Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция взглядов на роль гос-ва в обществе. Минимальные и максимальные функции государства.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С древнейших времен человечество объединялось в более крупные группы, начиная с домашних хозяйств и клановых формирований, которые расширялись до современных государств. Государству предоставляется возможность принуждения в отношении всех других организационных форм жизнедеятельности человека в пределах установленной территории. Отсюда, еще в древности под государством понимали организацию оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Платон, Аристотель, Цицерон рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Неоспоримо одно: государство – продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Для Макиавелли сильное государство – это не применяющее насилие или жесткий контроль, это успешное общество, а успех может достигаться и аморальными методами, ибо для спасения государства все средства хороши. Аморальность государства, которую мы сегодня осуждаем, по Макиавелли, может быть вызвана и тем, что в разных ситуациях успешное общество может быть разным. Одним из важных выводов его теории управления государством является то, что с позиции практики, технологиям государственной власти позволяется очень много того, что непозволительно просто человеку. И поэтому государственная власть не должна забывать о цели (успешное общество), которую она преследует. Отмечая это противоречие, в поведении государства Поль Валерии писал: «Сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибнем». Наука об управлении государством была создана в восточных обществах в XII-XIII вв. Еще в 1651 г. Томас Гоббс отмечал в своем трактате «Левиафан», что жизнь без сильного государства, охраняющего порядок, будет «уединенной, бедной, опасной, грубой и короткой». Меркантилисты XVII в. видели основную задачу государства в стимулировании торговли и выступали за активное вмешательство государства в экономику. Физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство всего лишь тремя функциями. Первая и важнейшая функция государства – хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, - собственность. По мнению физиократов, законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми. Образование – вторая функция. «Всеобщее образование является первой истинной социальной связью», - говорит Бодо. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способ познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение – единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный. Содержание предприятий общественного характера – третья функция государства. Разве хороший хозяин-собственник, писали физиократы, не должен, прежде всего, провести дороги в свои владениях, ибо хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное для всех субъектов хозяйственной деятельности в рыночной экономике – гарантия основных экономических свобод, а именно свобода выбора сферы деятельности, свободы конкуренции и свободы торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, должна быть проникнута духом компромисса, что немало содействует ее быстрому успеху. В отличие от классической политической экономии Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди, исходя из анализа экономического уклада того времени, утверждал, что вся экономическая жизнь – не только сфера производства, но и распределения благ – должна быть подвергнута общественному контролю и реформирована согласно интересам всего общества, а не отдельных его классов. Отсюда государству теоретически отводится достаточно активная роль в жизни страны. Марксизм впервые обратил внимание на тенденцию, согласно которой чем больше растет концентрация капитала, тем больше, государство испытывает тенденцию к превращению государства не всех членов общества в государство финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в экономику. Идея гибели института государства и сейчас поддерживается отдельными учеными. Так, Александр Бабенышев - гарвардский славянист – утверждает, что «государство должно исчезнуть»1, ибо оно воплощает в себе право силы, а сила (даже большая) в условиях, когда на первый план выдвигаются права человека, ничего решить не может. Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в рыночную экономику и экономику развития стал известнейший английский экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США в политике президента Ф. Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты. Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Ее целевые приоритеты – занятость и стабильность экономического роста, а инструменты – государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнсианскую теорию можно назвать кризисной,так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии, которая характерна для ряда современных стран с экономикой развития. К началу 60-х гг. прошлого столетия государство уже вмешивается в той или иной степени во все аспекты хозяйственной деятельности, устанавливая и отслеживая цены, ужесточая регулирование трудовых отношений, валютных операций и финансовых рынков. К началу 70-х гг. издержки стратегии развития с доминирующей ролью государства стали очевидными. Именно в это время (на рубеже 70—80-х гг.) кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и в первую очередь — со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Таким образом, кризис кейнсианства не только оживил неоклассическое направление, но и привел одновременно к дальнейшему развитию самого кейнсианства. Различие между ними — в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее и дешевле приспособить экономику к неравновесным ситуациям — рынок или государство. Современное понимание государства, в самом широком смысле, — это набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения обозначаемого термином "общество". Государство осуществляет свою деятельность посредством формируемого им правительства. Правительство рассматривается не только как совокупность лиц, занимающих в государстве руководящие должности, но и как процесс управления, применения власти, и как способ, метод и система правления в обществе, и как структура и организация правительственных органов и их отношения с управляемыми. В устной и письменной речи во всем мире термины "государство" и "правительство" используются как взаимозаменяемые. Правительство состоит из трех отдельных ветвей власти, каждая из которых выполняет свою функцию: законодательная власть выполняет функцию выработки законов; исполнительная власть (иногда именно она именуется правительством) отвечает за реализацию законов; судебная власть следит за правильным толкованием и применением законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.011 с.) |