Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пропорциональность тоновых отношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Материал предметов, их фактура и цвет, а также их пространственное расположение зрительно воспринимаются нами в натуре не только благодаря характеру светотеневых градаций на предмете (свет, полутень, тень и т. д.) Главное в этом восприятии — тональные отношения между предметами. Поэтому для правдивого изображения натуры, передачи объемной формы, материала и пространства на плоскости, кроме перспективно построенных поверхностей предмета и передачи светотеневых градаций на каждой объемной форме, необходимо сохранить на рисунке правильные тональные различия, которые наблюдаются как между градациями светотени на каждой объемной форме, так и между светлотой окраски отдельных предметов натурной постановки. Передать абсолютные различия (отношения) объектов по силе света иногда не представляется возможным. В природе освещенность изменяется от светлого дня до темной ночи. Колебания эти настолько велики, что без показаний измерительных приборов трудно представить их числовое выражение. Солнечное освещение, например, сильнее лунного в несколько сотен тысяч раз. Мы же располагаем значительно меньшими яркостями: между светлым и темным в изображении возможны гораздо меньшие контрасты, чем в природе. Самые белые свинцовые белила на холсте или белая бумага в рисунке не могут отразить больше света, чем на них падает из окна, и этот отраженный белилами свет есть сильнейший, которым мы можем располагать в изображении. Самая черная краска палитры не может быть темнее какого-нибудь объекта в природе, от которого не отражается никакого света. Черная краска значительно светлее вследствие неизбежного поверхностного отражения. Очевидно, мы не в состоянии передать огромные колебания светлоты и черноты, т. е. их абсолютные различия, которые наблюдаются в природе. Однако художник создает картины, правдиво изображающие и солнечные дни, и лунные ночи. Возможность передачи столь ограниченными средствами, какими располагает художник, всех колебаний освещенности основывается на двух особенностях зрительного восприятия. Одна из них объясняется очень важной особенностью физиологии зрения, без которой всех средств художника было бы недостаточно, чтобы достигнуть хотя бы приблизительно верного природе впечатления. Это «приблизительное постоянство цвета видимых предметов», и заключается оно в том, что восприятие светлоты и цвета предметов остается в известной степени неизменным при равномерном для всех предметов изменении силы освещения: белые предметы остаются белыми, серые — серыми, черные — черными. Так, в течение дня освещенность окружающих нас предметов очень сильно изменяется. В середине дня она в несколько сотен раз больше, чем в часы восхода или захода. В тени освещенность всегда намного меньше, чем под прямыми лучами солнца. В комнате освещенность также изменяется при удалении предмета от окна или приближении к нему. Но при всех этих изменениях воспринимаемая светлота определенного предмета нередко остается практически неизменной. Лист писчей бумаги обычно кажется нам белым и в полдень и вечером, при ясном, при облачном небе, при меньшем и большем удалении от окна. Точно так же и кусок угля обычно при всех этих изменениях освещенности кажется нам черным. При дневном свете черные буквы на белой бумаге отражают больше света, чем белая бумага при утреннем свете. Все же при том и другом освещении буквы кажутся черными, а бумага белой. Если бы видимый цвет букв воспринимался независимо от яркости бумаги при увеличении освещения, то те самые буквы, которые выглядели утром черными, должны были бы днем казаться белыми и даже еще более светлыми, чем белая бумага утром. И наоборот, белая бумага утром должна была бы казаться более темной, чем буквы днем. Если бы каждое объективное изменение освещения вызывало соответствующее субъективное впечатление, в тоновом рисунке и живописи невозможно было бы верно изобразить натуру. Но свойства предметов определяются в отношениях с другими предметами, и восприятие различия объектов по светлоте сохраняется, если только сохраняются отношения в освещении предметов, т. е. если уменьшение или увеличение освещенности было одинаковым для всех объектов. Другими словами, можно увеличивать или уменьшать силу освещенности предметов и их поверхностей—характер реальной действительности не изменится, если при этом будут сохранены отношения, т. е. если это увеличение или уменьшение силы освещенности делается для всех поверхностей в одно и то же число раз, иначе говоря, пропорционально. Вот почему в светотеневом изображении нет необходимости передавать абсолютные различия предметов по их светлоте. В тоновом (тональном) рисунке или живописи можно передать впечатление любой освещенности (лунной, солнечной), если краски ее будут сохранять пропорциональные (зрительному образу натуры) отношения яркостей. Так, например, если в натуре отношения светлот отличаются друг от друга как 16 и 32, в рисунке их отношения можно взять как 4 и 8 или 1 и 2. Отношения светлот зрительного образа натуры будут равны отношениям на рисунке. Этому способствует и вторая особенность зрения, заключающаяся в том, что чувствительность нашего глаза при усилении и ослаблении освещения может возрастать и уменьшаться. Например, изменение силы освещенности предметов в комнате или картины (если только освещение не слишком слабое или не 1 Физиологической основой восприятия в данном случае является установленный И. П. Павловым «рефлекс на отношение», в котором сигнальное значение для восприятия светлоты имеет не качество отдельных раздражителей, а отношения между ними.
