Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Макроэкономические показатели, цели и инструменты макроэкономической политики.

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

061100 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕНЕДЖЕР

 

СОГЛАСОВАНО   Зам. председателя УМО по направлению «Менеджмент», д.э.н., профессор _____________________ Коротков Э.М.   «____»_____________200___ г.   УТВЕРЖДЕНО   Председатель Ученого Совета КГТУ   _____________________Дьяконов С.Г.   «____»_____________200___ г.  
   

 

2003 г.

Программа составлена с учетом квалификационной характеристики менеджера, государственного образовательного стандарта второго поколения, типовых рабочих программ дисциплин специальности 061100 «Менеджмент организации» и внутривузовского Положения о государственном экзамене по специальности.

 

Разработчики программы: д.э.н., профессор Семенов Г.В., к.э.н., доцент Гилязутдинова, к.э.н., доцент Северьянов О.И., к. психолог. наук, доцент Соколова М.М., к. техн. наук, доцент Храмов Ю.В., к.э.н., доцент Джумаева Р.А., к.э.н. Петросян А.П., ассистент Захарова И.В., ассистент Угланова Л.И.

 

Программа комплексного государственного экзамена по специальности 061100 «Менеджмент организации» квалификация менеджер рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности 27.02.03, протокол №7

 

Зав. кафедрой Семенов Г.В.

 

 

Секретарь Тимофеева Л.А.

 

 

I ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 «Экономическая теория» (введение в экономическую теорию)

 

ЗНАТЬ:

-теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

-основные элементы, принципы функционирования и модели рыночной экономики;

-приемы и методы анализа перспективного обоснования тенденций изменений национального рынка;

-механизмы координации, основные типы хозяйственных систем;

-структуру воспроизводственного процесса и хорошо представлять систему взаимодействующих рынков;

-методы прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в обьектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития;

-принципы принятия экономических решений;

-теоретические основы, методы и направления государственного регулирования экономики;

-сущность и содержание фискальной, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики, а также принципиальные схемы их осуществления в различных типах экономических систем;

УМЕТЬ:

-формулировать основные экономические проблемы общества, раскрывать их содержание и возможные пути решения;

-выделять основные составляющие экономической системы и давать им содержательную характеристику;

-проводить анализ системообразующих и структурообразующих связей в различных типах хозяйственных систем;

-формулировать принципы взаимодействия отраслевых и региональных

экономических систем;

-описывать взаимодействие между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями экономической системы;

-проводить вопроизводственный, отраслевой и региональный анализ экономических процессов;

-проводить институциональный анализ происходящих в национальной экономике и ее подсистемах изменений.

 

1.2. «Макроэкономика»

 

ЗНАТЬ:

– основные проблемы, изучаемые на макроэкономическом уровне;

– особенности макроэкономического подхода к исследованию экономических процессов;

– место и роль макроэкономики и ее взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;

- систему макроэкономических показателей;

– основные цели, задачи, инструменты и методы макроэкономической политики государства;

- модели общего экономического равновесия и государственного регулирования макроэкономических пропорций и параметров;

- основные составляющие теории человеческого капитала и структуру рынка труда;

- теория экономического роста и экономического цикла;

- методологические принципы исследования неравновесного экономического развития и определение типов экономического равновесия;

УМЕТЬ:

– самостоятельно рассчитывать и анализировать агрегированные экономические показатели (индекс потребительских цен – ИПЦ, налоговый мультипликатор, коэффициент Джини, денежный мультипликатор и т.д.), а также характеризовать и описывать взаимосвязи в системе макроэкономических показателей;

- выделять признаки неравновесного развития экономики;

– применять теоретические модели для объяснения направлений и типов макроэкономической динамики;

- проводить анализ соотношения темпов изменения значений важнейших макроэкономических показателей;

- выделять и анализировать различные состояния занятости;

– анализировать экономическую ситуацию и прогнозировать последствия проводимой государственной политики.

