Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки становления и этапы развития маркетинга

Поиск

Предпосылки становления и этапы развития маркетинга

Термин «маркетинг» пришел кнам из английского язы­катой происходит от слова «marketing», буквально — рабо­та на рынке, использование его законов, изучение иудов­летворение всех желаний Потребителей. Известный маркетолог Филипп Котлер определяет «маркетинг» как ряд или набор видов чело­веческой деятельности, направленной на облегчение и со­вершенствование обмена для удовлетворения нужд и потреб­ностей.

Маркетинг прошел сложный путь эволюции. И впол­не определенно можно утверждать, что маркетинг суще­ствовал всегда, так как обмен как вид деятельности начал свое существование буквально с первых шагов первобыт­ного человека, когда последний начал осознанно забо­титься об удовлетворении своих нужд и потребностей.

С возникновением товарного производства и рынка (6—7 тыс. лет назад) начали развиваться первое виды, мар­кетинговой деятельности: реклама, ценовая политика. Первые рекламные объявления выполнялись на деревян­ных досках, выбивались на каменных плитах, громко ог­лашались на базарных площадях. Состояние общества в любой промежуток времени оп­ределяется совокупностью общественных потребностей и их уровнем, которые обусловливают необходимую произ­водственную деятельность в какой-либо социальной сис­теме. До тех пор пока производители и потребители жили рядом и хорошо знали друг друга, производители выпус­кали то, что было необходимо для удовлетворения хоро­шо известных им потребностей. По мере развития и уг­лубления общественного разделения труда повышалась его производительность, происходили глубокие измене­ния и в сфере производства, и в сфере социально-эконо­мической. Эти изменения привели к росту объемов спро­са на товары и услуги, а следовательно, появилась необ­ходимость увеличения предложения товаров и услуг.

Решению этой проблемы способствовала промышлен­ная революция конца XIX — начала XX в., ознаменовав­шая приход индустриальной эры. Основные рабочие опе­рации осуществлялись с помощью машин. Были созданы электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания, динамо-машина; появились новые транспортные средства: автомобили, первые аэропланы, дизельные суда; стали: применяться новые средства связи — телефон, телеграф... Все эти и другие новшества позволили во много раз уве­личить количество выпускаемых товаров. Производство стало массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и на изделия массового спроса. Рынок был необъятен. Казалось, все, что произведено, найдет своего покупателя. Производитель здесь, как пра­вило, полагался на свою интуицию, а не на точное зна­ние спроса. В этом не было большой проблемы, пока спрос превышал предложение. Задача состояла в том, что­бы победить конкурентов за счет снижения цен.

Но «ничто не вечно под луной». Производители столк­нулись с таким явлением, как избыточное производство — предложение превышает спрос. Не спасало и сниже­ние цен, которое в итоге привело к уменьшению прибы­ли. Таким образом, в связи с переходом к массовому круп­носерийному производству продукции очевидной стала потребность в элементарном изучении рынка: кому, где и каким образом продавать произведенное.

С этой проблемой производители США и Западной Европы столкнулись уже в 30-е гг. XX столетия. И суть маркетинга изменилась: в период массового производства побеждало то предприятие, которое выпускало продукцию по самым низким ценам; в период насыщения спроса по­беждало то предприятие, которое смогло более эффектив­ным, чем конкуренты, способом организовать продвиже­ние товара на рынок через стимулирование сбыта, воз­действие на выбор покупателя.

Завершается первый этап эволюции маркетинга (на­чало XX в. — 40-е гг.), где маркетинг ассоциировался со сбытом и назывался сбытовым.

С середины 50-х гг. XX в. началась научно-техническая революция, ознаменовавшая новую эру в развитии чело­вечества — эру информации. Это годы рождения первых электронно-вычислительных машин, автоматизированно­го производства, атомного реактора, радиосвязи, элект­роники... Меняется и растет культура потребления. Потребитель становится все более «капризным», раз­борчивым, ожидает от сделанных покупок максимально­го удовлетворения, требует полную информацию о това­ре. Резко обострилась и осложнилась, стала особенно ра­зорительной конкуренция, поскольку превратилась в форму борьбы за потребителя между крупными нацио­нальными и межнациональными монополистическими союзами.

