Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда навыки становятся второй натурой.

Поиск

Овладение любым навыком проходит обычно через четыре стадии. Возьмем обучение езде на велосипеде. Было время, когда вы не знали даже, что вы захотите учиться ездить на велосипеде. Вы были бессознательно необученными. Но вот в один прекрасный день вами овладело желание научиться ездить на велосипеде, хотя вы знаете, что вы не умеете этого. Вам предстоит приобрести новый навык. Вы стали сознательно необученными.

Вы начинаете учиться сначала в сравнительно безопасном месте, и вот вы уже чему-то научились. Через час-другой вы уже можете проехать на этом двухколесном приспособлении из одного конца парка в другой практически без падений. От вас все еще требуется значительная сосредоточенность, но вы можете удерживать равновесие. Вы имеете теперь сознательный навык. Быть может, пройдет несколько месяцев, пока вы достигнете высшей стадии в процессе обучения, когда уже не обращаешь внимания на механику езды. Наконец вы можете объезжать препятствия легко и автоматически. Камни и выбоины на дороге не волнуют вас более. Процесс езды стал неразрывной частью вас самих. Навык езды стал подсознательным навыком.

Такой процесс обучения применим и к навыкам общения, когда мы хотим изменить наши привычные реакции на определенные ситуации.

«Я» — ВЫСКАЗЫВАНИЕ»

Есть определенный способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, который может быть очень полезен при необходимости настоятельного выражения вашего мнения. Он называется «я» — высказыванием», и он обычно требует значительной практики, пока не станет вашим привычным, подсознательным навыком общения.1

Не сдавайтесь преждевременно, если он покажется вам неестественным — помните, что и езда на велосипеде была поначалу непривычной. Даже так называемые естественные способы реагирования были приобретены нами в процессе обучения, часто при помощи имитации поведения родителей, учителей, братьев и сестер.

Объясните, как вы видите ситуацию.

«Я» — высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету, без обвинений и без требований, чтобы другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает вам удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего оппонента. Если кто-то наступит вам на ногу, вы можете крикнуть ему: «Подвинься!» Этот прием срабатывает в метро, но менее пригоден на работе, если кто-то оставил кипу бумаг у вас на столе, и вы хотите поддерживать с ним дружеские отношения. Более подходящая реакция может быть такой: «Когда вы оставляете ваши бумаги на моем столе, это вызывает у меня раздражение. Мне хотелось бы находить свой стол таким, каким я его оставил».

«Я» — высказывание» может быть полезным в любой обстановке, но оно особенно полезно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.

«Я» — высказывание» построено так, чтобы позволить вам выразить свое мнение о данной ситуации наиболее эффективно, или высказать свое пожелание. Оно особенно полезно, когда вы хотите передать что-то другому, но не хотите, чтобы он воспринял это негативно и перешел в контратаку. Компоновка «заявления от «я» напоминает составление кулинарного рецепта. Пользование таким рецептом дает некоторую гарантию, что вы на правильном пути.

Когда …Я чувствую…Мне хотелось бы, чтобы…

1. Событие

2. Ваша реакция

3. Предпочитаемый вами исход

Событие

Рецепт требует объективного описания события или ситуации, приведшей к проблеме. Объективность означает отсутствие субъективных или эмоционально окрашенных выражений. Речь идет о беспристрастном описании происшедшего, а не о вашем или еще чьем-то истолковании событий. Начните с:

«Когда на моем столе оставлены бумаги…»

«Когда на меня поднимают голос…»

«Когда мне не говорят, что кто-то приходит к нам на ужин…»

Менее объективные описания того-же события:

«Когда вы оставляете ваше барахло разбросанным по моему столу…»

«Когда вы орете или гавкаете на меня…»

«Когда ты не побеспокоился даже предупредить меня, что ты пригласил одного из своих друзей на ужин…»

Три последних способа выражения — плохое начало: ваш собеседник сразу станет в защитную позу и не сможет спокойно воспринять остальную часть ваших слов. Когда вы рассержены на кого-то, объективное описание их поведения — задача нелегкая. Иногда полезно начинать ваше высказывание с описания проблемы, которая вызвана, с вашей точки зрения, действиями других:

«Когда мне приходится отсортировывать свои бумаги от чужих…»

«Когда на меня кричат…»

«Когда я не знаю о приходе на ужин гостей…»

Вашему собеседнику труднее опровергнуть ваше заявление, если оно представлено чисто как ваша проблема. То есть вы сосредотачиваете свое внимание на том факте, что вам придется отделять свои бумаги от чужих вне зависимости от того, кто их туда положил.

Объективное описание происшедшего может даже помочь другому человеку увидеть свои действия в новом свете. Возможно, они и не подозревали, что их действия как-то отражались на вас. Или они попросту хотели подчеркнуть что-то, что вы истолковали как стремление накричать на вас.

