Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование бессознательных мотивов в рекламеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Теория личности З.Фрейда)
Одной из главных концепций психоаналитической теории, используемой в современной рекламе, является бессознательное. Фрейд определил бессознательное как хранилище подавленных и вытесненных из сознания примитивных инстинктов, побуждений, желаний, эмоций, воспоминаний. Оно недоступно для осознания, но в значительной степени определяет поступки людей на протяжении всей жизни. «Бессознательное не знает иной цели деятельности, кроме как осуществления желания, и не располагает иными силами, кроме силы желания», - писал Фрейд в своем труде «Толкование сновидений». Бессознательные побуждения, и в первую очередь биологические, генерируют в человеке напряжение. Разрядку этого напряжения Фрейд назвал принципом удовольствия. Однако немедленная разрядка посредством сознательного удовлетворения желания в его «первозданном» виде невозможна, так как человек, ощущая напряжение, ничего не знает о причине его происхождения. Тем не менее, разрядка напряжения происходит с помощью защитных механизмов сознания. Один из этих механизмов направление импульсов, поступающих из бессознательного, на социально приемлемую активность (сублимацuя). Постоянное стремление бессознательного к открытому выражению может получить кратковременное удовлетворение в таких формах, как сновидения, фантазии, шутки, оговорки, в том числе покупки. При этом неосознаваемый материал в этих случаях выражается в закодированной символической форме, в виде так называемых психоаналитических символов. Впервые на необходимость использования в рекламе бессознательных мотивов указал в 1920-х годах доктор Дж. Уотсон, специалист по психологии поведения. Он был убежден, что рекламодателям необходимо понять фундаментальные человеческие мотивы (любовь, страх, гнев и др.) и связать их с рекламируемыми товарами. Тем не менее, широкомасштабные исследования бессознательных мотивов потребителей для рекламных и маркетинговых целей начались только в 1950-х годах. Их пионером стал доктор Э. Дихтер - руководитель Института анализа мотивов (США). Наиболее часто в рекламе используются сексуальные мотивы. Роль как сознательных, так и бессознательных сексуальных мотивов в рекламе постоянно возрастает. Умелое их использование придает рекламируемым товарам особую притягательность и замечаемость. Отклик на такую рекламу целевой аудитории очень высок. Рекламу, использующую сексуальные мотивы, можно поделить на: · рекламу с открытой (сознательной) визуальной и вербальной символикой · рекламу, в которой nрисутствуют психоаналитические сексуальные символы, воспринимаемые главным образом бессознательно и не всегда сознанием. Рассмотрим несколько примеров использования в рекламе бессознательных психоаналитических символов. Авторучка - психоаналитический символ мужского полового органа, а бумага - женского. В журнальной рекламе «Waterman» слева изображена авторучка пером вверх и со снятым колпачком. Надпись: «Ватерман только у солидного французского бизнесмена?». Справа изображена женщина в момент, когда она собирается сесть в автомобиль. В ее руке авторучка и рабочий дневник (т. е. бумага), а улыбающееся лицо повернуто к разглядывающему рекламу. Надпись: «-Может быть». Зонт - также символ мужского полового органа. В российской региональной рекламе магазина на иллюстрации изображена улыбающаяся женщина-продавец, протягивающая мужчине-покупателю зонт. На бессознательном уровне этот жест означает предложение сделать первый шаг, который будет воспринят весьма благосклонно. Мех символизирует половой акт. Поэтому на многих рекламах меховых изделий использованы в качестве моделей женщины, на лицах которых «написано» наслаждение. К сексуальным психоаналитическим символам также относятся некоторые бессознательные жесты и мимика. Например, женщина поглаживает длинную ножку бокала и т. д. Наиболее эротичная печатная реклама чаще всего публикуется в женских журналах. Она больше других реклам привлекает внимание читательниц и пользуется популярностью (также, как и предлагаемые ею товары). Общая отличительная особенность сексуально окрашенных рекламных объявлений - минимум текста. Перегрузка информацией и сексуальные желания – вещи несовместимые. Вторым по важности природным человеческим инстинктом, вытесненным в бессознательное, классический психоанализ считает агрессивность. Сублимированные бессознательные агрессивные мотивы чаще всего используются в рекламе мотоциклов, принадлежностей для экстремальных видов спорта, спортивных автомобилей и т. д. Но это далеко не весь круг товаров, рекламируемых с использованием этих мотивов. В одной рекламе духов показано, как женщина царапает спину мужчины, при этом говорится: «Оставь свою метку на мужчине». К сожалению, при создании рекламы с использованием мотива агрессивности иногда переступается «дозволенная грань» этичности. В результате изучения феномена агрессии многими известными психологами (Доллард, Берковиц, Зильманн, Басс и др.) установлено, что агрессия проявляется при наличии или фрустрации или провокации. При этом если агрессия, возникающая