Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтапное формирование действий и понятий

Поиск

Целевой блок

Цель занятия: закрепить информацию об особенностях методики формирования интеллектуальных умений и навыков.

Содержательный блок

Деятельностный подход в усвоении социального опыта.

Чтобы овладеть методикой поэтапного формирования теоретических понятий и практических действий необходимо обратиться к методике, разработанной теорией педагогической психологии и помнить, что понятия формируются из учебных знаний, а действия – это, ни что иное, как практические умения и навыки.

Конечной целью в образовательной среде должны являться знания, умения, и навыки всевозможных видов деятельности ученика, в том числе практической и теоретической.

Знания – это проверенные практикой результаты информации об окружающем мире и их отражение в сознании человека.

Сознание способно выделить в фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.

Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие – не то, что наблюдается, а то, что осмысливается.

Классификация знаний:

- по локализации отражения – индивидуальные и общественные;

- по форме отражения – знаковые или вербальные, образные, вещественные, процедурные;

- по области и предмету познания – гуманитарные, математические, философские, обществоведческие, технические, искусствоведческие;

- по психологическому уровню – знание, узнавание, воспроизведение, понимание, применение, автоматизация действия, потребность в получении нового знания;

- по степени обобщенности – факты-явления, понятия-термины, связи-закономерности, гипотезы-теории, методологические знания, оценочные знания.

Умения определяются как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.

Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без элементного контроля.

Знания, умения и навыки (ЗУН) являются главными характеристиками в определении обученности личности. Уровень обученности определяется совокупным объемом по воспроизведению ЗУН.

 

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дать определение деятельностному подходу к усвоению социального опыта в системе образования;

2. Выявить составные части структуры целостной системы учебной деятельности: в ориентировочных, исполнительных и контрольных действиях;

3. Дать характеристику ориентировочной основе деятельности и ее типам;

4. Раскрыть способы создания образовательной деятельности;

5. Дать сравнительную оценку основным характеристикам действия: форме, обобщенности, развернутости, освоенности;

6. Дать сравнительную характеристику формам действия: материальной, нематериальной, внешнеречевой, умственной;

7. Перечислить основные этапы формирования умственных действий:

- мотивационный;

- получения или создания схемы образовательной деятельности;

- действия с предметами или их моделями;

- действия во внутренней и внешней речи.

Личность и педагогическое мастерство преподавателя

Целевой блок

Цель занятия: обобщить знания о личности педагога и выявить способы применения их в анализе методической работы преподавателя.

Содержательный блок

Современные требования к профессиональной деятельности педагога.

Своеобразие педагогической деятельности можно описывать множеством трудов. Все мировые педагогические источники науки касаются этой проблемы, так как педагогика является не только наукой, но и искусством – своеобразным искусством в области педагогического мастерства. Педагогическое мастерство измеримо и обусловлено рядом различных критерий или требований.

Первое требование к профессиональному педагогу, или основной критерий, – наличие педагогических способностей.

Имена талантливых педагогов широко известны, а о бездарных педагогах говорят как о неумелых, недобросовестных. Педагогическая бездарность зачастую является глубинной причиной нежелания детей или студентов изучать предмет вообще и наносит громадный вред каждой личности. К сожалению, в педагогических вузах до сих пор не проводится диагностика педагогической одаренности, а это, в свою очередь, губительно сказывается на учениках и воспитанниках.

Второй критерий оценки педагогического мастерства – учет многофакторности воспитательного процесса. Владение факторным анализом в современной педагогической действительности – одно из важнейших умений в профессиональном труде педагога. Педагог выступает как координатор, комментатор, оппонент всех воспитательных влияний.

Третьим критерием оценки является терпение и оптимизм как важнейшие профессиональные качества личности педагога.

Специфической чертой воспитательного процесса является его длительность: нельзя быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Особенно медленно идет процесс перевоспитания. Нет таких быстродействующих методов, которые бы позволили эгоиста быстро переделать в альтруиста, а лентяя – в труженика. Эта особенность делает результаты воспитания малозаметными, скрытыми. Успешно работать в таких условиях может только терпеливый оптимист.

Четвертым критерием оценки является настойчивость в достижении цели, трудолюбие, самоотверженность и т.п. Существует своеобразный концентризм в содержании воспитательной работы. Воспитывая одно и то же качество личности, педагог многократно возвращается к нему на новом этапе развития личности.

