Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практитки.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИТКИ. Педагогика в своем развитии тесно связана с философией, психологией, социологией, этикой, анатомией, физиологией, антропологией, медициной и опирается на их закономерности и рекомендации. Философию, философскую антропологию, социологию, этику, эстетику, анатомию, физиологию, психологию, медицину объединяет с педагогикой объект исследования – человек, человеческое сообщество, взаимодействие человека с другими людьми. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ УРОВНИ. В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики. Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира. Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности. Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной. В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический. На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности. Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания. К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований. Возможно изменение актуальности методологических проблем, которое зависит от педагогической практики, а также от ученых-исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОРГАНИЗАЦИИ. Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент». Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин). Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов). Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый). Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер). · констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; · проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; · созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты. Естественный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса. Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ. Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов. 15.2 Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются того мнения, что данная цель в современных социально-экономических условиях не является реально достижимой. Кроме того, в одном человеке не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Поэтому в настоящее время цель-идеал воспитания трактуется педагогами как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. «Гармоническое развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой» (И. И. Прокопьев). Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач: п формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; - подготовка к самостоятельной жизни и труду; - формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; - овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; - формирование культуры семейных отношений; - создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности. 16. Цель воспитания в современной школе. Трактовка цели воспитания в нормативных документах (Кодекс «Об образовании в Республике Беларусь», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»). Основным директивным документом, определяющим воспитание в Республике Беларусь, стала «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999 г.). КОНЦЕПЦИЯ - СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, А ТАКЖЕ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЧЕГО-НИБУДЬ. Данная цель была конкретизирована следующими важнейшими задачами воспитания: - нравственное развитие личности; - формирование патриотизма и гражданственности; - развитие самосознания личности; - формирование трудовых и жизненных навыков; - формирование ответственного поведения; - формирование здорового образа жизни; - развитие эмоциональной сферы личности ребенка; - развитие чувства прекрасного; - развитие экологического сознания. Методологической основой содержания воспитания, согласно концепции, явился культурологический подход. Он позволил сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание - процессом культуротворчества. Основные направления реализации «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2000-2005 гг.» были определены в государственной «Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь на 2000-2005 гг.», являющейся первым национальным документом, определяющим ориентиры практики воспитания нового тысячелетия. В настоящее время документом, определяющим подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи в современных условиях является «Концепция непрерывного воспитания детей и учащееся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Данная концепция закрепляет в качестве приоритета воспитание в учреждениях образования целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны. Целью воспитания, согласно данному документу, является ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ, НАПРАВЛЕННО ЗРЕЛОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. Достижение цели воспитания в учреждениях образования предполагает решение следующих основных задач: - формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; - подготовка к самостоятельной жизни и труду; - формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; - овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; - формирование культуры семейных отношений; - создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. Основными составляющими воспитания являются: - идеологическое воспитание; - гражданское и патриотическое воспитание; - нравственное воспитание, формирование этической, эстетической культуры; - воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, психологической культуры; - воспитание культуры здорового образа жизни; - гендерное воспитание; - семейное воспитание; - трудовое и профессиональное воспитание; - экологическое воспитание; - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; - воспитание культуры быта и досуга. В данной концепции определены особенности процесса воспитания дошкольников, обучающихся на I, II ступенях общего среднего образования, III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования с учетом особенностей развития личности и ведущих видов деятельности. 17. Содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт. Источники и детерминанты формирования содержания образования. Содержание образования – это учебный материал, а также воспитательные идеи, которые должны быть усвоены детьми и молодежью. В научном периоде развития педагогики возникали и сменяли друг друга различные дидактические концепции содержания образования: 1. Дидактический энциклопедизм. Данная концепция получила развитие в Новое время и была связана с именем Я.А. Коменского. Педагогический идеал той эпохи – энциклопедически образованный человек. Вслед за Коменским, учителя той эпохи считали, что школа должна давать ученикам как можно более глубокие и разносторонние знания, черпаемые из легко доступных учебников и учебных пособий. 