Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика в традиционном типе обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Целевой блок Цели занятия: 1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам; 2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета; 3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента; 4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения. Содержательный блок 1. Целевые ориентации и концептуальные положения. 2. Содержание образования. 3. Особенности методики традиционного обучения.
Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского). Отличительными признаками ТО являются: - формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения; - наличие единой программы и единого расписания; - основной единицей занятия является урок; - урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом; - наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса; - применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной. 1. Целевые ориентации и концептуальные положения. Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так: - формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук; - формировать основы научного мировоззрения; - осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика; - воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности. Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским. 2. Содержание образования Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим: - знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности; - содержание образования остается единообразным; - планирование содержания образования централизованно; - учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку; - обучение преобладает над воспитанием; - учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны; - клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов; - в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. 3. Особенности методики традиционного обучения. Каждый современный россиянин способен самостоятельно оценить результаты педагогического воздействия методики преподавания в системе традиционного обучения (ТО). Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами: - требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений; - авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика; - отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым. Положительные стороны ТО: - информация готовая к усвоению; - систематический характер обучения; - упорядоченная передача учебного материала; - организационная четкость; - эмоциональное воздействие учителя; - низкие экономические затраты на групповое обучение; - обеспечение ориентировки в материале; - большой поток информации за короткое время. Отрицательные стороны ТО: - шаблонное построение урока, однообразие; - высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания; - формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности; - слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия; - слабая обратная связь. К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения. Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Как осуществляется выбор и логическое структурирование содержания обучения? 2. Назовите основные организационные формы учебной работы в рамках традиционного обучения; 3. Перечислите способы подготовки и проведения основных видов учебных занятий. Лекция как форма учебной деятельности: методика проведения Целевой блок Цели занятия: 1. Раскрыть объективные закономерности работы с лекционным материалом; 2. Показать вариативность целей, содержания, типов, видов словесных методов; 3. Вывести объективные закономерности работы с информацией и источниками лекционного и учебного материала; 4. Показать вариативность целей учебной деятельности, вариативность содержания, типов, видов и словесных методов; 5. Привести примеры использования инновационных форм лекций; Содержательный блок 1. Дидактические цели и задачи проведения лекций. 2. Лекция в традиционном обучении. 3. Особенности проведения различных видов лекционной формы. 1. Дидактические цели и задачи проведения лекции., В ходе тематической подготовки лекционного материала по программе предмета, педагогу необходимо подобрать соответствующий материал по содержанию информации темы лекции. Подготовительная работа требует необходимости анализа собранного материала, структурирования его и целеполагания. Постановка целей и задач – одна из важнейших обязанностей педагога. Без этой продуктивной работы преподавателю трудно анализировать свои достижения и недостатки, так как без точных формулировок педагогических целей и задач трудно оценить продуктивность проведенной работы. Лекции могут иметь различные дидактические цели: - познакомить студентов с основной информацией по теме; - закрепить основные научные понятия и определения; - выявить ориентировочные знания по предмету; - дать углубленную информацию по теме; - систематизировать имеющие знания по различным темам; - установить межпредметные связи с различными науками и т.п. Постановка учебных задач осуществляется в подготовительный период работы по подборке материала. Учебные задачи проведения лекций тоже могут быть различны, так как могут отражать все основные категории образования: - формировать определенные знания по теме; - стимулировать развитие познавательных процессов; - развивать коммуникативные стороны взаимодействия; - иметь возможность выбора интерактивной стороны взаимодействия; - уметь обобщать изложенный материал; - знать точные информационные координаты; - подобрать собственный пример по изложенной информации; - уметь аргументировать события и факты; - уметь использовать известные доказательства и т.д. 2. Лекция в традиционном обучении. Лекция – наиболее распространенная форма организации учебного процесса в профессиональном обучении и обучении в системе дополнительного образования. В основе лекции лежит упорядоченная, системная информация, побуждающая слушателей к самостоятельному мышлению и помогающая ему осознать объективные закономерности науки. К качественным показателям педагогического процесса во время проведения лекции относят научность, связь с жизнью, наступательность, действенность. Первые два компонента связаны с выполнением дидактических принципов. Игнорирование этих принципов в лекционном процессе, безусловно, влияет на мотивированность процесса познания и в дальнейшем на уровень обученности. Наступательность следует понимать как увеличение динамического потенциала в информации и содержании лекции. Действенность может быть охарактеризована работой внутренней сферы слушателей и внешних проявлений невербальных коммуникаций. При подготовке лекции педагог заботится о научном и информационном обеспечении, т.