Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая наука и её роль в жизни общества↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Историческая наука и её роль в жизни общества 2) формационная модель истории 3) цивилизационая модель истории История – наука о прошлом. В переводе с греч. – рассказ о том, что было. Объект исторического изучения – человек. Предмет – все обстоятельства связанные с его деятельностью. Главная цель- поиск и утверждение истины. Ф-ции истории: познавательная, практически-политическая, воспитательная. Познавательная – помогает понять роль общества в контексте мирового процесса, роль личности в системе «прошлое-настоящее-будущее», удовлетворить свои культурно-познавательные чувства и интересы. Практически-политическая – только более глубокое изучение истории, в особенности ошибок и катастроф, помогут человечеству избежать их повторения. Без знания прошлого нельзя предвидеть будущее. Воспитательная – имеет особое значение, помогает формировать гражданина, гражданское общество, нац. самосознание. Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса: 1. Формационный. Гегель, Маркс. – всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому – бесклассовому – коммунизму. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой. Основная движущая сила – классовая юорьба. 2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели. Отказ от деспотии, становление гражданского общества. Наличии альтернативных путея развития, случайности. Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредсвенно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников писменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников: 1. Писменные: а. Эпиграфические (офицальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие офицального характера). в. Документы, рукописи. г. Печатные материалы (с 15 века). 2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда) 3. Этнографические (быт, нравы) 4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество) 5. Лингвистические (письмена, названия) 6. Кино-фотодокументы. До сих пор для историков самыми важными являются писменные.
Политическая раздробленность на Руси Приход феодальной раздробленности на Руси начинается с конца 11 в. и продолжается на протяжении 12, 13, 14 вв. и в15 в. этот период завершается образованием централизованного государства. (На Западе в 12-13вв.). На рубеже 11-12вв. древнерусское государство распадается на отдельные княжества, земли. В конце 11в. собирается княжеский съезд, на котором устанавливается новый принцип организации власти, а именно: русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского рода и дома, а стала считаться совокупностью наследственных владений княжеского рода. Причины распада Киевского государства: 1. Процесс собирания земель в основном насильственный, захватный характер, что делало государство непрочным. 2. Между князьями Рюриковичами усилилась борьба за велико княжеский престол – возник спор: кто должен его занимать: более старший или более богатый. 3.Усилились атаки кочевников, прежде всего половцев и Киевская Русь не могла устоять перед их нападками. В середине 12в. насчитывается 15 отдельных территорий. Накануне нашествия татар середина13в. – их было уже 50. А в 14в.– 250. Начинают образовываться уделы. Удел – от старославянского «дел» - т.е. часть. Это государственное образование на Руси с 12-15вв, которое обозначало долю члена княжеского рода в княжестве. Появляется чувство частной собственности: землю можно завещать. Появляется понятие вотчина – это земельное владение, которое передается по наследству от отца к сыну и покупается. Вотчинный характер древнерусского общества (кто владеет вотчиной, тот хозяин). Три основных центра появляется на обломках Киевской Руси: 1)Владимиро-Суздальская земля. 2)Новгородская боярская республика. 3)Галицко-Волжская земля, которая позже вошла в состав Литовско-русского государства (в 13в.) В каждом из этих главных центров складывается своя система управления, хозяйствования и определяется свое развитие в дальнейшем. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.
