Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы общественного хозяйства и их модели. Товарное (рыночное) хозяйство. Множественность определений рынка. Эволюция взглядов на рынок. Рыночная экономика.

Поиск

Основные формы общественного хозяйства и их модели. Товарное (рыночное) хозяйство. Множественность определений рынка. Эволюция взглядов на рынок. Рыночная экономика.

Понятие общественного хозяйства. Определенный способ организации хозяйственной деятельности людей называется общественным хозяйством. Известны две формы общественного хозяйства: натуральное хозяйство и товарное хозяйство.

Натуральное хоз-во: В таком роде общественного хозяйства все основные экономические вопросы (что, сколько, как и для кого производить) решаются на основе целей собственного потребления. Например, с учетом внутрихозяйственных потребностей крестьянских семей, сельских общин и т. д.

Для натурального хозяйства характерны такие признаки, как замкнутость, ограниченность и разобщенность производства, традиционность, медленные темпы развития и др.

В натуральном хозяйстве все виды работ, включая добычу и обработку необходимых материалов, изготовление того или иного продукта, ведутся в рамках самого хозяйства.

Хозяйства, функционирующие на основе натурального производства, как правило, не устанавливают экономических связей с другими субъектами экономики. Весь спектр потребностей реализуется исходя из возможностей собственного производства. Отношения обмена как таковые отсутствуют.

В натуральном хозяйстве экономическая деятельность ведется согласно сложившимся традициям, которые передаются из поколения в поколение. Такая форма организации экономики основана на примитивной технике. Она не ориентирована на использование новых технологий, а также новых методов организации труда. Для натурального производства характерно простое воспроизводство, т. е. ведение хозяйства в одних и тех же масштабах и на прежних условиях.

Товарное хоз-во – обществен. форма организации экономики, основанная на товарн. производстве, обеспечивающее взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

- такая форма организации общ. хоз-ва, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а спец. для обмена, продажи.

Основные категории товарного хоз-ва: благо и товар.

Основные черты товарного хозяйства:

- Продукция производится с целью продажи отдельными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного продукта

- Общественное разделение труда

- Для удовлетворения общ. потребностей необходима купля-продажа на рынке, их товарно – денежн. обмен

Условия и причины возникновения:

пройдя через естествен. разделение труда по полу и возрасту, об-во в результате длит. эволюции пришло к обществен. разделению труда:

-скотоводство отделилось от земледелия (выделение пастушеских племен);

-появление ремесленников как сословия, способствующих переработке продуктов труда, как скотоводов, так и земледельцев;

-появление класса купцов (посредники при обмене).

Обществен. разделение труда предполагает, что отд. производители специализируются на выработке одного продукта. Для удовлетворения своих потребностей необходимо вступать в эк. отношения с др. Так возникает товарн. обмен и продукты принимают форму товара. Продукт труда обменивают на др. продукт, но для регулярн. обмена недостаточно лишь ОРТ, необходимо обособление товарн. производителей, т.е. появление частн. собственности на ср-ва произ-ва.

2 вида товарн. произ-ва:

- простое (основано на личн. труде)

- капиталистическ. (основано на наемн. труде)

Базой для них явл-ся частн. собственность, разделение и кооперация.

Основн. категория рыночного хоз-ва – товар, которому исторически предшествовала категория «благо».

Благо – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Изначально под рынком подразумевалось место торговли, торговая площадь. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

Рынок – это совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, связанных с продажей товаров и услуг.

В более широком смысле, рынок – система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.

Эволюция взглядов на понятие «рынок»

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение и в современной экономической литературе.

С дальнейшим развитием товарного обмена возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в советской экономической литературе. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения. С появлением товара "рабочая сила" рынок приобретает всеобщий характер, он проникает во все большей степени в само производство - покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения его факторов в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования

Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.

Основные черты: господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив эконом деятельности); вмешательство гос-ва в экономику ограничено.

Типология рынка

-Неразвитый рынок (первобыт и общ строй произв-ва)

-Свободный(классич.)

- Регулируемый

- Информационный

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:

- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;

- наличием у каждого участника полной информации о рынке;

- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;

- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

Формы рынков:

· Личный контакт (цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи)

· Безличный контакт (цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи)

Специфика вхождения России в рыночную экономику: низкий уровень развития производственных сил по сравнению с развитыми странами; ослабленность мирохозяйстенных связей; сохраняющееся засилье элементов административно-командной системы хозяйствования; высокий уровень концентрации производства при малой концентрации малого и среднего бизнеса; монополизированная структура экономики и основных рынков; несбалансированность экономики; необходимость сочетания общефедеральных и региональных интересов. Так же очень сильны противоречия во взглядах на рынок: кто то считает что это тупиковый путь развития, другие именно в рынке видят путь выхода из кризиса.

Рис. 1. Издержки производства всего объема выпуска

Совокупные (ТС), переменные (VC) и постоянные издержки (FC)

 

Для экономического анализа особый интерес представляют издержки в расчете на единицу продукции, или средние издержки:

• средние постоянные издержки (AFC) постоянные издержки в расчете на единицу продукции: AFC = FC: Q.

По мере увеличения объема производства постоянные издержки распределяются уже на большее количество продукции, так что средние постоянные издержки снижаются;

• средние переменные издержки (АVC) переменные издержки в расчете на единицу продукции: AVC = VC: Q.