Пятым критерием оценки является уровень коммуникативного развития, так как педагогический процесс есть активный двусторонний процесс. Педагогу требуется множество усилий для активизации ученика и включения его в процесс самоанализа, самореализации и самовоспитания с использованием всех видов интерактивного взаимодействия.

Шестым критерием оценки является наличие таких характерологических особенностей как скромность и выдержанность, так как качественные результаты зависят от временного пространства и учителю могут поставить в вину чужие ошибки и нарушить его душевное равновесие.

Седьмым критерием оценки является развитие рациональных и прогностических видов мышления. Быть хорошим прогнозистом и личностью, умеющей осуществлять руководство и контроль над ситуацией, – значит управлять процессом.

Особенно важны для педагога такие качества личности, как выдержка, находчивость, быстрота и острота реакции и в то же время эмоциональная уравновешенность, то есть умение владеть собой и координировать свои чувства, психические состояния.

Идеальный педагог – педагогически одаренный, высоконравственный, общительный оптимист-труженик, любящий людей.

Существует главный педагогический запрет: если раздражительность стала частью личности, второй натурой, надо срочно менять профессию.

В педагогической психологии существует современный взгляд на передовой педагогический опыт. Психология учителя под различными углами освещает проблему современных требований, предъявляемых к личности педагога.

Педагог осознанно входит в процесс самообучения и самовоспитания, которое и определяет его культурно-историческое призвание:

- перевести любовь к труду в труд любви;

- осуществлять активное бытие в культуре;

- развивать способности;

- противостоять натиску хаоса;

- достигать полноты в процессе самореализации (исполнивший и исполненный блага).

Современные взгляды и научная мысль определяют наличие дидактических принципов деятельности педагога:

- гуманизм (человек в центре);

- полифония позиций;

- сотрудничество, сотворчество;

- другодоминантность:

- иерархизм.

Дидактические правила деятельности педагога:

- не навязывать и не подменять;

- оказывать помощь воспитаннику;

- быть носителем нравственного начала.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Каковы современные требования к личности педагога?

2. Дать характеристику компонентам педагогического профессионализма:

- уровню общей культуры;

- психолого-педагогической компетентности;

- владению содержанием предмета и педагогическими технологиями;

- способности к целеполаганию и целеустремлению;

- способности к педагогической рефлексии и саморефлексии;

- способности к инновационной деятельности в сфере образования;

3. В чем может просматриваться индивидуальный стиль деятельности педагога?

4. Дать оценку профессионально-педагогической культуре и культуре речи преподавателя;

5. Доказать влияние творческого развития личности педагога как основы для развития личности учащихся;

6. Показать влияние исполнения принципов педагогической этики на отношения в педагогическом коллективе;

7. Раскрыть педагогические аспекты деятельности врача и медицинской сестры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.

4. Багаутдинова, Е.В.Взаимодействие общественных и образовательных учреждений в системе патриотического воспитания / Е.В.Багаутдинова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 84.

5. Батракова, С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 27–33.

6. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17.

7. Башкардина, Р.Н. Новое в подготовке специалистов сестринского дела / Р.Н.Башкардина // Медицинская помощь. – 1996. – № 2.

8. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.

9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: 1989.

10. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 74–78.

11. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.

12. Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19–24.

13. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вегетативного) опыта / Н.О.Вербицкая // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 14–20.

14. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.

15. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы / И.Е.Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 3–8.

16. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 33–39.

17. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–13.

18. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13.

19. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г.Горелова // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 61–66.

20. Горностаев, П.В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся / П.В.Горностаев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 40–48.

21. Громова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых / М.Т.Громова. – Вологда, 1993.

22. Давыдов, В.В. Развивающее обучение / В.В. Давыдов. – М., 1996.

23. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18.

24. Девяткина, А.Н. Мониторинг контрольно-оценочной деятельности в процессе обучения медицинским профессиям / А.Н.Девяткина // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 85.

25. Дмитриева, Н.Ю. Руководство педагогическим процессом в формировании профессиональных практических навыков / Н.Ю.Дмитриева, Н.В.Макарова // Там же. – С. 86.

26. Захарченко, Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя / Е.Ю.Захарченко // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 45–50.

27. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загрязинский и др. // Педагогика. – 2002. – № 9. – С.3–11.

28. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.

29. Кондратьева, Т.Ю. Становление педагогической культуры на основе преемственности поколений / Т.Ю.Кондратьева, Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 87.

30. Корепанова, В.Н. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / В.Н.Корепанова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 66–71.

