Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность религиозной веры, религиозного опыта и религиозного поведения.

Поиск

Вера — признание чего-либо истинным, часто без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Верующий — религиозный человек, то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира. В социологии религии различают несколько типов верующих: глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении; верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение; наконец, колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религей и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире. Религии обычно считают веру одной из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как соединение человека с Богом.

Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) – субъективный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. Религиозный опыт трактуется исследователями как экстатическое состояние, мистические переживания, в которых индивид ощущает непосредственное присутствие Божественного, священного и свою связь с ним. В такой трактовке религиозный опыт является одним из проявлений религиозной веры. Многие религиозные и мистические традиции рассматривают религиозный опыт как действительные встречи с Богом или богами, либо действительный контакт с иными реальностями, другая точка зрения состоит в том, что религиозный опыт является функцией человеческого мозга и поддаётся научному изучению.

Религиозное поведение – это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания. Существует культовое и внекультовое религиозное поведение. Внекультовое религиозное поведение, характеризуется пропагандой религии вовне и участием в деятельности церковной общины. Среди критериев культового религиозного поведения выделяются: частота посещения богослужений, молитва, празднование религиозных праздников, религиозный обряд приобщения.

 

15. Типология религий.

Древние религии (родоплеменные) - существовавшие в давние времена и к настоящему времени ставшие достоянием истории. К ним относятся верования, бытовавшие у народов в эпоху Древней истории. Это, например, такие религии, как древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская и т.д. Все древние религии были политеистическими, их называют также языческими.

Национальные религии - это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев (Япония).

 

Мировые религии, в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру и вошли в национальные культуры многих народов в различных регионах земли. Это буддизм, христианство и ислам.

Национальные и мировые религии называют традиционными религиями. Они возникли столетия назад и имеют многовековую историю.

Нетрадиционные религии – современные, неорелигии.

 

Проблема происхождения религии.

Проблему происхождения религии характеризуют различные подходы:

 

1. Теологическая (богословская) и филофоско-теологическая концепции основываются на том, что первопричина религии находится вне человека, ею выступает сам Бог (Абсолют), сотворивший мир и человека. Испытывая воздействие божественной силы, человек стремится установить связь с ее первоисточником и поэтому возникает религия. Таким образом, религия имеет божественную, духовную природу и присуща человеку с самого начала его существования.

2. Натуралистическая концепция объясняет возникновение религии неумением человека понять грозные силы природы, которые вызывали у него страх и чувство бессилия. Впервые в явной форме данная концепция была сформулирована Демокритом, а затем она неоднократно воспроизводилась в истории человеческой мысли. Демокрит полностью исключает целенаправленное вмешательство внеприродных сил в естественные процессы. Он утверждает безраздельное господство причинности, отвергает богов как творцов мира и его правителей.

3. Сторонники марксистской концепции происхождения религии, с одной стороны, соглашаясь с утверждением, что первоначальным толчком к формированию религиозных верований было бессилие перед могуществом первобытной природы, с другой стороны, определяющими считали социальные корни религии: несовершенство человеческого общества, социальную несправедливость, эксплуатацию человека человеком, заинтересованность господствующих социальных слоев населения в религии. По Марксу и Энгельсу, религия имеет историческую природу, временный характер. Когда несправедливые социальные условия будут ликвидированы и установятся коммунистические общественные отношения, религия естественным путем исчезнет.

4. Согласно социологической концепции религии, основы которой заложили Э.Дюркгейм и М.Вебер, религию порождает само общество. М. Вебер представляет религию как первичную основу ценностей, как один из важнейших способов придания смысла всякому социальному действию. Создавая систему ценностей и норм, религия является тем средством, которое помогает человеку ориентироваться в жизни, помогает регулировать его поведение. Э. Дюркгейм рассматривает религию как социальный институт, формирующийся с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Главное предназначение религии состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить влияние коллектива, общества на индивида. Источником религии, таким образом, является сам социальный способ существования людей, и их религиозные верования зарождаются в сфере коллективных представлений, которые человек получает не только и не столько из своего личного опыта, сколько они навязываются ему общественной средой.

