Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Сущность рыночной экономики.

Поиск

Введение.

Первая цель выполнения данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность рыночной экономики. Для этого я должна разобрать само понятие рынка и рыночной экономики, затем узнать кто является участниками рыночной экономии, рассмотреть цели и функции рынка, а так же положительные и отрицательные стороны рыночной системы.

Второй целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития рыночных отношений в России. Для этого я должна проанализировать все подразделы данной главы, переходную экономику в целом, особенности формирования рыночной системы в России и переходную экономику в целом.

Актуальность выбора данной темы заключается в том, что роль рынка в современных условиях заключается в том, что когда есть покупательский спрос на рынке, то будет и развитие производства товаров, и экономического базиса в целом. Рынок в любом обществе играет одну из главных ролей в развитии экономики и повышение уровня жизни народа. История свидетельствует, что в любую эпоху существования рынка на нем всегда выделялись главные действующие лица - продавец и покупатель, между которыми происходили операции купли-продажи разных товаров и услуг. Поэтому, прежде всего рынок - это определенная совокупность отношений между покупателем и продавцом по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. рынок, является средством обеспечения этого процесса относительно законов товарного производства.

 

Глава 1. Сущность рыночной экономики.

Понятие рынка и рыночной экономики.

Рыночная экономика – система организации экономики, в которой хозяйственные решения принимаются децентрализованно, где производство и распределение продуктов определяется не планом, а самими производителями и потребителями. Рыночные отношения основаны на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности.

Рынок ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

Рынок – понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок – совокупность процессов торговли, актов купли-продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.

Участники рыночных отношений.

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Государство действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки товаров (рабочую силу, товары народного потребления, государственного пользования, вооружение, научные исследования, разработки, проекты, духовные и культурные ценности и т.д.). В качестве продавца государство продает услуги, землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например, продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.

Предприятие, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных услуг и товаров. Они могут продавать принадлежащее им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудования. Приобретают предприятия в основном рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Домашнее хозяйство – единица, состоящая из 1 и более человек, функционируя в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги, финансовые активы, недвижимость.

Все участники рыночной деятельности заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

Цели и функции рынка.

Цели, которые преследует рынок:

v Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

v Удовлетворение потребностей покупателей;

v Достижение оптимального уровня цен;

v Экономическая свобода субъектов.

 

Рынок выполняет следующие функции:

v Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.

v Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

v Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

v Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

v Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

 

v Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

v Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

v Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

v Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

v Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

 

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. Из указанных выше функций можно сделать вывод, что роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Заключение.

Таким образом, рынок - это могущественное средство, движущая сила научно-технического совершенствования производства, ускорения его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни, когда вместо административного управления и распределения создаются возможности свободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, и производственного назначения. Создать рынок — это значит глубоко соединить процесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики, использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускорения развития экономики и улучшения благосостояния народа.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?

 

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Функционирование предприятий всех форм собственности в переходный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, валютной политикой властей, стабильностью налоговой политики и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и последовательностью антимонопольной политики.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения. Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

 

Источники информации.

1.1 Литературные источники

1. Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 2005, 369 стр.

2. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2003, 391 - 263 стр.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2000, 195 стр.

4. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: 2005, 543 – 555 стр.

5. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 2006, 468 стр.

5. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. М.: 2006, 548 стр.

6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: 2003, 56 стр.

7. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 2007, 489 - 498 стр.

Интернет источники.

v http://otherreferats.allbest.ru/economy/00048692_0.html

v http://odiplom.ru/ekonomika/stanovlenie-rynochnoi-ekonomiki-v-rf

v http://www.bestreferat.ru/referat-192851.html

v http://diplom-kursovik.ru/newshop/info/?id=700293279

v http://referats.allbest.ru/law/8200059201.html

v http://freepapers.ru/72/stanovlenie-i-razvitie-rynochnoj-sistemy/162558.1001165.list1.html

v http://2dip.su/%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/18568/

v http://economylit.online/ekonomika-stran_725/prichinyi-perehoda-rossii-ryinochnoy-23060.html

Введение.

Первая цель выполнения данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность рыночной экономики. Для этого я должна разобрать само понятие рынка и рыночной экономики, затем узнать кто является участниками рыночной экономии, рассмотреть цели и функции рынка, а так же положительные и отрицательные стороны рыночной системы.

Второй целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития рыночных отношений в России. Для этого я должна проанализировать все подразделы данной главы, переходную экономику в целом, особенности формирования рыночной системы в России и переходную экономику в целом.

Актуальность выбора данной темы заключается в том, что роль рынка в современных условиях заключается в том, что когда есть покупательский спрос на рынке, то будет и развитие производства товаров, и экономического базиса в целом. Рынок в любом обществе играет одну из главных ролей в развитии экономики и повышение уровня жизни народа. История свидетельствует, что в любую эпоху существования рынка на нем всегда выделялись главные действующие лица - продавец и покупатель, между которыми происходили операции купли-продажи разных товаров и услуг. Поэтому, прежде всего рынок - это определенная совокупность отношений между покупателем и продавцом по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. рынок, является средством обеспечения этого процесса относительно законов товарного производства.

 

Глава 1. Сущность рыночной экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.01 с.)