Настоятельной необходимостью в этих условиях для производителя становится увязка производства и сбыта товаров в единый процесс с тем, чтобы создавать и про­изводить те товары, которые будут пользоваться спросом на рынке, а не выпускать то, что с трудом удается сбыть.

Ориентация на потребителя, на рынок — вот основная идея маркетинга в период второй стадии его эволюции (50-ё — первая половина 70-х гг. XX вв.).

 

На втором этапе эволюции маркетинга был осуществ­лен переход от сбытового маркетинга к «управленческо­му», ориентированному на меняющиеся условия рынка, на существующий там спрос на товары и услуги.

Современный облик маркетинга сформировался в 70-е гг. XX в. Он исходит из суверенитета интересов потребите­ля. Вступая в третью фазу своей эволюции, маркетинг ста­новится философией организации и управления предпри­ятием, комплексной системной деятельностью, обеспечи­вающей рыночную ориентацию производства и всю его коммерческую деятельность.

Конкуренция: виды, стратегии

Конкуренцию можно определить как соперничество между отдельными лицами, фирмами, предприятиями на каком-либо поле деятельности.

Предметом конкуренции является товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции — это потребитель ипокупатель, за расположение которого борются на рынке противопо­ложные стороны.

Конкуренция играет значительную роль в экономике. В первую очередь она выявляет общественную и эконо­мическую стоимость товаров. Конкуренция выравнивает индивидуальные стоимости, отражает различия в произ­водительности труда путем дифференциации размеров прибыли. Конкуренция способствует привлечению капи­талов в наиболее необходимые отрасли производства. Она очищает рынок от слабых производителей. Именно она диктует рынку: сколько и каких товаров надо произво­дить.

 

Виды конкуренции

Конкуренты способны очень сильно влиять на деятель­ность предприятия, поэтому на уровне предприятия в сфере маркетинга конкуренцию подразделяют на следу­ющие виды:

ü Функциональная — когда одну потребность можно удовлетворить различными способами. Например — лег­ковой автомобиль и велосипед удовлетворяют единую по­требность в передвижении.

ü Видовая — предприятие выпускает товары, предназна­ченные для одной и той же потребности, но различаю­щиеся важнейшими параметрами. Например, автомоби­ли одного класса с разной мощностью двигателей.-

ü Предметная — возникает потому, что производители со­здают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством. Они нередко одинаковы и по качеству.

ü Конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую.

ü Неценовая конкуренция — это конкуренция на основе качества. Научно-технический прогресс создает широкие возможности для неценовой конкуренции.

ü Ценовая конкуренция возникает в условиях, когда пред­приятие завоевывает дополнительные рынки или удержи­вает старые за счет снижения цен на свою продукцию с целью уничтожения конкурента.

Анализ деятельности конкурентов — одна из обязан­ностей специалистов по маркетингу. Формируя базу све­дений о конкурирующих товарах и фирмах, предприятие получает возможность понять почему конкуренты действуют именно так, а не иначе, и выработать собственную стратегию.

Стратегии конкуренции

1. Сдержанная реакция, применяемая при увереннос­ти в своих клиентах, при завершении деятельности на данном рынке и когда существует дефицит.

2. Избирательная реакция — выборочная ответная ре­акция на поведение конкурентов (например, реак­ция на снижение цен, на безразличие к увеличению активности конкурентов в рекламной деятельнос­ти). Подобный подход позволяет вести конкурент­ную борьбу на нескольких направлениях или рын­ках одновременно.

