Себестоимость продукции: понятие, виды и формирование себестоимости продукции по элементам затрат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Себестоимость продукции: понятие, виды и формирование себестоимости продукции по элементам затрат.



Показателями, характеризующими размер и величину затрат на пр-во и реализ прод, явл.: -Себестоимость прод; -Смета затрат на пр-во и реализ прод; -Затраты на 1 рубль произведенной и реализ прод.

Себестоимость прод – это стоимостная оценка потреблённых в процессе пр-ва и реализ прод производственных ресурсов (природные ресурсы, сырья, материалов, топлива, энергии, ОС, трудовых ресурсов), а также другие издержки в соответствии с действующим законодательством.

Экономическое назначение себестоимости – возместить предприятию понесённые издержки и обеспечить простое воспроизводство всех элементов пр-ва: производственных фондов и рабочей силы.

Структура себестоимости - это процентное соотношение отдельных элементов затрат, включённых в себестоимость. На структуру себестоимости влияют многочисленные факторы важнейшими из которых явл.: особенности производимой прод, специфика потребляемого сырья, особенности технологических процессов.

Смета затрат на пр-во и реализацию прод – это составленный на предприятии обобщающий сводный документ, в котором отражается общая сумма затрат на пр-во и реализацию всего объема и всех видов прод.

Затраты на 1 рубль произведенной и реализованной прод характеризуют уровень текущих затрат на один рубль пр-ва и реализации прод.

По уровню и месту формирования затрат различают два вида себестоимости: индивидуальную и среднеотраслевую с\с.

По способам расчета выделяют плановую, нормативную и фактическую с\с.

По степени полноты учёта затрат с\с различают как: 1)Производственную – образует все затраты, связанные с изготовлением прод. 2)Коммерческую – затраты, связанные с реализацией произведенных изделий (стоимость тары, упаковки ит.д.)

В себестоимость продукции не включаются затраты, осуществляемые за счёт прибыли: 1) налоги, выплачиваемые из прибыли;2) судебные издержки, штрафы, пени и др.;3) расходы на выполнение работ по строительству и содержанию социальных объектов (жилье, принадлежащие предприятию учреждения отдыха и оздоровления);4) материальная помощь работникам.


91. Система и методы определения показателей производственной программы предприятия. Формирование производственной программы.

ПрПр- система плановых заданий по производству и реализации прод соответствующего качества на предстоящий период. ПрПр состоит из следующих разделов: 1 плановое задание по объему производства, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном выражении. Это решает две проблемы:1) что производить и «) как производить. 2 план объема продаж (реализации продукции). Это решает две проблемы: 1) для кого производить и 2) сколько производить. 3 план реализации новых технологий, специализации и кооперированию.

Все показатели ПрПр можно классифицировать на натуральные, трудовые и стоимостные.

Натуральные измерители выражают физический объем произведённой прод (штуки, тонны, метры и т.д.) и характеризуют специализацию пр-ва. Они лежат в основе норм сырья, энергии, рабочего времени, производи-ти труда при производстве однородной прод. Трудовые измерители- часы, минуты рабочего времени_ применяются при внутрипроизводственном планировании для оценки трудоёмкости ед прод и производственной программы. Номенклатура продукции- систематизированный укрупненный перечень перечень выпускаемых предприятием видов прод в натуральном выражении.

Качественные показатели ПрПр сортность; марка; содержание полезного компонента; доля экспорта продукции; важнейшие технические показатели продукции. Стоимостные показатели: 1 товарная продукция- характеризует стоимость готовой для данного предприятия прод, которую можно поставлять потребителям. 2 валовая продукция- харак-т общий объём выполненных работ на предприятии. 3 чистая продукция включает только стоимость, созданную трудом работников предприятия.

Порядок выполнения производственной программы в современных условиях Разработка плана производства и реализации продукции начинается с формирования номенклатуры и ассортимента выпускаемой предприятием продукции. Эти показатели рассчитываются в натуральном измерении, а затем определяются стоимостные показатели производственной программы. При формировании номенклатуры выпускаемой продукции необходимо исходить из сложившегося профиля предприятия и по возможности сужать номенклатуру.

При формировании производственной программы необходимо руководствоваться следующими критериями: 1) рыночными – насколько предприятие конкурентно;2) сбытовыми – насколько пользуется спросом продукция;3) производственными – насколько выгодно это изделие производить.

При формировании производственной программы необходимо:1) определить потребность пополнения (сокращения) товарного ассортимента новыми изделиями;2) провести критическую оценку выпускаемой продукции;3) разработать спецификацию на новые и модификационные изделия в соответствии с требованиями заказчика;4) сделать вывод об окончательном плане производства.


92. Система основных показателей экономической эффективности по формам планирования деятельности предприятия и их расчет.

Эфф-сть пр-ва - комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов пр-ва за определенный промежуток времени. Оценка экономической эфф-сти производится путем сопоставления результатов пр-ва с затратами.

