Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность религиозной веры, религиозного опыта и религиозного поведения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вера — признание чего-либо истинным, часто без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Верующий — религиозный человек, то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира. В социологии религии различают несколько типов верующих: глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении; верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение; наконец, колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религей и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире. Религии обычно считают веру одной из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как соединение человека с Богом. Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) – субъективный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. Религиозный опыт трактуется исследователями как экстатическое состояние, мистические переживания, в которых индивид ощущает непосредственное присутствие Божественного, священного и свою связь с ним. В такой трактовке религиозный опыт является одним из проявлений религиозной веры. Многие религиозные и мистические традиции рассматривают религиозный опыт как действительные встречи с Богом или богами, либо действительный контакт с иными реальностями, другая точка зрения состоит в том, что религиозный опыт является функцией человеческого мозга и поддаётся научному изучению. Религиозное поведение – это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания. Существует культовое и внекультовое религиозное поведение. Внекультовое религиозное поведение, характеризуется пропагандой религии вовне и участием в деятельности церковной общины. Среди критериев культового религиозного поведения выделяются: частота посещения богослужений, молитва, празднование религиозных праздников, религиозный обряд приобщения.
15. Типология религий. Древние религии (родоплеменные) - существовавшие в давние времена и к настоящему времени ставшие достоянием истории. К ним относятся верования, бытовавшие у народов в эпоху Древней истории. Это, например, такие религии, как древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская и т.д. Все древние религии были политеистическими, их называют также языческими. Национальные религии - это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев (Япония).
Мировые религии, в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру и вошли в национальные культуры многих народов в различных регионах земли. Это буддизм, христианство и ислам. Национальные и мировые религии называют традиционными религиями. Они возникли столетия назад и имеют многовековую историю. Нетрадиционные религии – современные, неорелигии.
Проблема происхождения религии. Проблему происхождения религии характеризуют различные подходы:
1. Теологическая (богословская) и филофоско-теологическая концепции основываются на том, что первопричина религии находится вне человека, ею выступает сам Бог (Абсолют), сотворивший мир и человека. Испытывая воздействие божественной силы, человек стремится установить связь с ее первоисточником и поэтому возникает религия. Таким образом, религия имеет божественную, духовную природу и присуща человеку с самого начала его существования. 2. Натуралистическая концепция объясняет возникновение религии неумением человека понять грозные силы природы, которые вызывали у него страх и чувство бессилия. Впервые в явной форме данная концепция была сформулирована Демокритом, а затем она неоднократно воспроизводилась в истории человеческой мысли. Демокрит полностью исключает целенаправленное вмешательство внеприродных сил в естественные процессы. Он утверждает безраздельное господство причинности, отвергает богов как творцов мира и его правителей. 3. Сторонники марксистской концепции происхождения религии, с одной стороны, соглашаясь с утверждением, что первоначальным толчком к формированию религиозных верований было бессилие перед могуществом первобытной природы, с другой стороны, определяющими считали социальные корни религии: несовершенство человеческого общества, социальную несправедливость, эксплуатацию человека человеком, заинтересованность господствующих социальных слоев населения в религии. По Марксу и Энгельсу, религия имеет историческую природу, временный характер. Когда несправедливые социальные условия будут ликвидированы и установятся коммунистические общественные отношения, религия естественным путем исчезнет. 4. Согласно социологической концепции религии, основы которой заложили Э.Дюркгейм и М.Вебер, религию порождает само общество. М. Вебер представляет религию как первичную основу ценностей, как один из важнейших способов придания смысла всякому социальному действию. Создавая систему ценностей и норм, религия является тем средством, которое помогает человеку ориентироваться в жизни, помогает регулировать его поведение. Э. Дюркгейм рассматривает религию как социальный институт, формирующийся с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Главное предназначение религии состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить влияние коллектива, общества на индивида. Источником религии, таким образом, является сам социальный способ существования людей, и их религиозные верования зарождаются в сфере коллективных представлений, которые человек получает не только и не столько из своего личного опыта, сколько они навязываются ему общественной средой.
