Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение инвестиционных ресурсов предприятия: кругооборот капитала. Дисконтирование как метод оценки инвестиционных проектов.

Поиск

Элементы капитала, необходимые для организации производства и осуществления инвестиций, называются капитальными или инвестиционными ресурсами (товарами). Инвестиционные ресурсы приобретаются предпринимателем на рынке факторов производства. В советской и российской экономической литературе инвестиционные ресурсы часто именуются производственными фондами предприятия. В "Капитале" К.Маркса производственные фонды анализируются как формы существования и движения промышленного капитала.

Наиболее полно и последовательно движение капитала было проанализировано К.Марксом. Капитал осуществляет свое движение в двух сферах — производстве и обращении и включает три стадии: Рассмотрим подробнее каждую из них. Движение любого промышленного капитала начинается непременно с денежной формы: деньги необходимы для закупки элементов капитала и рабочей силы. При этом деньги не расходуются окончательно, а авансируются, т.е. предприниматель ожидает, что вернет себе инвестируемую сумму и получит некоторую прибыль. Движение капитала происходит в сфере обращения, но при этом закладываются условия производства товаров и условия возрастания авансированной стоимости. На выходе из первой стадии денежный капитал превращается в элементы производительного капитала. Вторая стадия протекает в сфере производства. Здесь происходит соединение средств производства и наемной рабочей силы. Функция производительной формы капитала состоит в создании товарной массы, стоимость которой больше стоимости использованных факторов производства. При переходе из второй в третью стадию кругооборота капитал превращается из производительной в товарную форму. Третья стадия сопряжена с реализацией товарной продукции и протекает в сфере обращения. При этом в итоге капитал вновь возвращается к первоначальной денежной форме, однако величина его возросла по сравнению с авансированной суммой. Функция товарной формы капитала — реализация не только товаров, но и заключенной в них стоимости, а также получение ожидаемой прибыли. Движение капитала сопряжено с последовательной сменой функциональных форм: денежной, производительной и товарной, соответствующих трем стадиям движения. При этом в конце третьей стадии промышленный капитал возвращается к своей первоначальной натуральной форме, т.е. движение принимает специфический вид кругооборота: Кругооборот капитала опосредует движение инвестиционных ресурсов в их натуральной и стоимостной формах с целью возрастания первоначально авансированной стоимости. Анализ кругооборота капитала позволяет конкретизировать определение промышленного капитала. Промышленным называется капитал, последовательно меняющий в ходе кругооборота три функциональные формы и выполняющий соответствующие этим формам функции. Во избежание перерывов в движении предприниматель должен постоянно держать одну часть капитала в виде денежного резерва, вторую часть в виде элементов действующего производства, третью часть в виде товарной продукции, проходящей на рынке процесс реализации. Поэтому промышленный капитал не только поочередно меняет функциональные формы, но и существует одновременно во всех трех.

Метод дисконтирования

Спрос на капитал, или капитальные товары (оборудование, инструменты и пр.), вытекает из стремления инвестировать, т.е. прирастить капитал. Инвестиционный проект будет принят, если предельные издержки по его осуществлению не превысят предельного дохода от полученного в результате продукта.

Дисконтирование является широко распространенным техническим инструментом, позволяющим достаточно точно определить стоимость инвестиционного проекта, а также его целесообразность и эффективность. Дисконтирование исходит из того, что у инвестора всегда имеется альтернатива в виде вложения денег в банк под проценты или финансирования иного проекта. Следовательно, будущие доходы от инвестиционного проекта должны сравниваться с будущими доходами в виде процентов по вкладу, а стоимость инвестиционного проекта — сопоставляться с тем капиталом, который требуется вложить в банк, чтобы в последующие годы получать проценты, равные ожидаемой от проекта прибыли.

Так, если ежегодная ставка процента по банковскому депозиту составляет r и проценты начисляются не только на исходную капитальную стоимость X, но и на ранее начисленные проценты на капитал, то через t лет стоимость депозита возрастет до R.

R=X(1+r)t

Из этого следует, что иметь сумму R через t лет равнозначно владению стоимостью X сегодня. Можно сказать, что X показывает, сколько стоит будущая сумма R сейчас.

X=R/(1+r)t, или PDV=R/(1+r)t, где PDV – дисконтированная стоимость проекта, r – дисконтная ставка.

Приведя к настоящему моменту все будущие доходы и издержки по данному инвестиционному проекту и вычтя величину издержек из доходов, получим чистую дисконтированную стоимость проекта: NPV = PDV- С, где NPV — чистая дисконтированная стоимость проекта; PDF— дисконтированная стоимость будущего потока доходов (расходов); С — издержки по осуществлению проекта, относящиеся к настоящему времени.

Если NPV>0, проект эффективен: инвестирование принесет большую отдачу, нежели вложение денег в банк при данной ставке процента. Напротив, если чистая дисконтированная стоимость проекта является величиной отрицательной, разумнее доверить свои деньги банку или рассмотреть возможности финансирования другого инвестиционного проекта.

26.Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли. Из-за устойчивой ориентации на прибыль стремление фирм к извлечению максимальной прибыли принимается как должное. Большинство теорий фирм не только постулируют, что прибыль есть какая-то цель или главная цель, но в один голос утверждают, что вполне определенная цель состоит в том, чтобы извлечь максимальную прибыль и что фирмы можно рассматривать, как если бы они стремились максимизировать прибыль. Хотя было бы преувеличением рассматривать максимизацию прибыли в качестве показателя того, что любые действия и решения формы подлежат холодному расчету на предмет получения максимального превышения доходов над затратами, максимизация подразумевает, что выбирая из нескольких альтернатив с разной ожидаемой прибылью, фирма все-таки выберет вариант с наибольшей ожидаемой прибылью. Прибыль является целью почти всякой фирмы - возможно, доминирующей целью. Прибыль - это универсальная мера показателей бизнеса и лишь немногие фирмы могут предпринимать действия, которые определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли бы быть в долгосрочном периоде. Традиционная теория фирмы как раз объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях:

· собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы.

· единственное их желание - максимизировать прибыль.

Теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода MC=MR.

Однако на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам. Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления; и, за исключением мелкого единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров.

можно сказать, что допущение о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:

1. больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм;

2. интенсивной конкуренции;

3. объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;

4. рассмотрения направлений, а не точных численных результатов деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить и предсказать поведение, требуется ясно определить цели фирмы.

27. Потребительское поведение и полезность товара. Рациональный выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.(by Григорьева)

Потребительское поведение - это формирование спроса покупателей, выбирающих товар с учетом цен и личного бюджета; т.е. собственных денежных доходов.

Полезность блага () - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны.
Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара. где - полезность товара;

- количество товара.

В зависимости от количества рассматриваемых благ различают предельную и совокупную полезность.
Предельная полезность (MU) - это добавочная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ. Зависимость между количеством благ и предельной полезностью блага описывает закон убывающей предельной полезности, согласно которому по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Кривая предельной полезности

Второй показатель, характеризующий полезность, - это совокупная (общая, суммарная) полезность (АU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику совокупной полезности, приносимой всей массой потребляемых благ. Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Кривая совокупной полезности

Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги.

Дело в том, что вода имеется в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена, и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов ограничено, и их предельная полезность высока, поэтому и цена воды низкая, а алмазов - высокая.

Всякий потребитель стремится к получению максимальной полезности от потребления блага. Однако, если благо и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения блага. Это - цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение).
Поскольку величины дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы. Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

Потребитель, который стремится максимизировать совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами, - это рациональный потребитель.
Таким образом, теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т. е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).

Потребительский выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.011 с.)