Коммуникационная политика и ее составляющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникационная политика и ее составляющие



Комплекс маркетинга - система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) или комплекс маркетинговых коммуникаций. В рамках общей маркетинговой стратегии разрабатывается соответствующая коммуникационная стратегия. Она реализуется благодаря использованию отдельных элементов (Комплекс коммуникаций-> реклама, личная продажа, пропаганда, стимулирование сбыта). Благодаря правильному сочетанию и использованию всех четырех составляющих элементов комплекса обеспечивается продвижение товара на рынке. Продвижение (promotion) любая форма сообщений, используемая предприятием для информации убеждения или напоминания о своих товарах, услугах или о самом предприятии. Лицо (предприятие), которое финансирует продвижение и в интересах которого оно осуществляется, называется спонсором. Существует два основных и два дополнительных вида продвижения. К основным видам относятся: Реклама - это любая оплаченная форма обезличенного представления и продвижения товаров, услуг, идей, предприятия. Личная продажа - предполагает непосредственный контакт между продавцом и одним или несколькими покупателями с целью предоставления товара и совершенствования продажи. Дополнительные виды: Пропаганда - неличное и неоплаченное спонсором стимулирование спроса на товар, услугу, путем распространения о них и предприятии коммерчески важных сведений в средствах массовой информации. Стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги, а также различные неповторяющиеся сбытовые усилия, которые не входят в стандартные процедуры продвижения. Общая цель продвижения - стимулирование спроса, т.е. увеличение или сохранение спроса на прежнем уровне (в случае падения). Стадии процесса личной продажи: Подбор потенциальных покупателей. Подготовка и контакт с покупателем. Презентация товара. Преодоление возможных возражений Заключение сделки. Последующий контакт с покупателем. В ходе личной продажи покупатель приобретает не товар (услугу), а так же торгового агента как консультанта и советчика. Реклама - это убеждающее средство информации о товаре или фирме, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, готовящая активного и потенциального покупателя к покупке. Различают два основных вида рекламы: Реклама товара (товарная реклама), Реклама в целях создания престижа фирмы (престижная реклама). Различают также рекламу: Непосредственная - осуществляется на коммерческих условиях и указывает рекламодателя, прямо выполняя рекламную функцию по отношению к конкурентному товару или конкурентной фирме. Косвенная - выполняет рекламную функцию не столь прямолинейно, а в завуалированной форме, не используя прямых каналов распространения рекламных средств и не указывая непосредственного рекламодателя. Основой рекламной деятельности в маркетинге является рекламная компания. Это несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое. Основные этапы осуществления рекламной деятельности: Определение целей рекламы Принятие решения о рекламном обращении Выбор средств распространения рекламы Разработка рекламного бюджета Оценка эффективности рекламной деятельности. Способ представления рекламы. Представление свидетельств в пользу товара. Демонстрационная реклама Форма новостей Обучающая реклама Подчеркивающая реклама. Средства распространения рекламы. Реклама в прессе включает самые различные рекламные материалы, опубликованные в периодической печати. Их можно подразделить на две основные группы: рекламные объявления публикации озорно-рекламного характера Печатная реклама. Включает рекламные листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, брошюры, пресс-релиз. Способы распространения: через почту, в ходе выставок, презентаций, доставка непосредственно на предприятие, при контакте в процессе личной продажи. Аудивизуальная реклама. Включает в себя рекламные кинофильмы, видеофильмы, слайдофильмы. Специфическим видом видеорекламы является видео экспресс-информация. Это оперативно сделанный видео сюжет о каком-либо важном для фирмы - рекламодателя событии (выпуск первой партии нового товара, празднование юбилея и т. д.) Компьютиризованная реклама. Носители информации дискеты и магнитной ленты. Ее главное достоинство и недостаток одновременно - почти неизменяемое число абонентов потребителей. Наиболее известен - интернет. Радио- и телереклама. Рекламные сувениры. Неизменным атрибутом является товарный знак, его адрес, иногда почтовые реквизиты. Прямая почтовая реклама (direct mail). Это рассылка рекламных сообщений в адреса определенной группы лиц - потребителей или возможных деловых партнеров. Наружная реклама. Она рассчитана прежде всего, на восприятие широкими слоями населения. Важнейшей функцией наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, распространяемой через другие средства. К ней относится реклама на транспорте и упаковке товара. Выставки и ярмарки. Устная реклама.