ЭКОНОМИЧ ЭФ-ТЬ=ЭКОНОМИЧ. ЭФФЕКТ / ЗАТРАТЫ (РЕСУРСЫ)

Эфф-сть деят-сти предпр выражается в достигнутых финансовых результатах. (показателями рентаб-сти доходности.)Для оценки эфф-сти пр-ва сущ система показателей:

1. Обобщающие показатели экономич эфф-сти пр-ва: • пр-во чистой прод на ед затрат ресурсов; • приб на ед общих затрат; • рентаб-сть пр-ва; • затраты на 1 рубль товарной прод; • доля прироста прод за счет интенсификации пр-ва;

2. Показатели эфф-сти использования труда: • темп роста производительности труда; • доля прироста прод за счет увеличения производительности труда; • абсолют и относ высвобождение работников; • коэфф использования полезного фонда рабочего времени; • трудоемкость ед прод =3/Vпр-ции; • зарплатоемкость ед прод;

3. Показатели эфф-сти использования производственных фондов: • общая фондоотдача; • фондоотдача активной части основных фондов; • рентабельность ОФ; • фондоемкость ед прод; • материалоемкость ед прод; • коэфф использования наиважнейших видов сырья и материалов;

4. Показатели эфф-сти использования фин средств: • оборачиваемость оборотных средств; • рентабельность оборот средств; • относительное высвобождение оборотных средств; • удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции); • рентабельность капитальных вложений; • срок окупаемости капитальных вложений и др.

Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями: - экономический эффект; - показатели эффективности; - период окупаемости капитала; - точка безубыточности ведения хозяйства.

Показатели рентабельности:

§ Рентабельность прод — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

Rпрод = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

§ Рентабельность ОС — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств. Rос = ЧП/Основные средства * 100 %

§ Рентабельность продаж — отношение операционной прибыли компании к ее выручке. Rпродж = операционная прибыль/Выручка * 100 %

§ Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала. Rперсон = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %

§ Рентабельность активов — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов. Rакт = Чистая прибыль/Активы * 100 %

§ Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. Rсобст кап = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

93. Система планирования финансов на предприятии: состав плановых документов, их назначение и основные показатели.

Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Основная цель финансового планирования состоит в том, что- бы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

1) определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

2) принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, полученная кредитов, займов;

3) определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

4) уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;

5) выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

6) определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса.

Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:

1)доходы и поступления средств;

2)расходы и отчисления средств;- платежи в бюджет;

3)ассигнования из бюджета.

В связи с тем, что состав показателей финансового плана может быть различной степени детализации, форму финансового плана рекомендуется согласовать с вышестоящей организацией, а также органами, куда он может представляться (финансовые и налоговые органы).

При этом следует помнить, что чем детальнее раскрыты его отдельные статьи, тем выше достоверность и обоснованность принятых финансовых плановых решений.


 

94. Содержание плана по себестоимости продукции, порядок его разработки и основные показатели.

План по с/с пр-ции содерж. опред-ние сниж-я затрат на рубль товар. пр-ции по сравнению с предыдущ. периодом, смету затрат на пр-во, калькуляции с/с отдельных видов пр-ции, свод всех затрат на пр-во по элементам и статьям затрат, сметы ОПР, ОХР внепроизвод-ых расходов, транспортно-заготовительных расходов.

В пл-нии с/с пр-ции исп-ся след. Пок-ли: с/с ед. пр-ции; сниж-е с/с сопостав-ой товар-й пр-ии; затраты на 1 рубль товар. пр-ции, в т. ч. МЗ на 1 рубль товар. пр-ции; с/с товар. пр-ции, в т. ч. МЗ.

Разработка плана с/с предшествует анализ пок-лей в целом по п/п и его отдельным подраздел-ям. При этом особое вним-е удел-тся выяв­лен. резервов сниж. с/си, а также величине и причи­нам возник-ия затрат, не обуслов-ых организац-й производ-го процесса, т.е. сверхнормативного расхода матер-х и труд-х ресурсов, потерь рабоч. врем., доплат за отклонения от нормальных условий труда и т.д.

Содержание плана по себестоимости (сбст) продукции.

Сбст- сумма всех ден. средств, затраченных на произв-во и реал-цию прод-ции.

Осн. зад. планир-ия сбст заключ-ся в определ-ии оптим-ой вел-ны затрат, необход-ых для успешного выполн-ия принятых обяз-в.

Осно. целью разраб-ки плана по сбст явл. анализ сбст отдельных видов изд-ий, прод-ции в целом и разраб-ка меропр-ий по ниж-ию всех видов затрат.

План по сбст прод-ции состоит из ряда разделов и расчетов: 1. Калькулюция сбст ед-цы прод-ции и сводная калькуляция сбст всей тов. прод-ции. 2. Смета затрат на произв-во. 3. Расчет сниж-ия сбст про-ции за счет организационно-технич-их меропр-ий.