31. Круглова, Е.С. Роль самообразования в профессиональном росте медицинской сетры. / Е.С.Круглова, Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 91.

32. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24.

33. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М.: Начальник, 1996.

34. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994.

35. Макарова, Н.В. Особенности научного руководства педагогическими исследованиями студентов вузов / Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 92–93.

36. Матушанский, Г.У. Педагогическое тестирование в России / Г.У.Матушанский // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 15–21.

37. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М.И.Махмутов // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 91–101.

38. Морозова, О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя / О.П. Морозова // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 61–68.

39. Назарова, Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике / Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 23–30.

40. Петрушин, В.И. Психология менеджмента / В.И.Петрушин. – М.: Изд-во ИПП, 1996.

41. Пищулин, В.Г. Модель выпускника университета / В.Г. Пищулин // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 22–27.

42. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М.: Просвещение, 2001.

43. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Изд-во Новая школа, 1994.

44. Рыжикова, К.А. Использование сравнительного анализа в педагогическом исследовании / К.А.Рыжикова, Н.В.Макарова / IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 94.

45. Савина, И.А. Организация и использование модульного обучения в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников / И.А.Савина, Н.В.Макарова // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации: материалы научно-методической конференции, 21–22 апреля 2005 г.: частьII – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 74–76.

46. Сапожникова, М.А. Особенности организации учебного процесса в медицинских учреждениях прсихиатрического профиля / М.А.Сапожникова, Н.В.Макарова //

IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд.

КФ ПетрГУ, 2006. – С. 95.

47. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26.

48. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.

49. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – 2001. – № 4 – С. 14–19.

50. Федорович, Ж.В. Значение и функционирование учебно-практической базы в сестринском деле / Ж.В.Федорович, Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты: Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 99.

51. Шеховская, Н.Л. К.Д.Ушинский и Н.А.Бердяев: духовность как нравственная оценка личности / Н.Л. Шеховская // Педагогика. – 2002. – №5. – С.77–82.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы к экзамену по предмету

«Педагогика с методикой преподавания»

(специальность 060109 – Сестринское дело)

1. Педагогика как наука: предмет, задачи, функции педагогики.

2. Основные категории педагогического процесса.

3. Этапы развития педагогики.

4. Система педагогических наук.

5. Педагогический процесс и его основные компоненты.

6. Методы педагогических исследований.

7. Дидактика как теория обучения, ее предмет и задачи.

8. Диалектика процесса обучения.

9. Закономерности процесса обучения.

10. Единство образовательной и развивающей функций обучения.

11. Педагогика в преподавательской, медицинской и управленческой деятельности.

12. Формы педагогической деятельности в социальной работе.

13. Использование педагогических методов в работе с семьей больного.

14. Соотношение дидактический принципов и правил.

15. Система дидактических принципов.

16. Различные классификации методов обучения.

17. Традиционная классификация методов обучения.

18. Выбор методов обучения в учебной деятельности.

19. Соотношение методов и приемов.

20. Различные дидактические средства обучения.

21. Характеристика воспитательного процесса.

22. Принципы воспитательной деятельности.

23. Формы и методы воспитания в системе непрерывного образования.

24. Особенности семейного воспитания.

25. Традиционное обучение и его особенности.

26. Постановка дидактических целей и задач предмета.

27. Значение межпредметных связей в традиционном обучении.

28. Основные требования к структуре учебной информации.

29. Программированное обучение.

30. Проблемное обучение.

31. Структура программы модульного обучения.

32. Контекстное обучение, логическая основа.

33. Игровые формы контекстного обучения.

34. Характерные признаки педагогики профессионального обучения.

35. Основные положения Закона РФ «Об образовании».

36. Основные требования к содержанию учетно-отчетной документации.

37. Профориентация в учебно-воспитательной работе.

38. Педагогическая диагностика и ее ценность.

39. Цели профессионального обучения.

40. Технические средства обучения.

41. Средства педагогического контроля.

42. Формы организации учебной деятельности.

43. Преимущества и недостатки педагогического тестирования.

44. Значение контрольно-оценочной деятельности для учащихся.

45. Понятие педагогической технологии.

46. Философские и концептуальные основы педагогической технологии.

47. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

48. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

49. Технологии на основе дидактического усовершенствования.

50. Характеристика технологий развивающего обучения.

51. Методика проведения лекций.

52. Методика проведения семинарских занятий.

53. Методика проведения практических занятий.

