Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозное сознание и религиозные отношения как элементы религии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Религия как социальная система имеет свою внутреннюю структуру: - религиозное сознание; - религиозные отношения; - религиозная деятельность; - религиозные организации. Религиозное сознание – это мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним (молитвы и ритуалы). Религиозное сознание делится еще на 2 самостоятельных уровня: 1) обыденное религиозное сознание (религиозная психология) – совокупность несистематизированных идей, образов, представлений через которые верующий человек в иллюзорной, фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий мир и свое собственное бытие, определяет свое отношение к ним. В процессе жизнедеятельности под влиянием природных и социальных условий существования условий существования человек устраивает определенные взгляды, настроения, чувства, привычки, нравы, традиции, характерные для определенной общности людей. 2) религиозная идеология – это стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются служители культа. Она представляет собой систему догматов, утверждений и предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов на мир. Религиозные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе культовых действий. Они основываются на вере в возможность особых отношений между Богом и верующим человеком, что Бог влияет на судьбу человека и все социальные и природные процессы. Вера в возможность этих отношений проявляется в религиозном культе. Религиозная деятельность – это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность. Культ представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий предпринимает попытку установить взаимосвязь со сверхъестественными силами (богами, духами, демонами). К культам относятся: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты. Во внекультовой деятельности выделяются две стороны – духовная и практическая. Духовная внекултовая деятельность: производство религиозных идей, систематизация вероучения. Практическая внекультовая деятельность: работа религиозных соборов, преподавание в высших и средних религиозных учреждениях, пропаганда религиозного мировоззрения, вся та деятельность, направленная на внедрение и защиту религии в обществе. Религиозные организации (церковные институты) представляют собой систему учреждений и форм деятельности, призванных регламентировать, контролировать и определенным образом регулировать поведение верующих данной конфессии, а также удовлетворять их религиозные потребности. Религиозная организация считается связующим звеном между Богом и верующими. Функции религии. Под функциями понимается характер и направление воздействия религии на общество в целом и на отдельные его элементы. 1. Иллюзорно-компенсаторная – состоит в том, что для верующего религия иллюзорно восполняет практическое бессилие человека, его неспособность сознательно противостоять природным и социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии. В этом случае религия в некоторой мере отвлекает людей от реальности и, создавая определенные иллюзии в сознании человека, облегчает его страдания, поддерживая в человеке потребность в отвлечении от действительности и тех больших проблем, которыми наполнена ее жизнь. Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние. 2. Мировоззренческая – религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира, самочувствование человека), оценку мира, мироотношение. При этом зачастую религиозный мир представляется более совершенным. 3. Регулятивная – проявляется в направлении религии создать собственную систему норм и ценностей для верующего человека. Будучи нормативной системой, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность. Эта функция реализуется в традициях, культовых действиях, семейно-бытовых отношениях, привычках. 4. Интеграционная (дезинтеграционная) – религия направлена на сохранение и укрепление существующей социальной системы (стабильности общества), религия объединяет единоверцев и в то же время противопоставляет их последователям иных религиозных направлений. 5. Коммуникативная – реализуется в поддержке связей между верующими путем создания чувства вероисповедального единства во время религиозных действий из межличностных отношений. 6. Коммутативная – реализуется при общении верующих в гражданских религиозных обществах и вне их. 7. Культуротранслирующая – проявляется во влиянии религии на развитие письменности, книгопечатания, искусства, сохранении ценностей религиозной культуры, передачи опыта от поколения к поколению.
11. Роль культа в религии. Культ представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий предпринимает попытку установить взаимосвязь со сверхъестественными силами (богами, духами, демонами). Культ играет роль активного средства пропаганды религии. К культам относятся: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты. Богослужебная практика через слово, образ, действие стремится поддерживать веру в Бога как в реально существующую силу. Особое место в культовой деятельности отводится молитве как средству общения с Богом. Целенаправленное и регулярное использование обрядов, таинств, проповедей, молитв формирует у верующих религиозное мировоззрение.
12. Виды религиозных организаций: 1) Церковь (традиционные религии) – религиозное объединение, в основе которого лежит вероучение, и это вероучение определяет религиозную деятельность, мораль, этику и поведение. 2) Секта – религиозное направление, которое возникло как оппозиционное по отношению к господствующему традиционному вероучению. (не обязательно негативная организация!) 3) Деноминация – религиозная организация современного типа, которая учитывает современные потребности общества. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом. Деноминация признает возможность духовного возрождения для любого верующего человека.
Квазирелигиозные явления. Квазирелигиозные явления (т.е. мнимые) – есть движения, построенные не на вере в бога, а заимствующие у некоторых религий их методы или ритуалы для тех или иных целей. Эти движения становятся объективными конкурентами религий, они часть оттесняют бога на задний план, предлагая другие интересы. Некоторые философские движения стремятся заменить религию, оказываясь в то же время от того, чтобы их воспринимали как религию. Один из распространённых видов квазирелигиозных явлений – это разного рода культы личности или группы людей (руководители, возглавившие движения). При этом поклонение своим кумирам похоже на религиозное. При этом определяются имеющие отношение к объекту поклонения символы, вырабатывающиеся ритуалы, возникают организации. Принципиальное отличие кумирования от религии содержится в объекте поклонения – он реален и естественен. Некоторые исследователи считают, что квазирелигиями являются спиритизм (мистическое течение, сторонники которого верят в после смертное существование душ умерших и возможность общения с ними), теософия («божественная мудрость») — в широком смысле слова — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей), оккультизм (общее название учений и традиций, занимающихся неизученными современной наукой явлениями в человеке и космосе, опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым»), масонство, орден креста и розы (розенкрецеры) (Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства») и т.д.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.011 с.) |