Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение понятия «религия».↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Религиоведение Религиоведение как наука. Религиове́дение — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Основными разделами религиоведения являются философия религии, психология, феноменология, герменевтика, социология, история религии. Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов (натурализм, материализм и т. д.). В широком смысле понятие «философия религии» может рассматриваться как осмысление природы и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру. В узком смысле – это автономное рассуждение о Божестве и религии в рамках конкретной конфессии. Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, их влияние на нерелегиозные сферы жизнедеятельности общества. Феноменология религии дает систематическое описание и классификацию явлений религии на основе их сопоставления и сравнения. Герменевтика религии – это учение о понимании религиозных объектов, теория истолкования священных текстов, перевода текстов с языка оригинала на иные языки, понимания первоисточников каждым новым поколением. Социология религии изучает соц. условия возникновения религии, ее место и роль в развитии соц. системы. История религии выявляет закономерности исторического развития религии во всем его многообразии и показывает все многочисленные религиозные течения и направления в истории общества. Особенность предмета религиоведения – он не дает прямых и однозначных ответов на вопрос, потому что религия – это очень сложная, тонкая и индивидуальная сфера жизни человека. Вопросы, на которые пытается ответить религия – вечные, т. к. не имеют однозначного ответа: «Как возник мир?», «Что такое человек?», «Для чего человек пришел в этот мир?». Отличительная особенность религиоведения состоит в том, что на основные вопросы курса разные религии отвечают по-разному.
Определение понятия «религия». Понятие «религия» происходит от латинского слова religio, что значит благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.
Античные концепции религии. Древнегреческие мыслители за первоначальную форму религиозных верований принимали античные верования в их готовом виде; они нападали на гомеровскую мифологию. Первая из известных нам теорий происхождения религии принадлежит великому материалисту древности Демокриту. Демокрит приходит к выводу, что страх и непонимание людьми природы являются корнем происхождения религии. Религия — вымысел, результат обмана и самообмана людей. Но религиозные иллюзии обязаны своим возникновением страху, чувству зависимости, забитости и придавленности, а также невежеству. Религиозные верования — плод незнания, они — нечто противоположное знанию. Демокрит свою теорию пытается дополнить соображением о существовании в окружающей среде, в действительности каких-то уже готовых прообразов («идолов») для человеческих понятий о богах. Если в сознании человека есть понятие-слепок с действительности, то в действительности должен быть готовый прообраз для этого слепка. Так рассуждал Демокрит. Это заводило античных материалистов в тупик. Исходя из своего материалистического учения, они приходили к выводу, что богов, создавших мир и управляющих им, нет и не может быть, а на основании своей наивно-механистической теории отражения заключали, что если в сознании людей есть представления о богах, то и в реальности должны быть какие-то прообразы для этих представлений. Получался своеобразный заколдованный круг. Наивно-механистическая теория отражения Демокрита не могла показать, как создаются в человеческом воображении фантастические образы. Античный материализм получает свое завершение у Эпикура. Страх и невежество создали богов — это основа учения Эпикура о возникновении религии. Людей надо освободить и от суеверного страха, и от невежества. Эти идеи и делают Эпикура великим просветителем древности. Эпикур стремился объяснить, как создались в сознании человека понятия о богах. Естественно, что в уме человека есть понятие дерева, леса и т. д. Это отражение того, что существует в самой действительности. Но представления о богах? Стараясь углубить теорию происхождения религии, Эпикур, однако, так же как и Демокрит, не может отказаться от поисков каких-либо реальных прообразов для человеческих понятий о богах. Если есть те или иные понятия в умах людей, то должны быть для них и реальные прообразы. Эпикур признает существование неких прообразов и для представлений о богах. Мыслитель считает, что боги существуют, но они совсем не таковы, какими их изображает религия.