 

1.3. «Микроэкономика»

 

ЗНАТЬ:

- основные понятия микроэкономики и правильно понимать ее исходные принципы;

-основные принципы и инструменты современного микроэкономического анализа;

- методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;

- основы организации экономики предприятия;

- существующие теории фирмы;

- модели микроэкономики, описывающие экономическое поведение в различных типах хозяйственных систем;

УМЕТЬ:

-правильно применять инструменты микроэкономического анализа на практике;

-грамотно описывать экономические процессы и принимать адекватные им экономические решения.

-объяснить поведение экономических агентов на микроуровне в различных типах хозяйственных систем.

-проводить классификацию ресурсов предприятия;

-давать характеристику внутрипроизводственным отношениям на предприятии;

 

1.4. «История экономических учений»

 

ЗНАТЬ:

-особенности экономических воззрений в традиционных обществах и первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм);

-основные теоретические школы, направления и тенденции в развитии экономической мысли XX века;

УМЕТЬ:

-проводить сравнительный анализ теоретических школ и направлений в истории экономической мысли;

-оценить вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли;

-использовать теоретические модели для объяснения логики и тенденций развития экономических процессов и обоснования степени вмешательства государства в экономику;

 

1.5. «Мировая экономика»

 

ЗНАТЬ:

-основные составляющие платежного и торгового балансов;

-общепринятую экономическую классификацию стран и крупнейших мировых регионов;

-основные методы тарифного и нетарифного регулирования системы таможенного, экспортного, импортного и валютного регулирования;

-схемы привлечения иностранных инвестиций;

УМЕТЬ:

-осуществлять оценку мультинационального окружения;

-выявлять основные тенденции в развитии мировой экономики и давать им развернутую содержательную характеристику;

-проводить анализ отдельных сегментов мирового рынка;

-проводить сравнительный анализ развития стран и регионов.

 

1.6. «Финансы и кредит»

 

ЗНАТЬ:

-основные составляющие системы государственных финансов;

-базовые элементы действующей в РФ налоговой системы;

-принципиальные схемы налогово-бюджетного регулирования;

-основные составляющие системы негосударственных финансов;

-организацию кредитно-денежной системы;

-организацию финансов предприятия и деятельности его финансовой службы;

УМЕТЬ:

-проводить анализ финансовых потоков;

-оценивать степень реализации основных функций финансовой системы в экономике;

-прогнозировать развитие основных сегментов российского финансового рынка;

 

1.7. «Бухгалтерский учет»

 

ЗНАТЬ:

- основы бухгалтерского учета и уметь их использовать при организации финансового и управленческого учета на предприятии;

- виды учета, применяемые на предприятиях и организациях;

- основные методы бухгалтерского учета;

- общие принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях и организациях;

- цели и концепции финансового учета на предприятии;

- цели и концепции управленческого учета;

- основные отличия финансового, управленческого и налогового учета на предприятиях и организациях;

- отражение в бухгалтерском учете основных хозяйственных операций предприятий и организаций;

- основы бухгалтерского документооборота на предприятиях и организациях;

- основные разделы бухгалтерского баланса;

- современные подходы к организации бухгалтерской деятельности;

 

 

УМЕТЬ:

- использовать полученную информацию для выработки управленческих решений;

- осуществлять базовый анализ финансовой отчетности предприятий и организаций;

- анализировать основные хозяйственные процессы на предприятии рамках действующих систем бюджетирования и управленческого учета;

1.8. «Статистика»

 

ЗНАТЬ:

-методы получения статистической информации, ее обобщения и исчисления обобщающих статистических показателей

-методологию экономико-статистического анализа;

-способы оценки достоверности используемой при принятии решений и расчетах статистической информации;

- организацию государственной статистики Российской Федерации;

- виды и формы статистического наблюдения;

- методы получения статистической информации, ее обобщения и исчисления обобщающих статистических показателей;

- основные показатели, используемые в рамках системы национальных счетов и методологию их расчета;

УМЕТЬ:

- исчислять основные статистические показатели;

- производить сбор и обработку статистической информации в рамках проведения экономико-статистического анализа;

- применять экономико-статистический анализ в процессе принятия управленческих решений;

- использовать методы построения количественных статистических прогнозов.

