая в набро­ске края уходящей в глубину фор­мы предмета, теряет свою толщину и активность (черноту). Наиболее акцентируется начало формы, наи­менее — ее конец.

2. Линии, изображающие вертикальные и наклонные края или грани предметов (например: ребра куба, пирамиды и т. д.), теряют свою активность по мере удаления в глубину рисунка.

3. Контуры освещенных поверх­ностей намечаются легкой (светлой) линией, а границы затененных — более четкой (темной) линией с учетом характера касаний форм к окружаю­щей среде. Наиболее активно подчеркивается ближайший к перед­нему плану край собственной или падающей тени.

4. Степень активности линий соответствует тональным отношениям: темный предмет имеет более четкий силуэт и поэтому может быть наме­чен более активным контуром, чем светлый.

5. Качество линий изменяется со­образно с различными качествами
поверхности предметов: металл—четкая, жесткая линия; шерстяная
ткань — мягкая, более широкая; костные выходы — четкий острый штрих, мышечная ткань — мягкая штриховка и т. д.

6. вертикальные и горизонтальные линии "сопротивляются" трехмерному прочтению изображения, подчеркивают его плоскостность.

 

 

На рисунках 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 можно пронаблюдать указан­ные выше свойства линий в контур­ном наброске. Существенную роль в передаче объемно-пространственных качеств тонального рисунка играет, наряду с линией, разнохарактерная штрихов­ка. Закономерности строения фор­мы, её градации светотени позво­ляют выделить ряд технических приемов, способствующих передаче пространственных, объемных и мате­риальных качеств изображения. Остановимся на следующих из них:

фигура, ограниченная более активным контуром (более толстым и темным), воспринимается выдвинутой вперед. При этом исче­зает двузначность изображения, наблюдаемая во втором случае (внизу).

изображение квадрата и круга, где линия способствует восприятию их пространствен­ного расположения на плоскости.

За счет изменения активности наклонных линий передается их движение вдаль. Рисунок геометрических тел, в котором линии помогают передать объем и простран­ство.

Слева чертежная линия, безразличная

к пространству. Справа — обратноактивная

линия, противоречащая пространству.

Слева чрезмерно активная, безразличная к объему и пространству контурная линия. Справа чрезмерно активные вспомогательные линии построения.26
Характер линий на освещенных и теневых сторонах предметов.

Контуры освещенных поверхностей наме­чаются максимально легкой линией, а границы затененных активной. Наиболее актив­ной линией помечается передний край- соб­ственной или падающей тени.

1. Светотеневой контраст усили­вается по мере приближения предме­та к источнику света и наблюдате­лю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении актив­ности штриховки по мере движения формы в глубину.

2. Вследствие воздушной перс­пективы предметы (или элементы формы) второго плана более обоб­щены, менее рельефны и контрастны по светотени. Поэтому для проработ­ки дальних планов нужно применять более частую, спокойную по направ­лению и фактуре штриховку, незави­симый от рельефа штрих (и тем в большей степени, чем глубже распо­ложен объект). На переднем плане для более полного рельефа приме­няется штрих «по форме».

3. Штрих, идущий по форме (т. е. из тени в свет, огибая округ­лость объема из глубины простран­ства), способствует объемному восприятию изображения. Причем за основное направление штриховки «по форме», способствующее наибо­лее убедительной передаче объема (для тел, имеющих внутреннюю ось), следует считать направление по линии сечения формы, т. е. перпендику­лярное к ее оси или близкое к нему.

4. Пассивный штрих применяется на предметах дальнего плана и на фоне; активный штрих как по на­правлению, так и нажиму и факту­ ре — на форме ближайших пред­метов.

5. Перпендикулярное друг другу направление штрихов не способст­вует передаче движения поверхности формы или характера объема, как бы нейтрализует друг друга.

6. Фактура штриховки «по фор­ме» должна быть остро пересеченной или круто пересеченной, но не попе­речной, так как последняя составля­ется из нейтрализующих друг друга направлений и не выражает движе­ние поверхности изображаемой фор­мы. Она может быть использована лишь при изображении поверхно­стей, имеющих специфическую ре­шетчатую структуру, или при под­черкивании плоскостности располо­женных в глубине предметов и фона.

РИСУНОК ПРОСТЫХ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА

Принцип конструктивного рисунка, например гончарной кринки, основан на анализе элементов, образующих большую форму данного предмета (соотношение частей предмета в целом с простейшими геометрическими телами —цилиндром, шаром, ко­нусом и т.д.). В данном случае особенность изображения предмета заключается в передаче не только формы, но и цвета материала, отличающегося от цвета гипса.

Последовательность рисунка остается прежней. Ком­позиционно разместив набросок кринки на плоскости, найдем ее основные пропорции. Вспомогательными линиями определим ось вращения (серединную линию) и перпендикулярно ей — оси нижнего и верхнего оснований. Уточним пропорциональные соот­ношения горловины и тулова кринки (на уровне горизонтальных линий отметим деление на узкую и широкую части) и по опорным точкам наметим общий контур. В соответствии с законом линейной перспективы построим эллипсы нижнего основания, затем в самом широком месте тулова, на уровне основания горловины (в месте соп­ряжения цилиндрической формы горловины с шаровидной формой тулова), и в верхнем основании гор­лышка.

