Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика в традиционном типе обучения
Целевой блок Цели занятия: 1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам; 2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета; 3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента; 4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения. Содержательный блок 1. Целевые ориентации и концептуальные положения. 2. Содержание образования. 3. Особенности методики традиционного обучения.
Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского). Отличительными признаками ТО являются: - формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения; - наличие единой программы и единого расписания; - основной единицей занятия является урок; - урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом; - наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса; - применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной. 1. Целевые ориентации и концептуальные положения. Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так: - формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук; - формировать основы научного мировоззрения; - осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика; - воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности. Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности.
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским. 2. Содержание образования Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим: - знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности; - содержание образования остается единообразным; - планирование содержания образования централизованно; - учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку; - обучение преобладает над воспитанием; - учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны; - клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов; - в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. 3. Особенности методики традиционного обучения. Каждый современный россиянин способен самостоятельно оценить результаты педагогического воздействия методики преподавания в системе традиционного обучения (ТО). Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами: - требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений; - авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика; - отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым. Положительные стороны ТО: - информация готовая к усвоению; - систематический характер обучения; - упорядоченная передача учебного материала; - организационная четкость; - эмоциональное воздействие учителя; - низкие экономические затраты на групповое обучение; - обеспечение ориентировки в материале;
- большой поток информации за короткое время. Отрицательные стороны ТО: - шаблонное построение урока, однообразие; - высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания; - формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности; - слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия; - слабая обратная связь. К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения. Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Как осуществляется выбор и логическое структурирование содержания обучения? 2. Назовите основные организационные формы учебной работы в рамках традиционного обучения; 3. Перечислите способы подготовки и проведения основных видов учебных занятий. Лекция как форма учебной деятельности: методика проведения Целевой блок Цели занятия: 1. Раскрыть объективные закономерности работы с лекционным материалом; 2. Показать вариативность целей, содержания, типов, видов словесных методов; 3. Вывести объективные закономерности работы с информацией и источниками лекционного и учебного материала; 4. Показать вариативность целей учебной деятельности, вариативность содержания, типов, видов и словесных методов; 5. Привести примеры использования инновационных форм лекций; Содержательный блок 1. Дидактические цели и задачи проведения лекций. 2. Лекция в традиционном обучении. 3. Особенности проведения различных видов лекционной формы. 1. Дидактические цели и задачи проведения лекции., В ходе тематической подготовки лекционного материала по программе предмета, педагогу необходимо подобрать соответствующий материал по содержанию информации темы лекции. Подготовительная работа требует необходимости анализа собранного материала, структурирования его и целеполагания. Постановка целей и задач – одна из важнейших обязанностей педагога. Без этой продуктивной работы преподавателю трудно анализировать свои достижения и недостатки, так как без точных формулировок педагогических целей и задач трудно оценить продуктивность проведенной работы. Лекции могут иметь различные дидактические цели: - познакомить студентов с основной информацией по теме; - закрепить основные научные понятия и определения; - выявить ориентировочные знания по предмету; - дать углубленную информацию по теме; - систематизировать имеющие знания по различным темам; - установить межпредметные связи с различными науками и т.п. Постановка учебных задач осуществляется в подготовительный период работы по подборке материала. Учебные задачи проведения лекций тоже могут быть различны, так как могут отражать все основные категории образования: - формировать определенные знания по теме; - стимулировать развитие познавательных процессов; - развивать коммуникативные стороны взаимодействия; - иметь возможность выбора интерактивной стороны взаимодействия; - уметь обобщать изложенный материал; - знать точные информационные координаты; - подобрать собственный пример по изложенной информации; - уметь аргументировать события и факты; - уметь использовать известные доказательства и т.д. 2. Лекция в традиционном обучении. Лекция – наиболее распространенная форма организации учебного процесса в профессиональном обучении и обучении в системе дополнительного образования.
В основе лекции лежит упорядоченная, системная информация, побуждающая слушателей к самостоятельному мышлению и помогающая ему осознать объективные закономерности науки. К качественным показателям педагогического процесса во время проведения лекции относят научность, связь с жизнью, наступательность, действенность. Первые два компонента связаны с выполнением дидактических принципов. Игнорирование этих принципов в лекционном процессе, безусловно, влияет на мотивированность процесса познания и в дальнейшем на уровень обученности. Наступательность следует понимать как увеличение динамического потенциала в информации и содержании лекции. Действенность может быть охарактеризована работой внутренней сферы слушателей и внешних проявлений невербальных коммуникаций. При подготовке лекции педагог заботится о научном и информационном обеспечении, т.е. сообщает слушателям только научно проверенную информацию на доступном и современном уровне знаний. Информация лекции должна быть доказательной и аргументированной. Наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств делает информацию весомой и способствует развитию интеллекта и самосознания. Активизация функций памяти, мышления, внутренней речи, сенсорики может быть усилена в процессе проблемного изложения материала. Если педагог позаботился о четкой структуре (построении лекции), логике изложения материала, предлагает слушателям материал эмоционально, с учетом уровня компетентности студентов, то и результат усвоения материала будет намного выше. Возможность и использование различных дидактических и аудиовизуальных средств улучшает качество проведения лекции и увеличивает мотивированность при самостоятельной работе и внеаудиторной деятельности слушателей. Типы лекций классифицируются: - по целям (вводная, обобщающая, установочная); - по содержанию (информационная, обзорная, авторская); - по методам (репродуктивная, систематизирующая, проблемная). В зависимости от позиции преподавателя, т.е. осознания собственных функций, возможны различные варианты сочетания целей, содержания и методов. 3. Особенности проведения различных видов лекционной формы.