 

1.9. «Хозяйственное право»

 

ЗНАТЬ:

- понятия и признаки юридического лица, способы образования юридических лиц;

- основные организационно-правовые формы собственности предусмотренные ГК РФ;

- обязательства и основания его возникновения;

- основные виды и формы сделок;

- порядок заключения гражданско-правовых договоров;

- основные виды гражданско-правовой ответственности;

- способы защиты прав хозяйственных организаций.

 

 

УМЕТЬ:

- выбирать оптимальные правовые формы юридической регистрации в зависимости специфики деятельности предприятия, организации;

- вырабатывать в процессе хозяйственной деятельности юридически правильные управленческие решения;

- составлять основные виды гражданско-правовых договоров.

 

 

II ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

2.1. «Основы менеджмента»

 

ЗНАТЬ:

- теоретические основы менеджмента;

- место и роль менеджмента и его взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;

- методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

- основные проблемы современного менеджмента и принципиальные возможности их решения;

- принципы принятия и реализации эффективных управленческих решений, функции и методы управления;

- этапы развития теории и практики менеджмента, культурные различия и особенности национальных школ и моделей менеджмента;

- содержание менеджмента как профессиональной деятельности;

- типы организационных структур управления, логика принятия и воплощения управленческих решений в рамках этих структур;

- практические технологии менеджмента, техника личного труда менеджера.

УМЕТЬ:

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- использовать методологические, организационно-экономические, социально-экономические, социально-психологические основы менеджмента, теоретические модели при принятии практических управленческих решений;

- адаптировать, зарекомендовавшие себя, технологии менеджмента к конкретным условиям отраслевой сферы бизнеса и предприятия;

- применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда.

 

 

2.2. «История менеджмента»

 

ЗНАТЬ и УМЕТЬ:

- знать и уметь охарактеризовать вклад каждой из школ управления в развитие менеджмента;

- уметь охарактеризовать отличия в школах управления и стилях менеджмента;

- уметь показать роли, которые выполняет менеджер в различных школах управления.

 

 

2.3. «Теория организации»

 

ЗНАТЬ:

- место и роль теории организаций и ее взаимосвязь с другими разделами экономической и управленческой науки;

- методологические и теоретические основы анализа организационных отношений, процессы организационно-экономического развития сложных социальных систем;

- структурные характеристики социальной организации экономических систем;

- основные элементы и составляющие организационной культуры;

- модели организации;

- методологические и теоретические основы организационного проектирования на предприятии и в корпорации;

- параметры организационного дизайна и их связь с должностными позициями на предприятии и корпорации;

- принципы и критерии группирования организационных единиц на предприятии, в корпорации;

- базовые конфигурации организационных структур управления на предприятии и в корпорации и их свойства;

- структуру и основное содержание разделов типовых положений об отделе (службе) и должностном лице на предприятии;

УМЕТЬ:

- использовать методологические и теоретические основы анализа организационных отношений, процессов организационно-экономического развития сложных социальных систем при проектировании организационных структур управления на предприятии и в корпорации;

- анализировать проблемы предприятий и их комплексов с точки зрения организационных отношений;

- применять системный подход при изучении функционирования и при прогнозировании будущего организации;

- корректно ставить и предлагать направления и методы решения задач организации на предприятии, в корпорации;

- применять на практике к конкретным предприятиям, корпорациям модели организации и специфицировать соответствующие их характеристики;

- обосновывать с точки зрения теории организации меру централизации/децентрализации управления на предприятии, в корпорации;

- определять общие задачи, функции подразделений и проектировать базовые потоки полномочий в организации.