По мере увеличения объема произ-ва средние переменные издержки сначала падают (положительный эффект масштаба), достигают своего минимума, а затем под действием закона убывающей отдачи начинают расти.

• средние совокупные издержки (АТС) совокупные издержки в расчете на единицу продукции: АТС = ТС: Q.

Динамика средних совокупных издержек отражает динамику средних постоянных и переменных издержек. Пока снижаются и те и другие – средние совокупные падают, но когда по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обгонять падение постоянных – средние совокупные издержки начинают расти.

В экономическом анализе широко используются предельные издержки (МС) прирост издержек в результате произ-ва одной допол. единицы продукции: МС = Δ ТСQ

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Предельные издержки решающим образом влияют на выбор фирмой объема произ-ва, ибо это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать (рис.2).

 

Рис. 2. Издержки производства на единицу продукции

Предельные (МС), средние постоянные – (AFC),средние переменные –

(AVC), средние совокупные – (АТС) издержки производства

В долгосрочном периоде фирма может менять все используемые факторы произ-ва. Если фирма достигает объема произ-ва, при котором предельные издержки резко возрастают, то она вынуждена внести изменения и в те факторы произ-ва, которые ранее были постоянными, т.е. в долгосрочном периоде все издержки являются переменными.

Издержки, характеризующие затраты факторов произ-ва на единицу продукции в долгосрочном периоде, назыв долгосрочными средними издержками (LAC). На динамику долгосрочных средних издержек и соответственно на форму их кривой влияет эффект от масштаба (эф.от масш означает прирост объемов произ-ва при изменении (увеличении) кол-ва всех используемых ресурсов).

В зависимости от соотношения темпов роста издержек и объема производства различают:

возрастающую (положительную) отдачу от масштаба – объем произ-ва растет быстрее, чем издержки, и следовательно, средние издержки снижаются;

убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба – издержки растут быстрее, чем объем произ-ва, и следовательно, средние издержки возрастают;

постоянную отдачу от масштаба – объем произ-ва и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно издержки единицы продукции не меняются.

Основные формы общественного хозяйства и их модели. Товарное (рыночное) хозяйство. Множественность определений рынка. Эволюция взглядов на рынок. Рыночная экономика.

Понятие общественного хозяйства. Определенный способ организации хозяйственной деятельности людей называется общественным хозяйством. Известны две формы общественного хозяйства: натуральное хозяйство и товарное хозяйство.

Натуральное хоз-во: В таком роде общественного хозяйства все основные экономические вопросы (что, сколько, как и для кого производить) решаются на основе целей собственного потребления. Например, с учетом внутрихозяйственных потребностей крестьянских семей, сельских общин и т. д.

Для натурального хозяйства характерны такие признаки, как замкнутость, ограниченность и разобщенность производства, традиционность, медленные темпы развития и др.

В натуральном хозяйстве все виды работ, включая добычу и обработку необходимых материалов, изготовление того или иного продукта, ведутся в рамках самого хозяйства.

Хозяйства, функционирующие на основе натурального производства, как правило, не устанавливают экономических связей с другими субъектами экономики. Весь спектр потребностей реализуется исходя из возможностей собственного производства. Отношения обмена как таковые отсутствуют.

В натуральном хозяйстве экономическая деятельность ведется согласно сложившимся традициям, которые передаются из поколения в поколение. Такая форма организации экономики основана на примитивной технике. Она не ориентирована на использование новых технологий, а также новых методов организации труда. Для натурального производства характерно простое воспроизводство, т. е. ведение хозяйства в одних и тех же масштабах и на прежних условиях.

Товарное хоз-во – обществен. форма организации экономики, основанная на товарн. производстве, обеспечивающее взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

- такая форма организации общ. хоз-ва, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а спец. для обмена, продажи.

Основные категории товарного хоз-ва: благо и товар.

Основные черты товарного хозяйства:

- Продукция производится с целью продажи отдельными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного продукта

- Общественное разделение труда

- Для удовлетворения общ. потребностей необходима купля-продажа на рынке, их товарно – денежн. обмен

Условия и причины возникновения:

пройдя через естествен. разделение труда по полу и возрасту, об-во в результате длит. эволюции пришло к обществен. разделению труда:

-скотоводство отделилось от земледелия (выделение пастушеских племен);

-появление ремесленников как сословия, способствующих переработке продуктов труда, как скотоводов, так и земледельцев;

-появление класса купцов (посредники при обмене).

Обществен. разделение труда предполагает, что отд. производители специализируются на выработке одного продукта. Для удовлетворения своих потребностей необходимо вступать в эк. отношения с др. Так возникает товарн. обмен и продукты принимают форму товара. Продукт труда обменивают на др. продукт, но для регулярн. обмена недостаточно лишь ОРТ, необходимо обособление товарн. производителей, т.е. появление частн. собственности на ср-ва произ-ва.

2 вида товарн. произ-ва:

- простое (основано на личн. труде)

- капиталистическ. (основано на наемн. труде)

Базой для них явл-ся частн. собственность, разделение и кооперация.

Основн. категория рыночного хоз-ва – товар, которому исторически предшествовала категория «благо».

Благо – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Изначально под рынком подразумевалось место торговли, торговая площадь. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

Рынок – это совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, связанных с продажей товаров и услуг.

В более широком смысле, рынок – система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.011 с.)