Разраб-ка этих разд. осущ-ся след. образом: 1. Сост-ся смета затрат по цехам вспомогат-ого произв-ва и сост-ся кальк-ция сбст работ и услуг. 2. Сост-ся смета расходов по обслуж-ию произв-ва и управл-и 3. Разраб-ся спец-ые сметы и расчеты

Исходными данными для сост-ия плана по сбст явл-ся: - показ-ли плана по произв-ву и реал-ции прод-ции; - показ-ли плана по труду и кадрам; - план по матер-но-технич-ому обеспеч-ию; - эк-ая эффект-ть от внедр-ия организ-но-технич-их меропр-ий в план-ом году; - план-ые нормы и нормативы; - сведения о планируемых ремонтах и их жвиж-ии; - оптовые цены на полуфабр-ты, материалы, комплект-ие изд-ия и услуги др. цехов.

При разраб-ке плана по себест особое вним-ие следует уделять выявл-ию резервов сниж-ия себест, ликвидации непроизвод-ых потерь всех видов рес-сов и ликвидации сверхномативного расхода рес-сов. Степень детализации плана по сбст опред-ся спецификой выпуск-ой прод-ции, размером предпр-ия, масштабами произв-ва и подготовленностью кадров.


95. Содержание и порядок разработки плана по труду и заработной плате, основные экономические показатели.

Основной задачей при разработке плана по труду и заработной плате явл соблюдение утверждаемых показателей плана по труду и обеспечению наилучшего использования трудовых ресурсов, рациональной расстановки штата по местам работы в соответствии с их квалификацией, высоких темпов роста производительности труда и правильного их соотношения с темпами роста заработной платы.

План по труду и заработной плате включает в себя четыре взаимосвязанных части: 1) расчет численности работающих по отдельным категориям;2) план повышения производительности труда;3) расчет планового фонда заработной платы;4) план подготовки и повышения квалификации кадров.

Производительность труда – центральное звено в планировании труда. Чтобы правильно установить производительность труда, выполняют следующие стадии анализа и расчетов:- определяют достигнутую производительность труда на основе отчетных данных;- выявляют резервы по повышению производительности труда;- определяют численность рабочих исходя из рационального использования рабочего времени и мероприятий плана НОТ по повышению производительности труда;- обосновывают рост производительности труда. Обобщающим показателем использования труда на предприятиях (в объединениях) явл доля заработной плати промышленно-производственного персонала в стоимости готовой продукции в оптовых ценах предприятия.

Наиболее универсальными показателями эффективности использования труда являются уровень и динамика производительности труда. Уровень производительности труда может быть выражен показателем выработки товарной продукции на одного работающего в единицу времени (в натуральном или денежном выражении) и затратами труда на единицу продукции. Эффективность использования труда Эффективность использования труда и ее динамику характеризуют следующие показатели: темпы роста производительности труда; фондовооруженность труда (по среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов на одного работающего); доля прироста товарной продукции (за счет роста производительности труда); экономия живого труда работающих за год (в сравнении с базисным годом); заработная плата работающего на рубль товарной продукции.


96. Стратегический план развития предприятия: цель, плановый период, разделы, содержание, показатели экономической эффективности и финансовой устойчивости.

Короткий (2-3 страницы) стратегический план должен стать основой будущего бизнес-плана. Составление краткого стратегического плана - это начальный этап составления бизнес-плана. Для начала чётко определяются цели и задачи, текущий статус и др.

Стратегический план включает основные разделы: 1) Преимущества 2)недостатки 3)возможности 4)угрозы

Пункты стратегического плана: -обзор; -предназначение предприятия; -величина желаемого дохода; -ценности предприятия; -пути совершенствования; -цели предприятия; -программы.

Обзор объективный обзор текущих дел в бизнесе. то, что сейчас происходит в бизнесе, описать общие черты бизнеса, его особенности, перспективы этого бизнеса в будущем, и т.д. Предназначение предприятия о предназначении предприятия, чем оно будет заниматься, какие средства будут туда вложены, сколько усилий будет потрачено, и т.д. Величина желаемого дохода сколько хотите заработать, всё нужно указывать в разумных пределах. Ценности предприятия коротко и ясно перечислить всё то, что ценно для предприятия. Пути совершенствования специальные правила и принципы, которые помогут достичь большого успеха и поставленной цели, т.е. рост предприятия, как в экономическом смысле, так и в финансовом.
Группы показателей стратегического планирования:

* конечные и промежуточные,;

* натуральные;

* стоимостные * стоимостные и натуральные показатели выступают в форме количественных и качественных:

* количественные характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ;

* качественные характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степень их эффективности, то есть издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т. д.;

* абсолютные выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления;

* относительные - характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени;

* утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. * к расчетным показателям относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые;

* информационные (справочные)

Финансовая устойчивость предприятия - характеристика уровня риска деятельности предприятия с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами. Коэффициент финансовой устойчивости - доля чистых активов в совокупных активах компании; показывает долю активов компании финансируемых за счет собственного капитала. Платежеспособность -финансовое положение предприятия или лица, позволяющее ему своевременно выполнять свои денежные обязательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.042 с.)