2. Дидактический формализм. Столетием позже, в эпоху Просвещения, стало очевидным, что энциклопедически образованный человек – это недостижимый идеал (во всяком случае для массовой школы. Главное – не то, о чем ученик думает, а то, как он думает, т.е. формы мышления (понятия, суждения, умозаключения), отсюда название «дидактический формализм». 3. Дидактический утилитаризм. Довольно быстро после появления утилитаристской концепции была вскрыта ее социально-классовая подоплека: она предназначалась для простого люда, была задумана как своеобразный «ширпотреб». В дорогостоящих (элитарных) частных школах США и Великобритании так никогда не учили и не учат, в них всегда господствовал строгий академизм, эти школы похожи на маленькие университеты. Поэтому трудно понять исторический парадокс: концепция Дьюи была популярна в советской педагогике в 1920-е годы, и ее пришлось упразднить в директивном порядке, при помощи правительственных постановлений, так как падение качества образования было угрожающим. Еще более удивительны рецидивы утилитаризма в наши дни. 4. Таксономия целей образования. Нетрудно заметить, что в этой концепции понятие «содержание образования» фактически подменяется понятием «цели обучения». 5 .Культурологическая концепция содержания образования (чаще говорят: культурологический подход к содержанию образования).Авторы – советские педагоги И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский). В рамках культурологического подхода образование рассматривается как социально-культурное становление личности. Передача культуры (общей и профессиональной) – это и есть функция и цель образования (общего и профессионального). Содержание образования – это и есть человеческая культура, особым образом переработанная, педагогически адаптированная. Содержание образования включает те же компоненты, что отражаемая в нем культура (знания о мире, опыт деятельности, в т.ч. творческой, ценностные отношения – нравственные, эстетические и др.). 6. Компетентностный подход к содержанию образования. Компетентность – это владение компетенцией, сформированность ее у человека. Высокопоставленный чиновник Совета Европы Жак Делор в 1996 году огласил пять главных (ключевых) компетенций, которыми должен овладеть каждый человек: - политико-социальная (способность выполнять свои политические и гражданские роли); 18. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь. Компетентностный подход к формированию содержания образования Перечень учебных предметов не остается постоянным. Одни предметы вводятся в учебный план, другие исчезают или сокращаются в объеме, а затем могут вновь появиться (пример - обществоведения). Помимо обязательных учебных предметов, есть и курсы по выбору. Так, в школах в Р Б введены курсы по выбору «Основы православной культуры» и светская «Этика- могут изучаться факультативно. Определение перечня учебных предметов для каждой ступени общего среднего образования и для каждого года обучения – сложная и ответственная задача, имеющая государственное значение. Ошибку, сделанную в отборе материала, следует считать коренной ошибкой, которой в дальнейшем никакими методическими изощрениями не исправить. Не менее сложно наполнить каждый учебный предмет конкретным содержанием. Учебный предмет не ставит целью и не может исчерпать собой науку. Какие конкретно законы и теории физики или биологии, какие правила белорусского языка, какие полотна выдающихся живописцев должны изучаться всеми школьниками в обязательном порядке? Этот процесс называется формированием (отбором) содержания общего среднего образования. Учитель, руководствуясь программой, продумывает содержание каждого урока, дополняет учебник собственными примерами, рассказами из собственного опыта, научной или научно-популярной литературы, планирует межпредметные связи. Наконец, разрабатывая календарно-тематическое планирование по своему предмету, учитель вправе даже внести изменения и дополнения в учебную программу (в объеме до 20%). Наконец, в известной степени в формировании содержания образования участвуют ученики. Например, они могут предложить тему творческого проекта, в ходе разработки которого будут усваивать программный материал. В современной дидактике используются принципы отбора содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским: 1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Тенденции обновления содержания образования в современной школе: а) возрастные и другие топологические возможности учащихся. С одной стороны, предлагаемое школьникам содержание должно быть посильно для усвоения. Так, чрезмерно сложные разделы науки (той же физики или математики) в учебный предмет не включаются даже в старших классах. С другой стороны, содержание учебного предмета даже в I классе не должно быть слишком простым; учебный материал всегда должен требовать от учащихся некоторого напряжения, иначе затормозится психическое развитие ребенка. Содержание образования отличается и в зависимости от пола учащихся (трудовое обучение, физическая культура для девочек и мальчиков). Учитываются также региональные и местные особенности. б) индивидуальные склонности и интересы учащихся. В этой связи в последние десятилетия в отечественном и мировом мире образовании получили большое развитие факультативные занятия, курсы по выбору, олимпиады и другие необязательные для всех учебные мероприятия.
19 Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: образовательный стандарт, типовой план, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия. Документами, определяющими содержание образования, являются учебный план, учебная программа, учебная литература. Учебный план - это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. В учебном плане выделяются государственный и школьный компонент. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе и предмету. Функции учебника (Д. Д. Зуев): - информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира; - трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения; - систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета; - функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов; - интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук; - координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур); - развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству; - обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для саморазвития. 20. Предмет и задачи дидактики. Предпосылки и условия становления дидактики. Дидактика – отрасль пед-кой науки, разрабатывающая теорию обучения и образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.014 с.) |