Процедуры по разрешению конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедуры по разрешению конфликтов



(По терминологии, обычно применяемой в Австралии)

Постановление: третья сторона заслушивает дело и выносит обязывающее стороны постановление. Широко применяется в менеджменте и при воспитании детей. Система судов и арбитража.

Рекомендация: третья сторона собирает факты и аргументы. Выносит рекомендации, необязательные к исполнению, но достаточно веские и склоняющие к компромиссу. Согласительная процедура.

«Челнок»: третья сторона посещает спорящую сторону отдельно и служит передатчиком предложений и альтернатив. В некоторых случаях может выставлять собственные предложения. Имеет большие возможности для селективной передачи информации. Челночная дипломатия, согласительная процедура.

Контролер процесса: третья сторона имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием. Отказывается от права принимать решения или рекомендации. Помогает сторонам опознать вопросы и альтернативы и прийти к консенсусу, удовлетворяющему потребности обеих сторон. Посредничество.

Провайдер процесса: третья сторона создает условия для встречи сторон, обычно предоставляя им помещение и услуги. Направляет стороны на применение определенных процедур по разрешению спорных вопросов. Содействие, согласительная процедура.

Советник по содержанию: одна из сторон запрашивает совет эксперта по определенным вопросам, например, по недвижимости или биржевым операциям. Советник предоставляет информацию, доказавшую себя на практике. Экспертная оценка.

Советник по процессу: один из участников запрашивает мнение консультанта в области разрешения конфликтов или посредничества для получения помощи при подготовке аргументов. Советник по конфликтологии.

Самонаправленность: стороны непосредственно обмениваются обещаниями и обязательствами для разрешения спорных вопросов. Переговоры.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ

Во многих странах Запада существуют формальные структуры, поставляющие службы посредничества (при которых решения принимаются самими спорящими сторонами) в качестве альтернативы правовым и другим традиционным метода разрешения споров. Подобные службы широко доступны в Соединенных Штатах и в Канаде и получают все большее распространение и в других странах1. В Австралии имеются службы, позволяющие, например, разрешать споры местного значения между соседями, членами семей, домовладельцами и арендаторами и другими людьми; иными словами, проблемы, которые плохо поддаются обычным правовым мерам. Такие организации, как Австралийский центр по разрешению торговых споров, предоставляют торговым и промышленным предприятиям возможность разрешить их споры быстрее, равноправнее и несомненно дешевле, чем при традиционных методах, связанных с судами. В перечень организаций, предоставляющих различные общественные услуги, все шире входят посреднические центры. Многие из этих профессиональных организаций могут предложить услуги посреднической группы из двух или более человек, отобранных в силу их компетенции в спорном вопросе или в силу того, что они подходят обеим конфликтующим сторонам. Правительство Австралии ввело также программы по обучению искусству посредничества чиновников, занимающихся рассмотрением жалоб по таким вопросам, как неравенство, дискриминация, травля и другие конфликты в отделах государственной службы. Посредническую роль часто играют и чиновники, работающие в службах по обеспечению равноправия в найме на работу'и на рабочих местах.

Посредничество может быть очень несложным процессом. В некоторых школах этому искусству обучают детей начиная с семилетнего возраста. Оно может затем применяться с большим успехом подростками для разрешения конфликтов с их сверстниками. Многие школы стали свидетелями значительного повышения дисциплины и духа сотрудничества, после того как они ввели программы по обучению посредничеству. Координатором этих программ становится обычно интересующийся этим вопросом учитель или воспитатель2.

Искусство разрешения конфликтов привлекает многих потому, что оно дает им возможность помогать другим. Как люди доброй воли, они понимают, что неразрешенные конфликты могутбыть деструктивными, и хотятулучшить ситуацию. Вы также можете оказаться вовлеченными в конфликтные ситуации в одной из следующих ролей:

1. Советник-конфликтолог. Сколько раз вам приходилось иметь дело с друзьями или коллегами, жалующимися вам на проблемы с другими людьми? Вы можете взять на себя роль советника конфликтолога и помочь им разрешить ситуацию более конструктивно с применением подхода «выиграть/выиграть». Не поддавайтесь соблазну давать им советы о том, что они должны сделать. Любые советы подобного рода могут быть предложены только как возможные альтернативы, а не указания. Оставляйте за ними выбор поступить так, как они хотят, даже если это и будет сильно отличаться от ваших предложений. Не давайте вовлекать себя в обсуждение того, насколько ужасно их положение и что правда на их стороне. Не делайте их враговвашими врагами. Даже если вы и думаете, что они правы, ваше явное согласие предоставит им «разрешение» настоять на своем. В большинстве случаев вы можете придать им гораздо большую гибкость, если обратите их внимание на точку зрения другой стороны и поможете увидеть, как они могут изменить ситуацию.

