Семинарское занятие: методика проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие: методика проведения



Целевой блок

Цели занятия:

1. Показать различия между традиционной и нетрадиционной формой проведения семинарских занятий;

2. Предложить различные цели проведения семинарских занятий;

3. Познакомить с основными требованиями к стилю проведению семинарского занятия;

4. Обсудить основные компоненты структуры семинарского занятия;

5. Обсудить допустимость педагогических ошибок в практике проведения семинарского занятия.

Содержательный блок

1. Цели и задачи семинарского занятия.

2. Семинар в традиционном обучении.

1. Цели и задачи семинарского занятия.

Семинарское занятие – одна из форм организации учебного процесса в профессиональной школе. Семинар способствует углубленному изучению слушателями информации по теме и приобретении навыков научного подхода при решении проблем.

В процессе подготовки семинара перед слушателями должны быть четко поставлены проблемы, обеспечено стремление связать теоретический материал с практическим его использованием в профессиональной деятельности.

Выполняя учебные задачи семинарского занятия, преподаватель должен осуществлять определенные функции:

- вызывать и поддерживать дискуссию;

- провести конструктивный анализ всех ответов и выступлений;

- привлекать слушателей к аргументации, доказательствам:

- просить обосновать свою точку зрения.

Организация дискуссии и диалогов на семинарском занятии требует от преподавателя глубокой убежденности, ораторского искусства, педагогического такта, знания существа вопроса. Стиль проведения должен быть оживленным, с постановкой общих вопросов и привлечением к обсуждению всех слушателей. Заключения преподавателя должны быть обобщающими, убедительными.

2. Семинар в традиционном обучении.

В традиционных формах обучения именно семинарское занятие дает возможность тренировать коммуникативные способности (соблюдать рамку коммуникации, быть организатором ее) и интеллектуальные умения и навыки (выдвигать и формулировать тезис, формулировать аргументы в противовес поставленной гипотезы).

При проведении семинара могут быть заслушаны реферативные доклады, экспресс-доклады. Эта методика проведения дает возможность активизировать большее количество слушателей и привлекать к работе всех присутствующих студентов. В процессе работы на семинарском занятии студенты имеют возможность формировать и закреплять мыслетехнические, коммуникативные и рефлексивные умения и навыки.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Какова цель проведения семинарских занятий?

2. Каким образом организуется подготовительная работа над проблемой, объявленной для проведения семинара?

3. Какие предъявляются требования к стилю проведению семинарского занятия?

4. Какие способности студентов подвергаются тренировке на семинарских занятиях?

5. Перечислить компоненты структуры семинарского занятия;

6. Какие ошибки часто встречаются на практике при проведении семинарского занятия?

7. Какие последствия возникнут при допущении этих ошибок?

8. Перечислите виды нетрадиционных форм проведения семинарских занятий;

9. Перечислите положительные стороны активизационной деятельности учащихся на семинарских занятиях.

Практические занятия: методика проведения

Целевой блок

Цели занятия:

1. Заострить внимание на значении практических занятий, и вариативности из проведения;

2. Выявить основные требования к планированию аудиторно-практических работ;

3. Проанализировать существующие подготовительные этапы для проведения практических занятий;

4. Описать особенности проведения практических занятий в малой и большой группам;

5. Выявить особенности проведения выездных практических занятий в производственных условиях.

Содержательный блок

1. Требования к проведению аудиторно-практических работ.

2. Проведение практических занятий в производственных условиях.

1. Требования к проведению аудиторно-практических работ.

Аудиторно-практические работы — одна из форм организации учебного процесса в профессиональном обучении. При их проведении реализуется связь теоретического практического обучения, где знания должны стать профессиональными умениями и навыками.

Цели и задачи практических занятий:

- способствовать закреплению и углублению теоретических знаний слушателей;

- развивать интерес к применению их на практике;

- учить самостоятельно обобщать практический материал;

- учить сравнивать его с теоретическими положениями;

- делать соответствующие выводы;

- вырабатывать навыки взаимодействия с профессиональной техникой и средствами.

Тематика занятий должна соответствовать изучаемому теоретическому курсу, наиболее полно охватывать изучаемый материал, отражать современное состояние науки и техники, содержать элементы проблемности.

2. Проведение практических занятий в производственных условиях.

Практические занятия в производственных условиях (выездные) – одна из форм организации учебного процесса в профессиональном обучении. Эти занятия содержат огромный потенциал для реализации профессиональной направленности обучающихся, для реализации воспитательных и развивающих целей обучения.

Эффективность такого занятия зависит от уровня его организации, который в значительной степени определяется в процессе подготовки, в определении темы, в выборе объекта, в разработке перспективного плана, в подготовке наглядных пособий, в подборе раздаточного материала и т.п.

Занятие проводится в течение 4–6 аудиторных часов с группой (12–15 человек) по типу комбинированных занятий. Структура занятия может содержать сообщение новых знаний, закрепление умений и навыков, показ новых умений, их тренировку, установку на применение в процессе профессиональной деятельности. В процессе практических занятий могут быть реализованы различные учебные функции: мотивирующая, развивающая, обучающая, воспитывающая, контрольно-оценочная. Таким образом, дидактические и воспитательные принципы реализуются комплексно в сочетании с разнообразными методами и приемами.

Завершается занятие заключительным собеседованием с руководителями практического занятия или специалистами, где дается соответствующая оценка деятельности групповой или личностной.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Осветить важность проведения практических занятий для осуществления цели связи теории с практикой;

2. Перечислить требования к планированию аудиторно-практических работ;

3. Каковы подготовительные этапы для проведения практических занятий?

