Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задача и процесс рисования с натуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На предыдущих страницах мы рассмотрели перспективные построения предметов, законы светотени, тоновых отношений, знание которых необходимо для грамотного изображения натуры. Но задача реалистического изображения с натуры заключается не только в передаче перспективной формы предмета, ее объема и материала. Реалистический рисунок предполагает главным образом передачу основных, характерных особенностей предметов и явлений. Каждый предмет обладает многими признаками или свойствами, однако не все эти признаки играют одинаковую роль в зрительном восприятии предмета. Наше сознание так организовано, что прочнее запоминаются наиболее существенные и характерные из них. Они в первую очередь и воспроизводятся в сознании при зрительном восприятии объекта. Поэтому для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его части. Каждый предмет или явление имеют свои основные признаки, по которым мы и узнаем их. Это и есть основные, характерные свойства. Они запоминаются прочнее, ярче и воспроизводятся в сознании легче всего при каждой новой встрече с предметом, для которого служат основной приметой. Так происходит восприятие не только отдельных предметов, но и явлений освещения, цветового и тонового состояния природы. Следовательно, |для того чтобы дать наглядное и правдивое представление о предмете или явлении достаточно изобразить наиболее характерные, типичные признаки, отличающие данный предмет от других. Отсутствие их мешает "узнаванию" предмета на рисунке. Отсутствие же других, несущественных при знаков не оказывает на восприятие никакого влияния и не снижает качества изображения. Более того, подчинение второстепенного главному, выделение характерного, типичного усиливают правдивость изображения, позволяют зрителю легче воспринять изображаемое. Вот почему даже при рисовании с натуры не следует стремиться передать все те детали на предмете, какие мы видим или о которых знаем.(Необходимо научиться понимать, какие признаки предмета в его форме, цвете, особенностях освещения являются важными для восприятия его и какие можно без ущерба для правдивого изображения оставить без внимания. Самое важное в форме предмета и его освещении следует изображать с возможной полнотой, менее важное можно передать только намеком, а все несущественное совсем не рисовать. И так надо поступать в каждой работе с натуры. Будь то натюрморт, пейзаж или портрет — всегда должен быть отбор и выделение главного, характерного, того, что производит впечатление и привлекает нас. Реалистическое изображение — это не точная механическая копия вида предмета. Художник стремится раскрыть не столько внешний вид, сколько сущность явления. Задача художника заключается в умении наиболее полно познать истину, наиболее глубоко ее охватить и наиболее отчетливо и выразительно отобразить на бумаге. Основными, характерными признаками всякого рисуемого с натуры предмета, которые надо иметь прежде всего ввиду, являются его характерные пропорции и конструкция. Каждый предмет или объект обладает характерными, присущими только ему пропорциями. В повседневной жизни мы настолько привыкаем к определенным пропорциям предмета, что, видя на бумаге даже очень обобщенное изображение, но с правильно переданными пропорциями, легко узнаем предмет. Ни объем, ни цвет, ни материал не играют в узнавании предмета такой важной роли, как его форма, характерные пропорции. Хотя лист дерева обычно меняет свою окраску, мы тем не менее легко распознаем, к какой породе дерева он относится, потому что изменился только цвет, а основной признак формы листа — характер пропорций — остался без изменения. Когда соотношения частей предмета изображены на рисунке неверно, то ни правильное перспективное построение, ни отлично переданные светотень и цвет не сделают изображение правдивым. Если изобразить взрослого человека с короткими ногами и большой головой, то он будет походить на ребенка. И наоборот, достаточно бывает контурного наброска, если только верно переданы пропорции, чтобы вызвать правильное представление об индивидуальных особенностях человека. Передача пропорций предмета — одна из основных задач изображения с натуры. Причем в изображении нет необходимости передавать