Тема 4. Исследования в современном менеджменте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Исследования в современном менеджменте.



Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Характеристики исследования. Объект и предмет исследования: определение и взаимоотношения. Методология исследования. Организация исследования. Потребности, цели и ресурсы исследования. Тип исследования. Результативность исследования. Системный анализ в исследовании управления. Система управления как объект исследования в условиях изменяющейся внешней среды. Управление системой. Управление в системе: процесс саморегулирования. Взаимодействие между управляющей и управляемой системой. Механизм обратных связей, их исследование и проектирование. Принцип необходимого разнообразия У.Эшби. Неопределенность и энтропийные характеристики системы.

Тема 5. Методология исследования систем управления.

Единство методологии и организации исследования управления. Разработка гипотезы и концепции исследования систем управления. Функциональная роль исследования в развитии системы управления. Типология мышления и методологические схемы исследования. Концептуальная модель в исследовании. Понятийный аппарат и определения. Методы классификации, декомпозиции, стратификации и типологии. Методы функционального и морфологического анализа систем управления. Исследование и проектирование информационных потоков в системах управления.

Тема 6. Моделирование как метод.

Типы моделей и принципы их построения. Моделирование в исследовании систем управления. Логический аппарат исследования систем управления. Приемы анализа и обоснования. Состав методов исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.

Тема 7. Планирование и организация исследования систем управления.

Цель и программа исследования: структура, разработка и содержание. Планирование процесса исследования систем управления. Организация процесса исследования систем управления. Технология исследования. Интегральный (коллективный) исследовательский интеллект, принципы его формирования и использования. Типологические признаки личности в интегральном интеллекте.

Тема 8. Инструментарий и применение специфических диверсифицированных методов в исследовании систем управления.

Исследование управления посредством социально – экономического экспериментирования. Тестирование в исследовании систем управления. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Социологические исследования систем управления. Экспертные оценки в исследовании систем управления и применение SWOT – анализа. Рефлексионное исследование систем управления.

Тема 9. Диверсифицированные методы исследования.

Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления. Метод "мозгового" штурма. Метод синектики в исследовании управления. Операторы синектики. Метод Метчета в исследовании управления. Варианты подходов. Варианты суждений. Варианты стратегий и тактик. Варианты взаимодействий и формулирования понятий. Варианты препятствий. Пять режимов мышления в методе Метчета.

Тема 10. Оценка результативности исследований систем управления и теория организационной эффективности.

Исследовательский потенциал управления. Оценки в исследовании систем управления. Принципы оценивания. Виды оценки параметров управления. Система показателей для исследования управления. Научная и практическая эффективность исследования. Теория организационной эффективности и системы управления.

Тема 11. Диагностика и организационное перепроектирование систем управления.

Организационное перепроектирование и создание эффективной организации. Методология выявления причин организационных патологий. Количественная и качественная оценка свойств и состояния систем управления в организации при проведении диагностического анализа. Выявление организационных и системных противоречий при диагностике управленческих процессов в организации. Диагноз проблем и разработка альтернативных подходов к изменениям в области менеджмента. Стратегия организационно – экономических изменений и организационного развития предприятия, корпорации. Принципы обучения в рамках организационного развития.

Специфика процессов организационного проектирования и перепроектирования в отечественных системах управления в рамках формирования национальной модели менеджмента.

Тема 12. Стратегическое управление предприятием, корпорацией и его составляющие.

Потенциал, стратегия, конкурентоспособность. Стратегии, структура и системы управления. Три уровня стратегии. Корпоративный уровень. Бизнес-уровень. Операциональный уровень. Корпоративный план, мастер план, бизнес - план: определение и взаимосвязь между ними. Оптимальная специализация управленческих иерархических уровней. Иерархия целей и стратегий. Стратегические компетенции в различных типах хозяйственных систем. Стратегические компетенции на предприятии, в корпорации. Продуктовая и технологическая стратегии. Производственная стратегия. Социальные стратегии. Кадровая стратегия. Маркетинговая стратегия. Финансовая стратегия. Принятие стратегических решений в условиях прогнозируемой нестабильности: концептуальные подходы и технологии снижения степени неопределенности.

Тема 13. Эволюция проблем и методов стратегического управления.

