Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение геополитической ситуации в мирке после II мировой войны.

Поиск

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах. В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли. В процессе послевоенного мирного урегулирования в Ев­ропе произошли значительные территориальные изменения, втч и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пилау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР, образовав Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской об­ласти, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области. По советско-чехословацкому договору "О Закарпатской Ук­раине" от 26июня1945 эти районы были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору "О советско-польской государственной границе "16авгу­ста1945 была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши, там же, где она была демаркирована в сентябре1939 между СССР и Германией, и в целом соответствовала "линии Керзона", предложенной странами Антанты в 1920. На Дальнем Востоке в соответствии с договоренностями, дос­тигнутыми на Крымской конференции 1945, Советскому Союзу был возвращен Южный Сахалин и переданы Курильские острова. После окончания второй мировой войны противоречия, имевшиеся в политике ведущих держав антигитлеровской коа­лиции СССР, США и Великобритании, вспыхнули с новой силой. 1946 стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации. В Западной Европе, оккупированной войсками Соединен­ных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по об­разцу западных демократий. Большое значение в связи с этим имело провозглашение администрацией США 1947 "плана Маршалла", суть которого заключалась в возрождении запад­ноевроп эконом с помощью предоставления финан­совых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безо­пасности (создание Западного союза 1948). Одновременно в странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного со­циализма ". После победы при поддержке СССР так называемых "народно-демократических революций" во 2 ½ 40х у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на СССР. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР "сферы безопасности", что было закреплено в ряде двусторонних дого­воров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгри­ей, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заклю­ченных в 1945-1948. Таким образом, послевоенная Европа была разделена на 2 противостоящие друг другу группировки государств с раз­личной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы: сначала 1949. НАТО под эгидой США, затем в 1955 Организация Вар­шавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами -СССР и США, но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными методами, опираясь на комму­нистические и национально-освободительные силы в капита­листических и колониально зависимых странах, то США стре­мились поставить преграду для распространения коммунизма, делая ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу, что было связано прежде всего с обла­данием США на протяжении почти всей второй половины 40х монополией на атомное оружие. Уже с осени1945 в Москве и Вашингтоне стали разда­ваться довольно резкие высказывания в адрес друг друга, а с 1947 они перешли в открытые угрозы и обвинения; раз­рабатывались планы, военно-политические концепции, ко­нечной целью которых было уничтожение противника, причем США разрабатывали варианты прямого военного нападения. На протяжении 40х происходило постоянное возрастание напряженности в отношениях Восток - Запад, достигшее апо­гея в 1950-1953 во время войны в Корее. До лета1949 еще происходили регулярные совещания мини­стров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых предпринимались попытки найти решение внешнеполитических вопросов. Однако принятые решения, многие из которых были конструктивны, в большинстве своем оставались на бумаге. Так, например, в Европе самой жгучей про­блемой послевоенного периода было решение германского вопро­са. Еще во время войны рассматривались планы расчленения Германии. После войны этот вопрос приобрел резкую полити­ческую окраску. Осенью 1949 было провозглашено сначала образование Федеративной Республики Германии, а затем -Германской Демократической Республики. В азиатско-тихоокеанском регионе аналогичные процессы происходили в Китае и Корее. В Корее, разделенной по 38й параллели, на севере укрепились силы, ориентированные на "советский социализм", а на юге - на "американский капита­лизм". Заявления политических представителей США и СССР различных рангов о желательности создания мирной и единой Кореи преследовали пропагандистские цели, так как каждая из сторон соглашалась на объединение Кореи только при условии установления в другой части своего политического режима. Еще в 1945 СССР, США и Англия договорились отказаться от вмешательства во внутриполитическую борьбу в Китае, однако как США, так и СССР активно и всесторонне (в политическом, экономическом и чисто военном плане) поддерживали своих союзников (соответственно гоминьдановцев и коммунистов). Фактически гражданская война в Китае в 1945-1949 была косвенным военным столкновением между США и СССР. Побе­да китайских коммунистов резко повысила престиж Советского Союза в регионе и, естественно, ухудшила положение США, т. к. последние потеряли сильного и мощного союзника в лице Китая. Победа коммунизма в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов азиатского континента. Боль­шинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии ока­зались на грани перехода к 'Завоеванию социализма". Кроме Китая, на этот путь перешли Северная Корея и Северный Вьетнам. В целях предотвращения "коммунизации" региона капитали­стические государства, и прежде всего США, приступили к созданию военно-политических блоков, на которые они могли бы опереться в борьбе с освободительным движением. В конце40начале50х они опоясали практически весь континент. 