Тема -№1. Методы визуальной диагностики при патологии дыхательной системы, особенности исследования у детей. Общая схема анализа патологических изменений в легких. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема -№1. Методы визуальной диагностики при патологии дыхательной системы, особенности исследования у детей. Общая схема анализа патологических изменений в легких.



МОДУЛЬ

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА».

Визуальная диагностика

Лекционный комплекс

Дисциплина -визуальная диагностика

Код дисциплины VD3217

Специальность 051301- общая медицина

Курс -3

Модуль -Дыхательная система

 

Тема -№1. Методы визуальной диагностики при патологии дыхательной системы, особенности исследования у детей. Общая схема анализа патологических изменений в легких.

Цель: Ознакомить студентов с основными современными лучевыми методами исследования органов грудной клетки

Задачи: Изучить методику проведения стандартных лучевых методов исследования. Определить преимущества применения современных методов визуальной диагностики. Изучить нормальную рентгеноанатомию органов дыхания.

Тема: №2 – Визуальная диагностика при синдромах уплотнения легочной ткани и нарушения бронхиальной проходимости. Особенности у детей

Цель: Ознакомить студентов с синдромным анализом легочной патологии

Задачи: Изучить стадии нарушения бронхиальной проходимости, видами бронхостеноза.

Тема: №3 – Визуальная диагностика синдрома полости, скопления жидкости и воздуха в плевре. Особенности у детей.

Цель: Ознакомить студентов с основными синдромами легочной патологии(наличия полости в легочной ткани и синдрома наличия жидкости и воздуха в плевральной полости).

Задачи: Изучить диагностические признаки синдрома наличия полости в легочной ткани и синдрома наличия жидкости и воздуха в плевральной полости,

проводить дифференциальную диагностику заболеваний при синдроме наличия полости в легочной ткани наличия жидкости и воздуха в плевральной полости.

.

Литература:

1.А.Ю. Васильев, Е. Б. Ольхова, «Лучевая диагностика», для студентов педиатрического факультета, издательство ГЭОТАР – Медицина 2008

2. С. К. Терновой, А. Ю. Васильев «Лучевая диагностика и терапия» том-2, частная лучевая диагностика. 2008г.

3. Труфанов Г. Э. «Лучевая диагностика» 2 тома, 2007г.

Дополнительная литература

1.«Лучевая анатомия», Медицина «Ростов на Дону», Феникс – 2009г.

2.Б.И.Ищенко, Л.Н,Бисенков, И.Е.Тюрин «Лучевая диагностика для торакальных хирургов» Санкт-Петербург,2000г.

3.Тюрин И.Е.«Компьютерная томография органов грудной полости»

Санкт-Петербург,2003г.

4.Дуглас С.Кац, КейвинР.Мас, СтюартА. Гроскин. «Секреты рентгенологии» Санкт-Петербург 2003 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль: Дыхательная система

Тема: №1 –Методы визуальной диагностики дыхательной системы.

Особенности у детей. Визуальная диагностика синдрома уплотнения легочной ткани.

Цель: Ознакомить студентов с основными современными лучевыми методами исследования органов грудной клетки, с методикой проведения лучевого метода исследования и интерпретировать результаты обследования с формулировкой заключения.

Задачи обучения:

1. Определить показания к рентгенологическим, КТ и МРТ, радионуклидным методам исследования. Преимущества применения современных методов визуальной диагностики

2.Изучить методику проведения стандартных лучевых методов исследования.

3.Научить анализировать результаты лучевых методов исследования.

4. Научить составлению протокола исследования и алгоритма дифференциальной рентгенодиагностике при синдроме уплотнения легочной ткани.

Основные вопросы темы:

1. Применение современных методов исследования визуальной диагностики органов грудной полости (рентген, КТ, МРТ, УЗИ, радиоизотопное исследование).

2. Лучевая нормальная анатомия и физиология легких и органов средостения у детей

3.Основные рентгенологические сиптомы заболеваний органов дыхания (обширное затемнение легочного поля, ограниченное затемнение легочного поля, круглая (шаровидная) тень, кольцевидная тень, очаговая тень. Особенности у детей.

4. Рентгенологическое понятие синдрома уплотнения легочной ткани и его проявления.

 

Методы обучения и преподавания:

- устный разбор темы

- ситуационная задача

-разбор рентгенограмм, томограмм, сканограмм, сонограмм.