3. Случайная малопредсказуемая реакция — ответная ре­акция, не связанная с экономическим положением и конкретной ситуацией у конкурентов. Как пра­вило, подобная реакция является следствием дей­ствия причин личного характера или отсутствия коммерческого опыта.

При этом возможны следующие варианты базовых стратегий:

«Фланговая атака» требует меньше ресурсов и проис­ходит, как правило, на стыках сегментов рынка, в небольших его частях. «Окружение» — это попытка атаковать всю или значительную территорию лидера, надеясь на «блицкриг». «Обход» — переход к производству принципиаль­но иных продуктов, освоение совсем новых рынков либо осуществление скачка в технологии. «Атака гориллы» — небольшие порывистые атаки для деморализации сопер­ника не всегда корректными методами.

При выборе стратегии и тактики конкурентной борь­бы следует исходить из результатов анализа информации о рынке, собственной позиции конкурентов. При этом необходимы взаимосвязь сделанного выбора с общей стратегией маркетинга предприятия, внесение своих корректив в программы, планы, бюджет предприятия.

 

 

Выбор стратегии маркетинга

Внутренняя среда маркетинга

Воздействие на внутреннюю среду оказывает высшее руководство предприятия, служба мар­кетинга и другие службы предприятия. Наибольшее зна­чение имеют решения высшего руководства, определяю­щие цели предприятия, его общие стратегические установки и текущую политику. Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства. Служба маркетинга должна рабо­тать в тесном сотрудничестве с подразделениями предпри­ятия. Финансовая служба решает проблемы наличия и использования средств. Служба материально-технического снабжения заботится о поставках деталей и узлов для производства, отдел исследований и разработок отвечает за создание безопасных и привлекательных товаров. Производственная служба несет ответственность за организациию производства и выпуск продукции. Бухгалтерия сле­дит за доходами и расходами. Деятельность всех подразделений так или иначе влияет на планы и действия службы маркетинга, т. е. все они должны согласованно трудиться, чтобы обеспечить клиентам товар, имеющий высокую потребительскую ценность и приносящий удовлетворение.

 

Внешняя среда маркетинга

Состав микросреды

Микросреда маркетинга — совокупность субъектов и факторов, имеющих непосредственное отношение к са­мому предприятию (организации) и влияющих на его воз­можность обслуживать своих потребителей.

1. Поставщики — это предприятия, фирмы, отдельные лица, обеспечивающие предприятие и его конкурен­тов материальными ресурсами, необходимыми для конкретных товаров или услуг.

2. Маркетинговые посредники — это предприятия, обеспечивающие продвижение, распространение, сбыт товаров среди клиентов.

3. Клиенты — предприятие может выступать на пяти типах клиентурных рынков.

• Потребительский рынок часто называют розничным рынком. Он представлен отдельными лицами, ко­торые приобретают товары и услуги для личного потребления.

• Рынок производителей называют также оптовым рынком. Представителями его являются организа­ции и предприятия, которые приобретают товары и услуги для дальнейшего их использования в процес­се производства.

• Рынок промежуточных продавцов также можно от­нести к оптовому рынку. Организации-посредники приобретают товары и услуги для последующей их продажи с целью получения прибыли.

• На рынке государственных учреждений действуют государственные организации, которые приобретают товары и услуги для направления их в сферу ком­мунальных услуг и/или для передачи нуждающим­ся в них.

• Международный рынок может быть как оптовым, так и розничным. Он объединяет всех потенциаль­ных потребителей (конечных или промежуточных) товаров и услуг, находящихся за пределами страны. Эти потребители могут действовать на всех вышеперечисленных рынках.

Для успешного анализа среды маркетинга необходимо тщательно изучать и учитывать специфику каждого кли­ентского рынка.