Реформы Александра II. Эпоха великих реформ 60-х г. Реформа 1861 г. – результат компромисса противоположных интересов государства, частных интересов и крестьян. К середине XIX в. в России назрел острейший социально-экономический и политический кризис. Сохранение феодальных пережитков тормозило развитие капитализма и определяло общую отсталость России от развитых государств Запада. Таким образом, основными причинами отмены крепостного права в России явились: стремление преодолеть экономическую отсталость страны и предотвратить надвигающийся социальный взрыв. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо, вступать в брак без ведома помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословия мещан и купцов), но они были ограничены по сравнению с другими классами и сословиями русского общества. По «Положению» сохранялось крупное помещичье землевладение, крестьяне получали земельный надел, за который они должны были заплатить выкуп. До тех пор, пока они не расплатились за землю, крестьяне считались временно обязанными и должны были выполнять прежние повинности в пользу помещика. Падение крепостничества способствовало развитию в России буржуазных отношений и вызвало необходимость преобразований в различных сферах жизни государства. Поэтому вслед за реформой 1861 г. в течение 60-70-х гг. осуществляется ряд реформ, которые по содержанию делят на несколько групп Земская реформа (1864). Вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы управы. В них избирали дворян, сельскую интеллигенцию, буржуазию, богатых крестьян. Земства занимались решением местных проблем (борьба с эпидемиями, открытие школ, проведение дорог, землеустройство).Городская реформа (1879). Создала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы. В думу избирались самые зажиточные горожане, во главе стоял городской глава. Судебная реформа (1864). Установила бессословный суд с присяжными заседателями, частичной зависимостью суда от администрации, гласностью судопроизводства, состязательностью сторон, деятельностью судебных следователей. Военная реформа (1974).заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью. Сроки службы ставились в зависимости от образования, улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение финансовые реформы упрочили экономику страны. Усилилась роль государственного банка, руководившего кредитами в стране, стали публиковаться данные государственного бюджета. Реформы С.Ю. Витте Большую часть в эконом модерн России сыграл выдающийся гос деятель и реформатор Витте. 1892 – Витте министр финансов, второй человек в государстве. Он задумал преобразовать Россию, за 10 лет вывести Россию в число передовых стран мира. Разраб программу индустриализации, провел ряд реформ. Реформа промышленности. Он предлагал широко использ заруб инвестиции, деньги вклад в наиболее приоритетные отрасли: машиностроение, элэнерг, -технику, нефте добыв, перераб, жд строительство. Он понимал, что стаб полит режим, быстрый рост пром будут привлек иностр инвестиции. Он ввел винную монополию – только гос может изгот водку;) Ужесточил налоговую систему. К 1900 г Р вышла на 5 место по объему пром произв. Уделял большое внимание созданию энерг базы. Строит. Первых электростанций. Большое влияние на усоверш связи: телеграф, почта. Создал проект транссибирской магистрали. Заложил финансовую базу строит жд В 1895 учредил русско-китайский банк. Финансовая реформа. Сущность- жесткая привязка бум денег к золоту.Рубль стал конвертируемым и имел свободное хождение. Внутри страны обменивался на золотой эквивалент. Основа успеха реформы: был создан солидный золотой запас к 1987 году составлял 1 млрд. рублей, за счет увеличенной золотодобычи. Была создана нормальная финансовая система, кот способств развитию пром. Реформа образования. Капит развитие страны требовало подготовки новых техн специалистов. Возникла необход в реорган старых учебных заведений, увелич число техн специальностей. К концу 19в специалистов готовили 4 высших уч заведения: горный, технолог институты, московское высшее уч училище и харьковский техн институт. Реформы Витте имели своим следствием один из самых высоких темпов эконом роста.
историческая наука и её роль в жизни общества 2) формационная модель истории 3) цивилизационая модель истории История – наука о прошлом. В переводе с греч. – рассказ о том, что было. Объект исторического изучения – человек. Предмет – все обстоятельства связанные с его деятельностью. Главная цель- поиск и утверждение истины. Ф-ции истории: познавательная, практически-политическая, воспитательная. Познавательная – помогает понять роль общества в контексте мирового процесса, роль личности в системе «прошлое-настоящее-будущее», удовлетворить свои культурно-познавательные чувства и интересы. Практически-политическая – только более глубокое изучение истории, в особенности ошибок и катастроф, помогут человечеству избежать их повторения. Без знания прошлого нельзя предвидеть будущее. Воспитательная – имеет особое значение, помогает формировать гражданина, гражданское общество, нац. самосознание. Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса: 1. Формационный. Гегель, Маркс. – всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому – бесклассовому – коммунизму. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой. Основная движущая сила – классовая юорьба. 2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели. Отказ от деспотии, становление гражданского общества. Наличии альтернативных путея развития, случайности. Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредсвенно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников писменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников: 1. Писменные: а. Эпиграфические (офицальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие офицального характера). в. Документы, рукописи. г. Печатные материалы (с 15 века). 2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда) 3. Этнографические (быт, нравы) 4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество) 5. Лингвистические (письмена, названия) 6. Кино-фотодокументы. До сих пор для историков самыми важными являются писменные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.31 (0.014 с.) |