Объективное описание специфических действий может представить трудность. Выражение вроде: «Когда вы обвиняете меня…» или «Когда вы прибегаете к закулисным махинациям…» служат вашим истолкованием событий. Задача заключается в том, чтобы описать детали поведения, которые представляются вам обвинительным или закулисным. В чем заключается ваше «доказательство» или «сигнал»? Под обвинениями вы, возможно, подразумеваете, что кто-то сказал, будто вы сделали что-то, хотя вы этого не делали? Под «закулисными махинациями» вы, возможно, подразумеваете, что кто-то сделал что-то, не спросив сначала вас?

Ваш отклик

Люди не всегда осознают, какое воздействие их пос-туп-ки оказывают на вас, если вы им об этом не скажете. Бесполезно говорить: «Они должны сами знать». Дело в том, что они могут не знать, что в их действиях обидело вас. Большинство людей предпочитают поддерживать хорошие отношения с другими, а не оскорблять, обижать или раздражать: ваша реакция может толкнуть их на пересмотр их поведения, особенно в том случае, если вы не прибегли к нападкам на них. Когда вы говорите «от я» и рассказываете им о своей реакции, вы находитесь на безопасной почве. Вы обсуждаете факты. Люди менее склонны оспаривать ваши заявления, если вы говорите: «Я устал» или «я недоволен».

1. Ваша реакция может быть эмоциональной. Вы можете, например, сказать, что вы чувствуете себя обиженным, рассерженным, забытым, беспомощным или виноватым.

Иногда бывает трудно найти подходящие выражения, для того чтобы объяснить ваши чувства, особенно если вы не уверены, что именно происходит с вами. Многие испытывают затруднения при опознании эмоций.

2. Иногда бывает легче описать, что вы делаете при наличии определенных эмоций, вместо описания самих эмоций. Например: «Я ухожу в себя»; «Я начинаю кричать на вас»: «Я решаю все делать сам».

В некоторых случаях люди могут испытывать двойственность при необходимости делиться чувствами с начальством; в других ситуациях подобные действия могут противоречить общепринятым нормам поведения. Если вы договариваетесь о покупке автомобиля, вам, может быть, лучше держать при себе исповедь о том, как он вам необходим. Описание вашего физического поведения может иногда быть полезнее как с социальной, так и со стратегической точки зрения.

3. Вашей реакцией может быть позыв, которому вы на деле сопротивляетесь. Вы можете сказать в этом случае, что вам хотелось бы сделать, например: «У меня появляется желание избегать вас»; «Мне хочется просто выйти» или «Мне хочется бросить все это».

Насколько чисты ваши «Я — высказывания»?

Приправа, которую вы добавляете к описанию вашей реакции, очень важна. На деле избежать элемента осуждения при замешивании рецепта вовсе не просто:

«Я из-за вас уронил это».

«Он расстроил меня»,

«Она оскорбила мои чувства».

«Он меня с ума сводит».

«Это сердит меня».

Подобных фраз лучше избегать.

Если вы осуждаете других, как причину вашей эмоциональной реакции, они обычно начинают яро защищаться, отвергая обвинение подобным образом: «Если вы рассердились, это ваше дело»; «Что я могу сделать, если вы расстраиваетесь из-за всякой мелочи». Вам приходится иметь дело с массой контробвинений, которых можно было бы избежать. Нужно тщательно следить за тем, чтобы ваши «заявления от «я» были чистыми, т.. е. чтобы в них не было прямого или скрытного осуждения.

 

РАССКАЗ БОБА

Боб и его товарищ Пит снимали комнату неподалеку от университета, в котором они оба учились. Пит был на курс низке Боба, и, у него было больше времени. Он тренировался в волейбольной команде университета и готовился к предстоящим состязаниям.

У Боба тем временем подходили важные экзамены, и он занимался по 12-14 часов в день. Каждый раз, приходя домой, он выслушивал последние новости Пита о их спортивной подготовке, о том, с каким командами им предстоит играть и каковы их шансы на успех.

Однажды Боб вернулся домой поздно совершенно разбитым и усталым. Экзамены приближались, а он не написал еще ни одного из важных сочинений. Ему хотелось просто расслабиться перед сном перед тем, как взяться завтра с новыми силами за оставшуюся работу.

Пит был сегодня в особенном ударе. Он рассказал, как на последней тренировке ему удалось выработать новый стиль подачи через голову, который наверняка приведет противника в состояние шока и недоумения. «Я подбрасываю мяч вот таким винтом и бью его наотмашь …,» — начал он было посвящать Боба в детали своего нового открытия.

В этот момент Боб заметил, что стоявший в их комнате телевизор был переставлен. «Я кажется, говорил тебе, что я не люблю, когда ты передвигаешь телевизор с обычного места, — прервал он ликующее объяснение своего товарища. — Немедленно поставь его на прежнее место». Пит посмотрел на него с недоумением и, выйдя на некоторое время из комнаты, вернулся назад и, не говоря ни слова, передвинул телевизор на место.