4. Конкуренты (с точки зрения маркетинга) — это:

• желания-конкуренты, т. е. желания, которые потре­битель, возможно, захочет удовлетворить (желание утолить жажду — выпить воды, сок, пиво, чай, съесть яблоко);

• товарно-родовые конкуренты, т. е. другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания (желание выпить воды — минеральной, из-под крана, кипяченой...);

• товарно-видовые конкуренты, т. е. прочие разновид­ности того же товара, способные удовлетворить кон­кретное желание потребителя (желание выпить ми­неральной воды — столовой, лечебной, газирован­ной, негазированной);

• марки-конкуренты — разные марки одного и того же товара (желание выпить минеральной воды — столовой «Боржоми», «Нарзан»...).

Знание конкурентов позволяет создать предпосылки для успешной конкуренции.

Контактная аудитория — любая группа, ко­торая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или влияет на его способность достигать поставленных целей.

Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям предприятия на рынке.

Благотворная аудитория — группа, интерес которой к предприятию носит очень благотворный характер.

Искомая аудитория — та, чьей заинтересованности предприятие ищет, но не всегда находит.

Нежелательная аудитория — группа, интереса которой предприятие старается не привлекать, но вынуждено счи­таться с ним, если он проявляется.

Макросреда

Макросреда маркетинга — совокупность внешних фак­торов, влияющих на предприятие (организацию) и все составляющие микросреды и не подвластных прямому управлению со стороны предприятия (организации).

К основным силам макросреды, которые воздейству­ют на предприятие, относятся:

• социально-демографические силы;

• экономические силы;

• природные силы;

• научно-технические силы;

• политико-правовые силы;

• культурные силы.

В постоянно меняющемся мире предприятие должно отслеживать влияние всех шести сил, чтобы вовремя от­реагировать и оптимально приспособиться.

Таким образом, изучение маркетинговой среды явля­ется очень важным этапом анализа рыночных возможностей. Отношения между предприятием и элементами окружающей среды разнообразны по характеру воздействия на них со стороны предприятия и могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Следовательно, задача руководства предприятия – свести до минимума неконтролируемые факторы.

 

 

Виды анкетных вопросов. Требования к составлению анкеты

Анкетные вопросы имеют следующую классификацию:

По содержанию:

ü о фактах;

ü о действиях в прошлом и настоящем;

ü социально-демографические;

ü о знаниях;

ü о мотивах, оценках

 

По форме:

ü открытые;

ü закрытые;

ü полузакрытые;

ü прямые;

ü косвенные

Виды анкетирования:

По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

ü Internet-опрос

ü Прессовый (в газете или журнале)

ü Почтовый

 

По месту проведения:

ü По месту жительства

ü По месту учебы

По уровню стандартизации:

ü Полностью стандартизированное

ü Частично

 

Требования к составлению анкеты. Структура.

  1. Вводная часть. Необходима, чтобы расположить респондента, создать для него установку отвечать на вопросы. Необходимо пояснить: кто проводит исследования, цели и порядок использования результатов, подчеркнуть важность и значимость опроса, дать гарантии анонимности, правила заполнения и порядок ее возврата.
  2. Основная часть. Состоит из: вступительных вопросов, цель которых расположить респондента к анкете, постепенно включить его в работу. Они не относятся к теме опроса; основной информации темы исследования (вопросы для выяснения оценки респондентом социальных явлений и оценки относительно мотивов, установок, поведения респондента); контрольных вопросов для уточнения полученной информации.

Заключительная часть. Паспортичка

Сущность и виды рекламы

Реклама занимает важное место в маркетинговой дея­тельности и, в частности, в продвижении товара на ры­нок. История рекламы уходит корнями в глубь веков.

Практика хозяйствования в условиях рынка показыва­ет, что создание и выпуск конкурентоспособных товаров, имеющих приемлемую цену, а также обеспечение канала распределения все еще не являются достаточными гаран­тиями высокого объема продаж, если товаропроизводи­тель не установит должных контактов с потребителями, которым в результате сегментирования рынка адресова­ны названные товары. Другими словами, нужна реклама, и это подтверждается следующим:

• многие потребители не знают, скорее всего, что на рынке появился новый товар;

• трудно представить себе, что потребитель просто так, без специально доведенной до него информа­ции посчитает, что этот новый товар лучше, чем имеющиеся аналоги;

• все потребители полагают, что они имеют представ­ление о «нормальной» цене товара, и вряд ли они так легко и быстро примут предлагаемую цену без определенного предварительного убеждения;

• многие потребители начинают забывать о товаре, им необходимо напоминать о нем.