Субъективно-идеалистические концепции религии. Возникновение субъективно-идеалистической концепции в теологии связывается с именем и деятельностью Ф. Шлейермахера – немецкого протестанского священника и богослова. Не отрицая сверхъестественного источника существования религии, он центр религиозной проблематики перенес в сферу сознания отдельного индивида, прежде всего, в сферу его чувств. Ценность человеческой религии, по Шлейермахеру, определяется тем, как человек сознает божество в чувстве. Широкую известность приобрела субъективистская трактовка религии американским прагматистом У. Джемсом. С его точки зрения, религию следует рассматривать как порождение индивидуального сознания, как спонтанно возникающие субъективные переживания. Он считал, что религия нужна человеку, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной, нужна как источник дополнительных сил в жизненной борьбе. Вера в Бога нужна для того, чтобы возмущение существующим в мире злом и сострадание к обездоленным и несчастным не мешали человеку выполнять обязанности по отношению к самому себе даже в безысходных ситуациях, ибо там, где есть Бог, трагедия только временна и частична. Вера в Бога должна помочь человеку путем индивидуальных усилий наилучшим образом устроить личную судьбу. Нигде и никогда не затрагивая проблему реальности существования Бога, Джемс утверждал, что вера, в которой концентрируется весь религиозный опыт, имеет важнейшие последствия для человеческой жизни, поэтому ее нужно считать реальным объектом.
Квазирелигиозные явления. Квазирелигиозные явления (т.е. мнимые) – есть движения, построенные не на вере в бога, а заимствующие у некоторых религий их методы или ритуалы для тех или иных целей. Эти движения становятся объективными конкурентами религий, они часть оттесняют бога на задний план, предлагая другие интересы. Некоторые философские движения стремятся заменить религию, оказываясь в то же время от того, чтобы их воспринимали как религию. Один из распространённых видов квазирелигиозных явлений – это разного рода культы личности или группы людей (руководители, возглавившие движения). При этом поклонение своим кумирам похоже на религиозное. При этом определяются имеющие отношение к объекту поклонения символы, вырабатывающиеся ритуалы, возникают организации. Принципиальное отличие кумирования от религии содержится в объекте поклонения – он реален и естественен. Некоторые исследователи считают, что квазирелигиями являются спиритизм (мистическое течение, сторонники которого верят в после смертное существование душ умерших и возможность общения с ними), теософия («божественная мудрость») — в широком смысле слова — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей), оккультизм (общее название учений и традиций, занимающихся неизученными современной наукой явлениями в человеке и космосе, опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым»), масонство, орден креста и розы (розенкрецеры) (Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства») и т.д.
Ранние формы религии. В первобытном обществе культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры- первобытный синкретизм, то есть её нерасчлененность на отдельные формы. Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология. Это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением, которые являются тотемом. Животное или растение считались предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека. Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет (камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов. Анимизм - вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии. Магия - обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. Магические действия лежали в основе культовой практики всех религий.
18. Языческие религии Древнего Средиземноморья (Древнего Египта, Междуречья, Греции и Рима). Цивилизация Древнего Египта была одной из древнейших. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм (многобожие), поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего(в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища(пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд- один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. Представления древних египтян о загробной жизни отражены в «Книге мертвых». Это условное название папируса, который насчитывал около 200 глав, состоящих из молитв и магических заклинаний. Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве. Культура Месопотамии - одна из древнейших мировых культур. Она возникла в долине рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Однако в Месопотамии на протяжении всего времени сменяли друг друга государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Из всех народов, заселявших этот регион, именно шумеры, а затем и аккадцы оказали наибольшее влияние на развитие религиозных верований Месопотамии. Все религии раннеклассового общества сохраняют пережитки тотемизма, фетишизма, магических представлений первобытного, архаического общества. Так и религиозные представления шумеров включали в себя поклонение многочисленным духам, добрым и злым, поклонение растениям, священным животным. В Месопотамии объектами поклонения были тростник, тамариск, финикийская пальма, кедр. Объектами поклонения были и животные. Наряду с этим возникает и вера в богов. Политеизм в Месопотамии сочетался с космогоническими представлениями того времени. В соответствии с ними мир возник как результат отделения Неба от Земли и священного брака между ними. Само мироздание