2. Неформальное посредничество. В каких случаях вам придется, вероятнее всего, взять на себя роль посредника? Прежде всего вы должны осознать, что люди в конфликте плохо справляются с ним сами и требуют посторонней помощи. Затем вы сами должны хотеть и иметь возможность оказать им помощь тогда, когда они в ней нуждаются. Лучше всего не иметь никакого корыстного интереса, помимо желания достичь успешного для обеих сторон окончания конфликта.

При неформальном посредничестве вы будете стремиться к наискорейшему разрешению конфликта в том случае, если он представляет проблему и для вас, будь то на работе или в личных отношениях. В некоторых случаях вы можете получить приглашение обеих сторон играть роль неформального посредника. В других, вы сами можете предложить свои услуги. Иногда вам придется заниматься с каждой стороной по отдельности, а иногда ситуация может быть настолько неформальной, что вы сможете посредничать так, что стороны даже не заметят этого?

 

РАССКАЗ МЭГГИ

Я стояла на станции в очереди за билетами перед железнодорожной кассой. Мой поезд должен был вот-вот прийти. Передо мной в очереди стоял пожилой мужчина, пытавшийся получить от кассира деньги за неиспользованный им билет. Кассир пытался доказать ему, что для этого необходимо предъявить билет и удостоверение личности. Старик утвердительно кивал головой и продолжал требовать возврата денег. Стало понятно, что он был очень туг на ухо. Кассир к этому времени окончательно потерял терпение и начал кричать: «Принеси билет и документы!» Старик опять мотнул головой в знак согласия, но не сдвинулся с места. Очередь становилась все более длинной, а стрелка на вокзальных часах неумолимо двигалась вперед.

Хотя я сама готова была закричать, я сделала глубокий вдох, сосредоточилась и попыталась увидеть в этой ситуации возможность исхода «выиграть/выиграть». Я предложила кассиру: «Быть может, стоит этому старику записать ваши инструкции на бумажку? Он, по-видимому, плохо слышит».

«Нет,— ответил кассир. — Он все равно не поймет».

«Быть может, он сможет кому-то показать эту бумажку, и те помогут ему», — выступила я с еще одним предложением. Кассир буркнул что-то, написал на бумажке несколько слов и передал их старику. Тот без промедления ушел. Покупая билет, я спросила кассира: «Вам, наверное, нелегко иметь дело с такими клиентами?» Кассир поворчал немного, расслабился и сказал: «Да и ему, наверное, нелегко. Трудно себе представить, как он только справляется».

Мэгги заняла положительную позицию по отношению как к кассиру, так и к пожилому мужчине. Идея о письменных инструкциях разрешила их проблемы и помогла привести очередь в движение.

 

Будут случаи, когда эмоции достигнут такого накала, что ваши собственные способности разрешать конфликты окажутся недостаточными. В таких случаях привлечение посредника может быть самым конструктивным подходом и для вас. Жизнь полна превращений — сегодня вы стали посредником, а завтра он потребуется Вам. Все эти перипетии и превращения учат нас чему-то и служат стимулом к росту. Посредничество — это услуга, которую мы можем предложить друг другу, если мы доверяем этому процессу.

ПОДГОТОВКА

Превратить оппонентов в партнеров по разрешению проблемы.

Вам необязательно быть приглашенным к посредничеству. Вместо этого вы можете заговорить о возможности неформального посредничества таким, например, образом: «Я знаю, что между вами — конфликт. Иногда бывает легче обсудить такие вопросы, если есть человек, помогающих вам держать правильное направление. Мне хотелось бы помочь вам продвинуться к такому решению, которое устраивало бы вас обоих. Я мог бы встретиться вместе с вами и помочь в этом деле. Я буду помогать вам обоим и не буду становиться на чью-то сторону. Я не буду предлагать вам готовых решений или оценок и буду стараться быть объективным».

Такого рода формулировки могут быть применены одной из сторон для того, чтобы убедить ее прибегнуть к услугам посредника. Во многих случаях только одна сторона активно ищет посредника; второй стороне нужно только согласиться попробовать этот подход. Достигнув такого соглашения, наметьте время и место для встречи. Вашей целью будет превратить оппонентов в партнеров по разрешению проблемы.

Хорошее начало для обучения искусству посредничества — тщательное изучение общих навыков по разрешению конфликтов. Как их можно приложить в контексте посредничества?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.011 с.)