5. Психоаналитическая концепция религии связана прежде всего с именем австрийского врача-психиатра З.Фрейда. Он доказывал, что религиозные верования возникли как способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, что религия – это"коллективный невроз навязчивых действий", вытекающий из инфантильной привязанности к образу Отца-Бога, что это массовая иллюзия.
Ранние формы религии. В первобытном обществе культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры- первобытный синкретизм, то есть её нерасчлененность на отдельные формы. Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология. Это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением, которые являются тотемом. Животное или растение считались предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека. Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет (камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов. Анимизм - вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии. Магия - обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. Магические действия лежали в основе культовой практики всех религий.
18. Языческие религии Древнего Средиземноморья (Древнего Египта, Междуречья, Греции и Рима). Цивилизация Древнего Египта была одной из древнейших. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм (многобожие), поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего(в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища(пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд- один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве. Культура Месопотамии - одна из древнейших мировых культур. Она возникла в долине рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Однако в Месопотамии на протяжении всего времени сменяли друг друга государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Из всех народов, заселявших этот регион, именно шумеры, а затем и аккадцы оказали наибольшее влияние на развитие религиозных верований Месопотамии. Все религии раннеклассового общества сохраняют пережитки тотемизма, фетишизма, магических представлений первобытного, архаического общества. Так и религиозные представления шумеров включали в себя поклонение многочисленным духам, добрым и злым, поклонение растениям, священным животным. В Месопотамии объектами поклонения были тростник, тамариск, финикийская пальма, кедр. Объектами поклонения были и животные. Наряду с этим возникает и вера в богов. Политеизм в Месопотамии сочетался с космогоническими представлениями того времени. В соответствии с ними мир возник как результат отделения Неба от Земли и священного брака между ними. Само мироздание включает три сферы: верхнюю сферу- сферу звезд и планет, среднюю сферу- сферу обитаемого мира, и сферу нижнего мира, в которой находятся область подземных вод и область царства мертвых. Верхняя сфера управлялась богом Аном. Значимое место в пантеоне отводилось богине неба Инанне, отождествлявшейся с планетой Венерой. Сфера обитаемого мира была во власти бога Энлиля. В более позднем периоде, в Вавилоне, он становится покровителем царской власти. Область подземных вод нижней сферы подчиняется богу Энки- владыке земли, покровителю ремесел и искусства. Энки вместе с главной богиней-матерью Нинмах почитались как создатели людей. В области царства мертвых властвовали боги-супруги Нергал и Эрешкигаль, а также грозные боги-судьи. (шумеры). Верховным богом вавилонского пантеона был Мардук. Кроме него, были бог солнца Шамаш, бог луны Синна, богиня Иштар и ее муж - умирающий и воскресающий бог Таммуз, почитаемые как боги растительности и плодородия. Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Религия Древней Греции. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. На смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Первые боги - Гея-Земля и Уран - Небо, возникшие из Хаоса, - произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. Светлые боги-олимпийцы свергли титанов и поделили мир между собой: Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон- владыкой морей, а Аид господствует в подземном царстве. Земля остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные мифы о героях (о Геракле, Тесее, Персее и т.д.). Герои- это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой., но, в отличие от богов, не бессмертны. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев- промежуточного звена между богами и людьми. Боги были не только антропоморфны, но и наделялись свойственными человеку характерами. Кроме того, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей. С развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми (Аполлон- бог юности и покровитель искусств, Афродита- богиня любви, Афина- богиня мудрости, Гера – богиня брака, Дионис- виноделия и т.д.) В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных с политическими ценностями- Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника - богиня победы. В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года(с 776 г. до н.э.). Религия Древнего Рима. Древнейшие верования племен, образовавших население первоначального Рима, как и верования других древних народов, были связаны с архаическими религиозными представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. Культы духов, превратившихся в богов, просуществовали в Римской империи до победы христианства. лавным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, официальный пантеон богов, связанный прежде всего с самим городом. Основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Греческая религия оказала большое влияние на римскую культуру. В отличие от неё, в римской царил формализм(отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося жертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой, Минерва с Афиной и т.д. В главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства. Все официальные обряды в Риме совершались жрецами. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В ведении жрецов были гадания и предсказания, толкование знамений. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полету птиц (авгуры).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.012 с.) |