 

5. Психоаналитическая концепция религии связана прежде всего с именем австрийского врача-психиатра З.Фрейда. Он доказывал, что религиозные верования возникли как способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, что религия – это"коллективный невроз навязчивых действий", вытекающий из инфантильной привязанности к образу Отца-Бога, что это массовая иллюзия.

 

Ранние формы религии.

В первобытном обществе культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры- первобытный синкретизм, то есть её нерасчлененность на отдельные формы. Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология. Это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии.

Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением, которые являются тотемом. Животное или растение считались предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека.

Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет (камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов.

Анимизм - вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии.

Магия - обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. Магические действия лежали в основе культовой практики всех религий.

 

18. Языческие религии Древнего Средиземноморья (Древнего Египта, Междуречья, Греции и Рима).

Цивилизация Древнего Египта была одной из древнейших. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм (многобожие), поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего(в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища(пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд- один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве.

Культура Месопотамии - одна из древнейших мировых культур. Она возникла в долине рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Однако в Месопотамии на протяжении всего времени сменяли друг друга государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Из всех народов, заселявших этот регион, именно шумеры, а затем и аккадцы оказали наибольшее влияние на развитие религиозных верований Месопотамии. Все религии раннеклассового общества сохраняют пережитки тотемизма, фетишизма, магических представлений первобытного, архаического общества. Так и религиозные представления шумеров включали в себя поклонение многочисленным духам, добрым и злым, поклонение растениям, священным животным. В Месопотамии объектами поклонения были тростник, тамариск, финикийская пальма, кедр. Объектами поклонения были и животные. Наряду с этим возникает и вера в богов. Политеизм в Месопотамии сочетался с космогоническими представлениями того времени. В соответствии с ними мир возник как результат отделения Неба от Земли и священного брака между ними. Само мироздание включает три сферы: верхнюю сферу- сферу звезд и планет, среднюю сферу- сферу обитаемого мира, и сферу нижнего мира, в которой находятся область подземных вод и область царства мертвых. Верхняя сфера управлялась богом Аном. Значимое место в пантеоне отводилось богине неба Инанне, отождествлявшейся с планетой Венерой. Сфера обитаемого мира была во власти бога Энлиля. В более позднем периоде, в Вавилоне, он становится покровителем царской власти. Область подземных вод нижней сферы подчиняется богу Энки- владыке земли, покровителю ремесел и искусства. Энки вместе с главной богиней-матерью Нинмах почитались как создатели людей. В области царства мертвых властвовали боги-супруги Нергал и Эрешкигаль, а также грозные боги-судьи. (шумеры). Верховным богом вавилонского пантеона был Мардук. Кроме него, были бог солнца Шамаш, бог луны Синна, богиня Иштар и ее муж - умирающий и воскресающий бог Таммуз, почитаемые как боги растительности и плодородия. Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла.

Религия Древней Греции. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. На смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Первые боги - Гея-Земля и Уран - Небо, возникшие из Хаоса, - произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. Светлые боги-олимпийцы свергли титанов и поделили мир между собой: Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон- владыкой морей, а Аид господствует в подземном царстве. Земля остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные мифы о героях (о Геракле, Тесее, Персее и т.д.). Герои- это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой., но, в отличие от богов, не бессмертны. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев- промежуточного звена между богами и людьми. Боги были не только антропоморфны, но и наделялись свойственными человеку характерами. Кроме того, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей. С развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми (Аполлон- бог юности и покровитель искусств, Афродита- богиня любви, Афина- богиня мудрости, Гера – богиня брака, Дионис- виноделия и т.д.) В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных с политическими ценностями- Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника - богиня победы. В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года(с 776 г. до н.э.).

Религия Древнего Рима. Древнейшие верования племен, образовавших население первоначального Рима, как и верования других древних народов, были связаны с архаическими религиозными представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. Культы духов, превратившихся в богов, просуществовали в Римской империи до победы христианства. лавным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, официальный пантеон богов, связанный прежде всего с самим городом. Основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Греческая религия оказала большое влияние на римскую культуру. В отличие от неё, в римской царил формализм(отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося жертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой, Минерва с Афиной и т.д. В главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства. Все официальные обряды в Риме совершались жрецами. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В ведении жрецов были гадания и предсказания, толкование знамений. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полету птиц (авгуры).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.012 с.)