абсолютные пропорции, т. е. рисовать предметы в натуральную величину. Восприятие реального предмета сохраняется, если сохраняются пропорциональные отношения. Можно увеличивать и уменьшать предметы на изображаемой плоскости — характер реальной действительности не изменится, если это увеличение или уменьшение для всех предметов делается пропорционально. Другой характерной особенностью всякого предмета, по которой мы узнаем предмет в изображении, является ее конструкция. Конструкция составляет основу всякого предмета, его строения, которое необходимо передать в рисунке. Механическое срисовывание всего, что видит глаз: внешнего контура линий, деталей лица, светлых и темных пятен — не даст правдивого изображения. Начинающие рисовальщики, как правило, копируют линии контура, а затем затушевывают его внутри. При рисовании вазы тщательно срисовывают контур с одной стороны, а потом с другой. Рисуя портрет, они тоже кое-как намечают внешний абрис головы и вырисовывают контуры глаз, носа и других деталей лица. Думают, что таким образом можно нарисовать объемную форму этих объектов. Это глубокое заблуждение. Контурные линии — это границы тех поверхностей на предмете, которые идут параллельно лучу зрения. Во внешней форме предмета надо видеть внутреннюю конструкцию, скелет. Прежде чем рисовать предмет, надо разобраться в строении формы, определить основные грани, плоскости, образующие объем, расположение этих граней в пространстве. Например, рисуя куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон и ребер, скрытых от глаз. Без понимания конструкции в целом изображаемый куб будет выглядеть односторонним. При рисовании кувшина, например, необходимо рассматривать его как конструкцию двух форм: шара и цилиндра, которые определенным образом пересекаются. По этим двум составным формам размещается светотень, причем шар и цилиндр, как и всякую округлую форму, надо понимать не как контур в виде круга и прямоугольника, заполненный тушевкой, а как объем, образованный различно повернутыми и сокращенными поверхностями. Голова человека — это тоже не просто внешний силуэт и линии лица, а прежде всего объемная форма, состоящая, из мелких форм. Форму каждой детали лица образуют плоскости, находящиеся в разнообразных поворотах и перспективных сокращениях. Рисуя голову, надо внимательно разобраться в строении ее формы, в связи деталей лица с общей формой головы, наметить строение черепа, мышц головы и шеи. Если в рисунке нет конструкции, то изображаемый предмет будет выглядеть бесформенным, его трудно будет узнать. Надо всегда помнить, что объем предмета на рисунке, его пространственное расположение зависят главным образом от правильно построенных поверхностей формы. Как бы искусно ни была передана светотень, без конструкции предмета объемная форма на рисунке в полной мере не проявляется. Пространственные качества рисунка также зависят от перспективы. Размещение предметов на листе бумаги. Процесс рисования имеет свои правила, которых надо обязательно придерживаться. Процесс рисования обязательно должен быть осмысленным. Начиная рисунок, надо твердо знать, что предстоит изобразить и как нужно вести всю работу. Предмет надо нарисовать не только как его видит наш глаз, но и каким он существует в действительности. Это значит, что надо прежде всего хорошо разобраться в перспективных изменениях формы предмета и одновременно понять его объективное строение, уяснить конструкцию, проанализировать условия освещения, в которых находится предмет или группа предметов. Рисовать — это значит размышлять, рассуждать графически. Композиция рисунка с натуры зависит от точки зрения рисующего. Всякая работа над рисунком с натуры (натюрморта, пейзажа, головы или фигуры человека) начинается с выбора места наблюдения. Не со всякого места выгодно рисовать. Перемена точки зрения может раскрыть характер натуры более выразительно. В начале работы надо правильно разместить рисунок на бумаге и определить его размеры. Изображение не должно быть слишком маленьким или слишком большим по отношению к размерам бумаги. Оно не должно «упираться в ее края. Для того чтобы найти наилучший вариант размещения изображения, усилием воображения надо увидеть весь объект на бумаге, легкими линиями наметить его место, общую высоту и ширину, а также взаимное отношение размеров отдельных предметов