 

2.4. «Организационное поведение»

 

ЗНАТЬ:

- теории поведения человека в организации;

- социальные механизмы взаимодействия личности и организации;

- основные построения систем мотивации персонала в организации;

- основы поведенческого маркетинга;

УМЕТЬ:

- исследовать коммуникативное поведение в организации;

- проводить анализ и владеть основами социального конструирования организации;

- стимулировать персональное развитие в организации;

- анализировать организационное поведение в системе международного бизнеса;

 

2.5. «Маркетинг»

 

ЗНАТЬ:

- основное направление, методы и задачи маркетинга;

- основные принципы маркетинга;

- основные функции маркетинга;

- концепции маркетинга;

- принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и «паблик рилейшенз»;

- роль и значение службы маркетинга в создании нового товара;

- классификацию каналов распределения;

- роль маркетинговых коммуникаций;

- теоретические основы рыночного ценообразования и определения ценовой стратегии и политики на целевом рынке;

- основные методы и способы проведения маркетинговых исследований;

- источники маркетинговой информации;

- методы сбора и обработки данных;

- этапы маркетинговых исследований;

-пути и способы формирования, сохранения и поддержания имиджа фирмы,

имиджа руководителя (менеджера);

-формы и методы взаимодействия со СМИ;

-основные виды и средства распространения рекламы;

-правовые основы PR и рекламной деятельности;

-этические нормы взаимоотношений со служб PR, с заказчиками,

общественностью и конкурентами;

-определять целевые группы и коммуникационные задачи фирмы;

-формулировать PR стратегии и политики фирмы;

УМЕТЬ:

- оценить роль маркетинга в экономическом развитии страны;

- проводить комплексные исследования товарных рынков и осуществлять отбор целевых рынков;

- планировать производство и сбыт;

- Формировать рыночные потребности покупателей;

- проектировать организационную структуру службы маркетинга;

- проектировать систему маркетинговой информации на предприятии.

- определить цели и задачи маркетингового исследования;

- разработать программы и план проведения исследования;

- выбрать методы для проведения исследования;

- определить генеральную и выборочную совокупности;

- провести исследование;

- обработать результат используя методы математической статистики;

- оформить результат в виде отчета;

-разработать информационное сообщение для средств массовой информации

о деятельности фирмы и ее продукции или услугах;

- выбрать средство и канал распространения рекламы;

- составить рекламное обращение на заданную тему;

III ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

3.1. «Управленческие решения»

 

ЗНАТЬ:

- принципы принятия управленческих решений;

- модели и методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности;

- основные составляющие систем и процедур принятия решений;

УМЕТЬ:

- классифицировать управленческие решения по типам и

объектам применения;

- применять методы количественного анализа для выработки

управленческого решения;

-разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать оптимальные, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экономической безопасности;

- находить нестандартные решения типовых задач, а также решать нестандартные задачи (в полной мере данные требования предъявляются к выпускникам, получившим диплом высшей степени);

 

3.2. «Исследование систем управления»

 

ЗНАТЬ:

- современную методологию, широкий спектр методов и приемов исследовательской деятельности;

- функциональные, структурные и информационные характеристики систем управления на предприятии, в корпорации с учетом разнообразных системных «срезов» и конфигураций систем управления;

- современные методы социально – экономической диагностики, получения обобщающих характеристик о состоянии и режимах функционирования систем управления предприятием, корпорацией, агрегирования соответствующих информационных потоков в организационных структурах управления;

- теоретический и логический аппарат исследования систем управления в различных типах хозяйственных систем;

- способы оценки инновационного организационно – экономического и производственно – экономического потенциала предприятия, корпорации, пути достижения высокой эффективности воспроизводства человеческого капитала и стратегического экономического развития;

- методологические и теоретические основы организационного дизайна, методы, технологии организационного проектирования и осуществление организационных изменений на предприятии, в корпорации.

