Профессиональное становление личности. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей обучающихся во внеклассной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное становление личности. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей обучающихся во внеклассной работе.



а) профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации;

б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер);

в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации.

4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии: а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки, целенаправленное формирование которых поможет учащимся выбрать профессию сознательно и обоснованно;

б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения. Так, умения и навыки работы с компьютером ориентируют учащихся на профессию программиста; умения и навыки пользоваться техническими приборами и оборудованием способствуют многими профессиями в отрасли машиностроения, транспорта; умения и практические навыки по биологии приобщают школьников к труду в сельском и лесном хозяйстве, в медицине, ветеринарии.

в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.). Внеучбные занятия дифференцируют интересы учащихся, углубляют знания, расширяют кругозор и тем самым облегчают им профессиональное самоопределение.

г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников;

д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК). В сельской местности вместо УПК целесообразно создавать агротехнические центры, которые служили бы базой для опытничества и технического творчества, обучения выращиванию ценных сельскохозяйственных культур, работе в лесном и рыбном хозяйстве, на животноводческих фермах, на пчелопасеках, в сфере обслуживания, строительстве и других отраслях.

 

53. Содержание понятия «экологическая культура». Воспитание эколог. культуры личности в системе «человек-общество-природа» Эколог. направленность образования - один из важнейших принципов политики государства в области образования, т.к на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos-наука)-комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

Эколог. образование и воспитание шко-ков одно из приоритетных направлений восп-ной работы с детьми и учащейся молодежью. Цель экол-го образования и воспитания — формирование экологической культуры школьников. (А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев и др) Эколог-кая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране. В структуре эко. культуры выделяют: 1) систему эколог-ких знаний; 2) экол-кое сознание, ценностное отношение к природе, 3) экол-кую деятельность. Экол-кое сознание (взгляды, убеждения, ценности, нравственно-эстетическое отношение к природному миру, |любовь к природе, ответственность и т.п.)

Экол-кие знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экол-ких норм и ценностей. В системе современных эко-ких знаний реализуются экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экол-кое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экол-кие ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экол-их проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды.

Экол-кая деят-сть способствует осознанию школ-ми своих возможностей по сохранению природы. Эта деят-сть не только актуализирует имеющиеся у них эко-кие знания, но и вызывает потребность в приобретении новых. Воспитание эко-кой культуры (эко воспит.)- целенаправленная работа педагогов по формированию у школ-ов системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации природоохранной деятельности учащихся, по овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Задачи: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеят-сть; формирование ценностных ориентации эко-го характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности.

Основн. критерии сформированности экол-ой культуры шк-ов.: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знаний о природе родного края, локальных, региональн. и глобальных экономич. проблемах; ответственн. за сохранение природного окружения, соблюдение норм эко-ски безопасного поведения, участие в разнообразных видах деят-ти в области природоиспользования и охраны окружающей среды. В качестве условий эко восп-ия. шк-ов выделяют: сочетание разных форм, методов, средств эко-го образован; повышение экол-ой культуры педагогов и родителей; практич-ую деят-ть учащихся по охране природы; взаимодействие учреждений образован. с предприятиями, научными учреждениями и обществен. организациями, субъектами природоохранной деятел-ти; непрерывность эко-го образования и воспитания. Наиболее эффективными путями формирования эко-ой культуры являются: экологизация учеб. предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание. Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести — выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни. (Н. И. Новиков.)

...для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным.(И. П. Павлов.)

54. Культура безопасной жизнедеятельности обучающихся. Воспитание правил безопасного поведения в социальной и природной среде.??????????

Опасности социального характера и защита от них В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с опасностями и чрезвычайн. ситуациями, которые связаны с природными, техногенными, экологич-ми, социальными и иными явлениями и процессами.До 80% всех случаев их возникновения связаны с деят-ью человека и происходят по причинам социального характера.

Опасности, экстремальные и чрезвычайные ситуации весьма разнообразны. Источниками могут быть природные катаклизмы, вызывающие стихийные бедствия; экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды; техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций; социальные, связанные с противоречиями в сфере общественных отношений, и иные. Направлены эти крайне опасные явления и процессы на социум, т. е. на конкретных людей, общественные и государственные структуры и окружающую их среду (природную, производственную, социальную и проч.), вне которой социум просто не может существовать. В силу этого их нужно не только знать, уметь идентифицировать, прогнозировать, но и защищаться от них – предупреждать, локализовать, нейтрализовать, пресекать, а если есть такая необходимость, то и ликвидировать.

В социальной сфере опасная ситуация, как и в других сферах жизнедеятельности, – это возможное или реальное событие, процесс, способный нанести вред человеку, обществу и государству, а также нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности. Социальная угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного его состояния нередко приобретает конкретную правовую характеристику, которая чаще всего и фиксируется в нормативных и правовых актах.

Защита от социальных опасностей является важнейшей функцией государственных и общественных структур, заключается в профилак-их мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Также требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая - в процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера, многократно превышающие по своим последствиям чрезвычайные ситуации иного происхождения (природные, техногенные, экологические и т. д.).

Условия возникновения опасностей социальн. характера ЧС социального происхождения- определенная обстановка на ограниченной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности социума.

В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежат нарушения в силу различных причин равновесия общественных отношений – экономических, политических, межэтнических, конфессиональных. Катализаторами этих нарушений могут быть различные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психологическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию на общественные процессы активным участием в социально-политических и военных конфликтах.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и проч.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, курение), суициды и проч., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.

54.2 Культура безопасной жизнедеятельности обучающихся. Воспитание правил безопасного поведения в социальной и природной среде Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами.

Особое место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие как уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи, нравы, поведенческие предпочтения, нравственные и эмоциональные характеристики. Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности.

Одним из важнейших аспектов является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства).

Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин. Это происходит вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения и в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и проч.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).

Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.

Практика показывает, что человек и социальная среда представляют собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности имеет социальную направленность, так как связана с обеспечением защиты социума от различных опасностей, в том числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и собственно социальный аспект, связанный с опасностями, получившими широкое распространение в обществе и угрожающими жизни и здоровью людей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.012 с.)