и их основных частей. Если этого не сделать, то может произойти то, что с начинающими рисовальщиками случается очень часто: начинают рисовать фигуру человека с головы, затем пририсовывают туловище, а изображение ног не помещается на бумаге. Итак, начинать рисунок следует с того, чтобы как можно быстрее очертить в самых общих линиях всю модель (натюрморт, голову, фигуру и т. д.), заботясь о том, чтобы схватить ее общие пропорции и хорошо расположить на плоскости бумаги. При этом надо помнить, что хотя мы и начинаем рисовать линией, контуром, но надо стараться видеть и изображать целые массы, формы, которые этими контурами ограничиваются. Когда сделан общий абрис, намечаем плоскостями главные массы формы. Освещенные поверхности оставляем светлыми, а затемненные покрываем легкой штриховкой. Это даст возможность вернее установить пропорции. Основной принцип процесса изображения. Общепринятым принципом процесса изображения является метод работы отношениями. Этот метод работы отношениями касается не только задач определения тональных отношений (как мы об этом узнаем далее), но и определения правильных пропорций, соотношения пространственных планов, взаимных отношений, деталей и целого, величинные отношения, объемно-пространственные различия — вот на чем должно быть сосредоточено основное внимание рисующего. Определяются они постоянным сравнением всех частей натурной постановки. Невнимание к принципу работы отношениями, неумение вести работу путем постоянного соразмерения частей с целым и частей друг к другу приводят к грубым ошибкам в пропорциях. Отношения величин частей друг к другу и к целому и называются пропорциями. Соблюдение пропорций, т. е. подчинение их единому избранному художником масштабу,— одна из основных задач рисующего. Три стадии работы: от общего к деталям и обобщение. В процессе изображения следует идти от общего к частному, от общего построения главных масс к последовательному насыщению их деталями. Если начать изображать натуру с отдельных деталей, рисунок будет пестрым и раздробленным, он не будет производить цельного впечатления. В начале работы необходимо построить всю изображаемую форму (орнамента, натюрморта, головы) в целом, найти ее конструкцию, основные пропорции, определить общий характер модели и ее положение в пространстве. Общее нужно видеть в строении, в движении, в пропорциях и тоне. На рис. 36 показано, как практически идти от общего при рисовании различных объектов. Книгу следует рисовать сначала как простой прямоугольный брусок, не обращая внимания на форму корешка, обрез страниц. При рисовании табурета надо прежде всего обобщить и упростить его сложную форму. Для этого нужно мысленно представить себе табурет как бы обтянутый марлей. В таком виде табурет будет напоминать призму. Наметив его грани, затем сиденье, начинаем постепенно пристраивать ножки, места прикрепления перекладин и т. д. Если же начать рисование табурета с передачи деталей, с изображения одной ножки, потом другой, третьей, то в конечном итоге предмет будет построен неверно. Рисуя голову, тоже надо вначале нанести на холст или бумагу обобщенный, набросочный ее контур. Далее, не останавливаясь на подробностях, наметить основные поверхности головы, определяющие ее конструкцию. Изображение фигуры также начинаем с обобщенного наброска. Легкими штрихами намечаем движение фигуры (наклон, поворот и т. п.), определяем соотношения отдельных частей, показываем, высока фигура или низка, толста или тонка, сутула или стройна. Далее обобщенно намечаем поверхности основных объемов. При изображении двух человек или целой группы людей надо рисовать их не каждого в отдельности, а сразу всю группу в ее взаимосвязи. При нанесении общей формы необходимо рисовать не линии контура, а формы, т. е. видеть массу, заключенную в натуре между двумя, тремя и т. д. линиями (рисовать, конечно, можно и линией). В начале работы, идя от общего, очень полезно представить себя на месте скульптора, которому предстоит вылепить эту же модель. Скульптор исходит в работе из основных масс. Он сооружает каркас, на который накладывает глину, стараясь установить общие отношения объемов. Рисующий должен поступать так же: вначале точно надо установить самые общие отношения масс и только после этого перейти к частностям. Масштаб целого должен быть дан заранее, тогда