Литература:

1.А.Ю. Васильев, Е. Б. Ольхова, «Лучевая диагностика», для студентов педиатрического факультета, издательство ГЭОТАР – Медицина 2008

2. С. К. Терновой, А. Ю. Васильев «Лучевая диагностика и терапия» том-2, частная лучевая диагностика. 2008г.

3. Труфанов Г. Э. «Лучевая диагностика» 2 тома, 2007г.

Дополнительная литература

1.«Лучевая анатомия», Медицина «Ростов на Дону», Феникс – 2009г.

2.Б.И.Ищенко, Л.Н,Бисенков, И.Е.Тюрин «Лучевая диагностика для торакальных хирургов» Санкт-Петербург,2000г.

3.Тюрин И.Е.«Компьютерная томография органов грудной полости»

Санкт-Петербург,2003г.

4.Дуглас С.Кац, КейвинР.Мас, СтюартА. Гроскин. «Секреты рентгенологии» Санкт-Петербург 2003 г.

 

7. Контроль:

А. Тесты:

1. Анатомический субстрат легочного рисунка в норме – это

1) бронхи

2) бронхи и легочные артерии

3) легочные артерии и вены

4) бронхи, легочные артерии и вены

5) ацинусы

Правое легкое по Лондонской схеме состоит из сегментов

1)восьми

2)девяти

3) десяти

4) двенадцати

5) одиннадцати

Основой сегментарного строения легкого является разветвление

1) бронхов

2) бронхов и легочных артерий

3) легочных артерий, бронхов и легочных вен

4) легочных артерий и бронхов

5) лимфатических сосудов и бронхов

4.Анатомический субстрат тени корня легкого в норме – это стволы:

1) артерии

2)артерий и вен

3)артерий, вен и бронхов

4) вен и бронхов

 

Рентгеноскопия дает возможность изучить

1) структуру корней легких

2) легочный рисунок

3) подвижность диафрагмы

4) морфологию инфильтрата в легком

5) структуру ребер

Исследованием первого выбора в диагностике заболеваний легких является

1) рентгеноскопия

2) рентгенография в прямой проекции

3) рентгенография в прямой и боковой проекциях

4) рентгеновская компьютерная томография

5) томография

Рентгенопневмополиграфия дает наибольшую информацию об изменениях

1) корней легких

2) средостения

3) легочного рисунка

4)вентиляции легких

5) плевры

Продольная томография необходима в выявлении

1) увеличенных лимфоузлов бифуркации трахеи

2) внутрибронхиальной опухоли

3)малого количества выпота в плевральной полости

4)воздуха в средостении

5)внутрилегочной опухоли

5)секвестрации легкого

Показанием к бронхографии является

1)подозрение на бронхоэктазы

2)выявление распада в инфильтрате

3)определение осумкованного плеврита

4)центральный рак долевого бронха

5)периферический рак легкого

Рентгенограммы на выдохе делаются для выявления

1) выраженного пневмоторакса

2) подвижности диафрагмы

3) выпота в плевральной полости в малом количестве

4) перикардита

5) ателектаза

Б. Архив рентгенограмм, томограмм, сканограмм и сонограмм органов грудной полости

 

 

Первичным рентгенологическим исследованием при пневмонии используют

1) рентгенография в прямой проекции

2) рентгенография в прямой и боковой проекциях

3) рентгеноскопия

4) рентгеноскопия и линейная томография

5)томография

Рентгенологически интенсивность пораженного легкого при крупозной пневмонии зависит от

1)патологоанатомической стадии воспаления

2)размера инфильтрата

3)локализация инфильтрата

4)размера и локализации

5)формы инфильтрата

Отличить долевую пневмонию от ателектаза можно,учитывая

1)объем доли

2)интенсивность затемнения

3)структуру пораженного участка

4)состояния долевого бронха

5)состояние долевого сосуда

 

Для пневмонии с нарушением бронхиальной проходимости характерно

1)объемное уменьшение части легкого

2)объемное уменьшение и воспалительный инфильтрат

3)значительный выпот в плевральной полости

4)отрицательный симптом Гольцнехта-Якобсона

5)объемное увеличение части легкого

Наиболее информативные виды исследований в дифференциальной диагностике рака легкого и ограниченного пневмосклероза

1)рентгенография и томография

2)рентгенография и бронхоскопия

3)рентгенография и бронхография

4)рентгенография и бронхоскопия и бронхография

5)бронхография, ангиопульмонография

Ячеистая деформация легочного рисунка наблюдается при

1)бактериальной пневмонии

2) интерстициальной пневмонии

3)диссеминированном туберкулезе легких

4)фиброзирующем альвеолите

5)эмфиземе легких

 

