Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитная организация как объект финансового менеджмента

Поиск

Кредитная организация как объект финансового менеджмента

2Цели и особенности финансового менеджмента в кредитной организации.

инансовый менеджмент в коммерческом банке — это система экономических денежных отношений по управлению денежными ресурсами, находящимися в распоряжении банка, в соответствии с концепцией развития банка.

Основные направления финансового менеджмента в банке:

§ формирование политики коммерческого банка;

§ управление собственным капиталом;

§ управление ликвидностью;

§ управление маркетингом;

§ управление доходностью, прибыльностью;

§ управление активами и пассивами;

§ управление кредитным портфелем;

§ управление банковскими рисками.

Объектами деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются анализ финансовых операций банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается:

§ в разработке и использовании систем и методик рационального планирования;

§ в реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, которые посредством различных форм управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта.

Каждый коммерческий банк самостоятельно выбирает приёмы и методы управления. Однако необходимым требованием для всех них является соответствие финансового менеджмента общей концепции развития банковского сектора.

Одной из особенностей финансового менеджмента в российских коммерческих банках является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся примеров ведения банковского дела.

Отчетность кредитной организации – индикатор эффективности финансового управления

В статье 43 "Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов" Федерального закона "О банках и банковской деятельности" говорится, что кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Если кредитная организация имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций), она составляет и представляет указанный отчет на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России. (См. Положение Банка России от 5 января 2004 г. N 246-П "О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности").
О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп см. Указание Банка России от 14 апреля 2003 г. N 1270-У)*(282).
Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) составляют и представляют в Банк России в целях осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России. Это консолидированная отчетность о деятельности банковской группы и консолидированная отчетность о деятельности банковского холдинга. В нее включается консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе.
В состав этой отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность и решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

 

Стратегии управления балансом коммерческого банка

Сущность сбалансированной стратегии управления состоит в том, что банки рассматривают свои портфели активов и пассивов как единое целое, определяя роль совокупного портфеля в получении высокой прибыли за приемлемого уровня риска. Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для формирования оптимальной структуры баланса и создания защиты от рисков, вызванных значительными колебаниями параметров финансовых рынков.

Главная задача менеджмента - координировать решение относительно активов и пассивов внутри каждого отдельного банка, чтобы достичь наивысших результатов, максимально контролируя объемы, структуру, доходы и расходы как по активным, так и пассивными операциями банка. Контроль руководства банка над активами должен координироваться с контролем над пассивами, поскольку только в таком случае можно будет добиться внутреннего единства и благодаря этому максимизировать разницу между доходами и расходами.

Преимущество м стратегий УАП является максимизация прибыли при условии приемлемого уровня процентного риска, а также возможность более взвешенного подхода к проблемам управления ликвидностью благодаря точному определению потребности в ликвидных средствах.

Управление активами и пассивами, в первую очередь, ориентированы на краткосрочную перспективу и связана с ежедневным управлением банковским балансом. В этом аспекте главными показателями эффективности применения УАП является процентный доход, чистая процентная маржа или прибыль на акцию. Неотделим составляющими процесса становятся контроль и управление финансовыми рисками, прежде риском процентных ставок и риском несбалансированном ликвидности.

Инструментарий у правления активами и пассивами включает информационные системы, модели планирования, анализ и оценку сценариев, системы прогнозирования, финансовые обзоры и специальные отчеты.

Теории управления банковской ликвидностью

Современной банковской науке и практике известны следующие четыре теории:

• теория коммерческих ссуд;

• теория перемещения;

• теория ожидаемых доходов;

• теория управления пассивами.

Теория коммерческих ссуд

зародилась в английской банковской практике. Основу ее составляет положение о том, что банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашающиеся при нормальном состоянии деловой активности.

Теория перемещения предполагает сохранение ликвидности банка при условии, что его активы можно переструктурировать ("перемещать") либо продавать другим кредиторам или инвесторам за наличные, т. е. если при невозврате ему кредитов банк может получить эквивалентные суммы либо

 

Согласно теории ожидаемого дохода, ликвидность банка можно прогнозировать или даже просто планировать, если в основу графика погашения кредитов положить будущие доходы заемщиков.

 

 

Чистая процентная маржа

Чистая процентная маржа рассчитывается по формуле

§ ЧПМ — чистая процентная маржа;

§ Дп — процентные доходы за период;

§ Рп — процентные расходы за период;

§ Ад — активы, приносящие доход.