в результате фрустрации, часто находит свое выражение в сублимированной (приемлемой для общества) форме, то агрессия, возникающая в результате провокации - в открытой форме, наносящей моральный, физический или материальный ущерб окружающим. Поэтому, разрабатывая рекламу с использованием мотива агрессии следует помнить, что она должна содержать преимущественно сублимированные агрессивные мотивы, которые позволяют рассматривающему рекламу или покупающему рекламируемый товар индивиду получить разрядку накопленной агрессивной энергии социально приемлемым способом в сублимированной форме. Согласно психоаналитической теории личности первое в своей жизни удовольствие человек получает в младенческом возрасте от сосания груди матери (оральная стадия псuxосексуального развития человека). Рот для младенца - главное сосредоточение активности и интереса. В перерывах между кормлениями ребёнок сосет пустышку, палец, игрушку. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. В зрелом возрасте оральное поведение проявляется в употреблении жевательной резинки, курении, сосании леденцов, переедании. Результаты современных исследований психологического значения некоторых продуктов и бессознательных мотивов их потребления позволили установить ряд закономерностей и правил создания рекламы. К примеру, во многих телероликах, рекламирующих продукты питания, показывают их приготовление и потребление так, что у зрителя «слюнки текут» и появляется желание получить немедленное «оральное удовлетворение» от рекламируемогo продукта. Рассматривая использование концепций психоаналитической теории личности в рекламе, нельзя оставить без внимания первичный нарциссизм младенца и отношение к ребенку родителей. Фрейд в своей работе «О нарциссизме» писал: «При наблюдении отношения любящих родителей к ребенку мы не можем не заметить оживления и воспроизведения их собственного давно оставленного нарциссизма. Их чувства... характеризуются переоценкой объекта, что достоверно указывает на нарциссическое происхождение. Они приписывают ребенку все совершенства, которые не подтверждает трезвое наблюдение, и пренебрегают его недостатками... Родители отказываются в пользу ребенка от культурных приобретений и воскрешают в его личности свои былые притязания. Ребенку покупаются лучшие, чем у родителей, вещи; он не должен подвергаться необходимым требованиям жизни… Ребенку предназначено осуществить несбывшиеся мечты и желания родителей - вместо отца стать героем или выйти замуж за принца в качестве запоздалой компенсации устремлений матери...». Профессионально сделанная реклама детских товаров и магазинов, позиционированная на родителей, всегда находит благоприятный отклик. Поэтому вызывают удивление безликие рекламы многих российских магазинов детских товаров, детской одежды и игрушек. Они используют возможности рекламы всего лишь на 25-40 %. По мере взросления первичный младенческий нарциссизм у мужчины переносится на сексуальный объект – женщину. При этом, согласно Фрейду, наблюдается сексуальная переоценка объекта, которая делает возможным появление влюбленности: либидо отнимается у «Я» в пользу сексуального объекта - женщины. Иначе происходит взросление и развитие женщины. Фрейд пишет: «Вместе с юношеским развитием … наступает усиление первоначального нарциссизма, неблагоприятно действующего на развитие настоящей, связанной с сексуальной переоценкой любви к объекту. Особенно в тех случаях, где развитие сопровождается расцветом красоты, вырабатывается самодовольство женщины... Такие женщины любят самих себя У них и нет потребности любить, важно быть любимой…». Другой тип женщины все-таки делает в своем развитии шаг от (вторичного) нарциссизма к любви к мужчине. По свидетельству Фрейда, эти женщины «до периода половой зрелости чувствовали себя как бы мальчиками, и некоторый период их развития отличался мужским характером…». Тем не менее, нарциссизм присущ, в большей или меньшей степени, всем женщинам. Именно нарциссизм - первопричина женского эксгибиционизма. Мотивы женского нарциссизма и эксгибиционизма с большим успехом используются в рекламе парфюмерии, косметики, женских украшений, женского белья, одежды... Главными героинями в такой рекламе чаще всего выступают известные модели и актрисы. Очень часто, особенно в телероликах, наряду с визуальным использованием нарциссического мотива, рекламные предложения подкрепляются соответствующим слоганом. К примеру, в конце телероликов, рекламирующих косметику «Мауbеllinе», звучит слоган: «Все в восторге от тебя, а ты от «Мауbеllinе», - замечательный слоган, свидетельствующий о том, что создатели этой рекламы хорошо знают психологию женщины. В одном из телероликов, посвященных российской косметике «Черный жемчуг» звучал слоган: «"Черный жемчуг". Подари себе красоту!» Несмотря на то, что основным содержанием бессознательного классический психоанализ считает сексуальные, агрессивные нарциссические инстинкты, значительную его часть составляют другие желания и эмоции. Большая часть их вытеснена в бессознательное в детстве, но есть такие, которые подверглись вытеснению в более зрелом возрасте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.013 с.) |