 

Ценовая политика: факторы, влияющие на цены

Ценовая политика - совокупность мероприятий и стратегий, которые использует предприятие при установлении цен на реализуемую продукцию. При выработке ценовой политики учитываются издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу и стимулирование сбыта и т.д. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы. Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция. Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; Я потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность. Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса. Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс. Внеэкономические - политические; военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияет: в платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. попросту говоря, наличие денег: объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель; полезность товара и его потребительские свойства. На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы: количество товара, предлагаемого продавцом на рынке; издержки производства и обращения при реализации товара на рынке; цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

 

Ценовые стратегии

Стратегия ценообразования – это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями фирмы. Для классификации ценовых стратегий можно использовать несколько критериев. Типы ценовых стратегий: Определяющие уровень цен на новые товары, Определяющие степень изменения цены, Определяющие поведение цен по отношению к конкурентам, Основанные на товарной и покупательской дифференциации. Ценовые стратегии в маркетинге 1. По уровню цен на новые товары: • стратегия «снятия сливок» • стратегия «цены проникновения» • стратегия «среднерыночных цен» 2. По степени изменения цены • стратегия «стабильных цен» • стратегия «скользящей падающей цены» или «исчерпания» • стратегия «роста проникающей цены» 3. По отношению к конкурентам: • стратегия «преимущественной цены» • стратегия «следования за конкурентом» 4. По принципу товарной и покупательской дифференциации: • стратегия «дифференциации цен на взаимосвязанные товары». «Снятия сливок». Содержание: Кратковременное конъюнктурное завышение цен. Цель: Максимизация прибыли. Условия применения: Сегмент целевого рынка, нечувствительный к цене. Покупатель: Принципиально новый, не имеющий базы сравнения, либо товар повышенного спроса. Фирма: Известна и имеет имидж высокого качества или неизвестна и проводит интенсивную кампанию по стимулированию сбыта в момент запуска продукта. «Цены проникновения». Содержание: Значительное занижение цен на товар. Цель: Захват массового рынка. Условия применения: Массовый с низким или средним доходом, чувствительный к цене. Покупатель: Широкого потребления, узнаваемый, не имеющий заменителей. Имеющая производственные мощности, способные удовлетворить повышенный (из-за низких цен) спрос. «Средне-рыночных цен». Выпуск новых товаров по среднеотраслевой цене. Использование существующего положения. Сегмент целевого рынка со средним доходом, чувствительный к цене. Широкого потребления, стандартизованный, с нормальным жизненным циклом. Имеет среднеотраслевые производственные мощности. «Стабильных цен». Неизменность при любом изменении рыночных обстоятельств. Использование существующего положения Постоянный и