Сущность ученического самоуправления. Условия способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность ученического самоуправления. Условия способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе.



- Формирование и развитие «этических ориентиров школьников»: добросовестного творческого отношения к труду и общественной работе, стремления проявить в низ свои способности, лучшие качества; развитие собственных волевых качеств, умение владеть своим настроением, быть выдержанным и терпеливым; доброта, тактичность, чуткость т отзывчивость в отношениях с окружающими; умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей.

- Предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации.

- Сближение формальной и неформальной структур первичных и школьного коллективов за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами.

- Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления.

- Выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности.

- Психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.

- Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Программно-методические условия.

- Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

- Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.

- Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком.

 

60. Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, её социализации. Неформальные объединения детей и молодёжиДетское движение и детские объединения В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) — важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. В нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.

Школа должна учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов-различные детские объединения. История доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка. Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Неформальная группа становится и важным фактором социализации, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960— 1970-х годов (провели массовый опрос молодежи, который показал, что около 90% девочек и мальчиков проходят через стихийные сообщества сверстников). Роль этого фактора социализации проявляется в свободе выбора своей группы, в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации («Мы» в отличие от «Они»), в чувстве защищенности (даже в одиночестве подросток сохраняет психологическую общность с группой).

60.2 Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, её социализации. Неформальные объединения детей и молодёжи Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, наличием собственной символики и атрибутики. Сама эта сплоченность направлена на достижение территориальной и корпоративной автономности и среди сверстников, и среди взрослых. Как правило, основная роль в такой группе принадлежит лидеру, а остальными соблюдается жесткая субординация. Могут быть и группы, основанные на демократических и гуманистических принципах.

Существует множество классификаций неформальных групп молодежи.

По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы: просоциальные (демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям), асоциальные (сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.).

По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:

1. Группы культурно-досуговой ориентации: - современной молодежной музыки (КСП, «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и «новой волны» и др.);

·- спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы — «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики-«фанаты»...). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе... При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;

· технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).

2. Группы альтернативного образа жизни: мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);

- все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики...); ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники «Битлз».

3. Группы социальной инициативы:- охраны и защиты памятников истории и культуры;

· фонды социальной инициативы экологисты (защитники природы, «зеленые»...);

· глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);

· широкого спектра действий;

· творческие союзы.

4. Социально-политические группы:- группы в защиту происходящих изменений в обществе:

· политических, экономических, культурных и т.д.;

· народные фронты и движения;

· политические клубы и объединения.

Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, ме­тоды работы... могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию

61.Сущность педагогического общения. Педагогическое общение как форма сотрудничества педагога и обучаемых Сущность педаг-го взаимодействия. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Основными параметрами становят взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Прямое воздействием - непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие - педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные лица, через которых педагог организовывает воздействие.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную- педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия.

Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учеником, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащегося. Но на практике с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования этой сферы.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации.

Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации.

Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

С внушением тесно связано подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика.

Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При таком подражании заимствуются лишь общие идеи. Оно требует значительно большей сообразительности и находчивости, зачастую связано с самостоятельной и творческой деятельностью, представляя его первую ступень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность и уменьшается подражание.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.

Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками.

В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность.

Общение - это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением.

Выделяют два вида общения:

1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентировано.

Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его для педагога выступают как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение "втягивает" личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Характер общения педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также в области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать (проанализировать) свою позицию как участника общения, в частности то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования.

 

62Конфликты в педагог. общении. Пед.общение -это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Функции педагогического общения:

1. Познание личности

2. Обмен информацией.

3. Организация деятельности.

4. Обмен ролями.

5. Сопереживание (понимание чувств другого человека, умение стать на точку зрения другого человека).

6. Самоутверждение. Функция характерна как для учащихся, так и для учителя. Самоутверждение учителя проявляется в обретении им профессиональной состоятельности, авторитета в среде учащихся и коллег.

Пед.конфликт- возник в результате профес и межличностного взаимод участников учебно-воспит процесса форму проявления обострившихся субъективно-субъекных противоречий; вызывающих чаще всего у них отрицат эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Главная черта конф.сит –возник пред мета конфликта, но отсутствие открытой активной борьбы. В процессе становления конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, явл. его основой.

