Методика в традиционном типе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика в традиционном типе обучения



Целевой блок

Цели занятия:

1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам;

2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета;

3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента;

4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения.

Содержательный блок

1. Целевые ориентации и концептуальные положения.

2. Содержание образования.

3. Особенности методики традиционного обучения.

 

Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского).

Отличительными признаками ТО являются:

- формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения;

- наличие единой программы и единого расписания;

- основной единицей занятия является урок;

- урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом;

- наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса;

- применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной.

1. Целевые ориентации и концептуальные положения.

Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так:

- формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук;

- формировать основы научного мировоззрения;

- осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

- воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности.

Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским.

2. Содержание образования

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим:

- знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности;

- содержание образования остается единообразным;

- планирование содержания образования централизованно;

- учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку;

- обучение преобладает над воспитанием;

- учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны;

- клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов;

- в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий.

3. Особенности методики традиционного обучения.

Каждый современный россиянин способен самостоятельно оценить результаты педагогического воздействия методики преподавания в системе традиционного обучения (ТО).

Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами:

- требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений;

- авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика;

- отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым.

Положительные стороны ТО:

- информация готовая к усвоению;

- систематический характер обучения;

- упорядоченная передача учебного материала;

- организационная четкость;

- эмоциональное воздействие учителя;

- низкие экономические затраты на групповое обучение;

- обеспечение ориентировки в материале;

- большой поток информации за короткое время.

Отрицательные стороны ТО:

- шаблонное построение урока, однообразие;

- высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания;

- формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности;

- слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия;

- слабая обратная связь.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Как осуществляется выбор и логическое структурирование содержания обучения?

2. Назовите основные организационные формы учебной работы в рамках традиционного обучения;

3. Перечислите способы подготовки и проведения основных видов учебных занятий.

Лекция как форма учебной деятельности: методика проведения

Целевой блок

Цели занятия:

1. Раскрыть объективные закономерности работы с лекционным материалом;

2. Показать вариативность целей, содержания, типов, видов словесных методов;

3. Вывести объективные закономерности работы с информацией и источниками лекционного и учебного материала;

4. Показать вариативность целей учебной деятельности, вариативность содержания, типов, видов и словесных методов;

5. Привести примеры использования инновационных форм лекций;

Содержательный блок

1. Дидактические цели и задачи проведения лекций.

2. Лекция в традиционном обучении.

3. Особенности проведения различных видов лекционной формы.

1. Дидактические цели и задачи проведения лекции.,

В ходе тематической подготовки лекционного материала по программе предмета, педагогу необходимо подобрать соответствующий материал по содержанию информации темы лекции. Подготовительная работа требует необходимости анализа собранного материала, структурирования его и целеполагания.

Постановка целей и задач – одна из важнейших обязанностей педагога. Без этой продуктивной работы преподавателю трудно анализировать свои достижения и недостатки, так как без точных формулировок педагогических целей и задач трудно оценить продуктивность проведенной работы.

Лекции могут иметь различные дидактические цели:

- познакомить студентов с основной информацией по теме;

- закрепить основные научные понятия и определения;

- выявить ориентировочные знания по предмету;

- дать углубленную информацию по теме;

- систематизировать имеющие знания по различным темам;

- установить межпредметные связи с различными науками и т.п.

Постановка учебных задач осуществляется в подготовительный период работы по подборке материала.

Учебные задачи проведения лекций тоже могут быть различны, так как могут отражать все основные категории образования:

- формировать определенные знания по теме;

- стимулировать развитие познавательных процессов;

- развивать коммуникативные стороны взаимодействия;

- иметь возможность выбора интерактивной стороны взаимодействия;

- уметь обобщать изложенный материал;

- знать точные информационные координаты;

- подобрать собственный пример по изложенной информации;

- уметь аргументировать события и факты;

- уметь использовать известные доказательства и т.д.

2. Лекция в традиционном обучении.

Лекция – наиболее распространенная форма организации учебного процесса в профессиональном обучении и обучении в системе дополнительного образования.

В основе лекции лежит упорядоченная, системная информация, побуждающая слушателей к самостоятельному мышлению и помогающая ему осознать объективные закономерности науки.

К качественным показателям педагогического процесса во время проведения лекции относят научность, связь с жизнью, наступательность, действенность.

Первые два компонента связаны с выполнением дидактических принципов. Игнорирование этих принципов в лекционном процессе, безусловно, влияет на мотивированность процесса познания и в дальнейшем на уровень обученности.

Наступательность следует понимать как увеличение динамического потенциала в информации и содержании лекции. Действенность может быть охарактеризована работой внутренней сферы слушателей и внешних проявлений невербальных коммуникаций.

При подготовке лекции педагог заботится о научном и информационном обеспечении, т.е. сообщает слушателям только научно проверенную информацию на доступном и современном уровне знаний. Информация лекции должна быть доказательной и аргументированной. Наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств делает информацию весомой и способствует развитию интеллекта и самосознания. Активизация функций памяти, мышления, внутренней речи, сенсорики может быть усилена в процессе проблемного изложения материала.