солидный, несколько консервативный клиент, для которого важно постоянство цен. Престижный, дорогостоящий. Работает в отрасли, в которой традиционно считаются "неприличными" частые и резкие скачки цен. «Скользящей падающей цены». Ступенчатое снижение цен после насыщения первоначально выбранного сегмента. Расширение или захват рынка. Массовый со средним доходом, "подражатель". Особо модный или используемый лидерами общественного мнения. Имеет возможность увеличения объема производства и частого изменения в технологии. «Роста проникающей цены». Повышение цен после реализации стратегии цены проникновения. Использование существующего положения, завоеванной доли рынка. Массовый, постоянный (приверженец марки). Узнаваемый, отсутствуют заменители. «Преимущественной цены». Достижение преимущества по отношению к конкурентам. Атаковать или защищаться от натиска конкурентов. Давно занятый другими фирмами рыночный сегмент. Широкого потребления, имеет заменителей. Работает в условиях явной для потребителя конкуренции. «Следования за конкурентом». Основана на копировании поведения ценового лидера. Использования существующего положения. Массовый. Имеет равноценный или более устойчивый субститут. Некрупная, в обозреваемом конкурентном пространстве имеет лидера или основного конкурента, имеет возможность осуществлять мониторинг его ценовой политики. «Дифференциации цен на взаимосвязанные товары». Использование широкого спектра цен на субституты, дополняющие и комплектующие товары. Поощрение покупателей к потреблению. Со средними или высокими доходами. Взаимосвязанные товары массового потребления. Работающая с широким спектром товаров. «Ценовых линий». Использование резкой дифференциации цен на ассортиментные виды товара. Создать представление покупателей о принципиальном отличии в качестве с учетом порогов их ценовой чувствительности. Имеет высокую ценовую эластичность спроса. Имеет ассортиментный набор и качество, сложное для однозначного определения потребителем. Имеет опытного маркетолога, возможность дорогостоящих исследований. «Ценовой дискриминации». Продажа одного товара различным клиентам по разным ценам. Поощрение покупок. Постоянный клиент, идентифицируется, эластичность спроса у разных потребителей существенно разная. Уникальный, не имеющий равноценных заменителей. При выполнении маркетинговых работ могут присутствовать стратегии. охватывающие несколько признаков деления. Ценовые стратегии: 1) Стратегия роста или созидательная стратегия. Цели: · захватить долю рынка: · расширить рынок; · сегментировать рынок; · освоить полную номенклатуру продукции данного вида; · модернизировать и совершенствовать товар: · сегментировать спрос. 2) Холдинговая стратегия или стратегия сохранения позиций. Цели: · сохранении имеющейся доли рынка; · проведении интенсивных научно-исследовательских работ по созданию нового продукта и создание венчурных подразделений: · сохранении инвестиций: · проведении соответствующей ценовой политики. 3) Стратегия лазерного луча: Цели: · проникновение и закрепление на рынке, где данный товар отсутствует; · использование накопленного опыта выхода на другие рынки. 4) Стратегия "снятия сливок": Цели: · разумное увеличение норм и маны прибыли за счет сокращения рыночной доли в короткие сроки, при этом часть доли рынка продается конкурентам. 5) Обычная стратегия:

Цели: · недифференцированный маркетинг; · минимальная цена; · завоевание доминирующего положения на рынке.

Товарные стратегии

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходимо детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия. Товарная стратегия - это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и ассортимента товара, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом. Основные задачи разработки товарной стратегии: удовлетворение запросов; оптимизация финансовых ресурсов фирмы; завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существенных товаров и диверсификации сфер деятельности; оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы. Существенное влияние на маркетинговую товарную стратегию оказывает ЖЦТ. Современная тенденция сокращения ЖЦТ предприятия может противостоять интенсификацией маркетинга. Это находит отражение в использовании одного из трех вариантов действий: Модификация рынка Модификация товара Модификация маркетинговых средств. Их цель сводится к проведению мероприятий, направленных на продление ЖЦТ. Модификация рынка - попытка найти новые рынки, использовать новые области и способы использования товара и предложить их с помощью рекламы потребителям. Модификация товара: Повышение качества (функциональность, надежность, удобство пользования); Усовершенствование технико-экономических показателей (повышение производительности, универсальности, эффективности, безопасности и т. д.) Изменение внешнего вида (форма, цвет, запах, материала) Модификация маркетинговых средств: снижение цен с целью привлечения новых покупателей и выхода на новые сегменты рынка; разработка новых видов рекламы, которая носит, в основном, поддерживающий характер; представление дополнительных услуг после продажном обслуживание и т. д. Товар может быть новым: по удовлетворению новой потребности; по отношению к новому потребителю; по отношению к старому товару; по отношению к новому рынку. Классификация новых товаров: 1. Товар, не имеющий аналогов на рынке, являющийся оригинальным итогом принципиально новых открытий и изобретений, являющихся следствиями качественных прорывов в науке. 2. Товар, который имеет весомое качественное усовершенствование по отношению к товарам аналогам имеющимся на рынке. 3. Товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально не изменились. 4. Товар рыночной новизны, то есть новый только для данного рынка. 5. Старый товар, успешно нашедший себе новую сферу применения. сновные этапы создания новых товаров (по Ф. Котлеру): 1. Поиск идей о новых товарах - найдите идею нового товара. Источники: потребители; ученые, которые могут подсказать идею, опираясь на результаты фундаментальных и прикладных исследований; представители торговли, системы сбыта; идеи конкурентов, предложение патентов и лицензий, публикация фирм, профессиональных изданий; информация с ярмарок и выставок; статистические данные. 2. Отбор идей - сведите число идей до минимального количества, проведя отсев всех собранных идей на пригодность к реализации. Критерии отбора идеи: Поскольку идея согласуется с коммерческой целью предприятия, все, что не согласуется с основной коммерческой целью, надо изъять, то есть очистить поле деятельности. Соответствует ли идея производственным, сбытовым, кадровым и технологическим возможностям предприятия. 3. Разработка концепции нового товара. Дается первоначальная экономическая оценка затрат нововведения и прибыльности новой продукции. Выявляются преимущества нового товара по сравнению с уже существующими аналогами Определяются возможности реализации идеи в изделии. 4. Оценка перспектив производства и сбыта новых товаров. Для периодической оценки перспектив того или другого нового товара используется матрица, предложенная в середине 60-х годов американской консультационной фирмой "А. С. Нильсен". В основе - универсальный алгоритм коммерческой оценки товара, включающий четыре этапа анализа: Вероятного рынка нового товара, его состояния и перспектив; Конкурентоспособности товара на анализируемом рынке; Реальных возможностей сбыта товара; Производственных проблем, связанных с обеспечением бесперебойного и своевременного выпуска высококачественного товара. Критерии оценки и сама по себе матрица имеют ценность лишь постольку, поскольку, применяя ее можно использовать весь аналитический аппарат маркетинга. При этом могут использоваться рыночные, товарные, сбытовые, производственные показатели. Работа с матрицей заканчивается формированием интегрального оценочного критерия. Он строится с помощью экспертных оценочных процедур. 