Операционная маржа

Операционная маржа — прибыльность основных операций банка. Она рассчитывается по формуле

§ Дчосн — чистые доходы от основных б

 

В отечественной практике прибыльность капитала рассчитывается по формуле:

§ ПК — прибыльность капитала;

§ ПБ — балансовая прибыль за период;

§ СК — объем собственного капитала в периоде.

 

 

Оценка ликвидности

Нормативы ликвидности КБ
1) Норматив текущей ликвидности – характеризует соотношение активов и пассивов по срокам и по суммам
Н2=ЛАт/ОВт*100% >=70%
ЛАт – ликв активы текущие
ОВт – обызат до востреб текущие
ЛАт включают: остаткикассы, остатки средств на кор счетах в ЦБ, вложения в госуд цен бумаги, кредиты со сроком погаш в течение 30 дней.
ОВт – со сроком погаш до 30 дн включают: остатки средств на расч счетах, кор счета других банков, вклады и депозиты со сроком до 1 мес, выпущенные банком векселя со сроком предъявления в теч 30 дн, полученные кред от других банков со сроком погаш до 30 дн, кредиторская задолженность и гарантии банка со сроком исполнения в течение 30 дней.


2) Показатель мгновенной ликвидности – характеризует соответствие активов и пассивов по срокам и по суммам.
Н3=ЛАм/ОВм*100% >=20%
ЛАм – ликв активы мгновенные
ОВм – обяз до востреб мгновенные
ЛАм включают остатки кассы, ост средств на кор счетах в ЦБ и вложения в госуд цен бум.
ОВм=20% от остатков средств на расч и других счетах + вклады и депоз до востреб + собств векселя до востр.
3) Норматив долгосрочной ликвидности – соответствие активов и пассивов по срокам и по суммам.
Н2=Кр/К+ОД*100% <=120%
Кр – долгоср кред в руб и ин валюте свыше 1 года
ОД долгосроч обязательства до 1 года
К – собств капитал

 

Управление затратами банка.

Оптимальным управлением затратами банка можно считать в таком случае выбор таких параметров управления, которые смогут обеспечить наилучшее, с точки зрения установленного критерия, осуществление процесса по формированию расходов этого учреждения. Такое управление может означать, что все имеющиеся рычаги, а также выбранные банком методы по стимулированию отлажены таким образом, чтобы интересы каждого из подразделений могли бы быть согласованы с соответствующими стратегическими целями учреждения банка и направлялись бы на выбор наиболее оптимальных путей по реализации самого лучшего плана расходования имеющихся ресурсов.

При этом оптимизацией затрат банка будет являться процесс формирования затрат наилучшим для банка образом при заданных критериях, выражающих стратегию развития банка.
Критерием, влияющими на оптимизацию затрат, при этом, могут быть получение:

  • больших доходов при запланированных затратах;
  • запланированных доходов при наименьших затратах;
  • наибольших доходов, в случае наименьших затра

. При этом управление его текущими затратами может базироваться на одном из таких двух подходов, как:

  • наиболее приоритетная ориентация на оптимизацию производимых текущих затрат, которая предполагает практическую реализацию всех расходов, признанных самыми оптимальными с точки зрения их окупаемости или других критериев;
  • ориентация на наиболее максимальное сокращение текущих затрат, которая предполагает экономию любых возможных статей планируемых расходов и предварительное разделение их на такие категории, как объективно необходимые, те, которые подлежат рациональной минимизации, а также осуществляемые по остаточному принципу.

Управление персоналом.

Главная цель системы управления персоналом - своевременное обеспечение подразделений банка квалифицированными специалистами.

Для ее достижения необходимо решать следующие задачи:

- анализировать потребности банка в специалистах и планировать их привлечение со стороны или повышение квалификации своих сотрудников;

-использовать в своей работе результаты анализа деятельности сотрудников;

-проводить отбор и адаптацию новых специалистов;

- проводить аттестацию квалификации сотрудников;

-организовывать обучение сотрудников по результатам аттестации;

- формировать кадровый резерв на руководящие должности и организовывать его обучение;

- формировать и поддерживать корпоративную культуру.