УМЕТЬ:

- использовать приобретенные в процессе обучения навыки самостоятельной, аналитической, проектной, научно – исследовательской и научно – педагогической деятельности;

- формулировать и решать задачи исследования систем управления;

- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разработать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать с учетом имеющихся литературных данных;

- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в области общего, стратегического и функционального менеджмента;

- владеть логическим и методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента, а также оценивать последствия принимаемых управленческих решений;

- разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами менеджмента;

- применять системный подход при анализе управления на предприятии, в корпорации;

- проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу, связанную с планированием, организацией и осуществлением прогрессивных изменений в системах управления на предприятии, в корпорации;

- осуществлять квалифицированную диагностику систем управления;

- владеть теоретическими и практическими навыками перераспределять задачи и функции в обновленной структуре подразделений предприятия и перепроектировать потоки полномочий в системе управления;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

 

 

3.3. «Стратегический менеджмент»

 

ЗНАТЬ:

-положения основных школ формирования стратегии;

-модели стратегического менеджмента;

-этапы и методы стратегического планирования;

-способы структурирования и методы анализа деловой среды;

-базовые технологии разработка стратегических планов и инвестиционных проектов;

-принципиальные схемы привлечения денежных средств для финансирования инвестиционных проектов;

-организационные формы стратегического контроля;

-способы, организационные формы и технологии институализации и воплощения стратегических программ и планов предприятия, корпорации;

УМЕТЬ:

-формулировать цели, задачи и стратегии организации;

-выявлять тенденции, определенную логику в изменении внешнего окружения деловой среды;

-строить качественные и количественные сценарные прогнозы;

-определять основные продукты, базовые рынки и принципиальные технологии в развитии организации, философию компании;

-в рамках намеченных функциональных стратегий формулировать политики;

-разрабатывать стратегические планы, инвестиционные проекты и стратегические программы развития предприятия, корпорации;

-уметь использовать полученные знания для мобилизации внутренних и внешних ресурсов для реализации идей, задач и стратегий организации.

 

3.4. «Антикризисное управление»

 

ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

- классифицировать предприятия по классам платежеспособности

- применять решения относительно дальнейших действий для предприятий банкротов;

- Оценивать перспективы развития ситуации на предприятии;

- применять методы количественного анализа для разработки бизнес-плана финансового оздоровления.

 

3.5. «Логистика»

 

ЗНАТЬ:

- задачи и функции логистики;

- факторы, принципы и тенденции развития логистики;

- принципиальные схемы организации материальных потоков в производстве;

- типовые схемы организации логистики распределения и сбыта;

- основные составляющие организации транспортной логистики;

- формы и способы структурной организации логистического управления;

УМЕТЬ:

- ставить и решать задачи управления производственными запасами;

- формулировать предложения по организации логистических систем эффективного управления ими;

- уметь определять параметры проектируемых логистических систем;

 

3.6. «Управление персоналом»

 

ЗНАТЬ:

-основные направления деятельности в области управления персоналом,;

-Функции отдела управления персоналом;

-принципы методы управления персоналом;

-цели и задачи кадрового планирования;

-основные методы оценки персонала;

-основные методы подбора персонала

-структуру потребностей человека;

-критерии эффективности управления персоналом.

УМЕТЬ:

-разрабатывать критерии при подборе персонала;

-применять организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления;

-обеспечивать эффективность деятельности трудового коллектива;

-разрабатывать критерии оценки персонала;

-вести деловой спор, дискуссию.

 

3.7. «Инновационный менеджмент»

 

ЗНАТЬ:

- современные тенденции развития высокотехнологичных производств, которые могут обеспечить конкурентные преимущества продукции организаций промышленности и сферы услуг;

- о функциях и методах управления инновациями, в том числе о мотивации инновационной деятельности;

- особенности реализации инновационных процессов в управлении и научно-технической сфере;

- основные направления государственной поддержки науки и развития технологий, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции, эффективное использование инновационного потенциала организаций.