Финансовое планирование. Перспективное планирование. Стратегическое планирование. Стратегический и рыночный менеджмент. Стратегия и тактика развития организации: баланс приоритетов. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии, в корпорации. Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на эффективность менеджмента. Структура деловой среды и ее изменение. Формулировка стратегии.

Тема 14. Этапы и базовые составляющие стратегического планирования.

Определение миссии компании и долгосрочных целей хозяйственного развития. Определение стратегий и реализующих их политик. Воплощение стратегии. Стратегические программы и их структура. Технические, технологические, инвестиционные и финансовые проекты. Годовые цели и бюджеты предприятия, корпорации и их подразделений. Процедуры принятия решений и использования бюджетов. Оценки происходящих изменений и развития. Организационные формы стратегического контроля.

Тема 15. Распределение обязанностей и ответственности за стратегическое планирование по уровням управления в компании.

Корпоративная ответственность за стратегическое планирование: Ответственность на бизнес – уровне и на операциональном уровне. Разработка документов в процессе стратегического планирования. Рассмотрение, экспертная оценка, рекомендации. Санкционирование действий, визирование и утверждение разработанных документов. Планирующие действия. Идентификация предпочтительных "мишеней". Определение горизонта планирования. Организация и координация усилий в рамках формируемой планирующей организации. Принятие предположений относительно поведения и изменения внешнего окружения. Сбор информации и прогноз. Прогноз продаж. Оценка устойчивости, эффективности, сильных и слабых сторон предприятия, корпорации. Оценка конкурентного окружения. Стратегический анализ. Ситуационный анализ. Формулировка и отбор альтернативных стратегий изменений на бизнес-уровне. Подготовка, обновление бизнес - планов. Оценка и отбор технических, технологических, инвестиционных и финансовых проектов. Определение политик и их корректировка. Пересмотр бизнес - целей и планов, если развитие отклоняется от желаемого. Интегрирование планов. Сосредоточение ресурсов. Оценка прогрессивного в происходящем развитии и эффективности планов.

Тема 16. Миссия компании.

Спецификация базового продукта или услуг. Стратегическая сегментация и определение рыночных приоритетов. Основной (первичный) рынок предприятия. Определение принципиальной технологии производства или оказания (доставки) услуг. Основополагающие цели компании как "ядро" долгосрочных целей. Стратегическая "миопия". Философия действий компании в сферах маркетинга и потребительских услуг, менеджмента, управления человеческими ресурсами, финансов и контроля. Операциональная философия как "кодекс поведения" в компании. Формирование общественного имиджа компании. Концепция развития и требования ответственности к компании. Стандарты описания миссии. Смысл миссии для менеджера и персонала.

Тема 17. Стратегия предприятия (корпорации).

Основная (ведущая) стратегия предприятий (корпорации): способы формирования и типологии. Долгосрочные цели, стратегические сферы, применительно к которым они формулируются. Долгосрочные цели, и стратегии бизнес - уровня. Годовые цели и развивающие функциональные стратегии. Развивающие и связывающие политики. Оценка отраслевой привлекательности и изменений во внешнем окружении. Элементы и структура операционального окружения. Потребители. Поставщики. Поставщики и кредиторы: источники ресурсов. Кредиторы. Конкуренты. Группы влияния. Акционеры. Органы государственной исполнительной власти. Местные сообщества. Занятые/профсоюзы. Торговые и промышленные ассоциации. Сканирование и мониторинг операционального внешнего окружения: технологии исследования и прогноза. Технологическое окружение и структура расходов на исследования и развитие в хозяйственных системах различных типов. Зоны концентрации технологических усилий. Новые продукты. Патентная защита.

Тема 18. Макроэкономическое внешнее окружение и его оценка в рамках стратегического менеджмента предприятия (корпорации).

Динамика макроэкономических изменений в различных типах хозяйственных систем. Изменение относительных цен, уровни инфляции, процентные ставки, уровни безработицы и заработной платы, энергетические издержки, тренды в изменении структуры валового внутреннего продукта. Политико-правовое внешнее окружение. Политико-правовая координация экономической деятельности в различных типах хозяйственных систем. Налоговое законодательство. Фритредерство и протекционизм. Антимонопольное регулирование. Регулирование внешнеэкономической деятельности. Стратегические приоритеты государственной инвестиционной поддержки. Стабильность правительства. Модальность в использовании принципиальных схем, методов и способов административно - политической координации в государственном регулировании.

