Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика как область человекознания и человековедения
Целевой блок Цель занятия: закрепить знания о педагогике как науке, изучающей явления, процессы личностного развития; как науке, повествующей о сущности, содержании и закономерностях общего и профессионального развития личности в процессах образования. Содержательный блок 1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – №7. – С.88–96. 2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 55–70. 3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – №6. – С. 20–29. 4. Батракова, С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 27–33. 5. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – №3. – С. 11–17. 6. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 74–78. 7. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 33–39. 8. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13. 9. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – №9. – С. 11–18. 10. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – №2. – С. 80–88. 11. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н.Степанов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 14–19. Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Осветите предмет изучения педагогики как науки; 2. Раскройте методологическую основу педагогики; 3. Осветите связь педагогики с другими науками: философией, психологией, физиологией, медициной, валеологией и др.; 4. Раскройте аспекты педагогической антропологии как науке о человеке и его развитии в образовании; 5. Какова структура педагогической науки? 6. Покажите связь педагогической теории и инновационного практического опыта; 7. Каковы характерные признаки педагогики средней и высшей профессиональной школы? 8. Перечислите проблемы становления и развития медицинской педагогики.
ЧАСТЬ 2 2.1. Правовые основы деятельности образовательных учреждений Целевой блок Цели занятия: 1. Обсудить законодательство Российской Федерации в области образования. 2. Обсудить образовательную политику российского правительства. 3. Выявить основные тенденции национального проекта «Образование». Содержательный блок 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 7-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 48с. 2. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – №6. – С.20–29. 3. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13. 4. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18. 5. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 80 – 88. Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Раскройте основные положения Закона РФ «Об образовании»; 2. Назовите основные компоненты структуры государственно-общественной системы управления образованием; 3. Поясните роль различных общественных объединений в управлении образованием; 4. Каким образом проходит лицензирование, аккредитация образовательных учреждений и аттестация преподавателей? 5. Раскройте содержание реформы сестринского образования в России; 6. Поясните особенности планирования и организации учебно-воспитательной работы в медицинском колледже; 7. Раскройте общие требования к содержанию основной учетно-отчетной документации 2.2. Структура образовательной системы Целевой блок Цель занятия: раскрыть структурные звенья педагогической системы. Содержательный блок 1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве. 2. Система российского образования как развивающаяся система. 1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве. Современные поиски изменения парадигмы в системе образования начались еще в 80-е годы ХХ в., когда было заявлено о перестройке советской школы и системы в целом. Меры, намечавшиеся по обеим реформам, не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям, вообще утратили какое-либо значение. Под давлением обстоятельств и потребностей школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно. Изменения в системе образования происходят на наших глазах и при нашем участии.
В 1985 г. увидел свет первый образовательный документ «Концепция образования». Закон об образовании в СССР был опубликован в 1986 г. В 1992 г. вышла в свет первая редакция Закона об образовании в РФ, вторая редакция датирована 1996 г. В статье 43 Конституции РФ (1993 г.) декларируется право на образование: - гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального; - обязательность основного общего образования; - установление государственных образовательных стандартов и поддержка различных форм образования и самообразования. Необходимо отметить, что первоначально не было гарантий общедоступности и бесплатности полного среднего образования, понадобился протест общественности и Министерства образования РФ, чтобы были восстановлены прежние права граждан. За последние двадцать лет в системе образования РФ прослеживаются постоянные тенденции снижения уровня грамотности, воспитанности выпускников государственных образовательных учреждений. Процессы примитивизации сознания граждан России и общее снижение интеллектуального потенциала отмечаются многими специалистами в области педагогики, психологии, социологии: - 1979 г. – уровень обученности 20%; - 1998 г. – уровень языковой компетенции выпускников школ 18–25%; - 1991 г. – 3-е место по уровню образования среди 20 европейских стран; - 1996 г. – 10-е место по уровню образования среди 20 европейских стран; - 2003 г. – 17-е место по уровню образования среди 20 европейских стран. По данным статистики 2005 г., в рейтинге мировых образовательных систем Российская Федерация занимает 67-е, по уровню жизни – 110-е. Рейтинг университетов в 2006 г.: первые три места принадлежат Гардварскому, Кембриджскому, Оксфордскому университетам, Московский государственный университет занимает 112-е место, Санкт–Петербургский государственный университет – 334-е. 2. Система российского образования как развивающаяся система. Российская система государственного образования насчитывает более 1000 лет. С появлением письменности и принятием христианства была организована и образовательная система. Первый теоретик педагогики Я.А.Коменский обосновал классно-урочную систему обучения как единственно-востребованную для массовой школы на основе анализа работы церковно-приходских сельских школ Украины, Белоруссии и других славянских народов. Система в России зародилась раньше, чем наука о воспитании, а слово «образование» понималось как педагогическая цель – «образ божий дай ребенку». Самые великие достижения в области образования относят к концу ХIХ – началу ХХвв. В этот исторический период Россия занимала ведущие места. На третьем месте СССР оказался в 60-е годы ХХ в.: научно-техническая деятельность страны этому доказательство. В 1970–1980-е годы Россия стала терять педагогический идеал, приоритетность во многих достижениях, в том числе и в образовании. Правление М.Горбачева и Б.Ельцина еще больше усилило тенденции децентрализации российской школы, и все остальные процессы (гуманизации, демократизации, гуманитаризации) остались сегодня полностью не реализованными.
Подлинная демократия возможна в обществе, где права человека не только провозглашаются, но и гарантируются. Выбор программ, методик, технологий, средств, методов и приемов сегодня становится возможным, но при отсутствии финансирования образовательной системы остается схоластикой. Все вышеупомянутые процессы заявляли возможность не только смены образовательной парадигмы (с авторитарной на гуманистическую), но и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, что, в свою очередь, являлось гарантией подъема в сфере образования. Понятие педагогической технологии в литературе и практике работы школ часто применяется как синоним понятия педагогической системы. Понятие «система» шире, чем «технология», и включает и самих субъектов и объектов деятельности. Педагогические технологии часто перекрываются понятиями методик обучения. В технологиях более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная сторона. Технология отличается от методики воспроизводимостью и устойчивостью результатов. Иногда методики входят в состав технологий. Педагогическая технология может функционировать в качестве: - науки, исследующей более рациональные пути обучения; - системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении; - реального процесса обучения. Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Дать сравнительную характеристику модели выпускника школы и модели выпускника медицинского колледжа; 2. Раскрыть основные требования, предъявляемые абитуриентам; 3. Каковы цели обучения, воспитания и развития для учащихся колледжа? 4. Каковы основы для построения содержания обучения и образования в медицинском колледже? 5. Перечислите основные формы организации учебно-воспитательной деятельности; 6. Назовите употребляемые методы обучения и воспитания студентов; 7. Какими средствами для обучения, воспитания и контроля деятельности пользуются педагоги колледжа? 8. Раскройте сущность деятельности педагога в организации учебно-воспитательной деятельности учеников; 9. Каким образом осуществляется профессиональная ориентация школьников на медицинские профессии?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.016 с.) |