определение частей делается возможным. При работе светотенью тоже следует идти от общего к частному, т. е. сначала найти и проложить светотеневые отношения основных частей предмета. Как показано на рис. 36, намечается не только общая форма предметов, но попутно покрываются тоном те их части, которые находятся в тени. Наметив призму табурета или книги, сразу же легко заштриховывают ее затененную часть, а в дальнейшем, уточняя форму, наносят тени отдельных деталей. Прокладка общей светотени на данном этапе рисования помогает решить большую форму, объем и правильно определить пропорции частей предмета. Заполняя объем светотенью, можно избежать ошибок в размерах. При моделировании светотенью формы каждого предмета необходимо выдержать правильные отношения между основными градациями света и тени: между бликом, светом, полутенью и тенью. Если общие отношения будут взяты неверно, то ни точность рисунка, ни дальнейшая проработка деталей не сделают изображение правдивым. Однако умения хорошо построить целое еще недостаточно. Нужно, не разрушая общей массы, внести в нее детали и тщательно их проработать. При этом ни одна часть рисунка, ни одна деталь не должна иметь самостоятельного значения — все должно подчиниться общему и по своим размерам, и по тону, и по заметности рельефа. В ходе детальной проработки формы предмета необходимо отбирать существенные для его изображения детали и подчинять их целому. Итак, работу необходимо начинать с больших обобщений, с решения общих задач, постепенно переходя к второстепенным, к решению частностей, которые в конечном результате не должны нарушать впечатления целого. Нахождение тоновых отношений. В основе светотеневого изображения объемной формы предмета, его материала, передачи пространства на плоскости лежит, как мы установили, закон тоновых отношений, который требует пропорциональной передачи взаимных отношений предметов по светлоте. Нельзя фиксировать наблюдаемые в натуре абсолютные тональные различия, упуская из виду то единое мерило, тот тональный знаменатель, к которому должны быть приведены светотеневые отношения всего рисунка. Задача эта аналогична той, которую мы выполняем при передаче пропорций предмета (пропорции передаются не в абсолютных величинах, а выдержанностью единого масштаба). Впечатление яркой освещенности достигается в рисунке отнюдь не путем конкретного противопоставления света и густой тени. Впечатление света может быть достигнуто в относительно бледном и однотонном рисунке выдержанностью тонального масштаба. Протирая до дыр бумагу и зачерняя тени, нельзя передать нужную светлоту. Нахождение правильных тоновых отношений можно облегчить, если исходить в натуре из определения двух совершенно противоположных по силе света пятен — самого светлого и самого темного. В качестве исходного светлого места можно взять для сравнения блик или другое какое-либо самое светлое место; за самое темное пятно — собственную тень предмета или вообще самое темное место в натурной постановке. Эти две отправные точки будут служить как бы единицами меры во всей работе и дадут возможность легче ориентироваться в последующем определении силы других тонов. При установлении тональной гаммы на рисунке надо исходить из света (белая бумага будет самым светлым в рисунке) и темной тени (во всю силу взятый карандаш). Пользуясь этими отправными точками, методом сравнения определяем все другие оттенки. Нужно быть очень внимательным при определении светлоты самого светлого места относительно общего тонового состояния данной модели. Блик или самое светлое место не всегда будет таким светлым, как лист бумаги или белила, и самое темное может быть не абсолютно черным. Это зависит от окраски предмета и от силы освещения. Вообще не следует пользоваться для изображения максимально темным и светлым, тоном. Надо приберечь пределы доз для деталей, требующих особого подчеркивания. В процессе нахождения тоновых отношений нельзя просто копировать пятна света и тени. Пятно светотени зависит от расположения света на форме. Поэтому надо наносить не пятна, а строить светотенью конструкцию "формы, ее ограничивающие поверхности, и таким образом лепить объем и создавать на плоскости пространство. Метод сравнения. В ходе работы при определении пропорций и светотеневых отношений в натуре не следует смотреть в упор на отдельные