Тема 19. Социокультурное внешнее окружение и его оценка в рамках стратегического менеджмента предприятия (корпорации).

Структура социальных групп и их иерархическая "пирамида". Демографические характеристики и региональные сдвиги в расселении населения. Жизненные ожидания. Уровень развития семейных институтов. Изменения в стиле жизни. Карьерные ожидания. Социокультурные факторы потребительской активности. Система ценностей. Оценка их структуры, целостности и устойчивости. Культурные различия и их определяющее влияние на национальную модель менеджмента. Структура и компоненты мультинационального окружения. Сканирование мониторинга социального окружения предприятия, корпорации: технологии исследования и прогноза.

Тема 20. Стратегический анализ внешнего окружения.

"Матрица" анализа трендов внешнего окружения. Оценка вероятности прогнозируемых событий в изменении внешнего окружения и их влияния на предприятие, корпорацию. Матрица приоритетов событий при оценке внешнего окружения. Качественная оценка логики происходящих изменений в различных типах хозяйственных систем. Ситуационный анализ внешнего окружения, методы и технологии построения сценарного прогноза развития предприятия, корпорации. Практика использования различных технологий прогнозирования в стратегическом менеджменте. Учет ожидаемых изменений в внешнем окружении при проектировании стратегических альтернатив и отборе решений. Составление сценарного прогноза.

Тема 21. Стратегический анализ конкурентного окружения и конкурентоспособности предприятия (корпорации).

Теория М. Портера. Пять конкурентных сил: угроза новых конкурентов; угроза появления товаров субститутов; способность покупателей добиваться снижения цен; способность поставщиков добиваться повышения цен; соперничество между действующими конкурентами. Ситуационный анализ и прогнозирование изменения конкурентного окружения предприятия, корпорации. Конкурентная позиция. Профили конкурентоспособности продукта, предприятия. Маркетинговая позиция. Рыночная доля. Ширина продуктовой линии. Эффективность каналов распределения. Ценовая конкурентоспособность. Сравнительное качество продукта. Реклама и ее эффективность. Опыт в соответствующей отраслевой сфере бизнеса. Финансовая позиция. Издержки, связанные с использованием сырых материалов. Текущая и долгосрочная ликвидность предприятия, бизнеса компании. Преимущества собственности и основного счета. Производственная и технологическая позиция. Состояние исследований и развития. Размещение и возраст производственного оборудования и зданий. Производственные мощности и уровень их загрузки. Состав рабочей силы. Качество (достоинства) персонала. Общий имидж. Контрольный лист для анализа силы и слабости конкурентной позиции предприятия и его конкурентного окружения. Оценка конкурентоспособности продукта (услуги) предприятия. Лист оценки конкурентоспособности продукта (услуг) предприятий - конкурентов. Анализ хозяйственного профиля основных конкурентов: размеры рынка; особенности вхождения, внедрения на рынок; степень втягивания в операции на изучаемом рынке; рыночный спрос; рыночная диверсификация; освоение производства изделий; способы продления жизненного цикла изделий; способы повышения конкурентоспособности изделий на изучаемом рынке; ассортимент продукции и его обновление; конструкция и дизайн продуктов; новые изделия; цены на новые и освоенные изделия; реклама; сбытовые службы; содействие сбытовым организациям; структура каналов сбыта; размеры каналов сбыта; контроль за каналами сбыта.

Тема 22. Анализ компании.

Идентификация стратегических внутренних факторов. Функциональное направление. Анализ состояния маркетинга, финансов, исследований и развития, осуществление операций, состава и качества персонала, организации общего менеджмента. Оценка стратегических последствий сильных и слабых сторон предприятия, корпорации. Цепочка ценностей М. Портера. Девять базовых категорий активностей на бизнес - уровне. Первичные (основные) активности. Логистика и материально - техническое обеспечение деятельности предприятия: получение, хранение, сортировка и распределение по производственным единицам сырья и комплектующих, транспортная переработка, складирование, управление запасами, график доставки автотранспортом, возврат поставщикам). Операции. Сбыт и логистика отгружаемых товаров. Маркетинг и продажи. Послепродажное обслуживание. Вторичные (поддерживающие) активности. Фирменная инфраструктура. Управление человеческими ресурсами. Технологическое развитие. Закупки. Оценка стратегических внутренних факторов: сравнение с прошлым; сравнение с конкурентами; сравнение с основными факторами успеха в отраслевой сфере бизнеса; этап эволюции продукт/рынок. Анализ возможностей привлечения финансовых ресурсов. Определение альтернатив инвестиционного развития и стратегический выбор.