В инновационных технологиях часто можно встретить анализ особенностей проведения различных видов лекций. Их отличия от проведения лекций в традиционном обучении существенны и требуют конкретной информации по каждому из видов. Очень распространенной в использовании стала лекция-визуализация. Ее методика проведения упростилась с использованием современных аудиовизуальных средств. Для этих целей часто используется обычный видеомагнитофон и телепередатчик. Кассеты с обучающей видеоинформацией подбираются педагогом в соответствии с уровнем обученноссти студентов, с определенной тематикой предмета и необходимой новизной материала. Видеоинформации на лекциях такого вида предшествует вступительное слово, где педагог нацеливает учащихся на просмотр и сообщает им, на что они должны обратить внимание. После просмотра могут быть заданы вопросы по теме, для актуализации информации и для необходимости уточнения дидактических единиц. Видеоинформация может быть использована частично как форма иллюстрации и как дидактическое средство. Набирает популярность форма проведения лекции вдвоем. Ее особенности в том, что она требует тщательной подготовительной работы двух педагогов одновременно: по распределению ролей; по постановке проблемы; по ведению дискуссии в диалогах и по анализу изложенной информации. В этой форме проведения лекции распределяются роли по выращиванию потребностей, способностей и норм: один педагог обеспечивает внешнее содержание (выращивает нормы научного знания), другой – превращает внешнее содержание во внутреннее (высказывая мнение с позиции рациональности использования этих знаний, т.е. для чего нам это нужно). Для первого базовый процесс – продвижение по содержанию, для второго – процедура овладения им. Проведение лекции с использованием этой формы чрезвычайно поднимает интерес к теме, так как оппоненты отстаивают противоположные позиции и тем самым включают активность слушателей, способных выбрать ту или иную логику изложения и аргументации. У участников лекции активизируется внутренняя речь и появляется мотивация вступить в активную дискуссию по теме. Крайне редко педагоги обращают внимание на особую форму проведения лекций – лекции с запланированными ошибками. Подобная лекция требует необходимой предварительной работы. Суть проведения данной лекции заключается в том, что уже известная информация предлагается с различным искажением. Если в процессе лекции педагогу удается активизировать имеющиеся знания студентов и направить их на анализ и корректировку информации – цель лекции достигнута. Вариативностью этой формы может быть изложение научных исследований различных временных периодов развития научной мысли, так как многие из них претерпели временные изменения и т.п. В лекции-пресс-конференции можно выявить самые важные учебно-воспитательные задачи, так как студенты в это время находятся в определенных, непривычных для себя условиях. Педагогу остается активизировать наблюдательность за деятельностью студентов в различных ролевых ситуациях и выявить необходимые пробелы в знаниях, умениях, навыках интеллектуальной деятельности, а также в коммуникативных актах и выборе интерактивной стороны взаимодействия.
Проведение проблемной лекции выбирается педагогом неслучайно. Она не только активизирует познавательные процессы, но и создает ситуации для развития теоретического мышления с эвристическим моментом озарения, удерживая устойчивое психическое состояние вдохновенной творческой деятельности. Во время подготовительной работы по теме лекции педагог делит весь материал на части – проблемные ситуации – модули. Разрешение проблемной ситуации идет по алгоритму: для чего? что? как? что получилось? то ли ожидали получить? – и включает следующее: - формулировка проблемы, ее анализ, обозначение рамки; - актуализация до уровня значимости каждого участника, подготовка основания (опорных знаний), индивидуальных норм; - сопоставление результатов анализа ситуации с нормой (концепцией, теорией, критериями, результатами исследований); - разработка механизма достижения нормы в исследуемой проблеме (построить модель, проект, разработать технологию); - сопоставление результата с целью (несоответствие рассмотреть как новую проблему). В ходе лекции педагог имеет возможность задавать вопросы, выслушивать различные индивидуальные мнения, сравнивать информацию, выделять главное, обобщать и кроме того: - критически относиться к полученной информации (строить собственные гипотезы); - доказывать, подбирать и выстраивать аргументы; - привлекать творческое, эмпирическое, теоретическое мышление, получать новые смыслы, используя собственные наблюдения.
Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Дать определение форме лекции как словесному дидактическому методу; 2. Перечислить основные качества лекции; 3. Каким образом обеспечивается научность и информативность сообщения? 4. Раскрыть возможности активизации мышления слушателей в процессе лекции; 5. Дать характеристику существующим типам лекций; 6. Как используются в лекциях дидактические и аудиовизуальные средства? 7. Каковы особенности проблемной лекции? 8. Каковы особенности лекции вдвоем? 9. Приведите примеры использования инновационных форм лекций.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.049 с.) |