предметы, вне связи их с окружающими предметами. Необходимо" постоянно сравнивать величину одного предмета с величиной другого, сравнивать силу света одной поверхности с освещенностью другой и таким образом определять величинные и светотеневые отношения. Только сопоставлением между собой силы света, теней, полутонов и пропорциональной передачей тоновых различий можно добиться правдивого изображения. Никоим образом нельзя рисовать > натуру по частям, например: сначала нарисовать до конца один предмет, потом перейти к другим. Нужно рисовать всю модель одновременно, переходя от одного предмета к другому, чтобы затем снова возвратиться к первому. Сравнивать и проверять отношения надо не только в натуре, но и на своем рисунке. Нельзя сравнивать степень светлоты отдельного предмета на рисунке со светлостью этого же предмета в натуре. Они не могут быть одинаковыми. Мы ведь не копируем светлоту каждого предмета в натуре, а строим на бумаге пропорциональные натуре отношения предметов по светлоте, выдержанные в другом тоновом масштабе. Только сравнив два-три предмета по светлоте в натуре и на рисунке, можно определить тон каждого из них и судить, правильно ли один предмет взят по светлоте по отношению к другим, т.е. судить о правильности отношений. С самого начала, конечно, трудно взять точно светлоту поверхности предметов, так как точность не может быть установлена до тех пор, пока не будут нанесены тона соседних и отдаленных частей изображаемых предметов. Поэтому дальнейшая работа потребует усиления или ослабления тонов отдельных предметов для правильной передачи тоновых соотношений всех частей рисунка. Цельность видения. Рисунок может быть построен грамотно и перспективно и конструктивно, правильно изображены пропорции предметов, хорошо выявлена их светотень, передана их материальность. Однако если мельчайшие детали предметов передать на всех планах рисунка и все части его нарисовать с одинаковым вниманием, то все предметы, входящие в состав натюрморта или пейзажа, будут одинаково «лезть» в глаза, рассеивать внимание зрителя. Изображение будет пестрым и раздробленным. Характерная ошибка в рисунках у многих начинающих художников часто заключается в том, что они вырисовывают или выписывают все предметы на всей плоскости листа бумаги. Это происходит потому, что рисовальщик не умеет цельно видеть натуру и изображать ее в соответствии с этим целостным зрительным впечатлением. Глаза рисовальщика перебегают поочередно с одного предмета на другой, и он получает ряд раздельных четких зрительных впечатлений от отдельных предметов. Если натюрморт имеет два плана, то, сосредоточив внимание на первоплановых предметах, рисующий видит их четко. Если же он смотрит на предметы дальнего плана, то подробности их рельефа замечает более четко и детально, чем на предметах переднего плана. На расстоянии контуры предметов во многих местах7 растворяются, однако глаз рисовальщика при раздельном видении воспринимает и вдали четко выраженные границы предметов. Это происходит потому, что в момент рассматривания группы предметов на сетчатке глаза зону ясного и четкого видения, так называемого «желтого пятна», может занимать проекция только одного предмета. Поэтому, естественно, рисуя с натуры, поочередно рассматривая предметы, неопытный рисовальщик допускает чрезмерную подчеркнутость и проработанность деталей на всех предметах и на разных планах. . Лишь в результате цельного видения, когда мы смотрим сразу на всю натуру, можно правильно определить контрастность и заметность каждой детали, ее подчиненность теневой стороне или второму плану Чтобы не фиксировать внимание на отдельных предметах и видеть всю натуру сразу, художники часто советуют «распустить» или «прищурить» глаза, смотреть «не в фокусе», представить всю натуру на воображаемой плоскости, смотреть мимо и быстро. Смысл всех этих способов общего видения заключается в том, чтобы в процессе рисования, в особенности в стадии обобщения, не сосредоточивать внимания на отдельных предметах, а видеть все предметы одновременно. Профессиональное понятие «постановка глаза», «цельное видение», «умение видеть» обозначает одно и то же, а именно: видеть тона предметов в общей соподчиненности и не пытаться копировать каждый предмет в отдельности. Если студент научится широко смотреть и на натуру и на рисунок, не