Тема 23. Систематизация концептуальных идей стратегического менеджмента. Логическая периодизация развития теории и практики стратегического менеджмента.

Б.Хендерсен и концепция БКГ. Типовые стратегии М. Портера: минимизация издержек; дифференциация, концентрация. Стратегия реинжиниринга: реорганизация производства; снижение издержек; повышения качества; сокращение персонала; техническое перевооружение. Идеология Г. Хамела и К. Прахалада. Концепция М. Трейси, Ф. Вирсемы: понимание статус - кво; реалистичные варианты действий; разработка подробных проектов и принятия трудных решений. Схема "5-П" стратегии по Г. Минцбергу. Стратегия как план достижения в будущем желательного состояния позиции. Стратегия как принцип поведения и осуществления действий в настоящем. Стратегия как позиция. Стратегия как перспектива, основной способ действия, "теория бизнеса" организации. Стратегия как особый отвлекающий "маневр", предпринимаемый с целью оказать давление на конкурента.

Тема 24. Модели и школы стратегического менеджмента: школы дизайна и планирования.

Школа дизайна и основные ее предположения. Базовый инструментарий школы дизайна: маркетинговый аудит; SWOT - анализ; рыночный профиль компании. Матрица стратегических возможностей. Матрица стратегических угроз. Конкурентный профиль компании. Матрица степени использования факторов. Общая (сводная) матрица школы дизайна. Преимущества и недостатки школы дизайна. Школа планирования и основные ее предположения. Построение стратегии как формальный процесс. Стратегия как результат планирования. Сценарные подходы. Контроль. Стратегический маркетинг. Преимущества и недостатки школы планирования.

Тема 25. Модели и школы стратегического менеджмента: школы позиционирования и предпринимательства.

Школа позиционирования и основные ее предположения. Построение стратегии как аналитический процесс. Модель PIMS. Модель БКГ. Модель консалтинговой компании Артур де Литтл. Модель фирм Маккинси - Дженерал электрик. Модель фирмы Шелл. Модель Абеля и Хаммонда. Модель Хоффера и Шенделя. Модель Портера. Модель Ансоффа. Школа предпринимательства и ее основные предположения. Стратегия как способность предвидения. Факторы эффективности стратегического менеджмента: профессиональный опыт: способность достижения цели; оригинальное видение ситуации.

Тема 26. Модели и школы стратегического менеджмента: когнитивная школа и школы обучения, власти, культуры.

Когнитивная школа и ее основные предположения. Стратегия как познавательный процесс. Стратегия как концептуальная схема достижения результатов. Стратегия как способ получения информации, ее обработки и моделирования. Школа обучения и ее основные предположения. Стратегия как схема действий, основанная на прошлом опыте. Развитие обучающей модели. Стратегические инициативы и развивающаяся стратегия. Стержневые компетенции. Динамический подход к развитию организационный способностей. Школа власти и ее основные предположения. Стратегия как внеэкономическая политическая категория. Микровласть. Макровласть. Стратегия как инструмент расширения контроля. Стратегия как переговорный процесс. Кооперативные стратегии. Школа культуры и ее основные предположения. Организационная культура - важнейший элемент производственной функции. Стратегия как продукт социального взаимодействия. Собственники, менеджеры, персонал. Стратегия как накопление и сохранение конкурентных преимуществ. Разрыв между общей организационной культурой как стратегическое отклонение, стимулирующее организационное изменение.

Тема 27. Модели и школы стратегического менеджмента: школы внешней среды и конфигурации.

Школа внешней среды и ее основные предположения. Теория ситуационных факторов. Стратегия как реакция на среднесрочные и долгосрочные изменения деловой среды. Стратегическое регулирование жизнеспособности организации. Школа конфигурации и ее основные предположения. Стратегия как процесс трансформации, перехода организации из одного качественного устойчивого состояния в другое. Конфигурация устойчивых структур. Принципы сравнительного анализа концептуальных подходов к стратегическому менеджменту. Методология использования концептуальных подходов и моделей стратегического менеджмента в различных типах хозяйственного систем и в рамках различных национальных моделей менеджмента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.021 с.)