54. Организация и проведение воспитательных мероприятий.

55. Предмет и основные задачи андрагогики.

56. Система дополнительного образования медицинских работников.

57. Основные задачи управления образовательными учреждениями.

58. Культура умственного труда, ее значение и ценность.

59. Роль педагогических исследований в процессе самообучения.

60. Поэтапное формирование действий и понятий.

61. Значение педагогического мастерства в профессиональной деятельности медицинского работника.

62. Основные требования к профессиональной культуре и культуре речи преподавателя.

63. Педагогические аспекты в деятельности медицинской сестры.

64. Педагогическая этика в образовательном учреждении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Темы самостоятельных работ:

1. Мониторинг развития образования в мире.

2. Теория и практика государственного общественного управления образованием.

3. Общество и образование: социокультурный профиль России.

4. Педагогическое общение как диалог в культуре.

5. Методология становления педагогического процесса.

6. Женское институтское образование в России.

7. Понятие «личность» в российской педагогике.

8. Государственное общественное управление образованием.

9. Образование взрослых на основе их жизненного опыта.

10. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы.

11. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики.

12. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования.

13. Современное образование в ХХI в.

14. Культура и личностный стиль педагогической деятельности.

15. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся.

16. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания.

17. Становление педагогической культуры молодого учителя.

18. Состояние современного российского образования.

19. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

20. О развивающихся педагогических системах.

21. Педагогическое тестирование в России.

22. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления

23. Ценностно-смысловые аспекты профессиональной деятельности учителя.

24. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике.

25. Модель выпускника университета в РФ.

26. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся.

27. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв.

28. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения.

29. Развитие духовного потенциала как нравственной оценки личности современного ученика.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тестовая форма контроля

«Педагогика с методикой преподавания»

Пояснительная записка

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается тренинговый тест, предназначенный для студентов по специальности 060109 – Сестринское дело. Данный тест позволит Вам подготовить студентов к новой форме контроля или станет альтернативной технологией для принятия экзамена по изученному курсу.

Цель тестирования – обеспечить студентам равную возможность и условия освоения основных научных категорий по предмету и оценивать их достижения на уровне образовательных стандартов.

Задачи тестирования – используя фронтальный метод опроса, обеспечить равные условия сдачи квалификационного экзамена, повысить объективность результата оценки, выявить слабые стороны программного обеспечения по предмету, усилить индивидуальный подход.

Для эффективного применения технологии тестирования каждый тест будет сопровожден полным комплектом инструктивных материалов.

В программе тестирования дается описание структуры и содержания результатов обучения, которые в соответствии с требованиями образовательных стандартов и программы обучения выносятся на контроль.

Набор заданий тестовых форм обусловлен изучаемым теоретическим и практическим материалом предмета, вопросами для самоподготовки к устному экзамену и отвечает требованиям государственного стандарта.

Критерии оценки работы с тестовой формой изложены в программе тестирования.

Программа тестирования

Программа тестирования по данному курсу определяется целями и задачами тестирования. В данном тесте на тренинговый контроль и оценку выносятся знания, умения студентов выполнять задания различной формы. Психолого-педагогическая часть тренинга приоритетно ориентирована на отработку различных форм заданий. Студентам будут даны задания на выбор одного верного ответа среди ряда предложенных.

Тренинговые формы теста построены в строгом соответствии с программой предмета «Педагогика с методикой преподавания». Студент должен:

- иметь представление о предмете педагогической теории, ее методологической основе, существующих педагогических системах и классификациях педагогических технологий;

‑иметь конкретные знания о современных формах, методах и средствах обучения и воспитания;

- уметь применять на практике дидактические и воспитательные принципы;

- владеть специальными навыками анализа и самоанализа учебно-воспитательной деятельности;

- иметь сформированные профессиональные умения и навыки в определении оптимального и ближайшего уровня развития личности;

- владеть процессами анализа педагогической характеристики учебной деятельности;

- ориентироваться в профессиональной литературе и различных научных источниках.

Тренинговый тест по предмету «Педагогика с методикой преподавания» имеет четыре равноценных варианта, один из которых предлагается Вашему вниманию для тренинга по предмету. Тест одного варианта рассчитан на 40 минут аудиторной работы.

Особенности предмета таковы, что ответы требуют четкой и правильной формулировки, поэтому студентам предлагается выбрать правильный ответ из четырех предложенных.