Б. Архив рентгенограмм, томограмм, сканограмм и сонограмм органов грудной полости

А) вогнутость междолевой плевры

Б) высокое расположение купола диафрагмы

В) интенсивное и гомогенное затемнение доли

Г) смещение междолевой плевры и гомогенное затемнение доли

Д) выпуклый контур междолевой плевры

 

2. На расположение пристеночного образования внутри легкого указывает

А) округлая форма

Б) изменение формы в разных проекциях

В) смещаемость с легким при дыхании

Г) прямые углы образования с грудной стенкой в разных проекциях

Д) отсутствия связи с дыханием

 

Г) стафилокковая

Д) пневмококковая

 

5. При рентген исследовании у больного выявлено сегментарное затемнение с уменьшением его объема. Назовите наиболее вероятный диагноз:

А) внутрибронхиальная опухоль бронха

Б) увеличение корневых лимфатических узлов

В) крупозная пневмония

Г) инфильтративный туберкулез

Д) внутрилегочная аденома

 

В) книзу и медиально

Г) кнаружи

Д) не смещается

 

А) не смещается с легким и меняет форму

Б) смещается с легким и меняет форму

В) не смещается с легким и не меняет форму

Г) смещается с легким и не меняет форму

Д) дыхание не влияет на тень

Б) сморщивающий процесс в легком

В) плевральные шварты

Г) наличие бронхоэктазы

Д) смещение средостения в сторону поражения

 

Б) распад и участки обызвествлений

В) распад и просветы мелких бронхов

Г) участки обызвествлений

Д) распад и фиброз

 

 

Г) оценка процесса в динамике

Д) оценка реакции корня

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (СРС)

Тема: №1 –– Визуальная диагностика (рентгенография, КТ грудной клетки) респираторного дистресс - синдрома)

Цель: Ознакомить студентов с основными современными лучевыми методами исследования органов грудной клетки, с методикой проведения лучевого метода исследования и интерпретировать результаты обследования с формулировкой заключения.

Задачи обучения:

1. Определить показания к рентгенологическим, КТ и МРТ и преимущества применения современных методов визуальной диагностики

2.Изучить методику проведения стандартных лучевых методов исследования.

3.Научить анализировать результаты лучевых методов исследования.

4. Научить составлению протокола исследования и алгоритма дифференциальной рентгенодиагностике (при респираторном дистресс - синдроме).

Форма выполнения: реферат

Критерии выполнения: условия, влияющие на оценочный балл:

- сроки сдачи задания;

- тщательность проведения анализа;

- четкость формулировок и ясность выражения собственных мыслей;

- аргументированность выводов и предложений;

Сроки сдачи: 50-ый час занятий модуля

Критерии оценки

- В случае если СРС будет сдано позже установленного срока, то оценка снижается на 1 балл;

- Если СРС написана без учета требований к его выполнению, то оценка снижается на 1 балл;

- Требования к оформлению не соблюдены, то оценка снижается на 0,5 балла.

Литература:

Основная

1.А.Ю. Васильев, Е. Б. Ольхова, «Лучевая диагностика», для студентов педиатрического факультета, издательство ГЭОТАР – Медицина 2008

2. С. К. Терновой, А. Ю. Васильев «Лучевая диагностика и терапия» том-2, частная лучевая диагностика. 2008г.

3. Труфанов Г. Э. «Лучевая диагностика» 2 тома, 2007г.

Дополнительная литература

1.«Лучевая анатомия», Медицина «Ростов на Дону», Феникс – 2009г.

2.Б.И.Ищенко, Л.Н,Бисенков, И.Е.Тюрин «Лучевая диагностика для торакальных хирургов» Санкт-Петербург,2000г.

3.Тюрин И.Е.«Компьютерная томография органов грудной полости»

Санкт-Петербург,2003г.

4.Дуглас С.Кац, КейвинР.Мас, СтюартА. Гроскин. «Секреты рентгенологии» Санкт-Петербург 2003 г.

Контроль:

1. Применение современных методов исследования визуальной диагностики органов грудной полости (рентген, КТ, МРТ, УЗИ, радиоизотопное исследование).

2. Основные рентгенологические сиптомы органов дыхания при дистресс синдроме

3. Рентгенологическое понятие дистресс синдрома и ее рентгенологическая картина.

Оценка СРС.

