Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 7: Сохранение исторической памяти, русского языка
Похожие статьи вашей тематики
проблема
| Автор название произведения
| пример
| Историческая память, сохранение и обогащение культуры
Как важно помнить
Русский язык
Тайн языка, связь языка с историей культуры, с историей страны
Проблема канцелярита и проблема сохранения чистоты нашей речи
| Д.С. Лихачёв
«Любовь, уважение, знание»
Д.С. Лихачев
«Письма о добром и прекрасном»
Д.С. Лихачев
«Русская культура»
Твардовский
«Я убит подо Ржевом»
Чингиз Айтматов роман «Буранный полустанок» (другое название «И дольше века длится день»)в нём «Легенда о манкуртах»
А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
Статьи Н.Рериха
И. Абелева книга «Речь о речи».
Американский философ Ралф Эмерсон
Д.К. Ушинский, И.С. Тургенев, В.Белинский
Т. Толстая
«Кысь»
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»,
А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»
Салтыков – Щедрин (а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (б) «История одного города»
Ильф и Петров «Двенадцать стульев»:
| В своей статье "Любовь, уважение, знание" академик Д.С. Лихачёв повествует о "невиданном поругании народной святыни" - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю!
Известный российский публицист, академик Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» так рассуждает о памяти: «Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед»
Академик Д.С. Лихачев в книге "Русская культура " и в других исследованиях определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а сохранение культуры как залог "духовной безопасности" нации. Ученый неоднократно подчеркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Культура всегда живет в диалоге: чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами, тем богаче она становится, тем выше поднимается в своем историческом развитии. Лихачевым разработана "Декларация культуры" - документ, призванный на международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.
Я вам жить завещаю -Что я больше могу? Завещаю в той жизниВам счастливыми бытьИ родимой отчизнеС честью дальше служить. Горевать - горделиво,Не клонясь головой.Ликовать - не хвастливоВ час победы самой. И беречь ее свято,Братья, - счастье свое, -В память воина-брата, Что погиб за нее. В стихотворении прослеживается завещание тем, кто остался жив после войны, то есть нам. Написано в форме диалога от имени убитого солдата. Лирический герой говорит: «Я вам жизнь завещаю». А что это значит? По его мнению, главное – быть счастливыми, с честью служить Отчизне, «горевать горделиво», «ликовать не хвастливо» и беречь в памяти погибших, не забывать тех, кто отдал жизни за Родину! Каждый из нас должен помнить подвиги простых солдат, их мужество, храбрость, благодаря которым мы сейчас живем. В главе «О памяти» поэт возмущается тем, что власти требуют забыть «живую быль», забыть родных и близких. Мы видим, что поэт не может молчать о том, что «душу жжет». Твардовский уверен, что его долг – «домолвить недомолки», рассказать правду. Ведь из этой правды люди должны сделать выводы. Все должны знать не только о том, что хорошо, но и о том, что плохо. Тогда каждый из нас задумается, будет осторожен. Поэт считает, что нельзя забывать прошлое. Конечно, помня тяжелое время своей страны, можно избежать трагические события в будущем.
Манкурт – это человек, который забыл прошлое. Манкуртом обычно оказывался военнопленный, которому сбривали волосы и натягивали на лысину распаренный желудок верблюда. Шкура прилипала намертво, а волосы которые пытались прорасти, начинали расти вовнутрь. От боли человек сходил с ума. Затем пленного оставляли на несколько дней в степи без еды и воды. Нередко на голову его по капле капала вода из кувшина. Цитата из романа: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения».
Лакей Яша, приехавший с Раневской из Парижа, не хотел вспоминать о своей матери, не желал видеть её. Он не ощущает связи ни со своей семьёй, ни со своей Родиной, поэтому хочет как можно быстрее вновь оказаться в Париже.
Н.Рерих в одной из своих публицистических статей говорил о том, что русский язык "может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть". Рерих убеждён в том, что необходимо изучать иностранные языки, чем больше, тем лучше, таким образом русский человек утвердиться в сознании какой чудесный дар ему доверен. К.Рерих не отрицает заимствование слов, он обращает наше внимание на то, что с каждым поколением появляются новые заимствования, которые иногда даже мы не замечаем их. Но "пусть они будут достойны великого языка, данного великому народу", призывает он.
И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.
Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».