Если педагог позаботился о четкой структуре (построении лекции), логике изложения материала, предлагает слушателям материал эмоционально, с учетом уровня компетентности студентов, то и результат усвоения материала будет намного выше. Возможность и использование различных дидактических и аудиовизуальных средств улучшает качество проведения лекции и увеличивает мотивированность при самостоятельной работе и внеаудиторной деятельности слушателей.

Типы лекций классифицируются:

- по целям (вводная, обобщающая, установочная);

- по содержанию (информационная, обзорная, авторская);

- по методам (репродуктивная, систематизирующая, проблемная).

В зависимости от позиции преподавателя, т.е. осознания собственных функций, возможны различные варианты сочетания целей, содержания и методов.

3. Особенности проведения различных видов лекционной формы.

В инновационных технологиях часто можно встретить анализ особенностей проведения различных видов лекций. Их отличия от проведения лекций в традиционном обучении существенны и требуют конкретной информации по каждому из видов.

Очень распространенной в использовании стала лекция-визуализация. Ее методика проведения упростилась с использованием современных аудиовизуальных средств. Для этих целей часто используется обычный видеомагнитофон и телепередатчик. Кассеты с обучающей видеоинформацией подбираются педагогом в соответствии с уровнем обученноссти студентов, с определенной тематикой предмета и необходимой новизной материала.

Видеоинформации на лекциях такого вида предшествует вступительное слово, где педагог нацеливает учащихся на просмотр и сообщает им, на что они должны обратить внимание. После просмотра могут быть заданы вопросы по теме, для актуализации информации и для необходимости уточнения дидактических единиц. Видеоинформация может быть использована частично как форма иллюстрации и как дидактическое средство.

Набирает популярность форма проведения лекции вдвоем. Ее особенности в том, что она требует тщательной подготовительной работы двух педагогов одновременно: по распределению ролей; по постановке проблемы; по ведению дискуссии в диалогах и по анализу изложенной информации. В этой форме проведения лекции распределяются роли по выращиванию потребностей, способностей и норм: один педагог обеспечивает внешнее содержание (выращивает нормы научного знания), другой – превращает внешнее содержание во внутреннее (высказывая мнение с позиции рациональности использования этих знаний, т.е. для чего нам это нужно). Для первого базовый процесс – продвижение по содержанию, для второго – процедура овладения им.

Проведение лекции с использованием этой формы чрезвычайно поднимает интерес к теме, так как оппоненты отстаивают противоположные позиции и тем самым включают активность слушателей, способных выбрать ту или иную логику изложения и аргументации. У участников лекции активизируется внутренняя речь и появляется мотивация вступить в активную дискуссию по теме.

Крайне редко педагоги обращают внимание на особую форму проведения лекций – лекции с запланированными ошибками. Подобная лекция требует необходимой предварительной работы. Суть проведения данной лекции заключается в том, что уже известная информация предлагается с различным искажением. Если в процессе лекции педагогу удается активизировать имеющиеся знания студентов и направить их на анализ и корректировку информации – цель лекции достигнута. Вариативностью этой формы может быть изложение научных исследований различных временных периодов развития научной мысли, так как многие из них претерпели временные изменения и т.п.

В лекции-пресс-конференции можно выявить самые важные учебно-воспитательные задачи, так как студенты в это время находятся в определенных, непривычных для себя условиях. Педагогу остается активизировать наблюдательность за деятельностью студентов в различных ролевых ситуациях и выявить необходимые пробелы в знаниях, умениях, навыках интеллектуальной деятельности, а также в коммуникативных актах и выборе интерактивной стороны взаимодействия.

Проведение проблемной лекции выбирается педагогом неслучайно. Она не только активизирует познавательные процессы, но и создает ситуации для развития теоретического мышления с эвристическим моментом озарения, удерживая устойчивое психическое состояние вдохновенной творческой деятельности.

Во время подготовительной работы по теме лекции педагог делит весь материал на части – проблемные ситуации – модули. Разрешение проблемной ситуации идет по алгоритму: для чего? что? как? что получилось? то ли ожидали получить? – и включает следующее:

- формулировка проблемы, ее анализ, обозначение рамки;

- актуализация до уровня значимости каждого участника, подготовка основания (опорных знаний), индивидуальных норм;

- сопоставление результатов анализа ситуации с нормой (концепцией, теорией, критериями, результатами исследований);

- разработка механизма достижения нормы в исследуемой проблеме (построить модель, проект, разработать технологию);

- сопоставление результата с целью (несоответствие рассмотреть как новую проблему).

В ходе лекции педагог имеет возможность задавать вопросы, выслушивать различные индивидуальные мнения, сравнивать информацию, выделять главное, обобщать и кроме того:

- критически относиться к полученной информации (строить собственные гипотезы);

- доказывать, подбирать и выстраивать аргументы;

- привлекать творческое, эмпирическое, теоретическое мышление, получать новые смыслы, используя собственные наблюдения.

 

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дать определение форме лекции как словесному дидактическому методу;

2. Перечислить основные качества лекции;

3. Каким образом обеспечивается научность и информативность сообщения?

4. Раскрыть возможности активизации мышления слушателей в процессе лекции;

5. Дать характеристику существующим типам лекций;

6. Как используются в лекциях дидактические и аудиовизуальные средства?

7. Каковы особенности проблемной лекции?

8. Каковы особенности лекции вдвоем?

9. Приведите примеры использования инновационных форм лекций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.049 с.)