Боб понял, что он добился своего — тишины и покоя в комнате — путем, который был незаслуженно жестоким по отношению к его товарищу. Вспомнив, что в ею письменном столе остались заметки, сделанные им во время проведенного в университете курса по разрешению конфликтов, Боб решил заглянуть в них. Как можно добиться такого же результата, не обижая Пита и не ставя под угрозу их отношения?

Он понял, что ему нужно было прямо сказать Питу о своих трудностях и своей возросшей потребности в покое после занятий. «Извини меня за грубость, — обратился он к Питу. — Все, что я хотел сказать тебе, это что перед экзаменами я не могу уделять тебе столько времени. Телевизор тут ни при чем».

«Нет проблем, — улыбнулся Пит. — Я все равно собирался проводить больше вечеров со своими товарищами по к.- манде. Надеюсь, что после экзаменов ты сможешь посмотреть хоть одну нашу игру?»

«Постараюсь», — заверил его Боб, выключая свет над своей кроватью.

 

Когда вы берете на себя ответственность за свою реакцию и избегаете обвинений в адрес других, шанс на то, что вы сосредоточите свое внимание именно на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах, возрастает. Ответственность за вашу реакцию решает иногда вопрос о том, будет ли она творческой или стереотипной.

Это не означает, что у вас нет права на ваши чувства: это не попытка отговорить себя от них: «Я знаю, что я не должен так реагировать»: «Глупо чувствовать себя так». Когда вы делаете «Я» — высказывание», вы даете себе полное право чувствовать то, что вы чувствуете: единственная разница заключается в том, что вы никого не обриняете в этом.

Предпочитаемый исход

Когда вы высказываете свои пожелания, попробуйте такой подход: «Мне хотелось бы иметь достаточную помощь при мойке посуды».

Когда вы говорите другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Если они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться вашим предложениям только потому, что чувство автономии очень важно для них. Очень часто именно эта потребность в автономии стоит за непослушностью молодежи. Наличие невысказанных ожиданий вызывает сопротивление.

Когда что-то не нравится нам так, как оно есть, мы часто хотим, чтобы кто-то исправил положение или изменил его так, чтобы это было нам больше по вкусу. До тех пор, пока мы будем рассчитывать на других в этом плане, у нас не будет подлинного контроля над нашей жизнью. Нам стоит быть может, задуматься над следующей мыслью: «Для того чтобы что-то изменилось, я должен сначала измениться сам».

Возможно, они изменятся, а возможно, нет: однако это не будет иметь такого большого значения — своим чистым «я» — высказыванием» вы по меньшей мере уведомили их о вашей позиции. Когда вы говорите о предпочитаемом вами исходе — третьей составной части «я» — высказывания», старайтесь оставить как можно больше вариантов открытыми. Если вы ясно представляете себе, чего вы хотите достичь, ваш партнер может увидеть более четко, кто может внести вклад и какой.

Если мне нужна помощь при мойке посуды, есть несколько путей для достижения этой цели. Один член семьи может поочередно помогать каждый вечер. Альтернативно мы можем нанять посудомойку — за что мы должны все платить, — или чаще питаться вне дома, или купить посудомоечную машину, или распределить другие виды домашней работы так, чтобы мойка посуды не была бременем для одного человека.

Правильное «я — высказывание», в котором ваши пожелания не зависят всецело от того, чтобы ваш партнер сделал вам что-то приятное или выгодное, также подразумевает возможность открытия новых вариантов решений.

Одна из наших молодых подруг, недавно переехавшая на свою первую квартиру, рассказала нам о том, что ее сосед держит своих собак взаперти. Они ночью много лают, мешают ей спать. Она также сказала мне, что ее сосед — довольно агрессивный тип и что она побаивается его. Она спросила меня, стоит ли ей позвонить в организацию, следящую за предотвращением жестокого обращения с животными. Мы посоветовали ей попробовать сначала «я — высказывание». Мы выработали его вместе. Мы пришли к варианту: «Когда я слышу лай собак ночью», (вместо «когда вы держите своих собак взаперти»), я чувствую себя ужасно, и мне хотелось бы, чтобы…» Она задумалась на мгновение. «А чего тебе хотелось бы?» — спросили мы ее. Ее лицо вдруг озарилось: «Эй! Мне хотелось бы иметь возможность выводить собак на прогулку! Это было бы полезно и им, и мне, и я спокойно могу сказать об этом моему соседу».

Варианты рецепта: причины

Потому что…

Вы можете добавить какое-то объяснение к части 3 вашего рецепта (предпочитаемый исход). Такое объяснение может дать дополнительную информацию вашему партнеру относительно влияния проблемы и ее последствий на вас. Это обычно ускоряет процесс восприятия вашей точки зрения другими. Пояснения помогают взаимопониманию и содействуют личной инициативе. Большинство независимых и «своевольных» детей более склонны содействовать вам, когда они понимают причины налагаемых на них ограничений2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.213 (0.014 с.)