УМЕТЬ:

- управлять инновационными процессами;

- обеспечить соответствующие кадровое, информационное и коммерческое обслуживание в ходе осуществления инновационных процессов.

 

 

3.8. «Управление качеством»

 

ЗНАТЬ:

- основные направления, задачи, методы управления качеством;

- современные системы управления качеством (TQM);

- типовые структурные схемы организации службы качества на предприятии;

УМЕТЬ:

- четко формулировать задачи управления качеством на предприятии и рекомендации по их решению;

- выделять основные составляющие систем управления качеством;

 

3.9. «Введение в анализ предпринимательских рисков»

 

ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

- классифицировать риски по типам и местам возникновения;

- применять методы количественного анализа для оценки последствий рисковых событий;

- использовать и реализовывать на практике методы, снижающие риск осуществления проектов.

- получить представление о методологии проведения технической экспертизы проектов.

- получить представление о методологии проведения экономической экспертизы проектов.

 

3.10. «Основы предпринимательской деятельности»

 

ЗНАТЬ:

-задачи современного руководителя предпринимательского типа;

-отечественный и зарубежный опыт предпринимательства;

-основные понятия современного предпринимательства;

-организационно-правовые нормы коммерческой деятельности;

-сущность товарной политики предприятия;

-виды коммерческих сделок;

-действующее законодательство о частном предпринимательстве;

УМЕТЬ:

-планировать предпринимательскую деятельность;

-составлять бизнес-план;

-формировать пакет документов и регистрировать предприятие;

-определять стратегию предприятия, оценивать конъюнктуру рынка;

-правильно платить налоги;

-составлять типовые формы хозяйственных договоров.

 

 

3.11 «Государственная инновационная политика»

 

ЗНАТЬ:

- особенности сегодняшнего экономического состояния в мире,

о взаимовлиянии государственной научно-технической и инновационной

политики и развития производительных сил, современные экономические

методы активизации и стимулиро­вания инновационной деятельности

предприятий, нормативно-правовые основы регулирования инновационной

деятельности и методы воздействия на нее, особенности инновационной

политики со стороны государства в России и в Республике Татарстан.

УМЕТЬ:

- работать с компьютерной базой данных (нормативно-правовая база данных

ИПС «Норматив» и аналогичные) и проводить практические исследования

по поиску, выбору и анализу необходимых законодательных актов для

подготовки документации при работе с инновационными проектами и

программами, при поиске источников финансирования инновационных

проектов на разных стадиях их готовности;

- разрабатывать инновационный проект и инновационную программу

или оказать помощь в разработке инновационного проекта и инновационной

программы техническим специалистам и предприятиям для их представления

в различные инвестиционные фонды, или провести их экспертизу;

- разрабатывать бизнес-план инновационного предпринимательского

проекта и проводить его экспертизу.

 

3.12. «Финансовый анализ»

 

ЗНАТЬ:

-методы финансового анализа и оценки стоимости бизнеса;

-системы финансового учета;

-современные тенденции развития и базовые принципы финансового менеджмента;

-функции и организационных схемы финансового управления;

-механизмы управления платежеспособностью и формирования оптимальной структуры капитала;

-смысл и назначение финансовых документов, а также возможности их использования в системе управления;

-преимущества новых финансовых инструментов в решении финансовых проблем;

-особенности финансового менеджмента в инновационной сфере;

-современные критерии принятия инвестиционных решений;

-принципиальные подходы к финансовому планированию и бюджетированию.

УМЕТЬ:

-использовать на практике методы и инструменты финансового менеджмента;

-проводить финансовый анализ и оценивать финансовое состояние;

-разрабатывать сводный бюджет;

-управлять структурой капитала и определять стоимость собственного капитала;

-выбирать оптимальные финансовые и инвестиционные решения, используя современные подходы и методы;

-формировать эффективный инвестиционный портфель.