5. Разработка товара - создайте опытный образец изделия, полезно запомнить, что ошибки уже на этом этапе сулят большие убытки. Процесс создания опытного образца можно расчленить на несколько фаз: Разработка проекта - Конструирование - Построение модели - Построение опытных образцов - Выпуск серии. Параллельно разрабатывается проект рекламной компании, прогнозируется цена и объем сбыта. 6. Испытания в рыночных условиях - испытайте пробный маркетинг. Сначала полезно испытать товар на пробном, ограниченном рынке до его ввода в большой рыночный мир. Решаются следующие задачи: апробирование самих элементов маркетинга (цена, реклама, упаковка, сбыт) выбор масштаба пробного рынка; количество пробного товара для первых продаж; длительность проведения продаж; оценка результатов. 7. Производственное и коммерческое освоение - определите кому, когда и как предлагать свой товар. Разрабатывается детальный план производства нового товара: исследуются источники снабжения материалами, компонентами, оборудование; подготавливаются рабочие чертежи; производится запуск изделия в производство. Одновременно разрабатываются мероприятия по сбыту: от рекламы до технического обслуживания. Все этапы создания новых товаров должны осуществляться в сжатые сроки. Конкурентоспособность товара является сложной категорией, состоящей из ряда элементов, важнейшим из которых является их качество. Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции (или услуг), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей. Выпуская товар на рынок, фирма должна позаботиться о его узнаваемости потребителями. Это достигается путем использования товарно-знаковой символики и информации. В первую очередь это: "Товарная марка" - это имя, знак, символ (рисунок или их сочетание), требующий для того, чтобы различить товары разных изготовителей. В качестве товарной марки могут быть использованы: Фирменное имя (марочное название) - это буква, слово, группа букв или слов, которые можно произнести (КаМАЗ, ЗиФ, Интурист и др.) Фирменный (марочный) знак - это символ, рисунок, отличительный цвет или какое-либо другое обозначение. Фирменный знак является частью товарной марки, которую можно опознать, но нельзя произнести. Фирменный знак или фирменное имя представляют собой маркетинговые обозначения и на обеспечивают юридической защиты, если не зарегистрированы как товарный знак, которые гарантируют исключительность для их владельцев и создают правовую защиту их интересов. Товарный знак - это обозначения, способствующие отличию товаров одних фирм от аналогичных товаров других фирм или это товарная марка и любая ее часть, которая защищена юридически, силой закона. Товарный знак - это объект собственности, то есть сам по себе является товаром. Основные требования к товарному знаку: простота индивидуальность привлекательность охраноспособность Товарный знак следует всегда выделять, для этого его следует писать либо в кавычках, либо прописными буквами (например, "Жигули" или ЖИГУЛИ). Первое употребление товарного знака в любом тексте необходимо снабдить примечанием. Зарегистрированный товарный знак необходимо снабжать в любых текстах специальным значком - уведомлением R, или иным, принятым в странах, где продается товар. Товарный знак не склоняется. Товарная атрибутика должна отличаться от других, соответствовать продукту, четко запоминаться, произноситься лишь одним способом, должно быть периодически защищено от использования другими, иметь положительные или хотя бы нейтральные значения в других странах. Соприкасаясь с товаром, покупатель, как правило, видит товарный знак на упаковке товара. Это важное орудие рекламы, создания спроса на товар и его стимулирование. Упаковка должна обеспечивать: Предохранение товара от порчи и повреждений. Создание рациональных единиц для транспортировки, погрузки и выгрузки товара. Создание рациональных единиц для складирования товара. Создание наилучших (по всему объему) единиц для продажи товара. Создание рекламы товара. Упаковка должна: отличаться от упаковки конкурентов; помогать покупателю в поиске товара и его быстром отождествлении с производителем; придавать товару его образ, соответствовать уровню цены (поддерживать цену).

