Педагогика как область человекознания и человековедения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как область человекознания и человековедения



Целевой блок

Цель занятия: закрепить знания о педагогике как науке, изучающей явления, процессы личностного развития; как науке, повествующей о сущности, содержании и закономерностях общего и профессионального развития личности в процессах образования.

Содержательный блок

1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – №7. – С.88–96.

2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 55–70.

3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – №6. – С. 20–29.

4. Батракова, С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 27–33.

5. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – №3. – С. 11–17.

6. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 74–78.

7. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 33–39.

8. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13.

9. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – №9. – С. 11–18.

10. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – №2. – С. 80–88.

11. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н.Степанов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 14–19.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Осветите предмет изучения педагогики как науки;

2. Раскройте методологическую основу педагогики;

3. Осветите связь педагогики с другими науками: философией, психологией, физиологией, медициной, валеологией и др.;

4. Раскройте аспекты педагогической антропологии как науке о человеке и его развитии в образовании;

5. Какова структура педагогической науки?

6. Покажите связь педагогической теории и инновационного практического опыта;

7. Каковы характерные признаки педагогики средней и высшей профессиональной школы?

8. Перечислите проблемы становления и развития медицинской педагогики.

ЧАСТЬ 2

2.1. Правовые основы деятельности образовательных учреждений

Целевой блок

Цели занятия:

1. Обсудить законодательство Российской Федерации в области образования.

2. Обсудить образовательную политику российского правительства.

3. Выявить основные тенденции национального проекта «Образование».

Содержательный блок

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 7-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 48с.

2. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – №6. – С.20–29.

3. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13.

4. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18.

5. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 80 – 88.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Раскройте основные положения Закона РФ «Об образовании»;

2. Назовите основные компоненты структуры государственно-общественной системы управления образованием;

3. Поясните роль различных общественных объединений в управлении образованием;

4. Каким образом проходит лицензирование, аккредитация образовательных учреждений и аттестация преподавателей?

5. Раскройте содержание реформы сестринского образования в России;

6. Поясните особенности планирования и организации учебно-воспитательной работы в медицинском колледже;

7. Раскройте общие требования к содержанию основной учетно-отчетной документации

2.2. Структура образовательной системы

Целевой блок

Цель занятия: раскрыть структурные звенья педагогической системы.

Содержательный блок

1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве.

2. Система российского образования как развивающаяся система.

1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве.

Современные поиски изменения парадигмы в системе образования начались еще в 80-е годы ХХ в., когда было заявлено о перестройке советской школы и системы в целом. Меры, намечавшиеся по обеим реформам, не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям, вообще утратили какое-либо значение. Под давлением обстоятельств и потребностей школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно. Изменения в системе образования происходят на наших глазах и при нашем участии.

В 1985 г. увидел свет первый образовательный документ «Концепция образования». Закон об образовании в СССР был опубликован в 1986 г. В 1992 г. вышла в свет первая редакция Закона об образовании в РФ, вторая редакция датирована 1996 г.

В статье 43 Конституции РФ (1993 г.) декларируется право на образование:

- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального;

- обязательность основного общего образования;

- установление государственных образовательных стандартов и поддержка различных форм образования и самообразования.

Необходимо отметить, что первоначально не было гарантий общедоступности и бесплатности полного среднего образования, понадобился протест общественности и Министерства образования РФ, чтобы были восстановлены прежние права граждан.

За последние двадцать лет в системе образования РФ прослеживаются постоянные тенденции снижения уровня грамотности, воспитанности выпускников государственных образовательных учреждений. Процессы примитивизации сознания граждан России и общее снижение интеллектуального потенциала отмечаются многими специалистами в области педагогики, психологии, социологии:

- 1979 г. – уровень обученности 20%;

- 1998 г. – уровень языковой компетенции выпускников школ 18–25%;

- 1991 г. – 3-е место по уровню образования среди 20 европейских стран;

- 1996 г. – 10-е место по уровню образования среди 20 европейских стран;

- 2003 г. – 17-е место по уровню образования среди 20 европейских стран.

По данным статистики 2005 г., в рейтинге мировых образовательных систем Российская Федерация занимает 67-е, по уровню жизни – 110-е.

Рейтинг университетов в 2006 г.: первые три места принадлежат Гардварскому, Кембриджскому, Оксфордскому университетам, Московский государственный университет занимает 112-е место, Санкт–Петербургский государственный университет – 334-е.

2. Система российского образования как развивающаяся система.

Российская система государственного образования насчитывает более 1000 лет. С появлением письменности и принятием христианства была организована и образовательная система. Первый теоретик педагогики Я.А.Коменский обосновал классно-урочную систему обучения как единственно-востребованную для массовой школы на основе анализа работы церковно-приходских сельских школ Украины, Белоруссии и других славянских народов. Система в России зародилась раньше, чем наука о воспитании, а слово «образование» понималось как педагогическая цель – «образ божий дай ребенку».

Самые великие достижения в области образования относят к концу ХIХ – началу ХХвв. В этот исторический период Россия занимала ведущие места. На третьем месте СССР оказался в 60-е годы ХХ в.: научно-техническая деятельность страны этому доказательство. В 1970–1980-е годы Россия стала терять педагогический идеал, приоритетность во многих достижениях, в том числе и в образовании. Правление М.Горбачева и Б.Ельцина еще больше усилило тенденции децентрализации российской школы, и все остальные процессы (гуманизации, демократизации, гуманитаризации) остались сегодня полностью не реализованными.

Подлинная демократия возможна в обществе, где права человека не только провозглашаются, но и гарантируются. Выбор программ, методик, технологий, средств, методов и приемов сегодня становится возможным, но при отсутствии финансирования образовательной системы остается схоластикой.

Все вышеупомянутые процессы заявляли возможность не только смены образовательной парадигмы (с авторитарной на гуманистическую), но и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, что, в свою очередь, являлось гарантией подъема в сфере образования.

Понятие педагогической технологии в литературе и практике работы школ часто применяется как синоним понятия педагогической системы. Понятие «система» шире, чем «технология», и включает и самих субъектов и объектов деятельности.

Педагогические технологии часто перекрываются понятиями методик обучения. В технологиях более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная сторона.

Технология отличается от методики воспроизводимостью и устойчивостью результатов. Иногда методики входят в состав технологий. Педагогическая технология может функционировать в качестве:

- науки, исследующей более рациональные пути обучения;

- системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении;

- реального процесса обучения.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дать сравнительную характеристику модели выпускника школы и модели выпускника медицинского колледжа;

2. Раскрыть основные требования, предъявляемые абитуриентам;

3. Каковы цели обучения, воспитания и развития для учащихся колледжа?

4. Каковы основы для построения содержания обучения и образования в медицинском колледже?

5. Перечислите основные формы организации учебно-воспитательной деятельности;

6. Назовите употребляемые методы обучения и воспитания студентов;

7. Какими средствами для обучения, воспитания и контроля деятельности пользуются педагоги колледжа?

8. Раскройте сущность деятельности педагога в организации учебно-воспитательной деятельности учеников;

9. Каким образом осуществляется профессиональная ориентация школьников на медицинские профессии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.016 с.)