упираясь взглядом в один предмет, а оценивать всю натуру и рисунок в целом, с этого момента он начинает работать как профессиональный художник. «Учиться передавать верные" тоновые отношения рисунка к фону, тоновые отношения, выражающие форму и материал, — в этом заключается подготовка графика и живописца», — отмечал в работе «За мастерство в живописи» Б. В. Иогансон. Обобщение, целостность изображения. Сущность обобщения заключается в том, чтобы в конце работы окончательно привести рисунок в соответствие с общим зрительным впечатлением при цельном восприятии натуры. В последней стадии работы необходимо смотреть на натуру обобщенно и задавать себе вопросы: что прежде всего бросается в глаза и что более растворяется в тени или на заднем плане? Таким цельным видением натуры можно проверить свой рисунок, после чего бывает необходимо что-то усилить, что-то ослабить, обобщить, все подробности формы на теневой стороне подчинить тени, на освещенной стороне — свету, сопоставив все по сравнению с самым темным местом и бликом. Как на теневой стороне предмета, так и на свету не должно быть повторения тональностей отдельных деталей. Рефлексы нельзя преувеличивать. Они не могут быть сильнее света или полутени. Чтобы добиться целостности изображения, передать пространство и объем предмета в световой среде, границы предметов не должны резко очерчиваться. Необходимо передать ту мягкость, которая свойственна погруженным в пространство предметам. И на переднем плане четкость силуэтов сочетается с их мягкими переходами в тени и на свету. Так постепенно рисунок обобщается и приводится к целостности. В стадии обобщения завершается также главная задача изображения: выделение главного и характерного, подчинение ему второстепенного. Особенно важно проверить единство оптического и композиционного центров. Целостность реалистического рисунка, в отличие от натуралистической документальности, происходит не только от цельности видения, а главным образом от умения художника обобщить и выделить характерные свойства натуры.. В облике каждого предмета, в деталях вещей, одежде человека очень многое может являться чисто случайным и несущественным для них. В реалистическом же рисунке все его части, все его составные элементы и детали должны быть важными для правдивого изображения. Поэтому и в натурном рисовании тоже надо уметь жертвовать мелочами ради выявления главного, подробностями для общего. Рисуя одежду человека, нельзя делать, например, все пуговицы по счету и все одинаково заметными. Если что-то пестрит и отвлекает от главного, надо детали «пригасить»; если что-то имеет важное значение для характеристики человека или для выражения настроения пейзажа, его надо оставить, подчеркнуть и выделить. Аналогичную работу проделывает и писатель, когда выбрасывает из повести или романа такие события и действующих лиц, которые растягивают действие и отвлекают внимание от основного содержания. Целостность реалистического изображения основывается не только на целостном видении и нахождении характерного, выявлении главного, но и на умении художника подчинять все изображение единому оптическому и композиционному центру. Вид предмета на рисунке должен быть тождественным тому зрительному образу, который возникает в момент наблюдения натуры с одной точки зрения и при определенном направлении главного луча зрения. Что это значит? Когда человек смотрит на окружающую действительность, он всегда выделяет какой-нибудь определенный объект, воспринимает его более детально. Все окружающее в этот момент воспринимается обобщенно, менее детально, подчиняясь зрительному центру. В умении глаза нацеливаться на восприятие определенного объекта заключается специфика восприятия, на которой основывается целостное изображение рисунка или этюда. Впечатление целостности и единства изображения создается художником в соответствии с этой спецификой зрительного восприятия. В процессе изображения натюрморта, пейзажа или портрета художник не придает всем деталям одинакового значения, не вырисовывает их с одинаковым вниманием, не делает их одинаково заметными. Все окружающее зрительный центр пространство подчиняется главному, и весь рисунок начинает соответствовать правдивому зрительному восприятию натуры. Выявление главного и существенного в объекте, выделение композиционной или оптического