 

Сбытовые стратегии

Разработка и реализация сбытовой стратегии предполагает решение следующих вопросов:

Выбор канала сбыта. Обоснование оптимального метода сбыта. Выбор посредников и определение приемлемой формы работы с ними. Организация сервиса. Сбыт - это транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к оптовым и розничным торговым звеньям, предпродажная подготовка и собственно продажа товара. Другими словами, это система всех мероприятий, которые проводятся после выхода продукции за ворота предприятия. Продажа - это личное общение продавца и покупателя, направление на получение прибыли от сбыта и требующее знаний и навыков, определенного уровня торговой компенсации. Канал сбыта (распределение) - совокупность фирм или отдельных лиц, участвующих в процессе продвижения товара от производителя до потребителя. Каналы сбыта имеют определенную ширину и протяженность. Ширина канала сбыта - это число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки. При узком канале сбыта предприятие продает свой товар через одного или немногих участников сбыта; при широком - через многих. Протяженность канала сбыта (уровень канала) - это число участников сбыта и посредников всей сбытовой цепочки. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней. Выбор альтернативного варианта каналов распределения зависит от многих факторов и, в первую очередь, от назначения и характера товара. Канал нулевого уровня (или канал прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. Участие посредников образует каналы косвенного маркетинга. Посредникам при одноуровневом канале на рынке потребительских товаров обычно бывает розничный торговец, а на рынке товаров промышленного назначения - агент по сбыту, или брокер (посредник), или комиссионер. Розничный торговец - это человек (предприятие), непосредственно сбывающий относительно большое количество товара конечному потребителю. Он приобретает товар либо у оптовиков, либо у производителя. Брокер - это человек, продающий товар, не приобретая его в собственность, а лишь сводя продавца и покупателя, получает от совершения сделки комиссионные вознаграждения. Комиссионер - это человек, имеющий склад с товарами, который продает от своего имени, но за счет фирмы, производящей эти товары. Агент по сбыту (оптовый агент) - это человек, работающий по договору с производителем и ведущий операции за его счет, не являющийся собственником товара. Посредником при двухуровневом канале на рынке потребительских товаров обычно бывает розничный торговец, а на рынке товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор (торговец) и дилер (оптовый или розничный торговлей). Дистрибьютор - независимая посредническая фирма, осуществляющая сбыт продукции розничным торговцам и предприятиям на основе оптовых закупок у фирм - производителей. Дилер - это независимый мелкий предприниматель, специализирующийся на продаже товаров длительного пользования, которые требуют значительного сервиса. При трехуровневом канале между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик, который покупает товары у крупных оптовых торговцев и перепродает их небольшим предпринимателям розничной торговли. Представители сбытовой деятельности работают через определенные сбытовые организации, которые можно разделить на две группы: Группа1. Организации, обеспечивающие сбыт, состоящие из транспортных предприятий, складских организаций, банков и финансовых учреждений, специализирующихся на товарных операциях, сбытовых лабораторий и центров информации по сбыту. Группа 2. Звенья оптовой и розничной торговли: оптовые фирмы, товарные биржи, торговые дома, универмаги, универсамы. Товарные биржи - это постоянный и организованный оптовый рынок, на котором осуществляется торговля большими массами однородных товаров, поддающихся стандартизации. По статусу биржа - общественная организация, не имеющая своей целью получение прибыли. Торговый дом - крупно оптово-розничная фирма, действующая также в сферах производства финансов. Методы распределения: Прямой или непосредственный сбыт, не позволяющий установить прямые контакты с покупателями, не прибегая к услугам независимых посредников, распространен на рынке средств производства. Используют директ-маркетинг (прямая работа с клиентами) и телефон-маркетинг (телемаркетинг) - реализация товаров и услуг по телефону. Косвенный сбыт - производители товаров используют услуги различных независимых посредников. Комбинированный или смешанный сбыт - использование как прямого, так и косвенного сбыта. Форма работы предприятия с посредниками: а) экстенсивный сбыт - размещение и реализация товара на любых предприятиях торговых посредников, которые готовы и способны этим заниматься. б) исключительный сбыт - выбор одного торгового посредника в данном регионе, который и будет продавать продукцию изготовителя. в) выборочный (селективный) сбыт - выбор ограниченного числа посредников. Техническое обслуживание (сервис) - комплекс услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования, другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации. Различают: Предпродажный сервис предусматривает необходимость исключить какое-либо случайное отклонение от формы в работе изделия и его составных узлов и механизмов, проводится ряд операций, придающих изделию наилучший товарный вид. Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по чисто формальному признаку: бесплатный или за плату. Форма организации сервиса: сервис ведется исключительно персоналом производителя; сервис осуществляется персоналом предприятия-изготовителя; сервис поручается независимой специализированной фирме; сервис осуществляется посредником (агентские фирмы, дилеры); сервис поручается персоналу предприятия - покупателя.

 