Содержание и принципы управления безопасностью банка

Под опасностью в банковском деле понимаются действия либо обстоятельства, способные навредить работе банка

Для определения уровня безопасности для банка того или иного обстоятельства используется термин «риск», обозначающий вероятность наступления опасного события, которое может привести к ущербу.

 

Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и(или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и(или) внешними (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.)

 

Нормы, необходимые для обеспечения безопасности банковской деятельности, как правило, содержатся и формулируются в различных нормативно-правовых актах, в том числе и в актах о банках и банковской деятельности, а также специальных технических документах, соблюдение которых позволяет обеспечить безопасность банков.

Государственное участие в управлении безопасностью банковской деятельности осуществляется в форме постоянного надзора и контроля специальными уполномоченными органами за исполнением банками законодательства и нормативных актов центральных банков, к которым относятся: Банк России, ФСФМ, ФАС, ФНС и дргугие.

Банки обязаны неукоснительно соблюдать требования государственных органов, в обратном случае их действия или бездействия могут рассматриваться как противодействие государству в становлениисистемы безопасности банковского сектора экономики.

Так исполнительные органы банка обязаны:

1. осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности банка, включая выполение отдельных банковских операций;

2) Предпринимать необходимыемеры, направленные на снижение вероятности реализации угроз, а если это оказалось невозможным, то на уменьшение тяжести нежелательных последствий;

3) осуществлять внутренние расследования для выяснения причин событий, повлекших нанесение ущерба интересам банка;

4. заниматься разработкой собственных рекомендаций для минимизации угроз и ущерба интересам банка.9

3. Банковские риски как факто

40=смотри билет 11

Банковский маркетинг

Реализация банковских продуктов и услуг — важнейший этап деятельности любого банка в условия» рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики банка и всех его служб является привлечение клиентуры путем расширения сферы сбыта своих продуктов и услуг, завоевание рынка и в конечном итоге увеличение прибыли.В настоящее время конкуренция на банковском рыне возросла настолько, что для того чтобы выжить, банки должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и услуг, т.е. создать своего рода банковский универмаг с обслуживанием клиента с одного прилавка.Диверсификация банковских операций привела к тому, что банки на Западе стали называть "финансовыми универмагами". В США появились такие рекламные объявления американских банков: "Ваш банк — финансовое учреждение с полным набором необходимых вам продуктов и услуг"Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам как сохранять клиентов, так и уве­личивать их число за счет притока новых. Деятельность современных коммерческих банков подвергается постоянным изменениям. Меняются формы банковской деятельности, методы конкуренции, системы управления, резко расширились сами операции.Важным аспектом банковского маркетинга является определение конкретного банковского продукта и банковской услуги. Банковский продукт — это конкретный банковский документ (или свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский процент, депозит, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный, налоговый) и т.п. Банковская услуга представляет собой банковские операции по обслуживанию клиента.Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворить потребности клиента и способствовать получению прибыли.В то же время следует подчеркнуть, что в большинстве случаев банковский продукт носит первичный характер, а банковская услуга — вторичный.

 

 

43,45,49

Страховые компании

Страховой маркетинг существенно отличается от банковского тем, что страхование предусматривает специфические особенности накопления капитала. Прежде всего это касается страхования жизни, где формирование накопления капитала осуществляется на базе расчетов по таблицам смертности населения, исходящих из продолжительности жизни различных возрастных и социальных групп.Прирост населения и снижение смертности ведут к увеличению доходов, что способствует расширению операций по страхованию жизни. Главный элемент страхового маркетинга состоит в объективной оценке и анализе динамики роста населения, причин продолжительности жизни и смертности. Такой анализ проводится как по отдельным возрастным группам, так и по специальным группам. Кроме того, страховой маркетинг учитывает уровень доходов различных специальных групп населения, а также состояние системы государственного страхования и социального обеспечения. В то же время маркетинг страховых компаний по активным операциям смыкается с банковским маркетингом, так как речь идет об использовании страховых резервов на рынке капитала и рынке ценных бумаг. Особенность страхового маркетинга в России заключается в том, что независимые акционерные страховые компании в различных отраслях страхования были созданы сравнительно недавно. Становление страхового бизнеса приходится на 1990-1992 гг. Сейчас в России действует несколько сотен страховых компаний. Бывшие государственные страховые учреждения Госстрах и Ингосстрах преобразованы также в независимые акционерные компании. Страховой маркетинг страховых компаний РФ в основном сконцентрирован на расширении пассивных операций, т.е. на пополнение и увеличение страховых резервов. Поэтому главная задача страхового маркетинга сводится к расширению круга клиентов по линии как юридических, так и физических лиц путем предоставления льготных страховых тарифов и внедрения новых видов страхования.Маркетинг страховых компаний по активным операциям может эффективно развиваться только в условиях развитого рынка ценных бумаг, а также при наличии крупных долгосрочных накоплений (накопления страховых резервов), так как страховые компании, особенно компании страхования жизни, инвестируют в основном долгосрочные средства. Однако страховые компании России пока не имеют таких средств, так как заключают страховые договоры в основном на короткие сроки (до 1 года), не рискуя в условиях экономической нестабильности.