Эффективность пед вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Выделяют 4 позиции педагога:

1. позиция авторитарного вмешательства в конфликт

2. позиция нейтралитета

3. позиция избежания кофликта

4. позиция целесообразного вмешательства в конфликт

В динамике развития конфликта выдел ряд стадий:

1. Стадия зарождения кофликта-столкновение интересов различных групп или отдельных людей

2. Стадия созревания кофликта-столкновение интересов стонов неизбежным

3. Стадия осознания кофликта-конфликтные стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов

Среди конфликтов между учителем и учеником выдел след конфликты:

1. Конфликт деятельности, возник по поводу успеваемостиученика, выполнения им внеучебных заданий;

2. Конфликт поведения(поступков) возник по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне её;

3. Конфликт отношений, возник в сфере эмоц-личностных отношений учащихся и учителей.

 

63. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогич. общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Исследователи выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.
Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следующим признакам: преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует наводящие вопросы и подсказки; при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

Наличие позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия.
Выделяются 3 основных стиля пед. общения:. Авторитарный стиль- характер. функционально-деловой подход к студенту, преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. В своих оценках он стереотипен и субъективен. Часто недооценивает положительное значение таких качеств, как самостоятельность, инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных.
Либеральный стиль- характериз. попустительством, фамильярностью и анархией. Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и тревогу.
Демократический стиль. Обучающийся рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Педагог привлекает обучающихся к принятию решений. Учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества обучающихся. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У педагогов с этим стилем руководства обучающиеся чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Педагоги больше обращают внимание на свои профессиональные умения. Для таких педагогов характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Каждый преподаватель выбирает сам один из этих трех стилей, но индивидуальность в преподавании заключается в наложении собственных методических, практических, теоретических наработок преподавателя, его темперамента и характера на один из этих трех основных стилей педагогической деятельности. Отличием профессионализма преподавателя является умение пересмотреть тактику в своем преподавании и обучении, решимость во внесении корректив в свой индивидуальный стиль преподавания. В общении, называемом обучением, есть две стороны: преподаватель и обучающийся. В этом процессе преподаватель играет ведущую роль – он не только передает знания, но и организует их усвоение учащимися, дает ему образцы мышления, нравственности и поведения, отношения к изучаемому предмету и т. п. Результативность процесса руководства при этом напрямую зависит от позиции преподавателя и индивидуального стиля его деятельности.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова предложили ряд индивидуальных стилей:

а) эмоционально-импровизированный стиль;б) эмоционально-методический стиль;

в) рассуждающе-импровизированный стиль;

г) рассуждающе-методический стиль.

Формы, способы и стиль передачи информации, а также система санкций, которую использует преподаватель, могут определять то, что называют стилем руководства.

 

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Выделяют два направления в развитии образования – в духе традиционного уклада его организации и в духе инновационной стратегии, опирающейся на учет реальных перемен в характере общественного запроса к личности.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанную системную организацию управления учебно-воспитательным процессом.

Первым элементом этой системной организации выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция в отношении к ученику, к себе самому. Учитель выступает не только как проповедник предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры приобщения ее к знанию.

Второй компонент – изменение функции и строения знаний, которые осваиваются в школе, а также способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знания перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции. Он становится инструментом познания и организуется в разных формах.

Третий существенный компонент реорганизации – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого ученика и развития его личности, с чем связана ориентация не только на индивидуальные, но и на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта».

Четвертый компонент связан с отказом от репрессивной, подавляющей роли оценок.

Развивая социально значимые качества личности, тем самым совершенствуется ее индивидуальность. Исходя из этого вполне оправданным становится обращение современной школы к инновационному типу обучения. Он характеризуется прежде всего стимулированием активного отклика на возникающие перед человеком проблемные ситуации. Это означает:

1) создание возможностей для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе;

2) усваивание учебного материала через познание мира, вступая с ним в активный диалог;

3) самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, а также последующее искание истины. Все это, безусловно, окажет огромное влияние на качественные изменения в индивидуальном развитии учащихся, что отразится в образе его деятельности, в стиле мышления. Инновационное обучение имеет возможность формировать отношение учащихся к существующей культуре, способы накопления социального опыта и восприятия социальной системы, что в дальнейшем проявится в уровне социальной зрелости школьников в целом.

К системам обучения в условиях внедрения инноваций относятся: дифференцированное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.62 (0.081 с.)