36. Стратегическое планирование в маркетинге

Под стратегическим маркетинговым планированием понимается процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей фирмы на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и шансами в области маркетинга. Любая разумная деятельность должна быть направлена на достижение поставленных целей на предприятии, разработка стратегий их достижения, а также программ, отражающих, какие конкретные действия должны быть приняты, как и когда, осуществляется руководство на основе участия и рекомендаций служб маркетинга. Таким образом, предприятие в каждый момент времени должно иметь стратегическую маркетинговую программу. На основе стратегической маркетинговой программы формируется общий стратегический план предприятия, в котором маркетинговый каркас обрастает финансово-экономической, технической, организационной плотью. Стратегическая маркетинговая программа состоит из трех взаимосвязанных блоков: Цели предприятия Стратегия хозяйственного портфеля Стратегия роста фирмы. Цель - это ориентир, к которому должно идти предприятие в своей деятельности. Чтобы правильно выбрать путь, необходимо знать исходное положение предприятия. Для этого, на первом этапе маркетингового стратегического планирования проводится всесторонний анализ его текущей деятельности (ситуационный анализ). В процессе ситуационного анализа необходимо учитывать множество внешних и внутренних факторов. Ситуационный анализ дает возможность оценить внутренние возможности и ресурсы предприятия, его сильные и слабые стороны, определить тенденции изменения внешней среды и степень адаптации предприятия к этим изменениям. На втором этапе стратегического маркетингового планирования осуществляется отборка целей предприятия. Цели должны характеризоваться: Конкретностью и измеримостью, то есть установление точных заданий в аспектах деятельности. Цели должны быть, на сколько это возможно, количественно выражено, что необходимо для осуществления проверки их выполнения. Цели также могут предусматривать повышение престижа фирмы совершенствование структур управления и т. д. Такие цели называют качественными. Требование к измеримости особенно важно применять к качественным целям. Достижимостью, то есть должны быть выполнимыми и подсказывать направление действия. Они должны быть расчленены на частные задачи, выполнение которых можно поручить конкретным подразделениям или сотрудникам. Ориентацией во времени, т. е. определить соотношение целей разного временного горизонта (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные). Цели должны бать взаимоувязаны и не противоречить друг другу. К выбору целей необходимо подходить избирательно. Из множества задач, стоящих перед предприятием, в качестве целей надо уметь выделить самые существенные, чтобы на них можно было сосредоточить ресурсы предприятия. Должны быть определены приоритеты целей, для этого рекомендуется использовать метод построения "дерева целей", который заключается в следующем: Выделяют главную цель и цели, которые определяются ею. Для достижения главной цели ставятся цели второго уровня, для их достижения - цели третьего уровня, могут быть промежуточные цели, подцели. В конечном итоге получается дерево целей фирмы. При построении "дерева целей" руководствуются тремя принципами: Принцип 1. Построение по временным интервалам, когда главной является глобальная долгосрочная цель, определяющая другие долгосрочные цели, а они в свою очередь определяют среднесрочные цели, которые затем определяют краткосрочные цели. Принцип 2. Построение по функциональному признаку. В данном случае главной целью выступает цель всей фирмы, определяющая цели отдельных функциональных подразделений предприятия, которые определяют цели подразделения фирмы. Принцип 3. Построение по функционально-временному признаку, объединяющие оба изложенных принципа вместе. Целей должно быть четыре-шесть. Основными базовыми целями, исходя из опыта японских фирм являются: Объем продаж Темпы роста (объема продаж или прибыли) Прибыль (которая может выражаться в виде валовой прибыли, отношением прибыли к объему продаж или акционерному капиталу, доходом на одну акцию и т. д.) Доля на рынке Структура капитала. 8.3. Стратегия развития хозяйственного портфеля предприятия. Очень редко предприятие производит один вид товаров, обычно в производственную программу предприятия входит несколько видов товаров, которые могут быть связаны друг с другом или нет. Возможные варианты выпуска предприятием товаров. Товары, связанные друг с другом. Основные и дополнительные товары. Дополнительные товары не являются профильными, но часто выпускаются из отходов основных товаров. Например: основная продукция типографии - это книги, дополнительная - из отходов - серпантин, бумажные игрушки, календари и т. д. Товары, связанные одной технологической цепочкой. Например: стальной прокат, частично продаваемый на сторону, частично используемый для производства стальных деталей, часть которых продается, а из оставшейся части изготавливаются стальные конструкции. Все, что выпускает предприятие, называется содержимым хозяйственного портфеля фирмы. В зависимости от того, какие виды продукции выпускаются, портфель фирмы разбивается на несколько ассортиментных групп или работающих на определенный рынок или его сегмент. Такое подразделение фирмы называется стратегическим хозяйственным подразделением (СПХ). Сочетание СПХ в портфеле фирмы и направления их развития определяются стратегией развития фирмы. Стратегия роста фирмы заключается в определении основных направлений решения деловой активности. Она разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза, долгосрочных перспектив развития рынка (рынков), анализа потребностей покупателя, оценки ресурсов и возможностей предприятия. Глобальными базовыми направлениями маркетинговой стратегии являются следующие направления: Стратегия сегментации - расширение активности предприятия "вглубь", сегментация существующих рынков с целью охвата своей продукцией новых групп потребителей. Стратегия диверсификации - расширение активности фирмы "вширь", то есть диверсификация производства, т. е. пополнение производственной программы новыми видами, как связанными с основным профилем предприятия, так и не связанными с ним Стратегия интернационализации. - расширение активности через "границы". Она проводится за счет освоения новых зарубежных рынков. Количественный рост- это наращивание объема производства неизменной номенклатуры товаров для старого рынка. Базовая маркетинговая стратегия - долгосрочный план предприятия или так называемый "грубый план".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.156.46 (0.031 с.)