Первый шаг в разработке рекламы — это определение ее целей.

Цели рекламы могут быть весьма различными, в част­ности: представление нового продукта, выход на новый рынок, расширение знаний потребителей о целях и спо­собах возможного использования продукта, создание благоприятного впечатления о фирменной марке и самом товаре, активизация спроса, информация, об изменениях условий, интересных для потребителей, и т. д.

Определение целей рекламы должно способствовать осмысленности рекламных действий, рациональности расходования средств, выбору наиболее выгодного под­хода при осуществлении рекламной политики.

Реклама имеет ряд специфических особенностей:

1. Общественный характер. Рекламное обращение ад­ресовано одновременно множеству лиц. Покупатель получает мотивации для покупки данного товара, понятные обществу.

2. Способность к увещеванию. Продавец может не­однократно повторять свое предложение, а покупа­тель — сравнивать обращения продавцов-конкурен­тов. Широкая, последовательная реклама создает, благоприятное представление опродавце.

3. Экспрессивность. Благодаря ноу-хау и техническим средствам реклама может быть броской, впечатля­ющей, эффектной.

4. Обезличенность. Реклама исключает диалог. Аудито­рия не испытывает необходимости немедленно от­вечать на сделанное ей предложение.

Реклама не может существовать сама по себе. Для эф­фективного воздействия на покупателя реклама должна использовать опыт других отраслей знаний: психологии, товароведения, литературы, лингвистики и др.

Существуют различные виды рекламы взависимости от того, какой признак положен воснову классификации рекламы.

Исходя из целей продвижения, определяемых этапами жизненного цикла товара, степенью готовности основной массы потребителей к покупке, выделяют следующие виды рекламы:

ü Информативная реклама представляет потребителю информацию о товаре предприятии и их характе­ристиках, достоинствах, нововведениях.

ü Увещевательная реклама убеждает потребителя купить именно данный конкретный товар, а не товары кон­курентов; это наиболее агрессивный вид рекламы. Разновидностью увещевательной рекламы является сравнительная реклама — сравнивается рекламируемый товар с товарами конкурентов.

ü Напоминающая реклама призвана напоминать по­тенциальным потребителям о существовании опре­деленного товара, предприятия на рынке и о его ха­рактеристиках.

Разновидностью напоминающей рекламы является подкрепляющая реклама: она поддерживает у потре­бителей, купившей товар, мнение в правильности сделанного ими выбора в надежде на повторные по­купки этого товара с их стороны. Формирование рекламной политики должно быть ори­ентировано на целенаправленное использование возмож­ностей различных видов рекламы для воздействия на оп­ределенные группы потребителей соответствующими ото­бранными способами.

Реклама требует средств, и немалых. Ни владельцы этих средств (бывшие владельцы), ни организации, осуществ­ляющие рекламу, не могут достоверно оценить эффектив­ность затрат на этот вид практического маркетинга. Спра­ведливо утверждение: «знаем, что половина денег, кото­рые идут на рекламу, выбрасываются на ветер. 1Тлохо, что не знаем, какая половина». Во всяком случае, при фор­мировании рекламной политики необходимо стремиться к достижению максимального хозяйственного результата и возможно меньшим затратам усилий и средств при ис­пользовании выбранного способа действий.

Средства рекламы:

Реклама в газетах – наиболее распространена. Сильные стороны: своевременность, распространение среди очень широкого круга потенциальных покупателей, относительно низкие затраты. Недостатки: трудности выделения одного рекламного сообщения среди других, кратковременность существования.