Пенсионные фонды

Маркетинговая стратегия пенсионных фондов носит специфический характер, так как определяется в основ­ном услугами в сфере активных операций. Маркетинговая стратегия частных пенсионных фондов сводится к правильному, рациональному размещению долгосрочных денежных резервов в различные виды ценных бумагКак показала практика, пенсионные фонды концентрируют внимание исключительно на акциях и некоторых видах частных облигаций. Вложения сводятся к тому, чтобы на этих бумагах заработать высокие объемы процентных платежей и в конечном итоге предложить на их базе различные формы пенсионного обслуживания в будущем. Таким образом, маркетинг пенсионных фондов сводится к управлению своим инвестиционным портфелем для получения прибыли, которая позволяет в конечном итоге как предложить различные формы пенсионного обеспечения, так и предоставить пенсионное обеспечение для определенных групп на различные сроки.

Инвестиционные компании

Инвестиционные компании представляют собой один из важнейших специализированных небанковских институтов, получивших широкое развитие в странах Запада в послевоенный период. Они базируются и работают исключительно на рынке ценных бумаг, выпуская свои акции, и вкладывают полученные средства главным образом в ценные бумаги частных корпораций, в основном в акции. Поэтому маркетинговая политика инвестиционных компаний определяется как пассивными, так и активными операциями. В отношении пассивных операций основой маркетинга инвестиционных компаний является привлечение как можно большего числа мелких вкладчиков-инвесторов из физических лиц. Поэтому маркетинговая стратегия сводится к продвижению на рынке недорогих акций. Маркетинговая стратегия (и политика) по активным операциям по существу сводится к инвестиционной стратегии, так как полученные огромные денежные средства должны быть вложены на рынке ценных бумаг с таким расчетом, чтобы инвестиционная компания получила прибыль и могла выплатить дивиденды по своим акциям.Свои вложения инвестиционные компании осуществляют на вторичном рынке ценных бумаг, т.е. на фондовой бирже. Поэтому инвестиционные компании сегментируют целевые рынки по видам ценных бумаг. Основная стратегия на рынке ценных бумаг направлена на акции наиболее доходных корпораций, а в последнее время — также на частные облигации.

Финансовые компании

Это вид специализированного небанковского института, главная цель которого состоит в предоставлении потребительского кредита. Он предоставляется физическим лицам, различным торговцам, фермерам, а также мелким компаниям. Финансовые компании базируются на акционерной основе, вкладов не принимают,и поэтому их основная маркетинговая стратегия сводится к кредитному обслуживанию своих клиентов.

Кредитная организация как объект финансового менеджмента

2Цели и особенности финансового менеджмента в кредитной организации.

инансовый менеджмент в коммерческом банке — это система экономических денежных отношений по управлению денежными ресурсами, находящимися в распоряжении банка, в соответствии с концепцией развития банка.

Основные направления финансового менеджмента в банке:

§ формирование политики коммерческого банка;

§ управление собственным капиталом;

§ управление ликвидностью;

§ управление маркетингом;

§ управление доходностью, прибыльностью;

§ управление активами и пассивами;

§ управление кредитным портфелем;

§ управление банковскими рисками.

Объектами деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются анализ финансовых операций банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается:

§ в разработке и использовании систем и методик рационального планирования;

§ в реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, которые посредством различных форм управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта.

Каждый коммерческий банк самостоятельно выбирает приёмы и методы управления. Однако необходимым требованием для всех них является соответствие финансового менеджмента общей концепции развития банковского сектора.

Одной из особенностей финансового менеджмента в российских коммерческих банках является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся примеров ведения банковского дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.147 (0.016 с.)