включает три сферы: верхнюю сферу- сферу звезд и планет, среднюю сферу- сферу обитаемого мира, и сферу нижнего мира, в которой находятся область подземных вод и область царства мертвых. Верхняя сфера управлялась богом Аном. Значимое место в пантеоне отводилось богине неба Инанне, отождествлявшейся с планетой Венерой. Сфера обитаемого мира была во власти бога Энлиля. В более позднем периоде, в Вавилоне, он становится покровителем царской власти. Область подземных вод нижней сферы подчиняется богу Энки- владыке земли, покровителю ремесел и искусства. Энки вместе с главной богиней-матерью Нинмах почитались как создатели людей. В области царства мертвых властвовали боги-супруги Нергал и Эрешкигаль, а также грозные боги-судьи. (шумеры). Верховным богом вавилонского пантеона был Мардук. Кроме него, были бог солнца Шамаш, бог луны Синна, богиня Иштар и ее муж - умирающий и воскресающий бог Таммуз, почитаемые как боги растительности и плодородия. Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Религия Древней Греции. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. На смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Первые боги - Гея-Земля и Уран - Небо, возникшие из Хаоса, - произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. Светлые боги-олимпийцы свергли титанов и поделили мир между собой: Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон- владыкой морей, а Аид господствует в подземном царстве. Земля остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные мифы о героях (о Геракле, Тесее, Персее и т.д.). Герои- это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой., но, в отличие от богов, не бессмертны. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев- промежуточного звена между богами и людьми. Боги были не только антропоморфны, но и наделялись свойственными человеку характерами. Кроме того, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей. С развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми (Аполлон- бог юности и покровитель искусств, Афродита- богиня любви, Афина- богиня мудрости, Гера – богиня брака, Дионис- виноделия и т.д.) В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных с политическими ценностями- Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника - богиня победы. В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года(с 776 г. до н.э.). Религия Древнего Рима. Древнейшие верования племен, образовавших население первоначального Рима, как и верования других древних народов, были связаны с архаическими религиозными представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. Культы духов, превратившихся в богов, просуществовали в Римской империи до победы христианства. лавным в Древнем Риме был официальный, государственный культ, официальный пантеон богов, связанный прежде всего с самим городом. Основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Греческая религия оказала большое влияние на римскую культуру. В отличие от неё, в римской царил формализм(отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося жертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой, Минерва с Афиной и т.д. В главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства. Все официальные обряды в Риме совершались жрецами. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В ведении жрецов были гадания и предсказания, толкование знамений. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полету птиц (авгуры).
Иудаизм. Иудаизм является национальной религией евреев. Это комплекс правовых, морально-этических, религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, которое в конце XI века до н.э. стало господствующим среди еврейских племен. В развитии иудаизма можно выделить три периода: - Библейский (когда формировалось Писание иудаизма, точнее, Ветхий завет, или Танах (состоит из 39 книг). В нем содержатся сведения о сотворении богом Яхве мира, природы и человека. Ветхий завет излагает вероучение, мораль и различные предписания, которыми должен руководствоваться правоверный еврей); - Талмудический (Талмуд – свод иудаистического «устного учения», являющийся наиболее авторитетным изложением основ иудаизма. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев); - Реформированный (период, стремящийся к модернизации вероучения и культа в новых исторических условиях. В 19-20 столетиях возникла проблема адаптации евреев к европейской и американской культуре). Основу вероучения иудаизма составляет вера: - в единого бога Яхве (только Яхве (Иегова) является истинным Богом, и только ему необходимо поклоняться); - в «богоизбранность» еврейского народа (понимание отношения между Богом и его «избранным народом» Израиля (земного царства) как отношения «союза», в котором народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога при условии, что народ останется верным богу, будет следовать его заповедям и выполнять Его Закон, изложенный во Второзаконии и Исходе); - в приход Мессии (мистического посланника Бога, кторый должен собрать всех евреев в Палестине и покарать их врагов. Приход мессии связывается с праведным судом над врагами правоверных и торжеством равенства и справедливости. Мессия возвысит еврейский народ); - в бессмертие души; - в существование загробного царства; - в святость Танаха и Талмуда (считаются священными книгами). Культ в иудаизме состоит из большого количества обрядов, молитв, постов, запретов (насчитывают 365) и повелений, которые полностью регламентируют все дела, поступки и мысли правоверного иудея.