-осуществлять оценку финансового положения, платежеспособности и стоимости бизнеса предприятия;


ВОПРОСЫ К КОМПЛЕКСНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

I ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет, метод и основные понятия экономической теории.

Экономические блага и их классификация, полные и частичные. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Экономические законы, категории, отношения, связи. Структура экономической системы и методология её исследования. Экономические институты. Экономические интересы. Теоретические взгляды на функционирование и развитие экономической системы.

Тема 2. Собственность и модели организации экономической системы.

Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Механизмы координации. Управление по ценовым и неценовым сигналам в экономике. Собственность и власть. Рентные отношения как производная институтов власти. «Административные» рынки. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы. Спецификация прав собственности. Эволюция форм собственности. Внешние эффекты (экстерналии).

Тема 3. Основные элементы, структура, принципы и механизмы функционирования рыночной экономики. Инфраструктура рынка.

Товар и его свойства. Теории стоимости. Деньги. Функции денег. Цена товара. Виды цен и тарифов. Рынок продавца. Рынок покупателя. Границы рыночных отношений: А.Смит и Р.Коуз. Модели рыночной экономики. Рынки факторов производства и потребительские рынки. Границы реального сектора и финансовые рынки. Рынки денег и капиталов. Конкуренция и её виды. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции. Теории монопольного доминирования.

Тема 4. Спрос и предложение, потребительское поведение.

Рыночные операции: спрос и предложение. Спрос. Кривая (закон) спроса. Предложение. Кривая (закон) предложения. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение. Модели равновесия на индивидуальном рынке. Излишки потребителя и производителя. Метод сравнительной статики при анализе состояния рынка. Показатели эластичности. Модели поведения потребителя и производителя в различных типах хозяйственных систем. Традиционные универсальные теории потребительского поведения. Потребительские предпочтения, функции полезности, кривые безразличия, бюджетное ограничение. Условия равновесия потребителя. Кривые Энгеля. Эффект дохода и эффект замещения. Потребительский выбор. Блага низшего и высшего порядка. Парадокс Гиффина.

Тема 5. Теория производства.

Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства. Граница производственных возможностей. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Факторы производства, рабочая сила, физический капитал. Производственные функции и их виды. Затраты и результаты: общие предельные и средние величины. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Организация предприятия. Малые, средние и крупные предприятия в экономической системе. Экономические риски и неопределённость.

Тема 6. Теория фирмы.

Фирма в условиях совершенной конкуренции: определение цены и обьема производства. Кривая предложения фирмы на краткосрочном временном интервале. Фирма в условиях несовершенной конкуренции. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Монополия, естественная монополия, олигополия, ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Коэффициент концентрации. Индекс Герфиндаля. Предельные издержки. Предельный доход. Рыночное равновесие, определение цены и обьема производства при монопольном доминировании.

Тема 7. Экономика предприятия и ее важнейшие составляющие.

Понятие предприятия, классификация. Внешняя и внутренняя среда. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство. Валовые выручка и издержки. Сравнение общих, средних и предельных величин выручки и издержек, эффективности: точка безубыточности. Переменные и постоянные издержки. Маржинальная прибыль. Прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная). Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды. Риски, страхование, экономическая безопасность.

Тема 8. Классификация ресурсов предприятия и организация их использования.

Понятие, классификация и значение ресурсов предприятия. Амортизация: понятие, виды и способы ее использования. Кадровая политика предприятия. Проблемы оплаты труда. Заработная плата: формы, уровень дифференциации ставок. Системы заработной платы. Себестоимость: сущность, классификация затрат, факторы влияющие на нее. Маркетинг современного предприятия. Менеджмент современного предприятия. Финансы предприятия. Ценообразование на предприятии. Внутрипроиз<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.015 с.)