Выполнив предварительное построение, уточним мелкую форму (характер плоской ножки кринки) и еще раз обратимся к анализу основных частей, сое­диняющих цилиндр с шаром, — большой формы предмета (рис. 47). Переходя к передаче объема кринки светотенью, наметим гра­ницу освещенной и неосвещенной частей большой формы. Штрихи на поверхности кринки надо наклады­вать по форме предмета — прямые вдоль горловины и кривые на ее шарообразной части.

Постепенно закрывая тоном тень на большой форме кринки, подчеркиваем линию светораздела. Все время сравнивая рисунок с натурой, добиваемся сходства с изображаемым предметом.

Распределение светотени на поверхности кринки зависит от направления лучей света и угла их падения на плоскости предмета. Это поможет определить место и форму бликов (самого светлого места на кринке), собственных и падающих теней.

Анологичным образом выполняется изображение другого пред­мета быта —бидона. Большая форма предмета может быть разло­жена на простейшие геометрические составляющие: соединение двух цилиндров (малого диаметра — горловина, большого диаметра — резервуар) с промежуточной верхней частью—усеченным ко­нусом.

Полезно выполнить рисунки простых предметов быта в разных поворотах и наклонах

РИСУНОК ПРОСТОГО НАТЮРМОРТА ИЗ ПРЕДМЕТОВ БЫТА

В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского nature morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую ком­позиционную группу. Натюрморт — это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, он может быть также составной частью станковой композиции (жанровая картина или портрет). Кроме неодушевленных предметов (например, до­машнего обихода) в натюрморте изображаются объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, —рыба на столе, цветы в букете и т.п.

Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца.

Учебный натюрморт в отличие от творческого имеет строго на­правленную цель: дать учащимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей.

Для первого натюрморта подбирают два-три предмета быта, разные по форме и размерам, простые по конструкции (без рельефов и орнаментов), которые ставят на фоне одноцветной, гладко расп­равленной ткани, например холста.

Начинают работу над натюрмортом с выбора точки наблюдения, композиционного размещения предметов на листе бумаги. Чтобы хорошо справиться с композицией, рекомендуется сделать пред­варительный эскиз на небольшом листе бумаги. Перейдя на основ­ной лист, определяют большое пятно, в котором вписываются предметы, если объединить их по крайним точкам (справа и слева, вверху и внизу). Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя им место на плоскости стола и наметив их общую форму.

При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа: схематизация (на­чальный этап упрощенного изображения общей формы), типизация (выявление характерных признаков формы предметов путем пост­роения конструкции с помощью вспомогательных линий), индивидуализация (выявление отличных особенностей предметов, включая детали) и обобщение рисунка (подчинение деталей боль­шой форме, выявление главного, выразительного, собирание на­тюрморта в единое целое).

Усложнение задачи в рисунке натюрморта связано с введением фона, который должен учитываться рисовальщиком как заранее предусмотренный элемент композиции. Фон поможет ему выразительнее передать связь предметов в пространстве через кон­трасты («светлое на темном» и «темное на светлом»). Рисунок натюрморта (группы предметов) значительно усложняется еще и потому, что надо передать форму не одного предмета, а нескольких, увязанных между собой, выдержать масштаб и тональную законо­мерность постановки в целом. От учащегося потребуется умение увидеть и передать не только отличия предметов по пропорциям, форме и размерам, но и разность в тоне, связанную с окраской и материальными особенностями предметов, освещенностью их поверхностей.

Здесь нельзя ограничиться только линейно-конструктивным построением форм, а нужно стремиться передать тональные гра­дации, сравнивая между собой теневые и освещенные поверхности предметов, силу собственных и падающих теней. При этом штрих должен быть легким, а тени прозрачными. Нужно избегать сильного нажима на карандаш, так как тени только кажутся черными. Глубину тона на теневых поверхностях нужно стремиться передать за счет правильно найденных тональных отношений. В течение всей работы над натюрмортом, выражая форму тоном, не следует забывать о необходимости проверки и сопоставления отдельных частей поста­новки друг с другом, уточнять общую форму предметов, выражая их пластику светотенью и штрихом по форме.

В процессе рисования натюрморта рекомендуется несколько раз. отставлять мольберт с рисунком, чтобы издали оценить работу на отдельных стадиях. Для уточнения тональных отношений, достижения цельности и гармонии рисунка следует иногда смотреть на натуру и свою работу прищуренными глазами. Тогда легче почувствовать тональные контрасты, цельность светотеневых гра­даций, избежать наиболее распространенных ошибок (особенно на начальном этапе), пестроты рисунка, проявляющейся, в частности, в излишнем высветлении рефлексов (см. рис. И).

РИСУНОК ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ГИПСОВОГО ОРНАМЕНТА

Цель рисунка орнамента—ознакомление с изображением формы более плоской, чем геометрические тела, но со сложно развернутой в пространстве структурой.