Религиоведение Религиоведение как наука. Религиове́дение — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Основными разделами религиоведения являются философия религии, психология, феноменология, герменевтика, социология, история религии. Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов (натурализм, материализм и т. д.). В широком смысле понятие «философия религии» может рассматриваться как осмысление природы и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру. В узком смысле – это автономное рассуждение о Божестве и религии в рамках конкретной конфессии. Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, их влияние на нерелегиозные сферы жизнедеятельности общества. Феноменология религии дает систематическое описание и классификацию явлений религии на основе их сопоставления и сравнения. Герменевтика религии – это учение о понимании религиозных объектов, теория истолкования священных текстов, перевода текстов с языка оригинала на иные языки, понимания первоисточников каждым новым поколением. Социология религии изучает соц. условия возникновения религии, ее место и роль в развитии соц. системы. История религии выявляет закономерности исторического развития религии во всем его многообразии и показывает все многочисленные религиозные течения и направления в истории общества. Особенность предмета религиоведения – он не дает прямых и однозначных ответов на вопрос, потому что религия – это очень сложная, тонкая и индивидуальная сфера жизни человека. Вопросы, на которые пытается ответить религия – вечные, т. к. не имеют однозначного ответа: «Как возник мир?», «Что такое человек?», «Для чего человек пришел в этот мир?». Отличительная особенность религиоведения состоит в том, что на основные вопросы курса разные религии отвечают по-разному.
Определение понятия «религия». Понятие «религия» происходит от латинского слова religio, что значит благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.
Античные концепции религии. Древнегреческие мыслители за первоначальную форму религиозных верований принимали античные верования в их готовом виде; они нападали на гомеровскую мифологию. Первая из известных нам теорий происхождения религии принадлежит великому материалисту древности Демокриту. Демокрит приходит к выводу, что страх и непонимание людьми природы являются корнем происхождения религии. Религия — вымысел, результат обмана и самообмана людей. Но религиозные иллюзии обязаны своим возникновением страху, чувству зависимости, забитости и придавленности, а также невежеству. Религиозные верования — плод незнания, они — нечто противоположное знанию. Демокрит свою теорию пытается дополнить соображением о существовании в окружающей среде, в действительности каких-то уже готовых прообразов («идолов») для человеческих понятий о богах. Если в сознании человека есть понятие-слепок с действительности, то в действительности должен быть готовый прообраз для этого слепка. Так рассуждал Демокрит. Это заводило античных материалистов в тупик. Исходя из своего материалистического учения, они приходили к выводу, что богов, создавших мир и управляющих им, нет и не может быть, а на основании своей наивно-механистической теории отражения заключали, что если в сознании людей есть представления о богах, то и в реальности должны быть какие-то прообразы для этих представлений. Получался своеобразный заколдованный круг. Наивно-механистическая теория отражения Демокрита не могла показать, как создаются в человеческом воображении фантастические образы. Античный материализм получает свое завершение у Эпикура. Страх и невежество создали богов — это основа учения Эпикура о возникновении религии. Людей надо освободить и от суеверного страха, и от невежества. Эти идеи и делают Эпикура великим просветителем древности. Эпикур стремился объяснить, как создались в сознании человека понятия о богах. Естественно, что в уме человека есть понятие дерева, леса и т. д. Это отражение того, что существует в самой действительности. Но представления о богах? Стараясь углубить теорию происхождения религии, Эпикур, однако, так же как и Демокрит, не может отказаться от поисков каких-либо реальных прообразов для человеческих понятий о богах. Если есть те или иные понятия в умах людей, то должны быть для них и реальные прообразы. Эпикур признает существование неких прообразов и для представлений о богах. Мыслитель считает, что боги существуют, но они совсем не таковы, какими их изображает религия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.017 с.) |