Политический и социально-экономический строй в России в эпоху Екатерины II. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический и социально-экономический строй в России в эпоху Екатерины II.



Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота, совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17 июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина стала полно­властной императрицей. Известно, что время царствования Екатери­ны совпало с эпохой Просвещения. Так или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др. - влияла на по­литику европейских монархов. Не избежала такого влияния и Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха в управлении обществом. Вопреки личному желанию императрицы от­казаться от всех законодательных актов, при­нятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и прежде всего: указ. об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии; указ о передаче в государственное управле­ние монастырских и церковных земель (се­куляризация); запрещение покупать крестьян к мануфак­турам.

Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. Она попыталась сделать систему закрытых сословных учебных заведений. По плану Бецкого (президент Академии художеств) были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц, коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. Начало школьной реформы (1782-1786) гг. В уездных городах учреждались 2-х летние малые народные училища (учились все, кроме крепостных), в губернских городах – 4-х летние главные народные училища. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей носило сословный характер. Политика ПА в России, проводимая Екатериной II, так же как и в ряде других стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения. С 1763г. Е II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними гос. дела. 21 апреля 1785 г. в день рождения Е II, одновременно были созданы Жалованные грамоты дворянству и городам для регулирования законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с "Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. "Грамота на права и выгоды городам Российской империи" определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Городское население делилось на 6 разрядов: 1- живущие в городах дворяне и духовенство; 2- купцы; 3 – цеховые ремесленники; 4 – постоянно живущие в городе иностранцы; 5- именитые горожане; 6 – посадские, которые жили промыслом или работой. Образовывалась Городская Дума, которая решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т.д.

 

Основные направления внутренней политике правительства Екатерины II.

Преследуя цель установить "тишину и спокойствие" в стране, укрепить свое положение на престоле, Е II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения" 1649 г. в работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, гос. учреждения, крестьян и казачество. Крепостные не участвовали.

Депутаты по предложению Е II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, "дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа". В качестве руководящего документа Комиссии Е II подготовила "Наказ" – теоретическое обоснование политики ПА. Почти три четверти "Наказа" составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно отобраны, и "Наказ" представлял собой произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.

Работа Комиссии продолжалась более года и под предлогом войны с Турцией была распущена в 1768 году на неопределенное время, так и не составив нового уложения.

7 ноября 1775 г. было принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300 – 400 тыс. душ мужского пола. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы и ряд других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Финансами в губернии занималась Казенная палата. Так как городов – центров уездов - было явно недостаточно, Е II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Е II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получило свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Гос. крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губернских – палаты уголовного и гражданского суда, члены которого назначались гос-вом. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенными всеми правами и полномочиями.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую.

Реформы Александра II.

Эпоха великих реформ 60-х г. Реформа 1861 г. – результат компромисса противоположных интересов государства, частных интересов и крестьян.

К середине XIX в. в России назрел острейший социально-экономический и политический кризис. Сохранение феодальных пережитков тормозило развитие капитализма и определяло общую отсталость России от развитых государств Запада. Таким образом, основными причинами отмены крепостного права в России явились: стремление преодолеть экономическую отсталость страны и предотвратить надвигающийся социальный взрыв. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо, вступать в брак без ведома помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословия мещан и купцов), но они были ограничены по сравнению с другими классами и сословиями русского общества. По «Положению» сохранялось крупное помещичье землевладение, крестьяне получали земельный надел, за который они должны были заплатить выкуп. До тех пор, пока они не расплатились за землю, крестьяне считались временно обязанными и должны были выполнять прежние повинности в пользу помещика.

Падение крепостничества способствовало развитию в России буржуазных отношений и вызвало необходимость преобразований в различных сферах жизни государства. Поэтому вслед за реформой 1861 г. в течение 60-70-х гг. осуществляется ряд реформ, которые по содержанию делят на несколько групп Земская реформа (1864). Вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы управы. В них избирали дворян, сельскую интеллигенцию, буржуазию, богатых крестьян. Земства занимались решением местных проблем (борьба с эпидемиями, открытие школ, проведение дорог, землеустройство).Городская реформа (1879). Создала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы. В думу избирались самые зажиточные горожане, во главе стоял городской глава.

Судебная реформа (1864). Установила бессословный суд с присяжными заседателями, частичной зависимостью суда от администрации, гласностью судопроизводства, состязательностью сторон, деятельностью судебных следователей.

Военная реформа (1974).заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью. Сроки службы ставились в зависимости от образования, улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение

финансовые реформы упрочили экономику страны. Усилилась роль государственного банка, руководившего кредитами в стране, стали публиковаться данные государственного бюджета.

Реформы С.Ю. Витте

Большую часть в эконом модерн России сыграл выдающийся гос деятель и реформатор Витте. 1892 – Витте министр финансов, второй человек в государстве. Он задумал преобразовать Россию, за 10 лет вывести Россию в число передовых стран мира. Разраб программу индустриализации, провел ряд реформ.

Реформа промышленности. Он предлагал широко использ заруб инвестиции, деньги вклад в наиболее приоритетные отрасли: машиностроение, элэнерг, -технику, нефте добыв, перераб, жд строительство. Он понимал, что стаб полит режим, быстрый рост пром будут привлек иностр инвестиции. Он ввел винную монополию – только гос может изгот водку;) Ужесточил налоговую систему. К 1900 г Р вышла на 5 место по объему пром произв. Уделял большое внимание созданию энерг базы. Строит. Первых электростанций. Большое влияние на усоверш связи: телеграф, почта. Создал проект транссибирской магистрали. Заложил финансовую базу строит жд В 1895 учредил русско-китайский банк. Финансовая реформа. Сущность- жесткая привязка бум денег к золоту.Рубль стал конвертируемым и имел свободное хождение. Внутри страны обменивался на золотой эквивалент. Основа успеха реформы: был создан солидный золотой запас к 1987 году составлял 1 млрд. рублей, за счет увеличенной золотодобычи. Была создана нормальная финансовая система, кот способств развитию пром. Реформа образования. Капит развитие страны требовало подготовки новых техн специалистов. Возникла необход в реорган старых учебных заведений, увелич число техн специальностей. К концу 19в специалистов готовили 4 высших уч заведения: горный, технолог институты, московское высшее уч училище и харьковский техн институт. Реформы Витте имели своим следствием один из самых высоких темпов эконом роста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.214 (0.012 с.)