Слово «орнамент» происходит от латинского «украшение» и чаще всегр понимается как узор, состоящий из ритмически упоря­доченных элементов. Орнамент предназначается для украшения различных предметов: утвари, орудий и оружия, текстильных изделий, мебели и т.д.; архитектурных сооружений как извне, таки в интерьере; произведений прикладного и декоративного искус­ства. У первобытных народов орнамент в татуировке служил сред­ством украшения тела.

Орнамент связан с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени.

Можно смело утверждать, что орнаменты периода русского барокко и стиля рококо—гордость русской архитектуры. Это орнаменты, созданные по эскизам архитектора Б.К. Растрелли (1674—1744) в Петербурге, Царском Селе, Петергофе, творения В.И. Баженова (1738—1799), М.Ф. Казакова (1738—1812), Дж. Ква­ренги (1744—1817), А.Н. Воронихина (1759—1819), А.Д. Захарова (1761—1811). Орнаменты, созданные руками резчиков по дереву, изделия из самоцветов народных умельцев, мастеров прославлен­ного русского фарфора вошли в сокровищницу мирового искусства.

В гипсовых слепках, которые нередко используются в качестве модели для учебного рисунка, орнаменты бывают растительного типа —стилизованные листья, цветы, плоды и т.д. Чаще всего это лотос, папирус, пальметта—стилизованный веерообразный лист, акант (или аканф) —стилизованная форма травянистого растения.

Рисунок орнамента с гипсового образца полезен еще и в том смысле, что приучает будущих рабочих-исполнителей к изобра­жению элементов декоративного характера, что важно для их пос­ледующей профессиональной деятельности.

Начинают рисовать орнамент с композиционного размещения на листе и ведут учебный рисунок в той же последовательности, что и рисунок геометрических тел. Рисуют от целого, общего вида орнамента, органически связанного с плинтом —основанием гипсовой доски, к которой прикреплен орнамент.

Разобрав схематическое построение композиции орнамента по осям и линиям симметрии, намечают как бы общий каркас модели.

В данном случае в качестве модели для рисования выбрана строго симметрическая, геометрически стилизованная форма трилистника (гипс) — повторяющийся элемент архитектурного фриза.

В дальнейшем мы познакомимся с иным подходом стилизации растительных мотивов, например в рисунке стебля с листьями (гипс).

Осветить орнамент надо так, чтобы подчеркнуть его структуру. Выполняя рисунок повторяющегося орнамента, учащийся впервые сталкивается с задачей передачи сложной формы с помощью све­тотени.

В рисунке орнамента рекомендуется придерживаться определен­ной последовательности. Рис. 49. Построение элемента повторя­ющегося орнамента (гипс): а—I этап, б—II этап, в—III этап

 

/этап. Разместим композиционно изображение на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных раз

меров между крайними точ­ками изображаемого предмета. Рисунок начинаем с пометки углов плиты орнамента (правого, левого, верхнего и нижнего). Центр композиции пометим крестиком. После этого опреде­ляем общую массу орнамента и основные элементы орнамента, вписывающиеся в треугольник. Получив таким образом общий характер модели и ведя построение орнамента по принципу «от общего к частному», уточним пропорциональные соотношения общей высоты и ширины орна­мента, его крупных частей по вертикальным и горизонтальным осям. Идя от больших соотношений, наметим детали — от самых крупных к мелким. Легко прорисуем формы с учетом перс­пективных сокращений.

II этап. Проанализируем объемные и линейные соотношения, конструктивное строение и уточним характер формы (особенно в тех ее местах, где образуются грани поворотов формы с передней на боковую поверхность —глубину рельефа). Чтобы лучше почув­ствовать пластику орнамента, рекомендуется провести вспомога­тельные линии, сечения или профильные линии глубины рельефа. После этого следует прорисовать более мелкие детали.

Завершив в основном линейно-конструктивное построение орнамента, легко наметить собственные и падающие тени, выявить большие тональные отношения. Одновременно с этим продолжают уточнение построения формы.

III этап. Более глубокая прорисовка светотеневых отношений, выявление линии собственной тени, полутонов, рефлексов. Прора­ботка формы на освещенной поверхности орнамента. Обобщение рисунка, гармоничное соподчинение деталей крупной форме, це­лому (рис. 49).

одновременно слегка прокладывать тени. Это будет способствовать бо­лее точной передаче пропорций пред­метов. При размещении группы предметов на плоскости очень важ­но построить их основания. Не опре­делив место каждого предмета, нель­зя передать пространство между ними. Отдельные предметы будут «повисать» в воздухе или «врезать­ся» один в другой.

На данном этапе работы необхо­димо все время сравнивать величи­ны отдельных предметов и их частей между собой с целым.? При этом на­до смотреть на все одновременно и видеть целое, тогда легче будет опре­делить пропорции предметов и их частей. Рисуя каждый предмет, надо воспринимать его как объем, как массу формы, а не как контур како­го-то силуэта. В рисунке нужно стараться, передать характер объема движением граней в форме, выявить их широкими штрихами, причем ни одну из проведенных линий не сле­дует считать окончательной и без­ошибочной. В процессе работы уточ­нение характера формы будет еще продолжаться.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.03 с.)