1954 был создан блок СЕАТО с участием США, Великобри­тании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филип­пин и Пакистана, а в1955 - СЕНТО (Организация Централь­ного договора), в который вошли США, Великобритания, а также четыре страны Ближнего и Среднего Востока: Турция, Ирак, Иран и Пакистан. С 1951 США создали блок АНЗЮС в аквато­рии Тихого океана (Австралия, Новая Зеландия и США). В отличие от западных стран государства Восточной Европы до середины 50х не образовывали единого военно-политического союза. Но это совсем не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строи­лось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран. Именно поэтому социали­стический лагерь представлял собой монолитный блок, направ­ленный против стран западной демократии.Государства, не желавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическо­му и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению "народной" власти в Чехословакии, туда в феврале 1948 вновь были введены советские войска; из-за противодействия Советской Армии не переросла в крупное восстание тлевшая с 1944 в Польше гражданская война. 1953 были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой удалось вырваться из-под сталинского прес­са, была Югославия во главе с Тито. 1948 она практиче­ски прекратила отношения с СССР. Экономические отношения СССР с другими социалистиче­скими странами развивались в значительной степени на внеэко­номическом базисе. Создание в1949. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) не изменило существовавшего положения. Советская экономическая помощь не могла сравняться по эффективности с американским "планом Маршалла". "План Маршалла" был предложен и Советскому Союзу, однако сталин­ское руководство не могло не отвергнуть его, так как развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека было несовместимо с тоталитарной концепцией управ­ления страной, которую осуществлял Сталин. Отказ СССР от принятия "плана Маршалла" был лишь од­ним из фактов в серии событий, обострявших отношения ме­жду социализмом и капитализмом. Наиболее ярким проявлени­ем этого была гонка вооружений. Во второй половине 40х сначала в США, а затем в СССР зародились планы ведения атомной, химической и бактериологической войн. В40на­чале50х в американском министерстве обороны были раз­работаны конкретные планы ведения войны, в т. ч. и ядерной против Советского Союза. Наиболее известный из них, "Дропшот ", предполагал нанесение ядерных ударов по основ­ным городам СССР. Установка советского руководства на не­избежность третьей мировой войны, всемерная поддержка им коммунистических движений не способствовали уменьшению международной напряженности. Однако наличие взаимной враждебности и недоверия, апогеем которых была корейская война 1950-1953., так и не привело к мировому катаклизму. В начале войны войска северокорейского правительства Ким Ирсена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и "освободили" почти весь Корейский полу­остров. Это было логическим продолжением коммунистиче­ского наступления на Дальнем Востоке, первым этапом кото­рого был Китай, вторым - Корея, третьим - Япония. Чтобы остановить продвижение социализма, США применили свои войска в Корее, действуя под флагом ООН, который резко осудил агрессию Северной Кореи. Северную Корею всесторонне поддерживали Китай и СССР, причем в 1951-1953 в Корее против американцев воевала ре­гулярная армия Китая, выступавшая в виде добровольцев, а в не­бе Кореи и Китая сражалась с американцами советская авиация. Мир оказался на грани глобальной войны, тк в Корее практически происходило военное столкновение СССР и США. Но война не разразилась, и заслуга в этом как советского, так и американского правительств, которые, опасаясь непредска­зуемых последствий, в последний момент отказывались от от­крытых боевых действий друг против друга. Завершение корей­ской войны перемирием ознаменовало собой некоторый спад напряженности в противостоянии социализма и капитализма. Период, последовавший после смерти Сталина и продол­жавшийся до 20 съезда КПСС, характеризовался во внешней политике непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлений кон­сультаций между советским и западным правительствами (сре­ди них можно назвать Берлинское совещание министров ино­странных дел СССР, США, Англии, Франции 1954., Женевское совещание 1954, 1955 и 1959.) по целому ряду кардинальных вопросов, в т. ч. и по вопросам сокращения вооружений (хотя и неудачных по вине обеих сторон), нормализацией отноше­ний с целым рядом стран, включая Югославию, во внешней политике СССР оставались в значительной мере сталинские традиции. Самыми значительными их проявлениями были вооруженные подавления антисоциалистических выступлений в ГДР в1953 и в Венгрии в1956. В обоих случаях выступле­ния народа были подавлены при помощи Советской Армии. В значительной степени международную обстановку в Ев­ропе осложнял австрийский вопрос. В 1945 Австрия была разделена на зоны оккупации США, Англии и СССР. Несмот­ря на то, что в 1949 оккупационные зоны в Германии были преобразованы в суверенные государства, Австрия по-прежнему оставалась оккупированной страной. Одним из главных препятствий в объединении Австрии была позиция СССР, который стремился либо превратить всю Австрию в своего союзника по типу ГДР, либо создать социалистиче­ское государство на основе своей оккупированной зоны. Вы­ход из создавшегося положения наметился лишь в 1955. Вмае1955 в Женеве главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции заключили государственный дого­вор с Австрийской республикой, согласно которому восстанав­ливалась суверенная, нейтральная и независимая Австрия, а к сентябрю1955 из страны выводились оккупационные войска четырех держав-победительниц. Незначительное смягчение противостояния в Европе и на Дальнем Востоке сочеталось с усилением поддержки со стороны СССР коммунистического и национально-освободительного движения. Середина 50х была периодом одного из наивысших взлетов повстанческого движения в Азии. В это время просовет­ские и прокитайские коммунистические движения заняли обширные районы в Малайзии, Таиланде, Южном Вьетнаме, даже незначительно в Индии. Коммунисты входили в правительства Индонезии и Северного Вьетнама. Массированная помощь СССР и Китая делала реальной возможность перехода коммунистов в ряде стран к власти и оттеснению из этого региона США и других кап стран., кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и есте­ственных наук.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.135 (0.009 с.)