ТОП 10:

Роль религиозного фактора в национальной политике России



В международном законодательстве, во «Всеобщей декларации прав человека» в статье 18 говорится, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных обрядов.

В соответствии с Конституцией РФ утверждается принцип отделения церкви от государства, а именно: РФ — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

На территории РФ проживает более 100 народностей, говорящих более чем на 80 языках, исповедующих все мировые религии, а также множество национальных культов. В связи с этим Российская Федерация объективно нуждается в системе мер, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере межнациональных отношений.

В реализации концепции национальной политики возможны три варианта:

1. политика государственного патернализма (поощрения, помощи отдельным религиям);

2. политика мультикультурализма;

3. политика унификации и ассимиляции («плавильный котел»).

Для России наиболее приемлемый вариант — второй.

Принятие христианства произошло в 988 году, в средние века возникла теория «Москва — третий Рим», в XIX веке — «теория официальной народности» — православие, самодержавие, народность. Затем СССР — государство атеистическое. За годы советской власти институционализированная религиозная жизнь была сведена до минимума, ограничена эпизодическим посещением богослужений для немногих. При отсутствии религиозной литературы, свободы проповеди, общения и образования религия не могла отвечать на жизненно важные вопросы бытия. Это обозначало, что ни одна религия не могла быть единым, консолидирующим началом.

В 90-е годы произошла реабилитация религии как таковой (в общественном мнении). Праздновалось тысячелетие крещения в России. Сегодня каждая национальность, проживающая на территории РФ, получила право исповедовать свою религию. Что такое религия сегодня? Религия — это культура, верность национальным традициям и мораль. И лишь один из десяти человек понимает под религией «личное спасение», «отношения человека с Богом». В связи с таким поворотом общественного мнения Православие постепенно приобретает особое значение национальной идентичности.

В 1997 году был принят новый закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В середине 90-х гг. Русская Православная Церковь проводит активную деятельность, направленную на возвращение себе ведущих позиций в общественной жизни страны. Почему власть попустительствует этому? Для этого существует две причины:

* власть постоянно ищет дополнительные, в том числе и мистические, источники легитимации;

* новая политическая элита с ее коммунистическим прошлым предрасположена к тому, чтобы ощущать себя преемницей извечных русских властных традиций, дающих ей право регулировать дух, религиозную жизнь народа.

С началом нового тысячелетия официальная власть посещает православные богослужения, ведет открытый диалог с РПЦ. Унижаются при этом религиозные чувства других народностей?

Важно иметь продуманную концепцию национальной политики.

4. Религия глазами студентов

Многочисленные социологические исследования отношения студентов к религии показывают, что из общего числа опрошенных студентов 40% студентов считают себя верующими, из них к православию относят себя 79%. Интересно, что наиболее популярный ответ здесь: «Считаю себя верующим вообще» - 11%, христианами себя считают 7%, приверженцев нетрадиционных верований — 2% (ТГПУ). В ТГПУ не оказалось ни иудеев, ни мусульман, ни буддистов, ни протестантов, ни католиков. Атеистами считают себя 4%.

Признание себя православными (79%), тем не менее, показало довольно низкий процент воцерковленности: богослужения посещают лишь 2%, ежедневно молятся и читают молитвенное правило также 2%. Следовательно, студенты считают себя православными по национально-этническому фактору.

По данным Министерства юстиции по состоянию на 1 января 2005 года в России действует 22 144 зарегистрированных религиозных организаций. Традиционные составляют немногим более половины: православные организации — 11837, мусульманские — 3 634, буддистские - 192, иудаистские - 275. По данным социологов, 5-10% населения, прежде всего молодежь, называют себя приверженцами новых религиозных организаций. Они, как правило, не регистрируются. В России немало «неучтенных» религиозных протестантских старообрядческих и иных организаций, по религиозным мотивам не желающих вступать в отношения с органами государственной власти.

Студенты исследуют проблему религиозных аспектов рок-концерта, так как молодежь является наиболее многочисленной группой, посещающих рок-концерты. Такие мероприятия требуют много энергии, предполагают нахождение в толпе, потерю своего социального статуса.

Как выяснили студенты, рок-концерт представляет собой модификацию древних коллективных действий, где впавшие в экстаз участники выпускают наружу подавляемые в обычной жизни иррациональные импульсы. У огромных масс любителей рока, состояние экстаза существенно усиливается, выплескивается в неистовом реве. Этот секрет гипногенного воздействия толпы на отдельного человека был открыт еще древними жрецами. Его называли «ритуальной магией».

То, чем в древности занимались жрецы, сейчас занимаются рок-музыканты. Причины этому две: 1. Указанное Ницше — единство мифа, музыки и трагедии; 2. Бездуховность индустриальной эпохи, сопровождающаяся выхолащиванием реального психологического содержания традиционных религий. Религиозные формы сознания человека не изживаемы: стремление, не рассуждая, доверять и верить, реализовывать свои скрытые бессознательные потребности будет всегда вести человека к жрецам, в каком виде они бы ни были.

Как показывают исследования, у верующих студентов вера трактуется как «высший интерес личности», который находится в центре духовной жизни и обнимает все структуры человеческой жизни, в том числе и сознание. Вера реализует непосредственную связь между человеком и Богом, при этом Бог рассматривается как основа человеческого бытия. В то же время вера рассматривается студентами как сомнение, мужество и риск, которые характеризуют динамику веры.

Молодежь стремится утвердить себя в этом мире путем формирования собственного мировоззрения. Объединяются из числа молодежи те, кто разделяет аналогичные взгляды. Молодежь составляет свое понимание феномена веры, выстраивают собственную систему мировоззрения (Пауль Тиллих).

Как студенты относятся к апокалипсическим пророчествам (пророчество о конце света)? По этому вопросу существует огромное количество литературы. Но литература не всегда опирается на Священное Писание и Священное Предание и адекватно показывает реальное положение дел. В литературе поражает то, что сейчас «все сходится», предсказания Апокалипсиса кажутся подходящими для нашего времени. Многие символы проецируются на современную историю и из этого вытекает предсказание будущего в отношении России, Китая, Европы, стран Востока и т.д.

Дм. и Н.Зима утверждают, что в наступившем тысячелетии нашу планету ждут большие потрясения — террористические акты и природные катастрофы. Особый интерес вызывает сочетание трех чисел (666) - чисел имени антихриста и вычислить конец света.

Социологи-исследователи утверждают, что конец света — это не конец всего существующего, а резкий эволюционный скачок всего человечества. Самые обыкновенные люди откроют в себе неизвестные ранее творческие и интеллектуальные способности, пересмотрят свою систему ценностей, отношение к себе и окружающим людям, увидят мир лучшими глазами и изменят к лучшему.

Сейчас особенно создается впечатление, что конец света близок. Стало реально говорить о возможности уничтожения целых стран или даже всего человечества или ядерным оружием, или загрязнением окружающей среды, в частности, биологическими или химическими веществами. Неудивительно, что апокалипсические пророчества сейчас очень актуальны, вызывают огромный интерес в обществе, формируют мировоззрение различных возрастов, в том числе и молодежи.

 


[1] Миграция населения // Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани. - М.: Политиздат, 1988. - С.159-160.

[2] Becker H Outsiders:Studies in the Sociology of Deviance. - N.Y.: Free Press, 1963.

[3] Белогуров С.А. Популярно о наркотиках и наркомании. - СПб., 1998.

[4] Наркомания: выхода — нет? Выход — рядом! // Самарская неделя, 2000, 23 декабря, №241.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.007 с.)