Реклама в журналах обладает эмоциональным воздействием, при этом продукция рекламируемого предприятия может и не фигурировать в рекламе, достаточно показать в благоприятном свете самого товаропроизводителя.

Реклама по телевидению характеризуется большими затратами на нее. Позволяет воспроизвести в совокупности и образ, и звук, и движение, причем для очень большой аудитории.

Реклама по радио позволяет охватить широкую аудиторию при весьма низкой цене, но не обеспечивает подачу деталей и подробностей.

Уличная реклама – шиты, надписи на стадионах и спортплощадках и т.д.

Реклама по почте отличается своей целенаправленностью, так как соответствующий сообщения посылаются точно определенному кругу потенциальных потребителей, адреса которых подбираются различными специальными способами.

Мероприятия

Спонсорство

3.1. Деловое финансирование каких-либо обществен­но-политических, культурно-массовых, оздоровительных и иных мероприятий с правом получения определенных предпочтений и рекламных услуг (право-размещения рек­ламных щитов, использование эфирного времени и т. п.) при проведении этих мероприятий, популяризация фир­менной символики.

Стимулирование сбыта

Стимулирование сбыта — содействие росту объема реа­лизации товаров.

Мероприятия по стимулированию продаж могут быть направлены на покупателей (потребителей), посредников, торговый персонал. В соответствии с объектом стимулирования выбираются и способы стимулирования. Стиму­лирование сбыта, рассчитанное на покупателя, заключа­ется в предложении ему ощутимой коммерческой выго­ды. Стимулирование сбыта по отношению к посредникам имеет целью улучшение их работы по реализации това­ров. Стимулирование, рассчитанное на торговый персонал предприятия, должно побудить последних рекомендовать новые товары посредникам и непосредственно покупате­лям, оживить торговлю. Основные средства стимулиро­вания сбыта потребительских товаров приведены в таб­лице 13.3.

Стимулирование сбыта имеет следующие преимуще­ства:

• приводит к кратковременному росту продаж и до­полняет рекламу, личные продажи;

• содержит явное побуждение к совершению покуп­ки путем предложения уступки, льготы и пр.

К недостаткам стимулирования сбыта относят:

• дополнительный вид продвижения;

• не может применяться постоянно (потребитель мо­жет усомниться в качестве товара, на который по­стоянно делаются скидки);

• часто смещается акцент с качества товара на второсте­пенные факторы (лотереи, скидки, премии и т. п.).

Стимулирование сбыта становится особенно эффек­тивным средством маркетинговых коммуникаций, когда предприятие начинает продавать новые товары или товары, которые практически не отличаются от товаров-конкурентов.

 


Маркетинг в Интернет-среде

Предпосылки становления и этапы развития маркетинга

Термин «маркетинг» пришел кнам из английского язы­катой происходит от слова «marketing», буквально — рабо­та на рынке, использование его законов, изучение иудов­летворение всех желаний Потребителей. Известный маркетолог Филипп Котлер определяет «маркетинг» как ряд или набор видов чело­веческой деятельности, направленной на облегчение и со­вершенствование обмена для удовлетворения нужд и потреб­ностей.

Маркетинг прошел сложный путь эволюции. И впол­не определенно можно утверждать, что маркетинг суще­ствовал всегда, так как обмен как вид деятельности начал свое существование буквально с первых шагов первобыт­ного человека, когда последний начал осознанно забо­титься об удовлетворении своих нужд и потребностей.

