Значение изучения латинского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение изучения латинского языка



 

В настоящее время роль латинского языка не исчерпывается только общеобразовательным значением. На филологическом факультете вуза латынь является специальной лингвистической дисциплиной, призванной расширять общелингвистический кругозор студентов и дающей большой материал для понимания проблем общего языкознания.

Изучение латинского языка способствует выработке системного и ассоциативного мышления. Возможность проследить связь современных европейских языков и русского языка с латынью позволяет поднять их изучение на качественно иной уровень и увеличить словарный запас. Знание латинского языка помогает студентам-филологам осмысленно подходить к изучению ими исторических грамматик современных языков.

Ознакомление с образцами классической древней литературы возможно только в подлиннике. Ведь понять всю красоту языка можно только при чтении оригинала.

Латинская грамматика, отличающаяся большой стройностью, в значительной степени способствует развитию логического мышления.

Приобщение к латинским крылатым выражениям расширяет кругозор и усиливает интеллектуальный потенциал студента. Многие латинские поговорки и выражения вошли в золотой фонд новых языков.

Изучение латинского языка способствует тренировке памяти.

 

 

ФОНЕТИКА.

Состав латинской графики.

 

начерт. название произн. примечания
Aa а а  
Bb бэ б  
Cc цэ   ц   перед e, i, y, ae, oe: centum [цэнтум] Cicero [цицеро] Cyclops [цикл’опс] Caesar [цэзар]
к в остальных случаях: color [колор] medicus [мэдикус] ecce [экцэ]
Dd дэ д  
Ee э э  
Ff эф ф  
Gg гэ г  
Hh ха х  
Ii и и й если перед гласными, то [j]: ianua = janua [йануа] Iuppiter = Juppiter [йупитер]
Jj йота й введена в XVI веке
Kk ка к вытеснена в I веке до н.э. буквой c
Ll эль л’ можно [л]
Mm эм м  
Nn эн н  
Oo о о  
Pp пэ п  
Qq ку к только в сочетании qu = [кв]: antiquus [антиквус] aqua [аква] quinque [квинквэ]
Rr эр р  
Ss эс з   с между гласными: causa [кауза] rоsa [роза] в остальных случаях: persona [пэрсона] solus [сол’ус]
Tt тэ т  
Uu у у  
Vv вэ в введена в XVI веке
Xx икс кс  
Yy ипсилон и встречаются только в заимство-ваниях из греческого языка
Zz зэта з

Произношение некоторых буквосочетаний.

 

cочетание произношение примеры транскрипция
ch х pulcher пул’хэр
ph ф philologia филологиа
rh р rhetorica рэторика
th т theatrum тэатрум
ngu перед гл. нгв lingua лингва
ti   перед гл., но не после s, t, x     ци   initium ratio bestia mixtio инициум рацио бэстиа микстио
  в ост. случаях   ти Latina constituo positivus testis латина конституо позитивус тэстис

 

Гласные и дифтонги.

В латинском языке 6 гласных букв обозначали 12 гласных звуков:

6 долгих – ā ē ī ō ū y

6 кратких – ă ĕ ǐ ǒ ǔ y

Долгий гласный произносился примерно вдвое дольше краткого. Так как русский язык не различает кратких и долгих звуков, то произносятся они одинаково. Количество, т.е. долгота гласного, влияет на постановку ударения.

Сочетание двух гласных (слогового и неслогового) в одном слоге называется дифтонгом. В латинском языке четыре дифтонга:

 

au = [ау] au -rum [аурум] ae = [э] pr ae -fec-tus [прэфэктус]

eu = [эу] Eu -ro-pa [ эуропа] oe = [Ö] p oe -na [пÖна]

Если ae или oe произносятся раздельно, то обычно над е ставятся две точки или знак, обозначающий количество гласного е.

a-ēr = a-ër [аэр] po-ē-ta = po-ë-ta [поэта]

co-ĕ-mo = co-ë-mo[коэмо] nuc-lĕ-us = nuc-lë -us [нукл’эус]

Количество слога.

Слог долгий, если:

а) в него входит дифтонг: pr ae -sens*; nym-ph ae -um;

б) он заканчивается на согласный: se-cun-dus; au-tum-nus; le-gen-da;

NB: в словарях и учебниках долгота по пункту а) и б) не указывается

 

* в словах этого раздела обращайте внимание на второй слог от конца слова

в) над гласным уже поставлена долгота (или она указывается в словарях): na-tū-ra; vul-gā- ris; hu-mā-nus; op-po-sī-tus.

Все остальные слоги – краткие (причём, краткость обычно не указывается): fe-mi-na; ha-be-o; mys-ti-cus; gla-di-us; bar-ba-rus; pro-vo-ca-ti-o.

Правила постановки ударения в латинских словах.

 

1) Ударение падает на второй слог от конца слова, если этот слог долгий.

2) Если же второй слог от конца слова краткий, то ударение переносится на третий слог от конца слова.

Таким образом, для постановки ударения в многосложных словах необходимо и достаточно знать количество предпоследнего слога.

 

ex-tér-nus [экстэрнус] man-ci-pá-ti-o [манципацио]

li-bér-tas [л’ибэртас] tra-góe-di-a [трагÖдиа]

sá-pi-ens [сапиэнс] prae-sí-di-um [прэзидиум]

mi-li-tā-ris [мил’итáрис] as-sés-sor [асэсор]

dó-mi-nus [доминус] ser-vī-re [сэрвирэ]

clás-si-cus [кл’асикус] le-gí-ti-mus [л’эгитимус]

tri-úm-phus [триумфус] re-lī-quus [рэл’иквус]

jus-tí-ti-a [йустициа] mor-tā-lis [мортáл’ис]

re-cép-tum [рэцэптум] col-ló-qui-um [кол’оквиум]

úl-ti-mus [ул’тимус] car-jē-ra [карйэра]

 

Упражнения в чтении.

 

A

Major, qui, quae, foedus, chorus, Cyprus, quintus, extra, Gaius, persōna, crematio, aquaeductus, consortium, recensio, December, conjungo, beneficium, praemium, patientia, Athēnae, coemtio, sanguis, Graechus, mercātor, juvenālis, juvenis, juventus, edūco, educo, magister, extrēmus, Seneca, Philippus, Zephyrus, Universitas, phantasia, lutĕus, colorātus, sagitta, arbitror, unguis, constituere.

B

Camēlus, quod, jugum, hostis, exitum, decimus, aestimatio, utilis, latitūdo, jucundus, adverbium, defensor, idōneus, Neptūnum, dormient, Syrius, reverentia, occīdo, occido, propinquus, medicamentum, languidus, Demosthenes, unusquisque, improvīsus, fenestrae, maritimus, sapientia, labyrinthus, audītus, penātes, mythologus, ostium, transitus, hyaena, Pythagoras, efficax, Carthāgo, celebro, coēgi, sentīre.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.160 (0.008 с.)