слишком сильное) не изменяет впечатления, производимого комнатной обстановкой или картиной, так как в этих случаях изменение освещенности будет целиком компенсироваться изменением чувствительности глаз. А чувствительность глаз к светлоте считается обратно пропорциональной объективной яркости освещения. Поэтому впечатление точной передачи натуры сохраняется, если все цвета картины будут равномерно более темными, если сохранятся пропорциональные отношения яркостей. При рассмотрении такой картины, где краски несколько темнее, глаз приобретает несколько большую чувствительность по сравнению с той, которая должна была бы соответствовать данному освещению в натуре, и таким образом мы совсем перестаем замечать, что краски картины темнее действительных. Если попытаться передать абсолютные отношения светлот натуры, то это приведет к состоянию полной тональной путаницы в изображении, и впечатление освещенности будет совершенно отсутствовать. Изображая форму предмета средствами светотени, достаточно передать не абсолютные свет и тень, а только пропорциональные отношения между ними. Таким образом, светотеневые отношения подчиняются единому мерилу, подобно тому, как это часто делается при изображении пропорций предмета, когда передаются не абсолютные отношения видимых размеров, а пропорциональные, являющиеся результатом выдержанности (на глаз) единого масштаба. И в светотеневом изображении как бы устанавливается тональный масштаб и передаются пропорциональные видимой натуре отношения светлот предметов и их поверхностей (рис. 19). Рисуя с натуры, надо так распределить переходы тонов от светлого до темного, чтобы то, что было самым темным в натуре, и на рисунке оказалось самым темным, самое светлое — самым светлым, а промежуточные тона в изображении были приблизительно во столько раз по светлоте сильнее или слабее этих двух пределов, во сколько они слабее или сильнее их в видимой натуре. ЛИНИЯ И ШТРИХ В НАБРОСКЕ И ТОНАЛЬНОМ РИСУНКЕ Линия и штрих играют важную роль в передаче объемной формы предметов, их материальности и пространственного расположения. В зависимости от конструктивного строения предметов, их материала, расположения в пространстве, светотени и тональных отношений меняется в рисунке характер линий и штриха. Анализ набросков и тональных рисунков художников-реалистов позволяет выделить следующий ряд общих закономерностей, присущих линии и штриховке: 1. Линия, обрисовывая в наброске края уходящей в глубину формы предмета, теряет свою толщину и активность (черноту). Наиболее акцентируется начало формы, наименее — ее конец. 2. Линии, изображающие вертикальные и наклонные края или грани предметов (например: ребра куба, пирамиды и т. д.), теряют свою активность по мере удаления в глубину рисунка. 3. Контуры освещенных поверхностей намечаются легкой (светлой) линией, а границы затененных — более четкой (темной) линией с учетом характера касаний форм к окружающей среде. Наиболее активно подчеркивается ближайший к переднему плану край собственной или падающей тени. 4. Степень активности линий соответствует тональным отношениям: темный предмет имеет более четкий силуэт и поэтому может быть намечен более активным контуром, чем светлый. 5. Качество линий изменяется сообразно с различными качествами 6. вертикальные и горизонтальные линии "сопротивляются" трехмерному прочтению изображения, подчеркивают его плоскостность.
фигура, ограниченная более активным контуром (более толстым и темным), воспринимается выдвинутой вперед. При этом исчезает двузначность изображения, наблюдаемая во втором случае (внизу). изображение квадрата и круга, где линия способствует восприятию их пространственного расположения на плоскости. За счет изменения активности наклонных линий передается их движение вдаль. Рисунок геометрических тел, в котором линии помогают передать объем и пространство. Слева — чертежная линия, безразличная к пространству. Справа — обратноактивная линия, противоречащая пространству.
Контуры освещенных поверхностей намечаются максимально легкой линией, а границы затененных — активной. Наиболее активной линией помечается передний край- собственной или падающей тени. 1. Светотеневой контраст усиливается по мере приближения предмета к источнику света и наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении активности штриховки по мере движения формы в глубину. 2. Вследствие воздушной перспективы предметы (или элементы формы) второго плана более обобщены, менее рельефны и контрастны по светотени. Поэтому для проработки дальних планов нужно применять более частую, спокойную по направлению и фактуре штриховку, независимый от рельефа штрих (и тем в большей степени, чем глубже расположен объект). На переднем плане для более полного рельефа применяется штрих «по форме». 3. Штрих, идущий по форме (т. е. из тени в свет, огибая округлость объема из глубины пространства), способствует объемному восприятию изображения. Причем за основное направление штриховки «по форме», способствующее наиболее убедительной передаче объема (для тел, имеющих внутреннюю ось), следует считать направление по линии сечения формы, т. е. перпендикулярное к ее оси или близкое к нему. 4. Пассивный штрих применяется на предметах дальнего плана и на фоне; активный штрих как по направлению, так и нажиму и факту ре — на форме ближайших предметов. 5. Перпендикулярное друг другу направление штрихов не способствует передаче движения поверхности формы или характера объема, как бы нейтрализует друг друга. 6. Фактура штриховки «по форме» должна быть остро пересеченной или круто пересеченной, но не поперечной, так как последняя составляется из нейтрализующих друг друга направлений и не выражает движение поверхности изображаемой формы. Она может быть использована лишь при изображении поверхностей, имеющих специфическую решетчатую структуру, или при подчеркивании плоскостности расположенных в глубине предметов и фона.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.008 с.) |