центра производится сознательным подавлением несущественных частностей, ослаблением тона и уменьшением подробностей всех предметов, удаляющихся от зрительного центра. Другими словами, изображение должно выглядеть таким, какое впечатление производит натура, когда она воспринимается с единым зрительным центром, т. е. когда взор направлен на главный объект. Тот объект или ту группу предметов, на которые направлено внимание, мы видим отчетливо, все остальные — менее четко. Приблизительно такое впечатление должно производить изображение всей группы предметов на холсте или бумаге, если мы стремимся передать предметы, расположенные на разных планах, или выделить композиционный центр. В этом случае все остальные предметы будут зрительно подчиняться ему. Вот такое единство и целостность должны быть в любом изображении. Таким образом, художник заботится о целостности изображения не только для выделения главного, характерного и подчинения ему второстепенного, но и ради естественного, единого, целостного зрительного впечатления от рисунка или этюда. Общие правила. При рисовании с натуры необходимо руководствоваться следующими правилами. 1. Лист бумаги должен располагаться перпендикулярно лучу зрения. Нельзя в процессе работы поворачивать бумагу. 2. Начинать рисовать следует легкими, едва заметными линиями. 3. В процессе работы надо идти от общего к частному, от большой 4. Все время необходимо проверять и уточнять пропорции предметов во всех их частях и на всех этапах работы, а замеченные ошибки исправлять немедленно. 5. Весь рисунок ведется одновременно. Нельзя заканчивать его 6. Во время работы надо все время сравнивать предметы между собой по величине и силе света, находить и строить пропорциональные отношения на рисунке.) Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, сравнивать надо несколько соотношений в натуре с пропорциональными отношениями на рисунке. 7. В рисунке надо избегать манерности, поверхностности, мнимой широты, они большое зло в процессе обучения. Изображая натуру, надо меньше всего заниматься внешней отделкой, а больше думать о сущности рисунка: точности пропорций, конструкции, о перспективном построении, выявлении главного и характерного. В первоначальной стадии обучения не надо бояться сухости рисунка. Только после старательного, упорного изучения натуры появится живой, сочный, свежий и выразительный рисунок. 8. В рисунках студентов, пренебрегающих методом работы тональными отношениями или не владеющих им, выявляются два типичных недостатка: во-первых, путаница в тональных отношениях, отсутствие целостности изображения; во-вторых, перегруженность поверхности бумаги красящим веществом. Первое является следствием недостаточного умения видеть цельно и неразвитости навыка лепки формы тоном (рисованием «от пятна»), второе — отсутствием технических навыков набирать необходимый тон оптимальным количеством слоев штриховки или тушевки, в результате чего, после многократного перекрытия пятна, рисунок теряет матовый серебристый оттенок и начинает блестеть в перегруженных местах (особенно в тени).
Целостность тональных отношений в рисунке завершается в последней стадии изображения — обобщении. Кратко напомним качества, определяющие целостность изображения и характеризующие профессиональные качества рисовальщика: а) строгость перспективного построения; б) более тщательная проработанность и подчеркнутость переднего плана или композиционно-смыслового центра; в) постепенное ослабление степени освещенности, активности лепки формы и меры проработанности светотени, рельефа и фактуры по мере удаления формы в глубину рисунка; г) единство теней по тону и фактуре штриховки (тушевки); д) большая проработанность поверхностей, несущих свет, и обобщенность затененных поверхностей; е) стилевое единство технических приемов изображения объемно-пространственных, светотоновых и фактурных качеств, составляющих натурную постановку; ж) выдержанность тонального масштаба изображения; з) выдержанность фактурного масштаба. 