е. сообщает слушателям только научно проверенную информацию на доступном и современном уровне знаний. Информация лекции должна быть доказательной и аргументированной. Наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств делает информацию весомой и способствует развитию интеллекта и самосознания. Активизация функций памяти, мышления, внутренней речи, сенсорики может быть усилена в процессе проблемного изложения материала. Если педагог позаботился о четкой структуре (построении лекции), логике изложения материала, предлагает слушателям материал эмоционально, с учетом уровня компетентности студентов, то и результат усвоения материала будет намного выше. Возможность и использование различных дидактических и аудиовизуальных средств улучшает качество проведения лекции и увеличивает мотивированность при самостоятельной работе и внеаудиторной деятельности слушателей. Типы лекций классифицируются: - по целям (вводная, обобщающая, установочная); - по содержанию (информационная, обзорная, авторская); - по методам (репродуктивная, систематизирующая, проблемная). В зависимости от позиции преподавателя, т.е. осознания собственных функций, возможны различные варианты сочетания целей, содержания и методов. 3. Особенности проведения различных видов лекционной формы. В инновационных технологиях часто можно встретить анализ особенностей проведения различных видов лекций. Их отличия от проведения лекций в традиционном обучении существенны и требуют конкретной информации по каждому из видов. Очень распространенной в использовании стала лекция-визуализация. Ее методика проведения упростилась с использованием современных аудиовизуальных средств. Для этих целей часто используется обычный видеомагнитофон и телепередатчик. Кассеты с обучающей видеоинформацией подбираются педагогом в соответствии с уровнем обученноссти студентов, с определенной тематикой предмета и необходимой новизной материала. Видеоинформации на лекциях такого вида предшествует вступительное слово, где педагог нацеливает учащихся на просмотр и сообщает им, на что они должны обратить внимание. После просмотра могут быть заданы вопросы по теме, для актуализации информации и для необходимости уточнения дидактических единиц. Видеоинформация может быть использована частично как форма иллюстрации и как дидактическое средство. Набирает популярность форма проведения лекции вдвоем. Ее особенности в том, что она требует тщательной подготовительной работы двух педагогов одновременно: по распределению ролей; по постановке проблемы; по ведению дискуссии в диалогах и по анализу изложенной информации. В этой форме проведения лекции распределяются роли по выращиванию потребностей, способностей и норм: один педагог обеспечивает внешнее содержание (выращивает нормы научного знания), другой – превращает внешнее содержание во внутреннее (высказывая мнение с позиции рациональности использования этих знаний, т.е. для чего нам это нужно). Для первого базовый процесс – продвижение по содержанию, для второго – процедура овладения им. Проведение лекции с использованием этой формы чрезвычайно поднимает интерес к теме, так как оппоненты отстаивают противоположные позиции и тем самым включают активность слушателей, способных выбрать ту или иную логику изложения и аргументации. У участников лекции активизируется внутренняя речь и появляется мотивация вступить в активную дискуссию по теме. Крайне редко педагоги обращают внимание на особую форму проведения лекций – лекции с запланированными ошибками. Подобная лекция требует необходимой предварительной работы. Суть проведения данной лекции заключается в том, что уже известная информация предлагается с различным искажением. Если в процессе лекции педагогу удается активизировать имеющиеся знания студентов и направить их на анализ и корректировку информации – цель лекции достигнута. Вариативностью этой формы может быть изложение научных исследований различных временных периодов развития научной мысли, так как многие из них претерпели временные изменения и т.п. В лекции-пресс-конференции можно выявить самые важные учебно-воспитательные задачи, так как студенты в это время находятся в определенных, непривычных для себя условиях. Педагогу остается активизировать наблюдательность за деятельностью студентов в различных ролевых ситуациях и выявить необходимые пробелы в знаниях, умениях, навыках интеллектуальной деятельности, а также в коммуникативных актах и выборе интерактивной стороны взаимодействия. Проведение проблемной лекции выбирается педагогом неслучайно. Она не только активизирует познавательные процессы, но и создает ситуации для развития теоретического мышления с эвристическим моментом озарения, удерживая устойчивое психическое состояние вдохновенной творческой деятельности. Во время подготовительной работы по теме лекции педагог делит весь материал на части – проблемные ситуации – модули. Разрешение проблемной ситуации идет по алгоритму: для чего? что? как? что получилось? то ли ожидали получить? – и включает следующее: - формулировка проблемы, ее анализ, обозначение рамки; - актуализация до уровня значимости каждого участника, подготовка основания (опорных знаний), индивидуальных норм; - сопоставление результатов анализа ситуации с нормой (концепцией, теорией, критериями, результатами исследований); - разработка механизма достижения нормы в исследуемой проблеме (построить модель, проект, разработать технологию); - сопоставление результата с целью (несоответствие рассмотреть как новую проблему). В ходе лекции педагог имеет возможность задавать вопросы, выслушивать различные индивидуальные мнения, сравнивать информацию, выделять главное, обобщать и кроме того: - критически относиться к полученной информации (строить собственные гипотезы); - доказывать, подбирать и выстраивать аргументы; - привлекать творческое, эмпирическое, теоретическое мышление, получать новые смыслы, используя собственные наблюдения.
Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Дать определение форме лекции как словесному дидактическому методу; 2. Перечислить основные качества лекции; 3. Каким образом обеспечивается научность и информативность сообщения? 4. Раскрыть возможности активизации мышления слушателей в процессе лекции; 5. Дать характеристику существующим типам лекций; 6. Как используются в лекциях дидактические и аудиовизуальные средства? 7. Каковы особенности проблемной лекции? 8. Каковы особенности лекции вдвоем? 9. Приведите примеры использования инновационных форм лекций.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.011 с.) |