Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное становление личности. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей обучающихся во внеклассной работе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
а) профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации; б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер); в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации. 4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии: а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки, целенаправленное формирование которых поможет учащимся выбрать профессию сознательно и обоснованно; б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения. Так, умения и навыки работы с компьютером ориентируют учащихся на профессию программиста; умения и навыки пользоваться техническими приборами и оборудованием способствуют многими профессиями в отрасли машиностроения, транспорта; умения и практические навыки по биологии приобщают школьников к труду в сельском и лесном хозяйстве, в медицине, ветеринарии. в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.). Внеучбные занятия дифференцируют интересы учащихся, углубляют знания, расширяют кругозор и тем самым облегчают им профессиональное самоопределение. г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников; д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК). В сельской местности вместо УПК целесообразно создавать агротехнические центры, которые служили бы базой для опытничества и технического творчества, обучения выращиванию ценных сельскохозяйственных культур, работе в лесном и рыбном хозяйстве, на животноводческих фермах, на пчелопасеках, в сфере обслуживания, строительстве и других отраслях.
53. Содержание понятия «экологическая культура». Воспитание эколог. культуры личности в системе «человек-общество-природа» Эколог. направленность образования - один из важнейших принципов политики государства в области образования, т.к на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos-наука)-комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Эколог. образование и воспитание шко-ков одно из приоритетных направлений восп-ной работы с детьми и учащейся молодежью. Цель экол-го образования и воспитания — формирование экологической культуры школьников. (А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев и др) Эколог-кая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране. В структуре эко. культуры выделяют: 1) систему эколог-ких знаний; 2) экол-кое сознание, ценностное отношение к природе, 3) экол-кую деятельность. Экол-кое сознание (взгляды, убеждения, ценности, нравственно-эстетическое отношение к природному миру, |любовь к природе, ответственность и т.п.) Экол-кие знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экол-ких норм и ценностей. В системе современных эко-ких знаний реализуются экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экол-кое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экол-кие ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экол-их проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды. Экол-кая деят-сть способствует осознанию школ-ми своих возможностей по сохранению природы. Эта деят-сть не только актуализирует имеющиеся у них эко-кие знания, но и вызывает потребность в приобретении новых. Воспитание эко-кой культуры (эко воспит.)- целенаправленная работа педагогов по формированию у школ-ов системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации природоохранной деятельности учащихся, по овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе. Задачи: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеят-сть; формирование ценностных ориентации эко-го характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности. Основн. критерии сформированности экол-ой культуры шк-ов.: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знаний о природе родного края, локальных, региональн. и глобальных экономич. проблемах; ответственн. за сохранение природного окружения, соблюдение норм эко-ски безопасного поведения, участие в разнообразных видах деят-ти в области природоиспользования и охраны окружающей среды. В качестве условий эко восп-ия. шк-ов выделяют: сочетание разных форм, методов, средств эко-го образован; повышение экол-ой культуры педагогов и родителей; практич-ую деят-ть учащихся по охране природы; взаимодействие учреждений образован. с предприятиями, научными учреждениями и обществен. организациями, субъектами природоохранной деятел-ти; непрерывность эко-го образования и воспитания. Наиболее эффективными путями формирования эко-ой культуры являются: экологизация учеб. предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание. Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести — выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни. (Н. И. Новиков.) ...для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным.(И. П. Павлов.) 54. Культура безопасной жизнедеятельности обучающихся. Воспитание правил безопасного поведения в социальной и природной среде.?????????? Опасности социального характера и защита от них В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с опасностями и чрезвычайн. ситуациями, которые связаны с природными, техногенными, экологич-ми, социальными и иными явлениями и процессами.До 80% всех случаев их возникновения связаны с деят-ью человека и происходят по причинам социального характера. Опасности, экстремальные и чрезвычайные ситуации весьма разнообразны. Источниками могут быть природные катаклизмы, вызывающие стихийные бедствия; экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды; техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций; социальные, связанные с противоречиями в сфере общественных отношений, и иные. Направлены эти крайне опасные явления и процессы на социум, т. е. на конкретных людей, общественные и государственные структуры и окружающую их среду (природную, производственную, социальную и проч.), вне которой социум просто не может существовать. В силу этого их нужно не только знать, уметь идентифицировать, прогнозировать, но и защищаться от них – предупреждать, локализовать, нейтрализовать, пресекать, а если есть такая необходимость, то и ликвидировать. В социальной сфере опасная ситуация, как и в других сферах жизнедеятельности, – это возможное или реальное событие, процесс, способный нанести вред человеку, обществу и государству, а также нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности. Социальная угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного его состояния нередко приобретает конкретную правовую характеристику, которая чаще всего и фиксируется в нормативных и правовых актах. Защита от социальных опасностей является важнейшей функцией государственных и общественных структур, заключается в профилак-их мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Также требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая - в процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации. Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера, многократно превышающие по своим последствиям чрезвычайные ситуации иного происхождения (природные, техногенные, экологические и т. д.). Условия возникновения опасностей социальн. характера ЧС социального происхождения- определенная обстановка на ограниченной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности социума. В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежат нарушения в силу различных причин равновесия общественных отношений – экономических, политических, межэтнических, конфессиональных. Катализаторами этих нарушений могут быть различные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психологическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию на общественные процессы активным участием в социально-политических и военных конфликтах. Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и проч.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, курение), суициды и проч., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека. 54.2 Культура безопасной жизнедеятельности обучающихся. Воспитание правил безопасного поведения в социальной и природной среде Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами. Особое место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие как уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи, нравы, поведенческие предпочтения, нравственные и эмоциональные характеристики. Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности. Одним из важнейших аспектов является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства). Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин. Это происходит вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения и в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и проч.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.). Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование. Практика показывает, что человек и социальная среда представляют собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях. Таким образом, безопасность жизнедеятельности имеет социальную направленность, так как связана с обеспечением защиты социума от различных опасностей, в том числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и собственно социальный аспект, связанный с опасностями, получившими широкое распространение в обществе и угрожающими жизни и здоровью людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.012 с.) |