Критерии оценки: каждому правильному ответу присваивается 5 баллов; вопрос оставленный без ответа оценивается 0. От 0 до 40 баллов – неудовлетворительно; от 45 до 55 баллов – удовлетворительно; от 60 до 75 баллов – хорошо; от 80 до 95 баллов и выше – отлично.

Мотивационный инструктаж

Уважаемые студенты! Сегодня вы будете выполнять не обычную учебную самостоятельную работу, а тестовую форму контроля ваших знаний, умений и навыков по предмету «Педагогика с методикой преподавания». Она отличается формой заданий, но включает только тот учебный материал, который вы изучали по программе. Большинство заданий вам знакомо, над некоторыми придется задуматься, но мы надеемся, что вы найдете верные ответы и решения. Будьте внимательны и аккуратны, Выбирайте только один правильный ответ, который наиболее полно отвечает на вопрос. Желаем успехов.

Набор заданий

Пример. Задания с выбором одного верного ответа среди ряда предложенных ответов.

Указание. Каждое задание этой части имеет предлагаемые ответы, помеченные буквами А, Б, В, Г, … Выберите среди предложенных ответов верный, единственный и зачеркните на бланке ответов букву, соответствующую этому верному ответу выполняемого задания.

Образец.

Задание. Какое понятие вложено в определение «процесс обучения»?

Ответы:

а) дидактически обоснованные способы усвоения содержания конкретных учебных предметов;

б) процесс управления формированием активной личности, развития ее психических свойств и профессиональных качеств;

в) наука о воспитании и обучении;

г) взаимосвязанная деятельность преподавателя и учащихся, направленная на достижение педагогических целей.

Пояснение. Верный ответ расположен под буквой «г», которую следует зачеркнуть или обвести на бланке ответов против номера задания.

 

01. Дайте определение дидактики как науки.

а) наука о воспитании личности;

б) теория образования и обучения, отрасль педагогики;

в) наука о развитии и формировании личности;

г) теория усвоения знаний, умений и навыков.

02. Найдите одно из диалектических противоречий процесса обучения.

а) в целостности обучения и предметной конкретности процесса обучения;

б) абстрактный характер изучаемого предмета и конкретный характер содержания темы;

в) в неравномерности развития психических функций;

г) в индивидуальном характере усвоения знаний, умений и навыков.

03. В чем единство образовательной и развивающей функции обучения?

а) в единстве образовательного и воспитательного процесса;

б) в процессе формирования активной личности;

в) в том, что дидактика выполняет нормативно-прикладную и конструктивно-техническую функцию;

г) во взаимосвязи учителя и учеников.

04. Дайте определение дидактическому принципу.

а) основное положение, определяющее содержание, организационные формы в соответствии с целями и закономерностями;

б) понимание общей картины, конкретные указания для практической деятельности;

в) методы организации учебного процесса;

г) средства и методы эффективного обучения.

05. От чего зависит выбор метода обучения?

а) от субъективного мнения преподавателя;

б) от желания учеников;

в) от желания руководства;

г) от особенностей предмета, условий, педагогических задач и целей.

06. Продолжите фразу: педагогический прием это…

а) анализ индивидуальных особенностей учащихся;

б) влияние общих дидактических положений, законов;

в) элемент метода, его составная часть, разовое действие;

г) конкретные условия учебного процесса.

07. Кто является автором педагогической мысли «Познание начинается с удивления»?

а) Ж-Ж. Руссо;

б) Аристотель;

в) Я.Коменский;

г) А.Макаренко.

08. Какие формы воспитательных мероприятий являются традиционными в медицинском колледже?

а) урок, лекция;

б) общий сбор студентов;

в) практическое занятие, профессиональный творческий вечер, концерт, конкурс;

г) производственное совещание, родительское собрание.

09. Определите один из принципов воспитательной деятельности.

а) ориентировка на мнение коллектива;

б) ориентировка на мнение учителя;

в) опора на положительное воспитание;

г) удовлетворение общественных потребностей.

10. Что является научной и практической основой лекции в традиционной форме обучения?

а) упорядоченная системная информация, побуждающая к самостоятельному мышлению и помогающая осознать закономерности науки;

б) информация, опирающаяся на социальный заказ общества;

в) информация, поданная только с позиции преподавателя;

г) информация, известная студентам.

11. Назовите положительные стороны программированного обучения.

а) полная индивидуализация учебного процесса;

б) свободный выбор форм и методов обучения;

в) самостоятельное руководство учебным процессом;

г) повышение успеваемости и результативности, развитие общих интеллектуальных способностей.

