Семинарское занятие по теме № 3. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие по теме № 3.



Происхождение, понятие и сущность права

Время проведения - 2 часа

План

1. Характеристика нормативных регуляторов догосударственного общества. Причины и способы образования права.

2. Понятие и признаки права, его функции.

3. Характеристики различных теорий права в аспекте его происхождения и сущности.

4. Многоаспектность правопонимания.

5. Понятие и классификация принципов права.

Задание для самостоятельной работы

Составить сравнительную таблицу школ правопонимания по следующим характерным чертам: время возникновения, представители, основные положения, сильные и слабые стороны, по результатам сделать вывод.

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности мононорм догосударственного общества.

2. Чем обеспечивается обязательность права?

3. Какая социальная норма появилась первой в первобытном обществе?

4. Что такое позитивное право?

5. В чем различие между объективным и субъективным правом?

6. Дайте характеристику сущности современного российского права.

7. В чем заключается значение правопонимания для деятельности юриста?

8. Какие особенности широкого правопонимания?

 

Семинарское занятие по теме № 4.

Типология государства

Время проведения - 2 часа

План

1. Типология государств: понятие и эволюция.

2. Формационный подход к типологии государств.

3. Цивилизационный подход к типологии государств.

 

Задание для самостоятельной работы

Составить сравнительную таблицу формационного и цивилизационного подходов к типологии государств по следующим характерным чертам: время возникновения, представители, основные положения, сильные и слабые стороны, по результатам сделать вывод.

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности типологии государств как высшей формы классификации.

2. В чем суть классификации государств, разработанной Аристотелем?

3. Какие признаки отличают теорию стадий экономического роста?

4. Чем заканчивается развитие государства и права согласно формационного подхода?

5. В чем суть классификации государств, обоснованной Полибием?

Семинарское занятие по теме № 5.

Функции государства

Время проведения - 2 часа

План

1. Понятие и признаки функций госу­дарства.

2. Классификация функций государства по различным основаниям.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

 

 

Задание для самостоятельной работы

Составить схему классификация функций государства по различным основаниям, приведя позиции не менее трёх учёных, по результатам сделать вывод.

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности экономической функции государства.

2. В чем суть эволюции функций государства?

3. Какие методы осуществления функций государства являются универсальными?

4. Каково соотно­шение сущности и функций государства?

5. В чём заключается дискуссионность классификации функций государства?

 

Семинарское занятие по теме № 6.

Форма государства

Время проведения - 4 часа

План

1. Понятие формы госу­дарства.

2. Понятие формы государственного правления. Особенности монархической формы правления.

3. Республиканская форма правления. Форма государственного правления современной Рос­сии.

4. Понятие формы государственного устройства и её виды.

5. Федеративное устройство России: про­шлое и современность.

6. Понятие государственного (политико-правового) режима и его виды. Государственный (политико-правовой) режим современной России.

 

Задание для самостоятельной работы

Составить подробную схему элементов формы государства с их разновидностями.

 

Контрольные вопросы

1. Приведите характерные черты понятия «форма государства».

2. В чем особенности республиканской формы правления?

3. Какие имеются тенденции изменения формы государственного правления современной Рос­сии?

4. По какому признаку образована Российская Федерация?

5. Из скольких субъектов федерации состоит Российская Федерация?

6. Какие признаки отличают тоталитарный режим?

7. Назовите характерные черты либерально-демократического режима.

8. Обоснуйте государственный (политико-правовой) режим современной России.

 

Семинарское занятие по теме № 7.

Механизм (аппарат) государства

Время проведения - 2 часа

План

1. Понятие механизма (аппарата) государства.

2. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

 

Задание для самостоятельной работы

Составить подробную схему классификации конкретных государственных органов Российской Федерации по критерию разделения властей по вертикали и горизонтали.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается государственный орган от государственного учреждения?

2. В чем особенности соотношения понятий механизм государства и государственный аппарат?

3. Назовите государственные органы исполнительной власти Российская Федерация.

4. К какой ветви власти законодательной, исполнительной или судебной относится Президент Российской Федерации?

5. Назовите характерные черты принципа законности организации и деятельности государственного аппарата.

Семинарское занятие по теме № 8.

Государство в политической системе общества

Время проведения - 2 часа

План

1. Понятие и структура по­литической системы общества.

2. Характеристика институтов по­литической системы общества.

3. Место государства в политической системе общества.

 

Задание для самостоятельной работы

Составить подробную схему реальных институтов по­литической системы общества в Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается государство от других институтов по­литической системы общества?

2. В чём состоят особенности политической системы общества в узком и широком значении?

3. Назовите системообразующие факторы политической системы общества.

4. В чём заключаются особенности правосознания как элемента политической системы общества?

5. Обозначьте место государства в политической системе общества с различных точек зрения.

Семинарское занятие по теме № 9.

Гражданское общество и правовое государство

Время проведения - 2 часа

План

1. Понятие и классификация прав и свобод человека и граж­данина. Правовой статус личности и его виды.

2. Гражданское обще­ство: понятие, признаки, структура.

3. Возник­новение и эволюция идеи правового государства, в том числе в России.

4. Признаки (принципы) правового государства. Проблемы формирования правового государства в России.

 

Задание для самостоятельной работы

Письменно ответить на вопрос «Что мешает построению правового государства в России?».

Контрольные вопросы

1. Чем отличается правовое государство от неправового государства?

2. В чём состоит соотношение поня­тий "человек", "личность", "гражданин"?

3. Назовите структуру правового статуса личности.

4. В чём заключаются особенности принципа разделения властей в правовом государстве?

5. Обозначьте место информационной системы гра­жданского общества.

6. Кто из учёных и где впервые ввёл в научный оборот термин «правовое государство»?

 

Семинарское занятие по теме № 10.

Право и система нормативного регулирования общественных отношений

Время проведения - 2 часа

План

1. Понятие и признаки социальных норм. Система нормативного регулирования общественных отношений.

2. Виды социальных норм и их характеристика.

3. Соотношение права и морали: единство и различие, взаимо­действие и противоречие.

Задание для самостоятельной работы

Составить таблицу соотношения норм права и морали в их единстве и различии, взаимо­действии и противоречии, привести соответствующие примеры.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются нормы права от корпоративных норм?

2. В чём состоит взаимодействие норм права и морали?

3. Обоснуйте значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву.

4. В чём заключаются особенности технико-юридических норм?

5. Дайте характеристику особенностям религиозных норм.

Семинарское занятие по теме № 11.

Формы (источники) права

 

Время проведения - 4 часа

План

1. Понятие источника права.

2. Виды специально-юридических источников права.

3. Закон как разновидность нормативно-правового акта.

4. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, особенности, виды.

5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Задание для самостоятельной работы

Привести конкретные примеры на каждую разновидность законов и подзаконных нормативно-правовых актов по российскому законодательству.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается закон от подзаконного нормативно-правового акта?

2. В чём особенности источника права в специально-юридическом значении?

3. Обоснуйте значение закона в нормативном регулировании общественных отношений.

4. Что такое высшая юридическая сила закона?

5. Дайте характеристику особенностям нормативного договора как источника права.

6. Каково значение правовой аксиомы «Закон обратной силы не имеет»?

7. В чём заключается экстерриториальность действия нормы права?

8. Как характеризуется "переживание" закона?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.027 с.)