 

Форма выполнения: реферат

Критерии выполнения: условия, влияющие на оценочный балл:

- сроки сдачи задания;

- тщательность проведения анализа;

- четкость формулировок и ясность выражения собственных мыслей;

- аргументированность выводов и предложений;

 

Сроки сдачи: 50-ый час занятий модуля

Критерии оценки

- В случае если СРС будет сдано позже установленного срока, то оценка снижается на 1 балл;

- Если СРС написана без учета требований к его выполнению, то оценка снижается на 1 балл;

- Требования к оформлению не соблюдены, то оценка снижается на 0,5 балла.

 

Литература:

Основная

1.А.Ю. Васильев, Е. Б. Ольхова, «Лучевая диагностика», для студентов педиатрического факультета, издательство ГЭОТАР – Медицина 2008

2. С. К. Терновой, А. Ю. Васильев «Лучевая диагностика и терапия» том-2, частная лучевая диагностика. 2008г.

3. Труфанов Г. Э. «Лучевая диагностика» 2 тома, 2007г.

Дополнительная литература

1.«Лучевая анатомия», Медицина «Ростов на Дону», Феникс – 2009г.

2.Б.И.Ищенко, Л.Н,Бисенков, И.Е.Тюрин «Лучевая диагностика для торакальных хирургов» Санкт-Петербург,2000г.

3.Тюрин И.Е.«Компьютерная томография органов грудной полости»

Санкт-Петербург,2003г.

4.Дуглас С.Кац, КейвинР.Мас, СтюартА. Гроскин. «Секреты рентгенологии» Санкт-Петербург 2003 г.

Контроль:

1. Применение современных методов исследования визуальной диагностики органов грудной полости (рентген, КТ, МРТ, УЗИ, радиоизотопное исследование).

2. Основные рентгенологические сиптомы заболеваний органов дыхания при синдроме повышенной воздушности легких.

3. Рентгенологическое понятие синдрома повышенной воздушности легких.

и его проявления.

Оценка СРС.

Форма выполнения: реферат

Критерии выполнения: условия, влияющие на оценочный балл:

- сроки сдачи задания;

- тщательность проведения анализа;

- четкость формулировок и ясность выражения собственных мыслей;

- аргументированность выводов и предложений;

 

Сроки сдачи: 50-ый час занятий модуля

 

Критерии оценки

- В случае если СРС будет сдано позже установленного срока, то оценка снижается на 1 балл;

- Если СРС написана без учета требований к его выполнению, то оценка снижается на 1 балл;

- Требования к оформлению не соблюдены, то оценка снижается на 0,5 балла.

 

Литература:

1.А.Ю. Васильев, Е. Б. Ольхова, «Лучевая диагностика», для студентов педиатрического факультета, издательство ГЭОТАР – Медицина 2008

2. С. К. Терновой, А. Ю. Васильев «Лучевая диагностика и терапия» том-2, частная лучевая диагностика. 2008г.

3. Труфанов Г. Э. «Лучевая диагностика» 2 тома, 2007г.

Дополнительная литература

1.«Лучевая анатомия», Медицина «Ростов на Дону», Феникс – 2009г.

2.Б.И.Ищенко, Л. Н, Бисенков, И.Е.Тюрин «Лучевая диагностика для торакальных хирургов» Санкт-Петербург,2000г.

3.Тюрин И.Е.«Компьютерная томография органов грудной полости»

Санкт-Петербург,2003г.

4.Дуглас С.Кац, КейвинР.Мас, СтюартА. Гроскин. «Секреты рентгенологии» Санкт-Петербург 2003 г.

Контроль:

1. Применение современных методов исследования визуальной диагностики органов грудной полости (рентген, КТ, МРТ, УЗИ, радиоизотопное исследование).

2. Основные рентгенологические сиптомы заболеваний органов дыхания ДС у беременных, детей и стариков.

3. Рентгенологическое понятие диагностики патологии ДС у беременных, детей и стариков и их проявления.

Оценка СРС.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Рентгенодиагностика

МОДУЛЬ

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА».

Визуальная диагностика

Лекционный комплекс

Дисциплина -визуальная диагностика

Код дисциплины VD3217

Специальность 051301- общая медицина

Курс -3

Модуль -Дыхательная система

 

Тема -№1. Методы визуальной диагностики при патологии дыхательной системы, особенности исследования у детей. Общая схема анализа патологических изменений в легких.

Цель: Ознакомить студентов с основными современными лучевыми методами исследования органов грудной клетки

Задачи: Изучить методику проведения стандартных лучевых методов исследования. Определить преимущества применения современных методов визуальной диагностики. Изучить нормальную рентгеноанатомию органов дыхания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.151 с.)