Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые и нравственные гарантии свободы совести и вероисповедания в мире и в Республике Беларусь.

Поиск

В международных правовых и политических актах свобода совести рассматривается в контексте важнейших прав и свобод человека. Устав Организации Объединенных Наций (1945) одной из целей международного сотрудничества в области прав человека провозглашает поощрение и развитие «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различения расы, пола, языка и религии». Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, утверждает, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии». Это право включает «свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». При осуществлении своих прав и свобод «каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

25 ноября 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Под нетерпимостью и дискриминацией в данной области здесь понимается «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод» (ст. 2.2). В документе утверждается право каждого человека «на свободу мысли, совести и религии», трактуемое как «свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении».

Следует заметить, что в национальных законодательствах стран Европы и Америки при признании общих норм международного права о «свободе мысли, совести, религии и убеждений» сложились неоднозначные подходы к строительству государственно-конфессиональных взаимоотношений. В этой области выделяются, в частности, западноевропейская и американская модели. В американской модели реализуются идеи формального отделения церкви и равной удаленности религий от государства. Законодательство основывается на невмешательстве государства в конфессиональные процессы и принципе равенства религий между собой. В самих США формально нет государственной религии, законодательно закреплена свобода выбора вероисповедания. Однако на практике государство поддерживает религию, в государственных учреждениях и судебных органах приносятся религиозные клятвы и присяга, а национальный девиз страны гласит: «Мы надеемся на Бога». Деятельность религиозных организаций регулируют около двух тысяч различных законов. Существуют нормы, позволяющие применять меры административного воздействия против членов религиозных культов, отказывающихся по причине своих религиозных убеждений подчиняться законным требованиям властей. При регистрации религиозных организаций требуется сообщать о своих социальных и религиозных связях, описывать форму культа или вероучения и т.п. Отдельные нормы законодательства носят явный дискриминационный характер. Так, согласно конституции штата Арканзас, «Никто, отрицающий существование Бога, не может занимать должность в учреждениях штата и не может допускаться к свидетельствованию в суде».

Западноевропейской модели свойственна дифференциация статусов религиозных организаций, выделение исторически традиционных конфессий, с которыми устанавливаются особые отношения. Признание первенства традиционных религий присутствует в законодательстве многих стран. Более того, в конституциях более двадцати государств предусмотрено избрание главой страны последователя господствующей религии. Существует практика заключения между государством и ведущими церквями специальных соглашений. Во многих странах Европы и Латинской Америки те или иные христианские вероисповедания признаны государственными. В Германии это римо-католицизм и лютеранство, в Дании, Исландии, Норвегии и Швеции– лютеранство. В Ирландии и Польше особое положение имеет римо-католическая церковь, в Англии – англиканская, в Греции и Болгарии – православная церковь и т.п. Государственные религии нередко получают денежные субсидии из бюджета страны. В Бельгии таким образом финансируются 6 официально признанных конфессий. В более чем шестидесяти странах полностью либо частично ограничена зарубежная миссионерская деятельность.

Законодательство Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Статья. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе. В настоящем Законе используются следующие основные термины и понятия:

религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное;

вероисповедание – разработанное вероучение, принадлежащее какой-либо религии с традиционной культовой практикой;

Статья. Право на свободу совести. Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Статья. Право на свободу вероисповедания. Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.

 

35. Секуляризация современного общества. Существенной особенностью современного этапа развития религии является секуляризация, под которой понимается процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с ним ослабление влияния религии на различные социальные институты - образование, экономику, политику и т.п.Интересные рассуждения и факты относительно процесса секуляризации излагаются в книге известного английского социолога Б. Уилсона. Симптомы упадка религии в современном мире он видит в ослаблении влияния религиозной морали на поведение людей, которые в значительной мере ориентированы сейчас на новые материальные ценности. Современный мир все более превращается в рационально конструируемую среду, в которой мало места остается для действия божественных сил.Однако в современной социологии существует и другая точка зрения на процесс секуляризации, которую отстаивают сторонники культурологического и феноменологического подходов - Т. Парсонс, П. Бергер, Т. Лукман и др. Они считают, что ослабление роли церкви в современном мире не свидетельствует об устранении религии из жизни людей. Они полагают, что в современном обществе имеет место не секуляризация, а «религиозная трансформация». Церковные религии теперь распространяются главным образом среди переферийных элементов общества, но религия не исчезает, она трансформируется в новую социальную форму, существенной чертой которой является индивидуальный выбор человеком системы религиозных значений.
Одной из особенностей развития религии в последнее десятилетие стал рост фундаментализма, то есть движения за возврат к истокам ранней религии, связанной с буквальным пониманием священных текстов. Говоря о положении религии в России, необходимо учитывать тот факт, что в советский период существовали различные ограничения на деятельность религиозных организаций. Партия большевиков с момента прихода к власти в 1917 году объявила борьбу с религией одной из своих задач, и в период 20–30-х годов многие священники и верующие подверглись репрессиям.

Политика правящей партии по отношению к религии несколько смягчилась в годы Великой Отечественной Войны, и в дальнейшем массовых репрессий в отношении верующих уже не проводилось, хотя вплоть до конца 80-х годов в советском обществе существовала массовая пропаганда идей атеизма. Деятельность религиозных организаций находилась под контролем органов государственной безопасности, и лишь в период перестройки были отменены многие из существующих ограничений на деятельность религиозных объединений. С конца 80—начала 90 годов религиозные организации стали играть более заметную роль в жизни общества.

Обновление религии в современном мире возможно лишь на пути обретения нового религиозного опыта, опыта человеческого в человеке. Такой религиозный опыт имеет сегодня серьезную социальную основу, ту основу, которая, согласно Э. Дюркгейму, питает религию и позволяет увидеть в ней постоянную величину, некое “вечное” содержание, скрытое за преходящими формами ее выражения.

Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.009 с.)