4. Каковы особенности проведения практических занятий в малой и большой группе?

5. Дайте характеристику особенностям проведения выездных практических занятий в производственных условиях;

6. При каких условиях запланированная цель практических занятий остается не выполненной?

Новые технологии обучения

Целевой блок

Цели занятия:

1. Дать характеристику технологии программированного обучения;

2. Дать характеристику технологии проблемного обучения;

3. Осветить различные способы и приемы реализации принципа «проблемности» в содержании обучения;

4. Показать примеры диалогического общения преподавателя и обучающихся.

Содержательный блок

1. Основные виды обучения в современной действительности.

2. Характеристика основных видов обучения.

1. Основные виды обучения в современной действительности.

Дидактические системы не уходят в прошлое бесследно. Они трансформируются в более прогрессивные и созвучные требованиям времени системы, в которых долго сохраняются корневые признаки. Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию — вид обучения. В одно и то же время могут существовать и практически применяться несколько различных видов обучения.

В современной школе используют три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

- объяснительно-иллюстративное (часто носит называние традиционного);

- проблемное;

- программированное и развившееся на его основе компьютерное, или компьютеризованное, обучение.

Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который был бы лишен недостатков. Уже существует модель идеального обучения (ИО), не имеющего слабых мест. На этом пути пытаются объединять преимущества всех дидактических систем.

Так возникли и уже успешно применяются новые подвиды обучения: объяснительно-проблемное, проблемно-программированное, проблемно-компьютеризированное и др.

2. Характеристика основных видов обучения.

В характеристику всех видов обучения входят как положительные стороны, так и недостатки.

Объяснительно-иллюстративное обучение — объяснение в сочетании с наглядностью. Это самый древний вид обучения. Его отличительные преимущества:

- экономит время,

- сберегает силы учителей и учащихся,

- облегчает понимание сложных знаний,

- обеспечивает эффективное управление процессом.

К крупным недостаткам этого вида можно отнести:

- преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от процесса продуктивного мышления в поисках этих знаний;

- незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение – это педагогическая технология, которая способна организовать учебные занятия на основе созданной проблемной ситуации, увеличить активность самостоятельной деятельности по разрешению проблемы и в результате получить творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками (ЗУН), в процессе развития мыслительных способностей ученика. Концептуальные положения этой технологии были предложены известным американским теоретиком, автором теории «свободного воспитания» Д.Дьюи:

- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

- управление знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс (метафизический закон развития личности);

- ребенок усваивает материал в результате удовлетворения естественных потребностей в познании и является активным субъектом своего обучения;

- условиями успешности обучения должны являться следующие принципы: проблематизация, активность, связь с жизнью, игрой, трудом.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся.

Проблемные методы – это способы, основанные на создании проблемных ситуаций. Они направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Способы создания педагогических проблемных ситуаций описаны достаточно подробно. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Педагогические ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и др. качества объекта познания.

Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью и опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.

Первый этап – создание проблемной ситуации; второй этап – решение проблемы (закрытый вид деятельности); третий этап – решение проблемы (открытый вид деятельности): проверка полученных результатов, сопоставление информации с предполагаемой гипотезой, систематизация и обобщение приобретенных знаний.

Преимущества этого вида хорошо известны современным педагогам:

- активизируется творческое и продуктивное мышление;

- удерживается высокий уровень мотивации;

- и, как следствие, появляются прочные знания, умения и навыки.

К недостаткам этой формы обучения педагоги относят:

- слабую возможность управления познавательной деятельностью учащихся;

- большие затраты времени, направленные на достижении запроектированных целей.

Программированное обучение означает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к запланированному результату. Программированное обучение как технология предложена В.П.Беспалько. Им обоснованы принципы программированного обучения:

- иерархия управляющих устройств;

- принцип обратной связи;

- процесс обучения есть пошаговый технологический процесс;

- его методы и способы активизируют индивидуальное обучение, которое способствует развитию определенных качеств личности и способностей.

Виды обучающих программ:

- линейные программы — последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием;

- разветвленные программы — после неправильного ответа подается дополнительная информация;

- адаптивные программы — ученик выбирает уровень сложности;

- комбинированная программа — включает все виды программирования.

Основная цель — улучшение управления учебным процессом.

Особенности этого вида обучения:

- учебный материал разделен на порции, состоит из последовательных шагов и мыслительных действий;

- каждый шаг завершается контролем и выходом на новую ступень либо помощью и повтором;

- учащиеся работают в индивидуальном темпе, с постоянным контролем и «обратной» связью;

- учебная деятельность организуется с использованием и помощью специфических средств.

Компьютерное обучение (как вид программированного) предполагает использование специальных обучающих программ для решения почти всех дидактических задач — предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных и осуществления мониторинга в развитии учебного процесса.

Положительные результаты этого вида широко известны современным педагогам:

- повышение успеваемости и результативности;

- развитие общих интеллектуальных способностей;

- современные машины быстро устанавливают уровень обученности;

- адаптированные программы работают с любым уровнем обученности учеников.

К недостаткам этого вида обучения можно отнести:

- плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения (качество обусловливается двумя основными факторами – качеством программ и качеством вычислительной техники).

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Раскройте положительные и отрицательные стороны программированного обучения;

2. Выявите разницу между компьютерным и компьютеризованным обучением;

3. Какие требования предъявляются к постановке учебных вопросов как средству косвенного управления коммуникациями?

4. Раскройте приемы личностного вхождения преподавателя в диалогическое общение со студентами;

5. Назовите педагогические средства для снятия психологических барьеров в общении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.038 с.)