9. При рисовании с натуры следует подчеркнуть роль изобразительных материалов. Не все можно изображать любым материалом, и реализм обусловливается не только конкретностью художественной мысли, но и конкретностью материала. Содержание мы воспринимаем через художественную форму и конкретный материал, в котором эта форма выполняется. Все художественные материалы, в том числе и материалы рисунка, обладают определенными физическими свойствами, специфическими художественно-пластическими возможностями. У каждого материала могут быть особые эстетические качества. Они заключаются в способности того или иного материала как-то влиять на наши чувства. Сама по себе — вне творческой воли художника — эта способность бездейственна и не дает никаких результатов. Художник в своем творчестве прибегает к тому материалу, который наилучшим образом может способствовать выявлению художественного замысла. Художник всегда задумывает свою работу в определенном материале. Это относится как к скульптуре, так и к живописи или графике. Например, подготовка рисунка для фрески обычно выполняется углем, но не карандашом. Эскизы для линогравюры делают в большинстве случаев тушью, чтобы приблизиться как-то к материалу, в котором будет реализован замысел. У графитного карандаша имеются свои художественные возможности, заложенные в его природе. Он способен дать на изображаемой плоскости прежде всего линию. Художник строит форму не растушевывая материал, а путем постепенного пересечения линий, штрихов, находит тон, моделирует объем, светотень и т. п. Это хорошо можно видеть на рисунках А. Иванова. Практические упражнения по рисунку должны сочетаться с изучением различных материалов и техники рисунка.
РИСУНОК ПРОСТЫХ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ БЫТА Принцип конструктивного рисунка, например гончарной кринки, основан на анализе элементов, образующих большую форму данного предмета (соотношение частей предмета в целом с простейшими геометрическими телами —цилиндром, шаром, конусом и т.д.). В данном случае особенность изображения предмета заключается в передаче не только формы, но и цвета материала, отличающегося от цвета гипса. Последовательность рисунка остается прежней. Композиционно разместив набросок кринки на плоскости, найдем ее основные пропорции. Вспомогательными линиями определим ось вращения (серединную линию) и перпендикулярно ей — оси нижнего и верхнего оснований. Уточним пропорциональные соотношения горловины и тулова кринки (на уровне горизонтальных линий отметим деление на узкую и широкую части) и по опорным точкам наметим общий контур. В соответствии с законом линейной перспективы построим эллипсы нижнего основания, затем в самом широком месте тулова, на уровне основания горловины (в месте сопряжения цилиндрической формы горловины с шаровидной формой тулова), и в верхнем основании горлышка. Выполнив предварительное построение, уточним мелкую форму (характер плоской ножки кринки) и еще раз обратимся к анализу основных частей, соединяющих цилиндр с шаром, — большой формы предмета (рис. 47). Переходя к передаче объема кринки светотенью, наметим границу освещенной и неосвещенной частей большой формы. Штрихи на поверхности кринки надо накладывать по форме предмета — прямые вдоль горловины и кривые на ее шарообразной части. Постепенно закрывая тоном тень на большой форме кринки, подчеркиваем линию светораздела. Все время сравнивая рисунок с натурой, добиваемся сходства с изображаемым предметом. Распределение светотени на поверхности кринки зависит от направления лучей света и угла их падения на плоскости предмета. Это поможет определить место и форму бликов (самого светлого места на кринке), собственных и падающих теней. Анологичным образом выполняется изображение другого предмета быта —бидона. Большая форма предмета может быть разложена на простейшие геометрические составляющие: соединение двух цилиндров (малого диаметра — горловина, большого диаметра — резервуар) с промежуточной верхней частью—усеченным конусом. Полезно выполнить рисунки простых предметов быта в разных поворотах и наклонах РИСУНОК ПРОСТОГО НАТЮРМОРТА ИЗ ПРЕДМЕТОВ БЫТА В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского nature morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт — это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, он может быть также составной частью станковой композиции (жанровая картина или портрет). Кроме неодушевленных предметов (например, домашнего обихода) в натюрморте изображаются объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, —рыба на столе, цветы в букете и т.п. Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.018 с.) |