12. Какие задачи ставит перед собой медицинская педагогика как наука?

а) создание сети медицинских учреждений;

б) изучение закономерностей процессов обучения и воспитания медицинских работников;

в) руководство учебными медицинскими учреждениями;

г) описание сложных случаев в медицинской практике.

13. Выделите особенности профессионального образования.

а) индивидуальный подход на всех уровнях развития;

б) научить всему, что умеете сами;

в) создать условия для становления и развития профессиональных навыков студентов, в соответствии с государственным образовательным стандартом;

г) наша задача – дать профессиональные знания, а умения и навыки будут сформированы на производстве.

14. Какие основные требования к отчетно-учетной документации?

а) заполнять и визировать у руководства;

б) аккуратное своевременное ведение в соответствии с требованиями государственного стандарта;

в) оформлять планы после проведения каждого занятия;

г) главное отмечать присутствие всех студентов.

15. Какие требования к аудиовизуальным средствам в обучении?

а) информация должна быть научна, согласована с темой занятия, должна иметь комментарии и анализ педагога;

б) информация должна вызывать интерес студентов;

в) информация должна заполнять все учебное время;

г) информация должна развлекать студентов.

16. В чем преимущества педагогического тестирования?

а) студенты работают фронтально, всей группой;

б) выявление индивидуальных недостатков в знаниях;

в) педагог в это время отдыхает;

г) экономия времени, повышение объективности оценки, возможность контроля большего объема материала.

17. Перечислите способы активизации слушателей при проведении лекции?

а) точная и четкая аргументация;

б) последовательность изложения информации;

в) опора на научную основу;

г) постановка вопроса, постановка проблемы, высказывание противоположного суждения, цитирование.

18. Дать определение традиционному практическому занятию.

а) занятие, не требующее специальной подготовки преподавателя;

б) одна из форм организации учебного процесса в профессиональном обучении;

в) занятие с малым количеством студентов;

г) занятие, проверяющее полученные знания.

19. Перечислите методы педагогического исследования.

а) указание, назидание;

б) наблюдение, эксперимент, анализ результатов.

в) показ, упражнение, закрепление;

г) объяснение, разъяснение.

20. Какому из авторов принадлежит мысль о педагогической деятельности «Студент – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»?

а) Аристотель

б) И. Кант

в) Л.Арцимович;

г) Я. Коменский.

Ключ для самопроверки теста.

01 – Б 02 – А 03 – В 04 – А 05 – Г 06 – В 07 – Б 08 – В 09 – В 10 – А 11 – Г 12 – Б 13 – В 14 – Б 15 – А 16 – Г 17 – Г 18 – Б 19 – Б 20 – В

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................... 3

ЧАСТЬ 1.................................................................................................................................... 4

1.1. Педагогика как наука: предмет, задачи, функции..................................................... 4

1.2. Педагогическая деятельность образовательных учреждений.................................. 7

1.3. Закономерности обучения и их классификация........................................................ 8

1.4.принципы и методы процесса обучения................................................................... 10

1.5. Принципы, методы и формы воспитательного процесса....................................... 13

1.6. Методика в традиционном типе обучения............................................................... 18

1.7. Лекция как форма учебной деятельности: методика проведения.......................... 20

1.8. Семинарское занятие: методика проведения........................................................... 24

1.9. Практические занятия: методика проведения.......................................................... 25

1.10. Новые технологии обучения.................................................................................... 26

1.11. Модульное и контекстное обучение....................................................................... 29

1.12. Педагогика как область человекознания и человековедения............................... 32

ЧАСТЬ 2.................................................................................................................................. 34

2.1. Правовые основы деятельности образовательных учреждений............................ 34

2.2. Структура образовательной системы........................................................................ 34

2.3. Ценности и цели профессионального обучения...................................................... 36

2.4. Средства обучения и педагогического контроля..................................................... 37

2.5. Формы организации учебной деятельности............................................................. 38

2.6. Педагогический контроль и оценка качества образования.................................... 40

2.7. Типы и виды обучения............................................................................................... 43

2.8. Организация и проведение воспитательных мероприятий.................................... 46

2.9. Педагогика образования взрослых............................................................................ 47

2.10. Педагогические аспекты менеджмента в процессе образования и медицинской деятельности........................................................................................................................................................ 49

ЧАСТЬ 3............................................................................



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.012 с.)