Русский язык это национальный язык русского народа. Это язык науки, культуры. Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что "каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа".
Тургеневу принадлежит, пожалуй, одно из самых известных определений русского языка как "великого, могучего и свободного".
«Употреблять иностранное слово,когда есть ему равносильное русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» - В.Белинский.
В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они «кидаются» словами, при этом произнося их отнюдь не правильно. Герои романа разговаривают на характерном карикатурном диалекте, изобилующем старинными словами и выражениями, а также заимствованными из разных диалектов русского. Встречается и немало неологизмов, придуманных автором. Пример: Вот матушка на холм придет, сядет на камушек, плачет-заливается,горючими слезами умывается, то подруженек своих вспомянет, красных девушек, то МОГОЗИНЫ эти ей представятся. А все улицы, говорит, были ОСФАЛЬТОМ покрыты. Это будто бы такая мазь была, твердая, черная, ступишь - не провалишься. Вот если погода летняя, сидит матушка, причитает, а Бенедикт в грязи играет, куличики из глины лепит, а то нарвет желтунчиков и в землю втыкает, будто тын городит. А вокруг раздолье: холмы да ручьи, да ветерок теплый, ходит - траву колышет, а по небу солнышко колобком катится, над полями, над лесами, к Голубым горам. А зовется наш город, родная сторонка, - Федор-Кузьмичск, а до того, говорит матушка, звался Иван-Порфирьичск, а еще до того - Сергей-Сергеичск, а прежде имя ему было Южные Склады, а совсем прежде - Москва. В конце 5 главы 1 тома «Мёртвых душ» Гоголь размышляет над связью языка и характера народа: «Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров нога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» объясняет использование иностранных слов в своей речи: «но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» («упразднили регистратуру за ненадобностью…»), «История одного города» -«Следует градоначальников от сосцов материнских отлучать и воспитывать не обыкновенным материнским млеком, а млеком указов правительствующего сената и предписаний начальства»
«Двенадцать стульев»: «Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
1. Хамите.
2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
3. Знаменито.
4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: "мрачный Петя пришел", "мрачная погода", "мрачный случай", "мрачный кот" и т. д.)
5. Мрак.
6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: "жуткая встреча".)
7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
8. Не учите меня жить.
9. Как ребенка. ("Я его бью, как ребенка" -- при игре в карты. "Я его срезала, как ребенка" -- как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
10. Кр-р-расота!
11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)
12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)
13. Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.)
14. У вас вся спина белая (шутка).
15. Подумаешь!
16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)
17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов».
|
Тема 8: Война
проблема
| автор, произведение
| пример
| Героизм Патриотизм Память подвига солдат
Война – это ужас и боль.
| Л.Н. Толстой.
«Севастопольские рассказы»
«Война и мир»
М.А.Шолохов
«Судьба человека»
Б. Васильев
«А зори здесь тихие»
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».
К.Симонов
Л.Н.Толстой, «Севастопольские рассказы», «Война и мир»
Э.М.Ремарк
«На западном фронте без перемен»
Г. Белль «Дом без хозяина»
Э. Хемингуэй
«Прощай, оружие»
| Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами-чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря, что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания
Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину.
Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму. Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона
Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.
Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом.
Толстой утверждал, что война “есть противное человеческому разуму явление”. … Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб...
Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет:
«Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!»
Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами-чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря, что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие, до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть.
В романе немецкого писателя Генриха Белля «Дом без хозяина» описываются истории двух подростков, оставшихся без отцов, погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три месяца, а другой- еще в утробе матери. Жизнь мальчиков была совершенно различной и с материальной, и с моральной стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не успев побыть женами. Особый трагизм романа обусловлен позицией автора: Генрих Белль осуждал политику Гитлера, поэтому дезертировал их армии и симулировал болезни.
Американский писатель Энерст Хемингуэй, автор таких произведений, «Прощай, оружие», «Старик и море» и других, был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, - это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной…Этот пример противоположен предыдущему, он иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы, а именно бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется войной
|
Тема: Отцы и дети
проблема
| автор, произведение
| пример
| Конфликт поколений
Неблагодарность детей, родительская любовь
| И. С. Тургенев «Отцы и дети»
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский
«Униженные и оскорбленные»
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
| Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.
У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.
Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей.
Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.
Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своем произведении«Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.
|
|