С возникновением товарного производства и рынка (6—7 тыс. лет назад) начали развиваться первое виды, мар­кетинговой деятельности: реклама, ценовая политика. Первые рекламные объявления выполнялись на деревян­ных досках, выбивались на каменных плитах, громко ог­лашались на базарных площадях. Состояние общества в любой промежуток времени оп­ределяется совокупностью общественных потребностей и их уровнем, которые обусловливают необходимую произ­водственную деятельность в какой-либо социальной сис­теме. До тех пор пока производители и потребители жили рядом и хорошо знали друг друга, производители выпус­кали то, что было необходимо для удовлетворения хоро­шо известных им потребностей. По мере развития и уг­лубления общественного разделения труда повышалась его производительность, происходили глубокие измене­ния и в сфере производства, и в сфере социально-эконо­мической. Эти изменения привели к росту объемов спро­са на товары и услуги, а следовательно, появилась необ­ходимость увеличения предложения товаров и услуг.

Решению этой проблемы способствовала промышлен­ная революция конца XIX — начала XX в., ознаменовав­шая приход индустриальной эры. Основные рабочие опе­рации осуществлялись с помощью машин. Были созданы электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания, динамо-машина; появились новые транспортные средства: автомобили, первые аэропланы, дизельные суда; стали: применяться новые средства связи — телефон, телеграф... Все эти и другие новшества позволили во много раз уве­личить количество выпускаемых товаров. Производство стало массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и на изделия массового спроса. Рынок был необъятен. Казалось, все, что произведено, найдет своего покупателя. Производитель здесь, как пра­вило, полагался на свою интуицию, а не на точное зна­ние спроса. В этом не было большой проблемы, пока спрос превышал предложение. Задача состояла в том, что­бы победить конкурентов за счет снижения цен.

Но «ничто не вечно под луной». Производители столк­нулись с таким явлением, как избыточное производство — предложение превышает спрос. Не спасало и сниже­ние цен, которое в итоге привело к уменьшению прибы­ли. Таким образом, в связи с переходом к массовому круп­носерийному производству продукции очевидной стала потребность в элементарном изучении рынка: кому, где и каким образом продавать произведенное.

С этой проблемой производители США и Западной Европы столкнулись уже в 30-е гг. XX столетия. И суть маркетинга изменилась: в период массового производства побеждало то предприятие, которое выпускало продукцию по самым низким ценам; в период насыщения спроса по­беждало то предприятие, которое смогло более эффектив­ным, чем конкуренты, способом организовать продвиже­ние товара на рынок через стимулирование сбыта, воз­действие на выбор покупателя.

Завершается первый этап эволюции маркетинга (на­чало XX в. — 40-е гг.), где маркетинг ассоциировался со сбытом и назывался сбытовым.

С середины 50-х гг. XX в. началась научно-техническая революция, ознаменовавшая новую эру в развитии чело­вечества — эру информации. Это годы рождения первых электронно-вычислительных машин, автоматизированно­го производства, атомного реактора, радиосвязи, элект­роники... Меняется и растет культура потребления. Потребитель становится все более «капризным», раз­борчивым, ожидает от сделанных покупок максимально­го удовлетворения, требует полную информацию о това­ре. Резко обострилась и осложнилась, стала особенно ра­зорительной конкуренция, поскольку превратилась в форму борьбы за потребителя между крупными нацио­нальными и межнациональными монополистическими союзами.

Настоятельной необходимостью в этих условиях для производителя становится увязка производства и сбыта товаров в единый процесс с тем, чтобы создавать и про­изводить те товары, которые будут пользоваться спросом на рынке, а не выпускать то, что с трудом удается сбыть.

Ориентация на потребителя, на рынок — вот основная идея маркетинга в период второй стадии его эволюции (50-ё — первая половина 70-х гг. XX вв.).

 

На втором этапе эволюции маркетинга был осуществ­лен переход от сбытового маркетинга к «управленческо­му», ориентированному на меняющиеся условия рынка, на существующий там спрос на товары и услуги.

Современный облик маркетинга сформировался в 70-е гг. XX в. Он исходит из суверенитета интересов потребите­ля. Вступая в третью фазу своей эволюции, маркетинг ста­новится философией организации и управления предпри­ятием, комплексной системной деятельностью, обеспечи­вающей рыночную ориентацию производства и всю его коммерческую деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.016 с.)